Главные тренды недели моды в Копенгагене
С 28 по 31 января в Копенгагене прошла неделя моды осень—зима 2020/2021. И хотя она не входит в число главных в мире, да и существует всего 14 лет, все равно считается передовой: местные дизайнеры славятся инновационным подходом к материалам и презентациям. На этот раз Copenhagen Fashion Week взяли на себя совсем серьезную миссию: кардинально изменить подход к моде к 2023 году. Но экологическая повестка — не единственное, что волновало местных дизайнеров. Мы посмотрели все показы и выбрали пять основных трендов, которым следуют современные скандинавские марки.
Rodebjer, осень-зима 2020
Скандинавская мода — это не только минимализм
Времена, когда о скандинавской моде судили только по COS и Acne Studios, давно прошли — и в этом есть большая заслуга молодых марок, представляющих свои коллекции на CFW. К таким в первую очередь относятся Ganni, чей случай подробно изучили в The Business of Fashion. В этом году бренд, выросший в крупную компанию из небольшой локальной марки, планирует прочно закрепиться на американском рынке. Так, в Штатах уже появились первые магазины Ganni — и это только начало. В новой коллекции марки есть пара реверансов в сторону нового рынка и «американы». Это строгие костюмы, джинсы и платья с яркими принтами в сочетании с накладными воротниками из кожи и денима.
Ganni, осень-зима 2020
Достойную конкуренцию Ganni составляют один из любимых брендов датской королевской семьи By Malene Birger, которых критики назвали украшением Копенгагенской недели, а также мастерски работающие с экокожей MUNTHE. Rodebjer, декорации для показа которых придумала украинская художница Маша Рева, и вовсе будто работают на всех, кто скучает по Celine Фиби Файло. А создательница бренда Rotate, скандинавский стилист и блогер Биргер Кристенсен, продолжила играть на знакомом для себя поле нарядных коктейльных платьев. Их успех признали даже Farfetch, предлагая платья марки в приложении Drest. Еще, как у любого заметного бренда, у Биргер Кристенсен появились свои подражатели; в их числе и российский бренд CDD Moscow.
By Malene Birger, осень-зима 2020
MUNTHE, осень-зима 2020
Rotate, осень-зима 2020
Здесь знают, в чем зимовать
Cеверные бренды отлично знают, как и в чем лучше пережидать зиму (да и просто любую непогоду). Во-первых, местные дизайнеры хорошо ориентируются в технологичных материалах и изобретательно решили меховую проблему: начали использовать шкуры зверей, погибших в авариях и других несчастных случаях. Научились делать теплые, но очень легкие пуховики, а еще усовершенствовали навыки вязания. Все эти элементы дизайнеры комбинируют с зимней одеждой и внесезонными образами. MKDT на показе CFW предложили заправлять жакеты в брюки и набрасывать сверху шубы. Сесиль Бахнсен доказала, что пуховик — это не только куртка, сшив из стеганой ткани воздушные платья. Stand Studio представили шубы с яркими принтами и предложили хорошее решение для тех, кто привык носить две сумки сразу (большую — для дел, маленькую — для вечеринки). А Baum und Pferdgarten и вовсе скрестили пуховики и стеганые куртки со всем, что обычно носят под ними: платьями, жакетами и рубашками.
Stand Studio, осень-зима 2020
Baum Und Pferdgarten, осень-зима 2020
Cecilie Bahnsen, осень-зима 2020
Не боятся сочных цветов
Soulland, осень-зима 2020
MYKKE HOFMANN, осень-зима 2020
7 DAYS ACTIVE, осень-зима 2020
Северная Европа — это не только все оттенки серого и холодные тона, но и яркие цвета. Моды это тоже касается. В коллекции осень—зима 2020/2021 Soulland, например, использовали авторские яркие рисованные принты с оранжевым, сиреневым и голубым цветом — рисунки «расползлись» по рубашкам, платьям и плащам. Креативный директор Helmstedt Эмили Хельмстед показала костюмы, платья и комбинезоны из тканей с абстрактными и геометричными принтами розового, красного, голубого, фиолетового и желтого цвета. Коллективу MYKKE HOFMANN монолуки в оранжевом, красном и сиреневом цвете удаются так же хорошо, как идеально скроенные белые рубашки. Бренд 7 DAYS ACTIVE, переосмысливший эстетику 80-х через спорт, вообще сделал яркие цвета частью своего фирменного стиля. А датчанин Хенрик Вибсков, кажется, и есть сам цвет. Каждым показом он напоминает, что вообще-то не только дизайнер, но еще и художник и музыкант. Для шоу осень—зима 2020/2021 он снова придумал масштабный арт-перформанс, для которого сам создал декорации кораллового цвета. Этот оттенок и был основным для платьев, костюмов и аксессуаров из новой коллекции. Его дополняли желтый, синий, красный и зеленый.
Helmstedt, осень-зима 2020
Henrik Vibskov, осень-зима 2020
Здесь все свое: ремесла, семья, друзья
Еще одна характерная черта скандинавской моды — семейственность и преемственность. Многие местные бренды (как и итальянские) начинались с семейных компаний. Например, марка REMAIN Birger Christensen возникла еще в 1863 году как небольшая мастерская по ремонту меховых изделий. Отец сегодняшнего владельца бизнеса, Йенса Биргера Кристенсена, Финн, превратил компанию в узнаваемый международный бренд. В 2010-х Йенс перестроил магазин бренда в концепт-стор, наладив сотрудничество с ведущими мировыми марками от Jacquemus до The Row.
Другой способ уважить свои корни — черпать из родной земли, как это делает Holzweiler. Дизайнеры Андреас Хольцвайлер и Мария Скаппель Хольцвайлер, работая над коллекциями, всегда вдохновляются локальными ремеслами и скандинавским наследием. В коллекции весна—лето 2020 это проявилось не только в природной цветовой гамме, вязаных вещах и фирменных для бренда шарфах, но и в коллаборации с норвежским бюро Snøhetta. Для шоу архитекторы сделали инсталляцию из зеркальных блоков, внутри которой росли деревья.
REMAIN Birger Christensen, осень-зима 2020
Holzweiler, осень-зима 2020
А устойчивое развитие — не просто слова
Организаторы недели моды в Копенгагене не так бескомпромиссны, как Шведский совет моды, отменивший неделю моды в Стокгольме. Тем не менее принципов устойчивого развития тут пытаются придерживаться во всем. Так, на Неделе моды в Копенгагене запретили использовать одноразовые бутылки, а к 2023 году, согласно Пакту об устойчивом развитии, сформулированном и принятом на CFW, Копенгагенская неделя моды планирует стать полностью безотходной. К тому же времени к участию в показах будут допускать только дизайнеров, соблюдающих 17 минимальных стандартов Пакта об устойчивом развитии. Это значит, что они должны использовать в коллекциях не менее 50% сертифицированных органических или переработанных текстильных материалов и не плодить отходы при оформлении самих показов. Чтобы эти новости было проще переварить, организаторы CFW угощали участников и гостей недели исключительно веганскими блюдами. А еду доставляли, естественно, в коробках из перерабатываемых материалов.
Rave Review, осень-зима 2020
Некоторые бренды уже опередили план — как Baum und Pferdgarten, которые сшили половину коллекции из переработанных материалов, а к 2024 году обещают увеличить эту цифру до 65%. Ganni пошли дальше и собираются достичь показателей в 70%. Стокгольмский проект Rave Review в каждой своей коллекции пропагандирует апсайклинг, отшивая вещи из ранее использованной одежды. А датский бренд Carcel, который привлекает к работе над коллекциями женщин-заключенных в Перу и Таиланде, получив возможность дебютировать на неделе моды в Копенгагене, отказался от показа в традиционном понимании. Вместо шоу бренд представил видеоинсталляцию, в которой затронул ключевые проблемы в модной индустрии. А на программном показе Copenhagen Fashion Week x boozt.com для наглядности на некоторых моделей надели респираторы. Так CFW показали, что будет, если Пакт об устойчивом развитии останется на бумаге.
Carcel, осень-зима 2020