Blueprint
T

специальный проект

Мод а

и семья

Из чего складывается наш образ и есть ли тут место для преемственности

текст: Мария Карасева

фотограф: Фёдор Битков 

Наш стиль зарождается еще в детстве — с примерки понравившегося маминого платья или папиной винтажной кожаной куртки. Выбор одежды — это не только сочетание определенных вещей, но и отражение внутреннего мира человека, который формируется под влиянием культуры, окружения, увлечений и семейных традиций. Размышляем о цикличности моды и находим пересечения в современных трендах и гардеробе наших старших родственников вместе с тремя победительницами конкурса «Винтажный look» — разносторонними девушками из разных уголков России, для которых важно творческое самовыражение.

посмотреть работы участниц

Конкурс «Винтажный look» прошел во время «Культурного марафона» — образовательного проекта «Яндекса» для школьников и взрослых о культуре. Темой четвертого марафона стала «мода и технологии». Участники познакомились с историей моды и с тем, как в ней отражаются культурные традиции и особенности регионов России. А благодаря конкурсу «Винтажный look» участники попробовали себя в роли стилистов и повторили образы родственников с архивных снимков. Это помогло подросткам узнать, что было модно носить в предыдущие эпохи, и переосмыслить образы со старых фотографий с помощью сочетаний винтажной и современной одежды.

Выберите героиню

Полина Трушникова

Виктория Добродей

Ксения Карасова

Полина Трушникова

17 лет, Омск

О «Культурном марафоне» и конкурсе «Винтажный look» я узнала благодаря Дому творчества, где занимаюсь гитарой. Моя преподавательница предложила мне поучаствовать, потому что знала о моем интересе к истории, фотографии и моде. Я сразу откликнулась: было увлекательно изучить историю моей семьи и, конечно, применить свои художественные навыки. Я обратила внимание на старинную фотографию моих прадедушки и прабабушки 1938 года, где они очень стильно и нарядно одеты. Это было сложное время, а мои родственники смогли не утратить любовь к красивой одежде.

Мой образ для фото состоял из жакета, который я взяла из своего гардероба. Блузки как с оригинального снимка я нашла у мамы. Мы вместе думали, как их преобразить, чтобы они напоминали образы 30–40-х годов. Для этого я искала выкройки различных воротничков и других интересных деталей для блузок — большого банта, интересных пуговиц. Мама помогала сделать их и нашить на блузки. Она тоже очень воодушевилась идеей — мне кажется, я ее заряжаю вдохновением.

Когда я примеряла образы для фото, так погрузилась в атмосферу тех лет, что смогла на какое-то мгновение увидеть мир глазами своих родственников.


Вызовом стал сбор друзей для фото. У меня много отдельных компаний по несколько человек, но ребята друг с другом не знакомы. И вот наступил день, когда они наконец познакомились. Моя преподавательница по гитаре тоже принимала участие и помогала мне. На съемке у нас сложилась очень объединяющая атмосфера.


Я обожаю ретро и коллекционирую винтажные пластинки. У меня большая коллекция: есть образцы 40-х и 50-х. В одежде и аксессуарах люблю фасоны платьев 30-х годов — именно довоенные, с интересным верхом и приталенными силуэтами. У меня даже есть подобные — их мы чудом нашли в магазине. Еще мне нравятся костюмы, как у героинь Марлен Дитрих в известных фильмах, — цилиндр, фрак, черная бабочка-галстук. Тогда женские смокинги и брюки были нововведением, поэтому для меня этот образ кажется революционным.


Знание французского языка помогает мне открывать французскую моду, и, конечно, не обходится без таких мэтров, как Коко Шанель, Ив Сен-Лоран, Кристиан Диор. За современными дизайнерами тоже слежу — мне нравится то, что делают Vetements, Jacquemus, Mugler. Мода прет-а-порте мне понятна, а вот кутюрные коллекции поражают своим масштабом — их очень интересно рассматривать. У меня до сих пор лежат старые журнальные вырезки с фотографиями показов.


За фэшн-советом всегда обращаюсь к маме. Это самый близкий мне человек. Она действительно знает, как лучше. А от бабушки у меня любовь к разным украшениям. Я обращаю внимание на крупные перстни, витиеватые сережки с яркими камнями. Хотя, честно говоря, в моей семье я — тот самый гуру, который всех направляет. На шопинге всегда говорю: «Вот эту футболочку надо взять, эти штанишки примерить».


Я не очень люблю конкуренцию и в конкурсах обычно не участвую. Но этот конкурс меня на это вдохновил. За меня голосовали друзья, друзья друзей, даже знакомые из Франции, с которыми я общаюсь. Было рвение просто попасть в десятку, не говоря уже о победе.


Во время подготовки к конкурсу узнала от бабушки, как мои предки оказались в Омске, — и очень удивилась. В начале XX века они жили в немецком поселении на границе с Пруссией, а после Первой мировой были вынуждены отправиться в Сибирь.


На конкурсе «Винтажный look» участники переосмыслили моду прошлого века и вдохнули новую жизнь в винтажные платья и джинсы-бананы, которые ждали своего часа на антресолях. Проект вдохновил ребят вдумчиво полистать семейные альбомы и расспросить родственников, как те одевались раньше. А после — пофантазировать, как образы прошлых лет могли бы выглядеть сегодня.

ВИКТОРИЯ ДОБРОДЕЙ

16 лет, Калининград

Я никогда не видела бабушку в таком модном образе, как на фото. На ней там и мини-юбка в клетку, и необычный длинный шарф. Мне кажется, снимок максимально подходил под задачу — чтобы ощущалась атмосфера той эпохи. Еще я обратила внимание на обстановку вокруг — там и проигрыватель, и постеры на стене. Заметно, что бабушка думала над общей композицией. Это конец 70-х — ей тогда было лет семнадцать. Фото сделал ее брат, профессиональный фотограф. Меня же сфотографировала подруга.

Аксессуары помогают понять, что тогда было модно. Темный берет несет основную идею. Магнитофон для фото мы нашли у бабушки моей подруги. Там на фоне еще лежат кассеты — уже из 90-х. Где мы только это все не искали — перерыли все шкафы.

Я вижу пересечения в одежде прошлых лет с тем, что мы носим сегодня. Те же расклешенные джинсы, которые всегда носила моя мама, ношу сейчас я. Смотрю на ее фотографии — и мне безумно нравится та одежда. Например, разные платья, кожаные штаны, теннисные юбки, которые на долгое время уходили из моды, а недавно снова вернулись. У меня такие тоже есть. Зависит от погоды, но обычно стилизую их со свитшотом и кроссовками.

В плане стиля равняюсь на маму. Сейчас она носит более строгие костюмы, платья, каблуки. Но спортивные вещи у нее тоже есть. У нас одинаковый размер, поэтому мы часто меняемся. Она берет мою одежду, а я — ее. Так что образы у нас бывают похожи.


В детстве мама учила меня одеваться и сейчас тоже подсказывает. Когда я была маленькой, хотела перемерить из ее гардероба буквально все. Конечно, в первую очередь каблуки. Думаю, что многие девочки в детстве примеряли мамины туфельки и ходили по дому. Образы с ее старых фото, когда я еще не родилась, мне очень нравятся. Например, вот такой: темные, немного расклешенные брюки, кожаная куртка, винтажные темные очки и много аксессуаров.


В маминых образах из середины нулевых меня цепляют обувь и солнцезащитные очки. Не классическая оправа, а интересная вытянутая, притягивающая взгляд. И обувь выглядит любопытно — тогда в моде были более острые носы, разные каблуки, декор в виде цепей. Бабушкины старые шубы тоже мне нравятся — у них интересная отделка и непривычный крой.


Победа в конкурсе была радостной и неожиданной. Когда вошла в топ-10, то рассказала маме и бабушке. Бабушка вообще изначально не знала, что я участвую. Все порадовались и очень удивились. Это же восторг — бабушкина фотография не просто так пролежала в шкафу, и мои труды оказались не напрасны.


Благодаря конкурсу мне захотелось по-новому взглянуть на старые фотографии и расспросить бабушку о том, как они тогда одевались и фотографировались. Вышло очень любопытно! Например, я думала, что бабушке на том фото лет 30, а оказалось, что она — моя ровесница. А еще у бабушки всю жизнь была короткая стрижка. Я ее спросила, почему она не носит длинные волосы. Она ответила, что они ей не идут. А мне было бы так интересно увидеть ее с другой прической.


Ксения Карасова

17 лет, Петрозаводск

О конкурсе узнала от своей преподавательницы в Колледже технологии и предпринимательства. Это очень творческое место, где постоянно проводятся интересные мероприятия — например, конкурс, где мы экспериментируем с различными окрашиваниями и прическами. 

Для конкурса «Винтажный look» мне было интересно повторить образ моей прабабушки, которую я, к сожалению, не застала. Фотографий было несколько — выбранная больше всего была похожа на старый снимок. Мне кажется, что прабабушке на фотографии лет 18–20 — она очень юно выглядит.

К фотосессии мы готовились в учебной гримерке колледжа. Там же подбирали наряды. Вместе с преподавательницей решали, что лучше всего подойдет. Выбранное платье было не по размеру, поэтому пришлось его немного подогнать по моей фигуре. Оно довольно старинное — лет 20 точно есть.

Моя преподавательница помогала мне с прической — ее делали довольно долго. Сначала — начес и объем, чтобы было похоже на образ с фотографии. Затем все закрепляли лаком, чтобы ничего не распалось и смотрелось максимально аутентично.


Многое из того, что носили раньше, возвращается. У моей мамы есть фотографии, где она в ярких свитерах и широких штанах, которые популярны сейчас. Смотрю снимки мамы и понимаю, что она и сейчас в этих образах была бы модной. У меня даже сохранилось несколько свитеров. Один из них мама связала сама — он черный с красными и белыми узорами, прямого силуэта и немного укороченный. Я бы и сейчас его надела — только заправила бы переднюю сторону.


Когда я была маленькой, примеряла мамины туфли и платья. Хорошо помню белые лодочки с бантиком на носике, с открытой пяткой и тонким ремешком. И закрытое черное бархатное платье. Сейчас такие тоже носят.

Мое желание наряжаться зависит от повода и настроения. Если есть время погулять и встретиться с друзьями, то могу принарядиться. Зимой предпочитаю, скорее, деловой стиль. А летом ношу что-то легкое — платья, сандалии, открытые туфли. Мне, кстати, нравится многое из того, что раньше было модно: например, широкие джинсы и потертые футболки. Хотя замечаю, что сейчас в тренде многослойность, а тогда был в основном один главный элемент в образе. Мне кажется, в те времена носили больше облегающих вещей, а сейчас в моде оверсайз.


В секонд-хендах и комиссионках зачастую можно найти больше, чем в брендовых магазинах. Когда туда захожу, обращаю внимание на винтажные свитера, куртки, джинсы. Встречаются и необычные пиджаки — недавно с подругой наткнулись на голографический. Очень много всего там можно найти и потом интересно замиксовать. Недавно примеряла там базовое платье, которое можно дополнить ремешком. А еще коротенький мужской кардиган и джемпер. Мне нравится, что вещи из мужского отдела смотрятся на мне свободно.


Я увлекаюсь рисованием и сама могу что-то изобразить на одежде. Я пять лет училась в художественной школе и понимаю, как лучше сочетать цвета и разные принты. Я раньше и джинсы креативно обыгрывала, и кроссовки разрисовывала. Кастомизировала одежду для друзей и даже принимала заказы.


При подготовке к конкурсу я изучала старые фотографии моих родственников и обращала внимание на их стиль. В маминой молодости было много вещей, которые напоминают современную подростковую одежду. А если брать фото бабушек и прабабушек, то там все попроще. Мне кажется, что их нарядная одежда смотрится сейчас как повседневная.


В финал конкурса «Винтажный look» попало 10 фотографий, которые набрали больше всего лайков. Трех победителей определило профессиональное жюри — оценивалась целостность образа, общая атмосфера и соответствие стилю эпохи с оригинальной фотографии. Проект стал для участников импульсом прикоснуться к истории и традициям старших родственников и самостоятельно проверить, может ли на стыке винтажного и современного получиться модный образ.

команда

фото

Фёдор Битков 

продюсер

Фарида Мустафаева

дизайнер

Виолетта Чекан 

макияж и прическа

Фариза Родригез

менеджер проекта

Анна Ефения

осветители

Сергей Бузин, Сергей Соломатин

стиль

Юлия Гриб

арт-директор

Светлана Павлова 

ассистент стилиста

Дарья Патлань

сет-дизайн

Екатерина Старостина 

креатив

Николь Антонян

ассистент сет-дизайнера

Екатерина Грачева

продакшн-директор

Анастасия Терехова 

редактор

Анастасия Лябина

РЕКЛАМА • ООО «ИНТЕРСЕРЧ СОЛЮШНС»

{"width":1200,"column_width":81,"columns_n":12,"gutter":20,"line":37}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}