Горько!
ФОТО:
GETTY IMAGES, АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБЫ
Для одних это лето выдалось дождливым, для других — жарким, а для самых везучих — свадебным. Женятся модели, инфлюенсеры, основатели брендов и героини The Blueprint. Утирая слезы радости за молодоженов, мы решили разобраться, как, в чем и где нынче празднуют свадьбы.
Прошлый год для многих россиян стал годом госучреждений. Пока одни убегали подальше от военкомата, другие бежали в загс — впрочем, наверняка хватает и людей, попавших в обе эти категории. В одной только Москве было зарегистрировано 105 тысяч браков, как сказали бы в такой ситуации метеорологи — «рекорд за всю историю наблюдений». Рассчитывать на два рекорда подряд в нынешнем социальном климате тяжело, но профессионалы свадебной индустрии на 2023-й пока что не нарадуются.
Сооснователь Feerique Event & Emotions Артем Коростелев, организовавший в конце июля три свадьбы за одни выходные, утверждает, что лето выдалось еще более активным, чем в 2022-м. Своя теория по поводу этого ажиотажа есть у Ксении Суконцевой — соосновательницы свадебного агентства Soulmates, не так давно устроившего свадебное торжество для стендап-комика Андрея Бебуришвили: «В кризисных ситуациях люди как никогда ценят возможность побыть со своими близкими, а свадьбы — классный повод всех собрать. Еще с ковидных времен мы наблюдаем бум: если раньше пары хотели просто расписаться и уехать в свадебное путешествие, то сейчас все чаще устраивают вечеринки. Мы их в этом поддерживаем».
мартин парр. подготовка к свадьбе, англия. 1988
мартин парр. подготовка к свадьбе, англия. 1988
Дорогие молодожены
Отказываться от праздника молодожены не готовы, однако не готовы они и тратить лишнее. Речь не об экономии — по наблюдениям основательницы свадебного агентства JR Wedding Юлии Рудаковой, бюджеты даже выросли, — а об эффективности вложений. «Бюджеты на свадьбы не упали, но молодожены более вдумчиво и трепетно тратят деньги, — замечает Ксения Суконцева. — Все меньше ребят хотят масштабной застройки площадок с декором и цветами». Понять молодоженов можно — в Москве даже по самому скромному агентскому прейскуранту расстаться им придется с семизначной суммой. «В среднем свадебный бюджет наших клиентов колеблется в диапазоне от 900 тыс. до 1,2 млн руб. В индустрии это считается нижней границей», — раскрывает карты соосновательница свадебного агентства ЗАГС и флористической лавки «Велоцветочница» Соня Польская, добавляя, что молодожены с шестизначными сметами, как правило, организуют все самостоятельно.
Feerique
Стоит учесть, что профессиональные организаторы и сами готовы помочь клиентам потратить деньги рационально. «Поскольку рост цен в большей степени сказался на статьях расходов, связанных с закупкой из-за рубежа, сегодня мы все чаще используем фермерские цветы, натуральные материалы, местные продукты в меню и образы российских брендов», — поясняет Ксения Суконцева. Еще один тренд, продиктованный изменениями в жизни, — диджитализация процессов. Вместо распечатанных приглашений — стилизованные лэндинги со всей необходимой информацией для гостей: дата, время, место, дресс-код мероприятия, ответы на главные вопросы. К digital-инструментам обращаются и при сценарной подготовке к празднику, например, Soulmates используют искусственный интеллект при разработке концепций, а чат-боты — для рассылки приглашений.
Soulmates
Soulmates
Не в ходу даже наценка за срочность, хотя все опрошенные The Blueprint специалисты сходятся в том, что сроки подготовки к свадьбе здорово ужались: Суконцева отмечает, что если раньше пары обращались к ним за шесть-девять месяцев до торжества, то сейчас приходят за два-четыре месяца. «Бывали случаи в этом и прошлом годах, когда мы и за пару недель организовывали свадьбу», — добавляет она.
Место вместо
Soulmates
Согласно все тем же данным органов загс, в 2022-м более 14 тысяч пар выбрали выездные регистрации в необычных местах: на стадионах, в особняках, усадьбах, башнях центра «Москва-Сити», на Московской канатной дороге, станции метро. В 2021-м этот показатель был ниже на 40%.
И по заверениям организаторов, гости хотят не только расписаться, но и отпраздновать необычно, причем запросы настолько разнообразны, что незыблемой можно считать только сезонность: если свадьба летом, скорее всего, она будет за городом — в рейтингах ведущих свадебных порталов, например, wedwed, wedding.ru, top15moscow, 1portal.ru чаще всего встречаются как раз загородные клубы и отели. Оно и понятно — в хорошую погоду вам и ковер цветочная поляна, и сосны — стены-великаны, и крыша — небо голубое. И только осенью, когда крыша начинает протекать, свадьбы перемещаются в помещения. Хотя и тут тоже есть где разгуляться. При желании для праздника можно снять даже ангар с самолетом.
«Все чаще мы с парами выбираем не классические „свадебные“ площадки или пространства для мероприятий, а ищем что-то со смыслом, индивидуально под конкретную задачу. Это могут быть особняки, арт-пространства или место, связанное с историей пары», — объясняет Ксения Суконцева. Впрочем, изменить до неузнаваемости могут и площадку более консервативную, например, команда Артема Коростелева уже успела превратить прогулочный теплоход Radisson в творческую мастерскую с белыми холстами — на свадьбе актрисы Аси Резник, — а в другой раз они засадили березами пространство YAUZA Space, изменив его до неузнаваемости.
Feerique
Мода на модераторов
Меняются и сами мероприятия — все чаще свадьбы из семейного обряда «для родителей» трансформируются в вечеринку — «для самих молодоженов». «Даже кейтеринг в классическом понимании отходит на второй план. Все чаще еда становится декором. Багеты используют в сет-дизайне для welcome-зоны, по столам раскладывают грозди винограда — все работает на вау-эффект», — добавляет Ксения Суконцева. Уходят обязательные когда-то конкурсы — вместо этого гостей знакомят с историей пары, а иногда даже погружают в нее. «На одной свадебной вечеринке в особняке Спиридонова мы сделали комнату погружения, — вспоминает Ксения Суконцева. — Насыпали песок, поставили шезлонги, вывели проекцию моря на стены. Гости надевали наушники с шумом моря и могли скрыться от шумного празднования. Плюс это была тонкая отсылка к знаковому месту для пары — Кейптауну». Soulmates также периодически устраивают иммерсивные свадьбы, свадьбы-фестивали или даже свадьбы в формате chef’s table.
SOULMATES
«В целом, мероприятия уходят от формата „мы смотрим на сцену, где что-то происходит“ — теперь гости сами создают контент», — объясняет Коростелев. В этом помогают такие приемы, как карточки с темами для разговоров, сопровождающие подачи блюд или истории вместо тостов. Играют и в игры: гольф, крокет, викторины, прыжки на батутах или даже «просекко-понг».
Soulmates
Feerique
На этом фоне происходит и смена почетного караула — так же, как когда-то ведущий вытеснил со свадьбы тамаду, теперь уже и ведущего вытесняет модератор. Но не думайте, что здесь удастся сэкономить, — «средний по рынку» модератор обойдется дороже ведущего в два-три раза (гонорар от 150 тысяч рублей). Задача у него не обязательно сложнее, но как минимум тоньше — гостей он должен не развлекать, а чувствовать: подсвечивать ключевые моменты праздника, направлять беседы за столом в комфортное для всех русло и контролировать происходящее (в том числе, например, тайминг — чтобы про все заготовленные сюрпризы не забыли и торт вынесли в нужный момент).
Задача не самая простая, учитывая, что протокол становится все менее строгим и все более насыщенным. «Тосты, конкурсы и сидение за столом на протяжении шести и более часов уже уходят в прошлое. Важно понимать, что пара и гости прежде всего хотят пообщаться на свадьбе, и наша задача как организаторов дать им эту возможность», — говорят в Soulmates. По словам Софьи Польской, все чаще пары и вовсе обходятся сами: «Самые классные свадьбы в нашей практике всегда вела сама пара».
Шито белыми нитками
Свадебные традиции не первый год сдают позиции под натиском перемен, но белое платье невесты — все еще нерушимый бастион консерватизма. Вопреки всем стараниям дизайнеров-революционеров, в загсе белое дело уверенно побеждает. «Невеста в белом платье — все еще устойчивый архетип», — признает основательница бренда Perle Bridal Евгения Лашкова. Клиентки Bosco Ceremony, как говорит руководитель женского направления проекта Светлана Хейг, тоже в основном предпочитают «изысканные и лаконичные платья в классическом белом цвете». Абсолютные фавориты среди брендов с мировым именем — Zuhair Murad и Elie Saab, причем нередко невесты подсматривают образы у инлюенсеров. «Например, свадебное платье Elie Saab топ-модели Фриды Аасен привлекло нескольких клиенток в Bosco Ceremony с желанием приобрести похожий дизайн», — вспоминает Светлана Хейг.
Perle Bridal
Elie Saab, весна-лето 2024
Elie Saab, весна-лето 2024
Murad, весна-лето 2023
А еще — одного платья теперь мало. Масштабные свадьбы, которые празднуются несколько дней или состоят из разных по тематике и размаху частей, позволяют невестам не испытывать муки выбора и купить несколько нарядов сразу. В Mercury Wedding добавляют, что иногда клиентки готовы сменить за свадьбу не два и не три, а целых пять платьев, радикально преображаясь и меняя классическую эстетику, например, на рок-н-ролльную.
Perle Bridal
Perle Bridal
Но даже среди пяти образов все реже находится место для костюма. Основательница Tatyana Kochnova Atelier Татьяна Кочнова замечает, что по сравнению с прошлым годом падение интереса невест к жакетам и брюкам заметно невооруженным глазом. Теперь в ходу пышные силуэты и в некотором смысле костюмированные образы, например, готические, с «мотивами Версаля». Тягу к нарядным платьям заметили и в Perle Bridal: «Костюм выбирают только для росписи в загсе. По запросам своих невест мы чувствуем, как они устали от минимализма. Кружево вновь завоевывает сердца. Как и вышивки, сложные фактуры, фантазийные драпировки, элементы деконструктивизма, моделирующие корсеты, точеные силуэты и длинные шлейфы», — говорит Евгения Лашкова. Абсолютные хиты марки из готовых платьев в этом сезоне — модели «Пена» с многочисленными воланами и «Ундина» с вышивкой кружевными и шелковыми лентами, а 80% платьев на заказ — нарядные, на основе корсетов. Правда, делать их приходится быстрее обычного. Лашкова говорит, что «невесты больше не готовы ждать наряды по три-четыре месяца». Из-за этого марка даже перестроила производственные процессы и вышла в нишу готового платья.
VIAN bridal dress
TATYANA KOCHNOVA ATELIER
VIAN bridal dress
Естественный набор
В макияже невест — глобальный тренд на естественность и легкость. К тому же границ между свадебным и повседневным мейком больше нет. Об этом говорит визажист, основательница Telegram-канала «Бьюти-эдитор» Арина Шабанова, которая каждый сезон собирает по несколько невест. В пример она приводит образы Софии Ричи и Тейлор Хилл с акцентом на чистую сияющую кожу, выделенными глазами, чуть подведенным ресничным контуром и нюдовыми губами. Свадебный стилист Алена Пушилина помимо комфорта невесты тоже следит за тем, чтобы она оставалась похожа на себя: «Мы не перекрашиваем ее до неузнаваемости. Все максимально приближено к личности и характеру».
Война невест, 2009
Свадебная прическа тоже все естественнее: забудем про бабетты и прочие «вавилоны на голове» — они хорошо смотрятся на подиуме, но в реальной жизни, увы, приходят в негодность чуть ли не сразу после начала праздника назло своим архитекторам-стилистам. «В последнее время среди невест популярны пучки, которые в процессе можно трансформировать в распущенные волосы, потому что сейчас модно менять наряд с какого-то официального, церемониального на более короткий и легкий, чтобы веселиться и танцевать», — объясняет стилист по волосам Константин Кочегов. Алекс Контье, звездный колорист и стилист по волосам, создатель бренда Philosophy by Alex Kontier, тоже говорит о популярности пучков — как гладких, так и с эффектом «ветра в волосах».
Брижит Бардо
Герой для героини
Беззаботные деньки, когда все что требовалось от жениха — ровно завязать галстук, тоже уходят в прошлое. Участники рынка говорят, что в последнее время по несколько свадебных нарядов подбирают и мужчины. С таким запросом часто обращаются, например, в ателье персонального пошива Costume Code, особенно если за торжественной частью следует легкий пикник на природе, прогулка на яхте или рок-концерт — в общем, любое развлечение, плохо совместимое со смокингом или строгим костюмом.
Мик и Бьянка Джаггер
Джон Леннон и Йоко Оно
Впрочем, и смокинги теряют свою официозную строгость. Ретейл-директор Costume Code Георгий Балашов отмечает общее стремление к комфорту и универсальности: смокинги теперь просят делать более свободными, из более мягких тканей. Владелец bespoke-ателье Bourbaki Павел Козлов подтверждает тренд на казуализацию black-tie. «Расширяется палитра допустимых цветов, фактур и деталей», — говорит он. «Сейчас свадебный костюм — не только черный или темно-синий. Мы можем сделать контрастный пиджак более смелого цвета, который подчеркнет внешность клиента и выгодно выделит его на фоне гостей, например», — подтверждают в Costume Code.
House of Leo
В House of Leo Леонида Алексеева запросов на не только черные свадебные костюмы стало так много, что в этом году бренд запустил отдельную линию торжественной одежды для мужчин. «Мы делаем мягкие костюмы, в которых можно чувствовать себя непринужденно и легко в важный день. У нас есть льняные костюмы в стиле прованс для свадьбы на природе, сияющая классика для празднования в формате модной вечеринки и тихая роскошь для сторонников элегантного стиля. Основная проблема выбора образа на свадьбу в крайне узком предложении, и мы как раз стараемся расширить представление о том, как можно хорошо выглядеть и отличаться от других», — поясняет он.
Цветущая сложность
Вошедшие в предсвадебный ажиотаж женихи, выбрав пять нарядов, маршируют от портного к цветочнику. Тенденция последних лет — мужская флористика, причем бутоньерками, приколотыми на лацкан, все не ограничивается. «Моя любимая тенденция последнего времени — букеты жениха. Да, мальчики тоже любят цветы, так что иногда мы делаем два букета для обоих участников пары в соответствии с их предпочтениями», — рассказывает Соня Польская. Но основную кассу все же делают невесты. В ее цветочном бюро «Велоцветочница», специализирующемся на полевых и садовых цветах, популярностью пользуются асимметричные небрежные композиции из местных растений, а также вытянутые монобукеты — с розами, каллами, белыми тюльпанами. «А однажды невеста захотела пышный букет ландышей в феврале — это был самый дорогой заказ в истории флористической лавки», — рассказывает Софья.
Flowerna
Велоцветочница
Кому-то могли бы понадобиться и подснежники в декабре, однако в целом в выборе цветов на первое место все чаще выходит практичность. Поэтому «лучшие» цветы — это не только красивые и свежие, но и способные перенести жару и объятия. Так, в цветочной мастерской Flowerna отказываются от гортензий в свадебных букетах, поскольку без воды они долго не живут. «На Pinterest можно найти сотни красивых референсов с творческих съемок, но в реальности композиция с этими цветами быстро выйдет из строя», — прогнозируют в мастерской. Помимо этого в списке цветочных «нет» — букеты в форме гриба, из микса роз и со свисающими лентами. Также, по мнению Сони Польской, закончилась эпоха экзотики и бохо: «Эхеверии и пампасную траву уже не встретишь».
КОЛЬЦА
Консервативнее всего остается сфера свадебных украшений. В ALROSA Diamonds признают, что едва ли что-то сможет превзойти по популярности солитер (кольцо с одиноким центральным бриллиантом). Как минимум потому, что подобрать обручальное кольцо к такому понятному помолвочному гораздо легче. Обычно для девушек это кольцо с паве из бриллиантов, подстраивающееся под центральный камень в помолвочном кольце за счет огранки. У мужчин все скромнее — просто гладкая «шайба» из белого золота.
MIUZ Diamonds
Parure Atelier
Parure Atelier
MIUZ Diamonds
Но даже в этом сегменте есть свои изменения. Так, ювелирные эксперты Parure Atelier отмечают бум розовых и желтых бриллиантов в случае с помолвочными кольцами, а также интерес к украшениям с изумрудами и сапфирами. Более нишевые ювелирные бренды отмечают спрос на классические модели с изюминкой. В Avgvst такие называют «с небольшим твистом, какой-то изящной особенностью», пусть даже заметной только владельцу. Дизайн-директор бренда Марина Касперович в этом смысле выделяет бестселлер в помолвочной категории — кольцо, в котором бриллианты окружают хрустального жука-скарабея. А из обручальных колец Avgvst большой популярностью пользуются модели с внутренней стороной из синей эмали или с мелкими бриллиантами в грани, а еще партнерские кольца Together с эмалью или «распиленное» кольцо LOVE. Запрос на то, чтобы подобрать кольца, которые хорошо будут сочетаться с помолвочным, в Avgvst тоже не редкость: «У нас есть кольца, которые образуют пары, а также универсальное кольцо-волна, которое мы называем „союзным“, которое красиво обнимает любое обручальное кольцо. А еще делимся секретом — любое ребристое кольцо усилит блеск камня».
Alrosa Diamonds
Parure Atelier
Avgvst
MIUZ Diamonds
VERTIGO
Глобальный тренд на кастомизацию, активно развивающийся в моде, затронул по касательной и свадебные украшения. Поэтому все больше молодоженов обращаются за гравировкой. В ювелирной лаборатории Vertigo отмечают, что в 85% случаев клиенты приходят именно к граверам — просят написать на внутренней стороне дату свадьбы, имя партнера или его прозвище. У ALROSA Diamonds и MIUZ Diamonds гравировку можно сделать в том числе на рундисте бриллианта. Такую деталь, правда, реально разглядеть, только воспользовавшись специальной ювелирной лупой. А в Avgvst идут дальше и предлагают нанести памятную надпись прямо на пальцы: в двух магазинах бренда (в Москве по адресу Чистопрудный бульвар, 12/4, и в Питере по адресу Рубинштейна, 16) есть тату-студии, где выполняют и такие парные заказы. Что ж, кольца, в конце концов, всегда можно потерять, а татуировка — останется.