Икона стиля Дэвид Хокни
У Дэвида Хокни дьявол прячется в деталях: цветные носки, причудливые головные уборы. Его искусство и манера одеваться определяли работы художников и дизайнеров последних десятилетий. The Blueprint поздравляет любимого мастера с недавним днем рождения (9 июля ему исполнилось 83 года) и, пользуясь случаем, внимательно рассматривает его картины и наряды.
Дэвид Хокни на открытии выставки, примерно 1965 год.
— Image by © Bob Adelman
Дэвиду Хокни вчера исполнилось 83 года. За его 60 лет «жизни в искусстве» он успел показать больше 400 выставок своих работ — не считая групповых проектов. Когда его признают важной фигурой британского поп-арта 1960-х, то скорее недооценивают — речь идет, в конце концов, просто об одном из главных художников XX века, который по-своему интерпретировал множество художественных традиций — и передал их дальше, тем, кто пришел к нему на смену. С другой стороны, Дэвид Хокни — сам по себе поп-звезда: 20 тыс. билетов на выставку Хокни в Тейт были распроданы еще до открытия — рекордный показатель для галереи.
«Модель с незавершенным автопортретом», 1977
Хокни учился в Королевской академии искусств в то время, когда магистральным течением был абстракционизм в духе Поллока, — но сам он сразу решил, что интереснее изображать реальный мир. Оставалось понять, почему для хорошей картины точной фотографической передачи мира будет недостаточно. Ответы Хокни искал в американском поп-арте, египетском искусстве с его стилизованными формами, в чистоте цвета и элегантности композиций эпохи Возрождения. Он занимался иллюстрациями и фотографией, создавал огромные, 10-метровые холсты, в последние годы увлекся рисованием на iPad, изучал техники старых мастеров и написал несколько книг об истории европейского искусства. Но любим мы его и знаем в первую очередь за иконические работы — калифорнийские бассейны и йоркширские пейзажи с невероятно яркими и чистыми цветами, — которые могут напомнить даже о Ван Гоге, которого Хокни очень любил (эта любовь станет фундаментом долгой дружбы и литературного соавторства с критиком Мартином Гейфордом).
Свой собственный образ Хокни как будто тоже рисовал, умело смешивая яркие тона и пастельные: канареечно-желтый галстук на приглушенном фоне голубой рубашки будет этому отличным примером. В результате сложился имидж, который безотказно работает на Дэвида уже минимум полстолетия. Яркие кардиганы, джемперы и рубашки с расстегнутой на воротнике пуговицей, геометрический принт (полоска и/или горошек), широкие, часто укороченные брюки и, конечно же, совершенно безумные костюмы, пошитые на Savile Row, относиться к которым серьезно — невозможно.
Дэвид Хокни за кулисами спектакля «Король Убю» в театре «Ройал-Корт» в Лондоне, июль, 1966
— Image by © Hulton-Deutsch
«Дэвид Хокни о Винсенте Ван Гоге», интервью на Youtube-канале Van Gogh Museum
Не относиться к своему гардеробу слишком серьезно и «не обращать внимание на то, что скажут соседи» Дэвида научил отец-бухгалтер, который по вечерам посещал художественную школу и одевался на манер Фиделя Кастро. От Кастро Кеннет Хокни унаследовал не только любовь к камуфляжу, но и коммунистические взгляды, которых сын, к слову, не разделял. Разделял он готовность страстно бороться за все, что любишь, — так, много лет спустя Хокни-младший, большой любитель сигарет Camel, начал активно выступать против запрета на курение в пабах. «Бездымной богемы не существует», — говорил Дэвид.
Хокни, очевидно, относящий себя к этой самой богеме, обычно выглядит так, будто надел первое, что попалось под руку, и в то же время очень долго стоял перед зеркалом, тщательно подбирая, с каким цветом лучше сочетается его правый красный носок — с желтым или зеленым. Детали — самое интересное в гардеробе Хокни. Если носки, то разных цветов. Если галстук, то ни в коем случае не затянутый на тугой узел. Если очки, то в круглой толстой оправе. Последние, кстати, навсегда стали визитной карточкой Дэвида Хокни (студенты художественных институтов часто шутят, что хотели бы купить такие очки, чтобы начать видеть цвета так, как их видит он).
«Дэвид Хокни о Винсенте Ван Гоге», интервью на Youtube-канале Van Gogh Museum
В стилистические эксперименты Хокни пускался с той же удивительной легкостью, с какой пробовал новую манеру живописи. Так, в 1960-х, находясь в Нью-Йорке, он покрасил волосы в блонд, потому что увидел по телевизору рекламу краски со слоганом «Блондинкам живется веселее». «Целевой аудиторией той рекламы, скорее всего, не были мужчины из Брэдфорда, но именно тогда Хокни покрасил волосы. Заигрывал ли он с гендерными стереотипами?» — задаются вопросом The Guardian. Возможно. Также вероятно, что он просто хотел стать еще ярче.
Tyler, The Creator в клипе «A boy is a gun»
JW Anderson, осень-зима 2018
Michael Kors, весна-лето 2013
Tyler, The Creator в клипе «A boy is a gun»
Сегодня его волосы белы безо всякой краски — постарались годы. Но любви Хокни ко всему разноцветному, полосатому и асимметричному эти годы не убавили. Он все так же носит причудливые головные уборы, зеленые кардиганы, красные галстуки, подтяжки и бутоньерки. И его личный стиль повлиял на моду так же сильно, как и его искусство. Только за последние десять лет в своих коллекциях его цитировали JW Anderson, Michael Kors и John Galliano. Шоу-бизнес не отстает: американский GQ под впечатлением от Хокни снимает Фаррелла Уильямса на пастельном фоне, Гарри Стайлз носит такие же, как у Дэвида, кардиганы, а Tyler, The Creator в клипе A boy is a gun и вовсе стоит у бортика бассейна в ярком костюме, глядя на плывущего к нему под водой парня. Кажется, из художников XX века в XXI Хокни остается самым современным.