Катрин Денев и Жанна Моро в фильмах Франсуа Трюффо
Катрин Денев и Жанна Моро в фильмах Франсуа Трюффо
Текст: Виктория Дядькина
По ранним картинам Франсуа Трюффо можно было бы составить антологию моды 1960-х. Вспоминаем три ключевых женских образа из его фильмов.
Как и все представители французской «новой волны», режиссер, сценарист и талантливый вдумчивый кинокритик Франсуа Трюффо хорошо знал историю кино и при этом внимательно следил за тем, что делают его современники. Среди любимцев Трюффо — Ренуар и Хичкок, чьи приемы он без стеснения заимствовал. Цитаты в его фильмах зашиты не только в отдельные кадры и сцены, но и в цветовую гамму. Отсюда трепетное отношение Трюффо к выбору костюмов для героинь — неважно, были они взяты из их личного гардероба, или сшиты именитым кутюрье специально для картины.
Тельняшки в «Жюле и Джиме» (1962)
Историю любви двух закадычных друзей и взбалмошной Катрин в исполнении Жанны Моро можно использовать как справочник по киноязыку «новой волны»: летающая портативная камера, неразрешимые этические проблемы и емкие диалоги, которые объективно важнее сюжета. Сама Моро называет свою роль в «Жюле и Джиме» лучшей в своей карьере — французская интеллектуалка с очаровательными неврозами и страстью переодеваться в мужскую одежду. В будущем эту историю попробуют разыграть абсолютно разные режиссеры, но когда слышишь «Жюль и Джим», воображение неизменно рисует две картины. Девушка в смешной кепке, растянутом свитере и с нарисованными усами в компании молодых людей — это раз. Трое на пляже в полосатых купальных костюмах — это два. Вообще, в ранние 1960-е фильмов без тельняшек будто бы и не было. Вспомните хотя бы Джин Сиберг в ленте «На последнем дыхании» — полосок должно быть много.
Что купить
«Сирена с „Мисси-сипи“» и Yves Saint Laurent
«Сирена с „Миссисипи“» и Yves Saint Laurent
Хичкоковская авантюристка Катрин Денев и Бельмондо в амплуа неудачника — зрители отказывались смотреть на любимых актеров в непривычных ролях, и фильм провалился в прокате. При этом за резкой сменой образов Жюли–Марион в исполнении Денев следить не менее увлекательно, чем за развитием детективной линии. От бежево-голубых блуз с воланами до роковых красно-черных боди, расшитых пайетками, и наоборот — по смене цветовой гаммы можно посчитать, сколько раз главная героиня пыталась покончить со своим криминальным прошлым (и сколько раз эта затея проваливалась). Художником по костюмам выступил Ив Сен-Лоран, ранее одевавший Денев в «Дневной красавице» Бунюэля и «Капитуляции» Кавалье (на этом их сотрудничество не закончится — в YSL Денев будет играть в «Голоде» Тони Скотта и «Лизе» Марко Феррери). Ленту Трюффо можно считать гидом по ключевым кодам модного дома: элегантность, приталенный силуэт, блестки и экзотические мотивы. Например, в тунике в стиле сафари, похожей на наряд Катрин Денев в «Сирене с „Миссисипи“», Верушку двумя годами ранее снял Франко Рубартелли. Снимок моментально стал классикой глянцевой фотографии.
Что купить
«Невеста была в трауре» и Pierre Cardin
«Ставьте пластинку, а я открою бутылку», — этой фразой из картины Трюффо мог бы начинаться почти любой французский фильм «новой волны». Обычно за этим следует изящный диалог, момент интеллектуального напряжения, легкое хамство и любовная сцена (в любой последовательности), но «Невеста была в трауре», напротив, — безупречно структурированная криминальная история с ясным делением на пять глав. Героиня Жанны Моро — невеста, овдовевшая прямо у венца, — мстит обидчикам. Отсюда в ее гардеробе только два цвета: черный и белый. Все платья Pierre Cardin костюмеры одолжили из личного гардероба актрисы, хотя на момент съемок она переживала разрыв с дизайнером после четырехлетнего романа. В ленте Моро носит платья A-силуэта, длинные кейпы, туники с открытыми плечами и воздушные шарфы — параллели с римской богиней Дианой, вечной девственницей, прослеживаются не только по сюжету.
Что купить