За что мы любим Сьюзан Сарандон

15 августа в российских кинотеатрах стартовал фильм Ксавье Долана «Смерть и жизнь Джона Ф. Донована», где Сьюзан Сарандон играет мать главного героя (а его — Кит Харингтон из «Игры престолов»). Сарандон — одна из той редкой когорты настоящих актрис категории А, которые смогли преодолеть эйджизм Голливуда, не растеряли с годами чутья на крутые проекты и еще не боятся высказываться на политически острые темы. Вот три доказательства.
Бунтарка с «Оскаром»

Сьюзан Сарандон в фильме «Джо», 1970

Сарандон — одна из тех актрис, которые, кажется, были с нами всегда: в виде отчаянной домохозяйки в «Шоу ужасов Рокки Хоррора», иствикской ведьмы, горячей мамы в комедийном клипе The Lonley Island и Джастина Тимберлейка Motherlover и даже возлюбленной Катрин Денев в вампирской драме Тони Скотта «Голод». Но, пожалуй, одну из своих самых важных ролей актриса сыграла у его брата Ридли — в «Тельме и Луизе». История двух подруг, чей роуд-трип по Америке превращается в серию преступлений и бегство от полиции, стала хитом проката и подарила Сарандон народную славу — когда актрисе было уже за сорок. «Тельма и Луиза» считается феминистской киноклассикой; после нее многие даже предвкушали перемены в индустрии в пользу женщин (в реальности же это ожидание растянулось на несколько десятилетий).
«Тельма и Луиза», 1991



«Шоу ужасов Рокки Хоррора», 1975
«Дархэмские быки», 1988
«Атлантик-Сити», 1980

клип Motherlover, 2011
«Голод», 1983
Впервые в центре типичного buddy-movie оказались не двое мужчин, а две женщины, да еще и дающие серьезный отпор всем, кто оказывается на их пути. Но и здесь не обошлось без противоречий. В ранних интервью Сарандон говорила, что главное, чего ей хотелось избежать в «Тельме и Луизе», — это эстетизации насилия, и, по мнению актрисы, фильм получился не об этом. Однако не все критики с ней согласны: некоторые посчитали картину излишне жестокой, и именно этот фокус на насилии дискредитировал в их глазах феминистский градус фильма.
Спустя четыре года Сарандон признала и Американская киноакадемия. Актриса взяла «Оскар» за главную роль в «Мертвец идет» Тима Роббинса, где играла духовную наставницу убийцы-заключенного (Шон Пенн). Наполовину итальянка, Сарандон говорила, что религия сыграла важную роль в формировании ее личности. «Меня воспитывали католичкой, и поэтому меня очень тянуло ко всей этой таинственности латинской культуры, к ее секретам и обманам… Отчасти из-за этого я в конце концов выбрала карьеру артистки».

«Мертвец идет», 1995
Активная оппозиционерка
Сьюзан Сарандон была активисткой задолго до того, как это стало большим голливудским трендом. Вместе с другими актрисами, известными своей политической позицией (Джейн Фондой, Джулианной Мур, Шейлин Вудли), она регулярно выходит на митинги и готова давать комментарии прессе по самым острым поводам. Сарандон протестовала против войны в Ираке, участвовала в Occupy Wall Street и «Женских маршах», а год назад ее арестовали на акции против иммиграционной политики Дональда Трампа.
С именем нынешнего президента США связан главный политический скандал в карьере актрисы: в отличие от многих знаменитостей, Сарандон отказалась голосовать за Хиллари Клинтон на президентских выборах в 2016 году и даже говорила, что Трамп — меньшее из зол. Причиной такой сильной нелюбви к кандидатке от демократов стала позиция Хиллари Клинтон по поводу войны в Ираке, а также ее отказ поддержать увеличение минимальной оплаты труда c $7,25 до $15. «Это доказывает, что она точно не феминистка, ведь прекрасно известно, что в 50% американских семей доход обеспечивают женщины», — объясняла свою позицию Сарандон.
Даже год спустя после избрания Трампа актриса, известная своими пацифистскими взглядами, не изменила мнение по поводу Клинтон: «Я правда считала, что она очень и очень опасный кандидат. Если бы она стала президентом, мы бы продолжали добывать газ с помощью гидроразрыва пласта (в 2012-м и в 2014-м этот метод добычи был признан незаконным в штатах Вермонт и Нью-Йорк), продолжали бы участвовать в войне. Ничто бы не шло гладко». Вместо этого Сарандон поддерживает демократа Берни Сандерса. Не меньше ее волнуют и права ЛГБТ: в 2015-м актриса запустила кампанию по сбору средств на съемки документального фильма о религиозной девушке-подростке из Северной Каролины, которая решилась на трансгендерный переход.

Сьюзен Сарандон с Джулианной Мур
Икона стиля без стилиста
Сарандон не опасается и ярких модных высказываний на ковровых дорожках — достаточно вспомнить знаменитый белый пиджак с глубоким декольте, за который актрису пытался пристыдить британский ведущий Пирс Морган в 2016-м. Ему вторят и консервативно настроенные критики и желтая пресса: все они традиционно называют обтягивающие платья из бархата, шелка или пайеток Donna Karan, Alberta Ferretti и Gucci эпохи Фриды Джаннини нарядами «не по возрасту». В отличие от Селин Дион такие образы Сарандон выбирает сама: у нее сейчас нет стилиста и все модные риски она берет на себя.
Однажды актриса пришла на премьеру фильма «Милые кости» в Новой Зеландии босиком, запустив своеобразную моду. За ней этот жест повторили Кристен Стюарт, Эмма Уотсон, Джулия Робертс, восставшие против принятых на официальных светских мероприятих каблуков. В удивительно старомодных по части дресс-кода Каннах Сарандон надевала строгие костюмы вместо привычных платьев, обувь без каблука и темные очки. Безусловно, уверенности на красной дорожке актрисе придает опыт, полученный за почти 50-летнюю карьеру: «Первый раз я оказалась в Каннах на премьере „Прелестного дитя“ в 1978-м, и на эти фото стоит взглянуть. У меня тогда не было ни визажиста, ни парикмахера, на мне было винтажное платье. Тогда-то я и узнала, что вспышки фотографов могут просветить твой наряд насквозь».

Премия Гильдии киноактёров США, 2016

Канны, 1978



Канны, 2017
Канны, 2016
на премьере фильма «милые кости» в новой зеландии, 2009