Лицо «Правды»:
Жюльет Бинош
6 февраля в российский прокат выходит семейная драма «Правда», про нелегкие отношения кинозвезды и ее дочери-сценаристки. За международный размах в этом камерном по сути фильме отвечают японский режиссер, обладатель золотой пальмовой ветви Хирокадзу Корээда, и четырехкратный оскаровский номинант Итан Хоук, а за французский характер – две легендарные парижанки: Катрин Денев и Жюльет Бинош. Самое время вспомнить, как Бинош стала одним из символов французского кинематографа и иконой стиля.
Сказать, что Жюльет Бинош — амбассадор французского кино в мире, не будет преувеличением. Для рядового зрителя она — воплощение всех француженок сразу. А для профессионального сообщества — актриса, чаще других соотечественниц попадающая в список номинантов на главные кинонаграды: ее отмечали члены Американской киноакадемии (номинация за фильм «Шоколад» и «Оскар» 1997 года за «Английского пациента»), жюри «Золотого глобуса» и премии Гильдии киноактеров. В нулевых ее, правда, догнала Марион Котийяр — но это, разумеется, не лишило Бинош статуса легенды.
Несмотря на мировую славу и работу с Энтони Мингеллой, Майклом Ханеке и Гаретом Эдвардсом (в 2014 году Жюльет снялась в его «Годзилле»), главное поле работы Бинош — французское независимое кино, и часто именно она делает ему кассу в мировом прокате.
«Двойная жизнь», 2017
«Правда», 2019
читайте также
Бинош успела поработать едва ли не со всеми значимыми режиссерами Старого Света от Годара до Кислевского, а в последнее время особенно любит сниматься у Клэр Дени и Оливье Ассайяса. Режиссер дважды — в «Зильс-Марии» и «Двойной жизни» — делегировал ей роли актрис, столкнувшихся с возрастным кризисом. А в новой «Правде», снятой маститым японцем Хирокадзу Корээда, она играет дочь кинодивы. А ту — матриарх французского кино Катрин Денев.
Столкнув на экране двух главных женщин французского кинематографа, Корээда сам будто слегка приобрел французский акцент: некоторые критики даже сравнивают «Правду» с «Двойной жизнью». «Бинош всегда играет как бы в двух измерениях, — написал о ней для Madame Figaro французский журналист и писатель Янник Энель. — Показывает чувственную жизнь и жизнь духовную (в ее исполнении они сливаются воедино). Похожим образом играла Ингрид Бергман: на ее лице можно было прочитать страдания раненой души; страсти, которые втайне ее пожирали... Но при этом на экране она представала матерью семейства на кухне или покинутой влюбленной».
Катрин Денев и Жанна Моро в фильмах Франсуа Трюффо
Действительно, Бинош — как и любой талантливой актрисе — удаются абсолютно разноплановые роли: от жизнерадостной хозяйки кондитерской в «Шоколаде» Лассе Хальстрема до бездомной художницы, постепенно теряющей зрение, в «Любовниках с Нового моста» Лео Каракса. При этом каждая ее героиня, что бы с ней ни происходило, чувственна и витальна — пусть это и не заметно с первых кадров. Так, в знаменитом «Три цвета: синий» Кшиштофа Кесьлевского Бинош играет женщину, потерявшую в аварии маленькую дочь и мужа. Вначале она пытается покончить с собой, затем решает начать жизнь с нуля и в итоге — мало-помалу — возвращается к себе прежней: обрастает друзьями, привязанностями, понимает, что может примириться с действительностью и даже стать счастливой. В «Шоколаде» Хальстрема на жизнелюбии Бинош (и, как следствие, ее персонажа) и вовсе строится весь сюжет: Виенн с ее ярким характером сперва настраивает против себя жителей городка, а затем, как это часто бывает, открывает им новый смысл жизни, меняет их судьбы. «Фильм с Жюльет Бинош» — когда кто-то произносит эту фразу, мы всегда примерно представляем, что нас ждет: скорее всего, французская (в крайнем случае европейская) картина с легким, но не лишенным глубины сюжетом — конец у нее будет неоднозначный, но скорее счастливый, чем трагический. И она, совершенно точно, будет стильной.
«Любовники с Нового моста», 1991
При этом, по словам Бинош, к красоте и моде она всегда относилась спокойно, даже бесстрастно. Fashionista ее не назовешь. Лицом бренда c мировым именем она была лишь однажды: в 1995 году Бинош подписала контракт с Lancôme и до 2000 года рекламировала аромат Poeme — полнокровный, громкий, белоцветочный, под стать ее романтичному образу на экране. Автором фото был Ричард Аведон, а видеоролик снимал Энтони Мингелла. Но сама актриса громкой и томной Poeme в реальной жизни предпочитает куда более строгий и аскетичный Christalle Chanel — холодноватый шипр.
читайте также
Стиль в фильме: «Любовники с Нового моста»
«Три цвета Синий», 1993
Бинош тем не менее можно увидеть на модных показах парижской недели. Иногда она сидит в первом ряду на шоу Джорджо Армани или Оливье Рустена для Balmain — вещи обоих дизайнеров Жюльет с удовольствием носит. А кроме них — Stella McCartney и Acne. Впрочем, это не значит, что ее собственный стиль не менялся. В 1990-е и в начале нулевых она, как и многие, увлекалась минимализмом и обожала черный. Чего только стоит ее появление на SAG Awards в 2001 году в черном облегающем платье с декольте, берете и черных перчатках по локоть. «Оскар» за «Английского пациента» в 1997-м Бинош пришла получать в сдержанном бархатном наряде горчичного цвета Sophie Sitbon — некоторые, впрочем, посчитали его одним из худших в истории церемонии.
Позднее ее платья на красных дорожках стали «праздничнее» и затейливее — Бинош полюбила стразы, вышивку и яркие цвета. В 2007-м она, например, появилась на торжественном ужине в честь юбилея Каннского кинофестиваля в платье цвета фуксии — и снова с обнаженными плечами, а в 2010-м — тоже в Каннах — пришла на премьеру фильма «Копия верна» в наряде из золотой ткани в стиле 1920-х — обращаться к этой эпохе она вообще любит.
В последнее время стиль Жюльет стал близок к тому, что глянцевые журналы называют effortlessly chic: она часто носит комбинезоны, блузы и брючные костюмы — в последних, надо сказать, она выглядит так же бесподобно, как ее коллега Изабель Юппер. «Работой некоторых дизайнеров я восхищаюсь, — говорит Бинош. — Их чувство формы и цвета — все это напоминает мне живопись». Но в других интервью признается, что мир моды кажется ей поверхностным, а бесконечные отретушированные съемки моделей и звезд в журналах и в рекламных кампаниях возмущают и приводят в недоумение.
В целом Бинош из тех женщин, которые ненавидят рамки. Ее не устраивают ярлыки «романтической героини» или «типично французской актрисы». И уж тем более ей не понравилось бы быть исключительно «иконой стиля». В интервью она шутит, что отчасти из-за своей нелюбви к ограничениям ни разу не соглашалась выйти замуж — хотя четыре раза была в длительных отношениях (в том числе с Лео Караксом, с актером Оливье Мартинесом, с профессиональным ныряльщиком Андре Алле и с режиссером Бенуа Мажимелем) и четыре раза получала от мужчин предложение.
Канны, 2007
Канны, 2010
Оскар, 1997
SAG Awards, 2010
Канны, 2017
читайте также
За свою более чем тридцатилетнюю карьеру Жюльет всегда стремилась успеть и попробовать все. Снималась в кино, играла в театре, а в 44 года стала профессиональной танцовщицей — станцевала главную партию в спектакле, который поставил не кто-нибудь, а легендарный хореограф Акрам Хан. «Мы зачем-то все время себя ограничиваем, — сказала она в интервью The Guardian. — Когда мне было 14, передо мной тоже встала дилемма. Я любила живопись и театр, и мне казалось, я должна выбрать что-то одно. У моей мамы была подруга-художница, и я ей об этом рассказала. И тогда она подписала мне рисунок словами: „Жюльет, выбирай заниматься всем, чем хочешь!“. С тех пор эта фраза со мной навсегда».
Хореограф новой «Жизели» Акрам Хан: «Классика для богов. Современность для людей»
В последнее время к списку занятий Бинош добавился активизм. Она помогает женщинам найти свое место в киноиндустрии: в 2016 году вместе с Джессикой Честейн и Queen Latifah она участвовала в создании некоммерческой продюсерской компании We Do It Together, которая занимается финансированием проектов, инициированных женщинами или так или иначе затрагивающих тему их прав. Актриса активно высказывается в защиту прав человека и против харассмента. Она также в числе самых неутомимых борцов за экологию — и против глобального потепления. А не так давно Бинош открыто выразила поддержку французскому протестному движению «желтых жилетов», заявив на страницах Der Spiegel, что, хотя методы борьбы протестующих иногда кажутся ей жестокими, она их прекрасно понимает: «Большая часть из них выходит на улицу просто потому, что жить на такую зарплату уже невозможно... Я знаю, что такое финансовые трудности, я сама пережила их в полной мере в начале своей карьеры».
Когда Бинош спрашивают о том, что движет ею — в том числе заставляет бороться за права других, она говорит об отсутствии страха, о здоровом любопытстве — и, как это ни парадоксально, об интересе и о любви к жизни во всех ее проявлениях. «Да, я очень люблю жизнь, — рассуждает она. — Я по натуре жизнерадостная. У меня, например, не бывает приступов хандры, представляете? Мне нравится жить, даже если иногда для счастья нужно быть бдительными и не закрывать глаза на некоторые вещи. Я не из тех, кто бежит от драм — ведь жизнь требует того, чтобы ее проживали, не прячась».