Надкаблучники
Мужская обувь на каблуке, которая возвращается в моду, — еще один гвоздь в крышку гроба токсичной маскулинности. Объясняем, как она появилась, кто ее носит и почему вам тоже она необходима.
«Сегодня я впервые пришел на премию на каблуках. Вернулся домой после потрясающего вечера, услышал, как они стучат по паркету, и подумал: «Черт возьми, ДА!», — написал певец Сэм Смит сразу после британской премии «GQ Человек года», на которую пришел в черных лакированных челси Gucci. В них же появился в прошлом году на Met Gala Гарри Стайлс, а в таких же, только красных, Джаред Лето — на Brit Awards. Вне официальных мероприятий и премий мужская обувь на каблуке тоже не редкость. Модель Алтон Мэйсон ни в одной поездке не расстается с голубыми челси Christian Louboutin, а Лука Саббат — с белыми Margiela Tabi Boots, которые носит со спортивными брюками. Высота каблука варьируется: примерно от 4,5 см (они свойственны большинству мужских моделей Saint Laurent) до экстремальных 10,5 (в которых Рик Оуэнс становится выше своей супруги Мишель Лами уже на две головы). На первый взгляд между конвенциональными челси и эпатажными ботинками Rick Owens общего мало, но факт остается фактом — еще два года назад выход Джастина Бибера в «безопасных» челси Saint Laurent вызывал реакцию неоднозначную, а сегодня все больше мужчин выбирают каблук.
Джастин Бибер
Лука Саббат
Джаред Лето
Гарри Стайлс
На самом деле исторически — каблук элемент именно мужской обуви. «В первой трети XVII века, когда новая, избыточная эстетика — барокко — постепенно становится доминирующей во всех сферах визуальной культуры западных стран, каблук начинает робко обозначать себя в двух вариациях. Во-первых, он появляется как функциональная деталь на сапогах и фиксируется в военной форме. Во-вторых, становится важной частью светского костюма высокопоставленного мужчины», — говорит исследователь моды Тим Ильясов. Важную лепту в популяризацию мужской обуви на каблуке также внес театр. «Он предполагал физическое возвышение актера на сцене, чтобы его было видно (как, впрочем, и в античные времена)». Но чаще всего каблуки носила именно знать. «Их туфли были украшены большими бантами или драгоценными пряжками. Важным элементом мужского гардероба каблуки оставались вплоть до Великой французской революции, которая напрочь изменила внешний вид европейцев. В первые десятилетия XIX века случился „великий мужской отказ“: из гардеробов мужчин ушли перья, кружева, цветные шелковые ткани и вышивки. Исчезли и высокие каблуки. Окончательно основные каноны мужского костюма закрепились к середине XIX века и с тех пор радикально уже не менялись: брюки, рубашка, галстук, жилет, пиджак, носки, туфли. В начале XX века обувь с увеличенным каблуком надевали только рьяные денди (но это уже воспринималось как эпатаж) и ковбои (которые носили и продолжают носить по сей день ковбойские сапоги — городской вариацией которых можно считать казаки)».
Shoeporn: самая запоминающаяся обувь на мужских неделях моды
Энсел Элгрот, «Золотой Глобус» 2020
читайте также
Tyler, the Creator, «Грэмми» 2020
Нельзя сказать, что современные мужчины встали на каблуки «внезапно». Это произошло именно тогда, когда и должно было произойти — в эпоху отказа мира моды от токсичной маскулинности.
Хроника текущих событий: Дев Хайнс позирует на обложке корейского GQ в платье, Tyler, the Creator — на красной дорожке «Грэмми» в костюме оттенка millenial pink и с накрашенными блестящим лаком ногтями, а Энсел Элгрот на «Золотом Глобусе» появляется с глиттерным мейкапом. И хотя последний попал из-за этого в скандал (за якобы апроприацию ЛГБТК±культуры), отрицать очевидное невозможно — гендерные стереотипы как минимум в шоу-бизнесе стерты.
Тенденция выходит и за пределы глянцевого мира — в Европе и на Западе мужчина в каблуках на улице — явление распространенное. «Я живу в Лондоне, и здесь всем абсолютно все равно, что на тебе надето, — говорит дизайнер Эндрю Блысзак. — Свою первую пару обуви на каблуке я купил в 2006-м, когда был частью лондонского андерграундного коммьюнити. Это были туфли на 23-сантиметровой платформе, и, нет, это был не дрэг, это скорее было способом самовыражения, андрогинным стилем, в котором мы тогда одевались. А сегодня я каждый день вижу в Лондоне мужчин на каблуках — здесь это не мейнстрим, но и не редкость».
Редакционный директор The Blueprint Александр Перепелкин впервые встал на каблуки тоже не в России — «Первый раз я вышел на шпильках (Francesco Russo из агендерной коллекции на 10,5-сантиметровом каблуке) на открытие весеннего сезона NYC ballet в Линкольн центре. Это ежегодное мероприятие, которое я страшно люблю. Оно очень high brow, так как NYCB — любимая труппа города, собираются патроны и спонсоры, обязательно готовится специальная программа. Посмотреть на нее собираются патроны и спонсоры, обязательно готовится специальная программа. Как мне сказала Венди Веллан (одна из самых великих балерин труппы, которую в прошлом году назначили балетным директором) — „Это как Met Gala, только тут бриллианты и платья у всех свои“. Конечно, я нервничал, но нервозность очень быстро сменилась на мышечную дрожь и боль. И оказалось, что быть на каблуках — it’s not a big thing. А вот ходить на них нормально — намного тяжелее».
Модель Осло Грейс в кампании коллекции Francesco Russo A-Gender
В российских универмагах, бутиках и концепт-сторах мужской обуви на каблуке не так много — спрос все-таки диктует предложение. Исключение составляют повседневные казаки и челси — их на прилавках много, и эти модели сложно представить без заметного каблука. «Уже несколько сезонов мы наблюдаем устойчивый рост продаж мужских казаков, — говорит пресс-служба ЦУМа. — Особенно быстро эта тенденция стала развиваться год назад. Самые популярные модели традиционно у Saint Laurent, Celine и Alexander McQueen. На популярность модели в значительной степени влияет посадка сапог, а вот высота каблука может спокойно достигать шести сантиметров. К примеру, самой востребованной моделью осенне-зимнего сезона стали челси Dakota от Saint Laurent на 5-сантиметровом каблуке и с боковыми эластичными вставками. Другим бестселлером стали казаки от молодого американского бренда Amiri c ремешками в виде бандан. Statement pieces также нашлись у Balenciaga, Vetements, Off-White. В коллекции последнего можно было найти пару с надписью For Walking, которая показала крайне успешные результаты. Смелый дизайн этой пары не только не смутил покупателей, но и подстегнул интерес и повысил продажи».
Замшевые сапоги AMIRI
Кожаные казаки VETEMENTS
Кожаные казаки Harness BALENCIAGA
Замшевые казаки OFF-WHITE
читайте также
Платформы с каблуком в духе 70-х: идеальная обувь для дождливой погоды
Микросумка в ухе и тюрбан на голове: за что мы любим стиль Blood Orange
Челси Dakota, Saint Laurent
А самый высокий «повседневный» мужской каблук, который сейчас можно приобрести в Москве — это унисекс-ботильоны B-01 бренда Стефано Пилати Random Identities. Сегодня они самые настоящие it-shoes. «Я создавал женскую обувь на протяжении десятилетий, — писал Пилати у себя в Instagram. — Так я получил достаточно знаний для того, чтобы создавать обувь свободную от гендерных кодов. B-01 — первая пара обуви, которую я придумал в Random Identities, и в нашей студии мы называем эту модель The Worker Boot, потому что в них можно делать все, что угодно».
Как только B-01 на 8-сантиметровом каблуке эксклюзивно поступили в продажу на Ssense.com, их раскупили моментально. Сегодня они продаются в КМ20, и, как говорит байер концепт-стора Александра Боголюбская, «большие размеры достать уже почти невозможно. Казалось бы, мужская обувь на каблуке, пусть даже на небольшом, для России — неожиданный выбор. В первой поставке мы заказали Random Identities только до 42-ого, (решили подстраховаться). К нашему приятному удивлению, большие размеры ушли почти сразу, покупали и в магазине и онлайн. Пришлось срочно запрашивать дополнительную поставку. На следующий сезон обязательно берем мужские размеры».
Worker Boots, Random Identities
«Worker Boots Random Identities — моя любимая пара, — говорит стилист Александр Зубрилин. — Когда я впервые их увидел, я подумал: „Да! Они мне нужны“. Я заказал их себе за 300 долларов и ношу их и в пир, и в мир. А вот из российских брендов такой обуви пока никто не делает. Эй, молодые дизайнеры, вы где?»
Боятся ли мужчины вставать на высокий каблук? Зависит только от самого мужчины. Приживется ли эта тенденция в России? Покажет только время. Но в одном опрошенные нами спикеры сходятся безоговорочно — каблуки кардинально меняют твое самоощущение. «Как я себя в них чувствую? О*****льно», — говорит Александр Зубрилин. «Powerful», — подтверждает Эндрю Блысзак. Придают ли они уверенности в себе? «Безусловно да», — отвечает Александр Перепелкин. Ради такого стоило стереть гендерные границы моды.