Blueprint
T

Извозчик
не спешит

ФОТО:
АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ

В историческом особняке по адресу Столешников переулок, 11, открылось многофункциональное пространство «Столешники Хаус». The Blueprint побывал в гостях у новых соседей и попытался понять, что такое гибкие офисы, как авторы реконструкции хотят соединить историю с современностью и для кого вообще это место устроено.

Реставрация длилась пять лет: восстанавливали фасад, крышу, лестницы и въездную арку, обустраивали новые офисные помещения, двор и общие зоны внутри здания. Насколько можно сейчас понять идею проекта, она состоит в том, чтобы во дворе, куда сможет из переулка попасть любой, завелась какая-то гастрономическая и культурная жизнь, а арендаторы «гибких офисов», которыми будет заведовать Signature — бренд компании IWG, управляющей бизнес-центрами от Нью-Йорка до Абу-Даби, — почувствовали себя в ее центре, но в то же время за закрытыми дверями и в окружении дорогих вещей и интерьеров.

Бюджет проекта не разглашается, ставки аренды тоже, но предполагается, что «Столешники Хаус» начнет работать по клубному принципу: можно будет купить что-то вроде абонемента и бронировать временные слоты для работы или деловых встреч на несколько суток или на пару часов в зависимости от задач. Но планируются и резиденты, которые смогут обустроиться в историческом здании надолго. Каких же клиентов здесь ждут? Елена Бубнова, коммерческий директор «К2 Груп» и руководитель проекта «Столешники Хаус», говорит, что их целевая аудитория — «представители бизнеса, которые ищут комфорт, статус и премиальный уровень сервиса; космополиты, разделяющие жизнь между разными странами, для которых столь важно иметь комфортную “точку притяжения” в Москве». Много ли сыщется в 2025 году таких перелетных космополитов, готовых между Дубаем и Сингапуром заскочить в «Столешники», вопрос открытый, но в 2019-м, когда все затевалось, перспективы пока непривычного для России офисного формата наверняка представлялись иначе. Да и сам Столешников переулок был местом не только «премиальным», но и вполне живым. Впрочем, в долгой истории этого переулка бывало всякое, и обстоятельства жизни тут менялись не раз.

От ткачей до пирожных

Название «Столешники Хаус» указывает не только на известную локацию в центре Москвы, но и на этимологию этого топонима. Столешниками в XVII веке называли скатерти для царского стола, а в переулке в 15 минутах ходьбы от Кремля обосновались ремесленники, поставлявшие ткани двору. Значение со временем забылось, ткачей сменили дворяне — Долгоруковы, Трубецкие, Козловские, Мещерские, — но слово осталось и к XIX веку даже заместило прежнее имя переулка — Космодамианский. Очередное преображение случилось после пожара 1812 года, когда в Столешниковом стали появляться доходные дома с модными магазинами. Этот период и заложил основу нынешнего статуса переулка, говорят участники краеведческого проекта «Москва глазами инженера», с которым уже начал сотрудничать «Столешники Хаус»: история — важная составляющая имиджа нового пространства, поэтому здесь планируются экскурсии и по самому зданию, и по окрестностям — от Большой Дмитровки до Петровки.

Именно в центре этого отрезка в 1812 году коллежский асессор Андрей Засецкий решил застроить свой участок двумя деревянными зданиями, оставив между ними открытый двор. В 1825 году семья Засецких продала участок Надежде Левенштерн, представительнице старого немецкого дворянского рода. Ее семья возвела на месте деревянных построек каменные и закончила формирование участка в виде закрытого каре или буквы П с аркой на въезде. Но дом под номером 11, каким мы знаем его сегодня, появился лишь в 1883 году. Строительству предшествовала покупка участка купцом 1-й гильдии Иваном Карзинкиным, сделавшим капитал на торговле чаем. А доходный дом построил уже его сын Алексей, заказав проект архитектору Ивану Богомолову — академику Императорской академии художеств и автору пьедестала для памятника Пушкину на Пушкинской площади.

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":30,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":-3}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":80,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":false}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}
{"points":[{"id":4,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":6,"properties":{"x":52,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":3}}],"steps":[{"id":5,"properties":{"duration":80,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":false}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

← ↑  Столешников переулок в 1980-е и в 1998 году

В 1885 году в доме № 11 поселился знаменитый московский журналист Владимир Гиляровский с женой. Правда, через год, после рождения дочери, они переехали в более просторную квартиру в соседнем, № 9, но это уже нюанс, никак не влиявший на то, что всякий московский извозчик рубежа веков знал, куда везти, если просят «к дяде Гиляю».

Хотя у извозчиков это место было и само по себе популярно: «Потому что там очень уж сомовина жирна и ситнички всегда горячие», — писал Гиляровский. Там же он собирал анекдоты из жизни. Например, «года два подряд каждое воскресенье мальчуган приводил на веревке красивую и ласковую рыжую собаку по кличке Цезарь, дворняжку, которая жила на извозчичьем дворе-трактире в Столешниковом переулке, и продавал ее. На другой день собака с перегрызенной веревкой уже была дома и ждала следующего воскресенья. Бывало, что собаку признавали купцы, но доказать было нельзя, и Цезарь снова продавался». Вот у кого тут еще сто лет назад был «гибкий офис»!

После революции оба доходных дома Карзинкиных — 9 и 11 — отдали под коммунальные квартиры. А после войны на первом этаже дома 11 открылись два популярнейших магазина: «Ковры» и «Торты». Второй ценился особенно — проект «Москва глазами инженера» приводит воспоминания горожан, например, вот такое: «Пирожные создавали в одном из зданий прямо во внутреннем дворе (возможно, в самом здании — всегда мечтала увидеть, не вышло). Помню фамилию и эффектный облик одной из продавщиц пирожных — Сыроборщ!». «Торты» продержались до 2003 года.

Пойдем выйдем

Все эпохи жизни дома № 11, пожалуй, связывает лестница, по которой ходили и Гиляровский, и покупатели советских тортов. Построенная в 1883 году из доломитовых ступеней и чугунных балясин, она сохранилась до наших дней: доломит похож на мрамор, но гораздо прочнее — и в символическом смысле лестница оказалась несущей конструкцией дома. Все остальное — от фасада до интерьеров — пришлось восстанавливать и укреплять. Архитектурную концепцию и фасад здания разработало бюро «АрхПро» с большим опытом переустройства исторических объектов, а непосредственной реставрацией занималась компания «Стоун Девелопмент».

Фасад в популярном среди купцов XIX века русском стиле при реконструкции сохранил исторический вид — симметричную композицию; высокие декоративные аркады второго и третьего этажей, украшенные пилястрами и лепниной; декоративные пояса с характерным русским фасадным орнаментом, визуально разделяющие этажи. В дизайне интерьеров, которым занимался дуэт Totskaya & Zemlyanikh, с одной стороны, больше игры, а с другой — корпоративного стиля. Деревянная обшивка стен и мебели в духе Midcentury modern — второй половины XX века — отсылает к советскому периоду жизни дома. А текстильное оформление сделано в палитре бренда Signature. «Концепция дизайна, конечно, учитывала все сохранившиеся элементы внешней архитектуры и интерьеров, — говорит дизайнер Вера Тоцкая. — Однако наша задача не заключалась в прямой стилизации или буквальном цитировании прошлых эпох. Основная идея была в том, чтобы найти деликатный визуальный баланс между историей и современностью — не копировать старое, а построить диалог с ним. Мы стремились создать пространство, где современный дизайн органично дополняет историческое наследие, усиливая его значимость».

На самом деле внутри здания история не кажется тем, что формирует пространство. Во всяком случае, центральное помещение дома, что-то вроде лаундж-зоны, занимающей большую часть второго этажа, никак не напоминает о том, что здесь было раньше, это просто довольно уютное место с возможностями трансформации, где можно провести совещание, а можно корпоратив — или просто рассеянно послоняться с чашкой кофе. По идее, это пространство должно наполниться искусством, но пока непонятно, каким. «Сейчас нет фиксированного кураторского подхода — наоборот, мы оставляем пространство для гибкости, — говорит Альбина Ахмятжанова, бренд-директор “Столешники Хаус”. — Идея в том, чтобы строить развитие по сезонам, адаптируясь к тому, как будет жить двор, кто станет его аудиторией, какие команды и инициативы придут в пространство. Это живой организм».

То есть пока получается, что главным тут все равно будет двор и его наполнение — не частно-премиальное, с надутыми щеками, а доступное общественное пространство, которое обустраивает ландшафтное бюро «МОХ». Тут будут винное бистро «Дебют», коктейль-бар PEGGY, названный в честь Пегги Гуггенхайм, Found Rāmen & Rekōdo, обещающий соединить японскую гастрономию с атмосферой виниловых сетов, брю-бар Skuratov для кофеманов, итальянский ресторан «Белый Трюфель» и ресторан авторской французской кухни «Нюанс». Привлечет ли все это перелетных космополитов, гнездящихся в «гибких офисах», бог весть, а вот завоевать бо-бо, богемную буржуазию московского центра, — видимо, главная и не самая простая задача «Столешники Хаус».

{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"margin":0,"line":40}
false
767
1300
false
false
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 200; line-height: 21px;}"}