Blueprint
T

специальный проект

сто лет модных сумок

и как главный предмет женского гардероба был символом стиля и знаком статуса


редактор: лера гамина

19 декабря 2023

РЕКЛАМА · ао «стокманн»

Сумки всегда были одним из самых популярных аксессуаров и обеспечивали прибыль мировых брендов. По оценке аналитического агентства SkyQuestt, объем мирового рынка сумок составил 49,12 млрд долларов США в 2021 году. В России в 2022 году сумок продали на 71,2 млрд руб., подсчитали в агентстве «Идея», а ежегодные темпы прироста продаж РБК оценивает в 24,5%. В «СТОКМАНН» же объем продаж в 2023 году вырос на 40% к 2022 и на 30% к 2021 году. Сумки стабильно входят в вишлисты модниц во всем мире, самые желанные модели приобретают статус культовых, а для некоторых брендов сумки становятся частью ДНК. Яркий пример — Guess, завоевавший любовь звезд и покупательниц. Сейчас Guess выбирают Хейли Бибер, Розалия, Леони Ханне. А если выбор селебрити не аргумент, то можно вспомнить, что редкие сумки не только поднимут настроение и усилят образ, но и могут стать основой коллекции и отличной инвестицией. Как с течением времени и изменением уклада менялись знаковые модели и предпочтения покупателей — разбираются The Blueprint и «СТОКМАНН».

на рубеже XIX-XX веков

Как ни странно, в привычном нам виде сумки существуют всего с конца ХIX — начала XX века. По мере того, как менялся образ жизни и женщины все чаще стали ходить без мужчин на прогулки и по делам, понадобилось что-то, куда можно сложить самое необходимое. Так появились первые дамские сумочки — ридикюли из мягкой ткани, очень похожие на большие кошельки. Затем изобрели застежку «фермуар» — элегантный механизм из двух перекрещивающихся бусин. Окончательно сумки стали похожи на современные с изобретением застежки-молнии и началом активного промышленного производства. Это совпало с эмансипацией и изменением уклада жизни: все больше женщин выходили на работу, ездили по городу, а значит, нуждались во вместительных и удобных сумках. Так появились модели на коротких ручках, которые можно было носить в руке и на сгибе локтя. В тридцатых годах такая сумка была символом прогресса, сейчас это вечная классика. Узнать ее легко: хорошо держит форму (хотя края классической сумки могут быть скругленными, как будто повторяя очертания женской фигуры), с короткими ручками, спокойного цвета и без лишнего декора.

Guess Brynlee,
13 500

Guess Lisbet,
15 770 ₽

Guess Jovie,
17 790 ₽

прогресс пятидесятых
и космическая эра шестидесятых


Следующий знаковый поворот в истории сумок случился после Второй мировой войны, и связан он опять с эмансипацией. Точнее, с тем, что одна женщина, Габриэль Шанель, не захотела быть только «женщиной-цветком», как того требовала послевоенная мода. Дизайнер всегда считала независимость и свободу важными ценностями. Поэтому решила — почему бы не сделать сумку на длинной цепочке? Практичные и удобные, но элегантные сумки на длинном ремешке появились в феврале 1955 года сначала у Chanel (эта модель получила название «2.55» и выпускается до сих пор), а далее — повсеместно. Сейчас сумка на длинном ремешке и цепочке — отличный способ сохранить элегантность образа, но добавить ему легкости, свободы и динамики.


В следующем десятилетии высокая мода стала вдохновляться улицей — в шестидесятые в моду ворвалась эксцентрика. Необычные формы, современные технологичные материалы, яркие цвета и рисунки — чем смелее, тем лучше. Зачем нужна классика, если можно выбрать, например, сумку-цилиндр Papillon, которую рекламировала самая главная модель эпохи Твигги. Этот стилистический прием работает до сих пор. Можно надеть классический костюм, но если сочетать его с сумкой-трапецией, цилиндром или треугольником, это добавит образу остроту и дерзость.

Guess Vezzola,
24 590 ₽

Guess Iseline,
21 290 ₽

спортивный шик восьмидесятых


Если в шестидесятых все обожали будущее и новые технологии, а в семидесятых — естественность и богемный шик, то восьмидесятые — это десятилетие культа тела и спорта. «Мне не очень нравилось то, что я видела тогда вокруг. Все это казалось таким старым, буржуазным и скучным. Я хотела найти что-то абсолютно противоположное» — так Миучча Прада объясняет, почему решила делать сумки из нейлона — материала, который больше ассоциируется со спортом и одеждой для улицы, чем с люксом. Но, оказалось, что спорт тоже может быть модным. Нейлоновые сумки стали хитом, а спортивные элементы постепенно стали появляться даже у главных оплотов классического люкса. Как раз в это время на модную сцену выходит Guess. В бренде точно уловили дух времени и сделали ставку на сексуальность и спорт — главные модные идеи восьмидесятых. Guess быстро становится культовым благодаря узнаваемым сексуальным вещам из денима, к которым идеально подходили самые модные сумки того времени — полуспортивные кроссбоди и «багеты» с яркой отделкой.

Guess Vezzola,
11 290 ₽

В 1989 году в России открылся первый универмаг «СТОКМАНН», — покупатели могли приобрести товары, которых не было в СССР, в том числе сумки международных брендов.

минимализм девяностых


Девяностые — важное время для моды. С одной стороны, это годы абсолютно новой стилистики, когда впервые на пике не яркий запоминающийся дизайн, а минимализм и сдержанность. И в то же время это первое десятилетие, когда мода начинает вдохновляться прошлыми декадами. Guess идеально вписался в тренды времени, при этом сохранив свою идентичность. Именно в эти годы выходит культовая реклама Guess с Клаудией Шиффер в образе Брижит Бардо. Клаудия с узнаваемой прической французской актрисы (объемные светлые локоны и челка) носит облегающие джинсы и корсетные топы, кружевные платья и завязанные узлом рубашки. А в 1992 году Guess запускает линию сумок и кожаных изделий. Хитом марки и идеальной парой к их знаковым образам становятся узнаваемые сумки-багеты. Через 23 года Клаудия вновь будет позировать фотографам как лицо бренда, а ее знаменитые снимки начала девяностых станут принтом для сумок.

Guess Jovie,
15 590 ₽

гламур нулевых 


Смешение стилей, на которое мода взяла курс еще в восьмидесятые, достигло пика в начале нулевых. Как и сто лет назад, в ожидании смены эпох мир ждал новых решений и искал образ наступающего тысячелетия. К тому же это время появления на модной сцене новых покупателей — молодых китайских миллионеров, звезд хип-хопа и первых героинь реалити-шоу, ставших олицетворением гламура нулевых. Эта гремучая смесь внесла моду на «все и сразу»: яркие цвета (и особенно — розовый), ретро, отделка молниями. Главным модным высказыванием становятся it bags — главные сумки сезона или узнаваемые модели культового бренда. С этого времени сумка перестала быть просто аксессуаром и стала объектом желания. Это время, когда Guess окончательно становится иконой моды. Сумки бренда точно попадают в запрос аудитории, а статус в индустрии подтверждает работа с Наоми Кэмпбелл, Летицией Кастой, Дрю Бэрримор и Евой Герциговой — главными лицами эпохи.

Guess Mildred,
17 790 ₽

наше время


Если в прежние десятилетия всегда можно было выделить один или два ведущих тренда, то в наши дни главная тенденция — самовыражение. Можно выбрать лаконичность девяностых или смелый дизайн шестидесятых, ретро или классику, спорт или шик. Желание аудитории вновь безошибочно угадывает Guess, ведь у бренда есть сумки для любых образов. К тому же богатое наследие бренда дает безграничные возможности для вдохновения. Многие культовые модели Guess — снова одни из самых актуальных. Как, например, Belle Vintage, любимая селебрити (а еще ее обожают тиктокеры) и поклонниками бренда. Это действительно особенная сумка: хотя ее дизайн вдохновлен историческими первоисточниками, у Guess получилась новая и абсолютно оригинальная модель. Все это лишний раз доказывает не только цикличность моды, но и то, что классная сумка никогда не потеряет актуальности и может передаваться по наследству как семейная ценность. Даже если тренды будут меняться — она своего часа дождется.

Guess Layla,
7 790 ₽

{"width":1200,"column_width":600,"columns_n":2,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}