Новые имена Maison & Objet
ФОТО:
АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ
Парижская неделя дизайна не только важнейшее маркетинговое мероприятие для галерей и даже не только ярмарка самых амбициозных достижений интерьерного хозяйства. Это еще и важнейший смотр молодых талантов. Во всяком случае, если речь идет о выставке Maison & Objet, включающей в себя программу поддержки молодых дизайнеров с говорящим названием Rising Talents. Сооснователи студии-агентства DesignAid Сердар Яников и Татьяна Харченко по нашей просьбе присмотрелись к талантам этого года повнимательнее.
При всем своем безусловном авторитете устроители Maison & Objet не пытаются объять необъятное и молодых талантов год от года отсматривают регионально. В этот раз номинантов выбрали из стран Северной Европы, а глобальными были только тренды — «устойчивое развитие» прежде всего.
![](/upload/32333/vms/ff0da0810ecde892d5edaaf21258802c_small.jpg)
Антрей Хартикайнен
Антрей Хартикайнен — финский дизайнер, по его словам, буквально вырос в мастерской отца-краснодеревщика, а теперь и сам занимается созданием предметов из стекла, дерева, керамики и металла. В этом смысле он, конечно, наследник не только собственного родителя, но и своего великого соотечественика Тапио Вирккалы: а значит, каждый предмет, им изготовленный, предлагает глубокое погружение в природную среду. Так, вазы Melt — воплощение процесса таяния и замерзания, раскрашенное отраженными солнечными бликами. А стол Traces — буквально исследование ландшафта, климата и природных циклов в восприятии человека. В зависимости от того, с какой стороны мы на этот стол смотрим, мы видим больше или меньше тени, следов его эволюции и роста.
![](/upload/32333/vms/b2df793f7bcb8811690101822cb159f9.jpg)
![](/upload/32333/vms/490007226b23bc938493ffbf9deb984b_small.jpg)
Антрей Хартикайнен
Али Шах Галлефосс свою карьеру начал, работая байером в сфере высокой моды, а после обучался дизайну в университетах Бергена и Осло. Для норвежского дизайнера, как и для его финского коллеги, главным источником вдохновения остается природа. Галлефосс экспериментирует с совершенно разными материалами и техниками, однако неизменной чертой его объектов остается динамика и «живость», которые выражаются в естественных несовершенствах и незавершенности. «Я за то, чтобы материалы проявляли себя сами по себе, без моего участия. Мне нравятся счастливые случайности: когда что-то идет не так, это удивляет и радует меня». Нас тоже.
Али Шах Галлефосс
Studio Flètta — это, по сути, творческий дуэт. Бирта Бриньольфсдоттир и Хрефна Сигурдардоттир выбрали своим кредо бережное потребление и апсайклинг. Девушки создают светильники из кубков, пуфы из утилизированных подушек безопасности, светильники из металлических листов для пробы печати. Такой подход зародился еще во времена обучения в Исландском университете искусств. Бирта и Хрефна собирали повсеместно продукты производственных отходов: керамику, шерсть, пластик — не интересные никому из их однокашников. Теперь же самая неконкурентная ранее ниша оказалась золотой жилой.
![](/upload/32333/vms/188f59edd8cbe9a4b852e36a4f824ffa_small.jpg)
Studio Flètta
Аксель Ландстрем и Виктор Исакссон Пиртти подходят к созданию предметов не то чтобы несерьезно, но с изрядным юмором. Друзья детства, отучившись в Швеции на промышленных дизайнеров, превратили свою мастерскую в игровую площадку, где они экспериментируют с формой и материалами в лаборатории «концептуальной фабрики» с ироничным названием Lab La Bla. Один из проектов студии — SHAPE-SHIFTERS — настоящая ода легендарному для шведов креслу Lamino (встречается действительно почти в каждой семье). Его называют и креслом ленивого папы, и креслом для психолога. На его родине оно вызывает множество ассоциаций: от оставленных на каникулах детях у бабушки до прохладных дождливых дней на террасе. Собрав многочисленные отзывы и воспоминания разных людей об этом кресле, Аксель и Виктор иронично пересобрали икону шведского дизайна, гипертрофировав формы и применив эксцентричные материалы, например мех.
![](/upload/32333/vms/2f1c28e44b6d64c4fe31388a61357e66_small.jpg)
![](/upload/32333/vms/592f8a2c0356516723e41e9b0fe326cf_small.jpg)
Axel Landström & Victor Isaksson Pirtti Lab La Bla
Еще один дуэт Кристиан Хаммер Юл и Джейд Чан, более известные как Christian + Jade, — выпускники Академии дизайна в Эйндховене. Вы могли уже видеть их поэтичные подсвечники из алюминия или серебра. Они продаются в Копенгагене в галерее Оливера Густава, который сразу оценил эстетику, сложившуюся из слияния двух культур. Датчанин и уроженка Сингапура исследуют философию материалов, а также ценность сырья, из которого создаются предметы: «Зачастую произведения не имеют никакой связи со своей первоначальной историей. Мы же стремимся переосмыслить основу, что делает те или иные объекты по-настоящему ценными».
![](/upload/32333/vms/7c3d883d8280b203a1833279e92317cf_small.jpg)
![](/upload/32333/vms/a372209ab565785a43a0f068d38811c4_small.jpg)
Christian + Jade
Объекты и инсталляции дизайнеров из Копенгагена Фредерика Вебера и Густава Дюпона (cтудия Frederik Gustav) четко следуют основным принципам датского дизайна: честность и функциональность. Один из предметов — светильник из алюминия с управлением по принципу жалюзи. Еще один больше похож на инсталляции в духе китайского инженера-дизайнера Марио Цая, с гибкой системой размещения источников света и открытой системой проводов и креплений. «Классическая лампа — это корпус, в котором спрятаны провода и механизмы. В High Wire провода, насадки, лампочки являются частью дизайна», —поясняют Фредерик и Густав.
![](/upload/32333/vms/27b59578cd00df9c6a346fdec5737ec9_small.jpg)
![](/upload/32333/vms/bdd8db5254676c15f0c23e69e347bfb0_small.jpg)
Frederik Gustav
31-летняя шведская керамистка Малин Ида Эрикссон не просто попала в программу Rising Talents, но и получила специальную премию Award for Craft от Ateliers d’Art de France и специальную выставку уже в программе CRAFT на Maison & Objet. Бакалавр факультета искусства в Гётеборгском университете и магистр Университета искусств в Стокгольме, она в итоге осела в шведской столице и работает там с керамическими объектами. «Моя работа вращается вокруг течения времени, — рассказывает она. — Когда я начала изучать искусство, моя бабушка скончалась, и это дало мне осознание неизбежности. Глина — это хороший способ выразить это понятие, она податлива, изменчива; если вы не запекаете ее, вы можете изменить ее, добавив влаги; но если она пройдет через печь, она останется фиксированной навсегда». Для дочери академических музыкантов музыка, звучащая во время работы, так же важна, как и сам объект ее творчества. «Это способ запечатлеть энергию настоящего момента. Это связано с моим музыкальным опытом; когда-то я пела в хоре. Когда выступление уже завершено, его больше не существует, и если вы этого не видели, то вы и не участвовали в нем. Мои скульптуры — это просто воспоминание о том, что произошло».
![](/upload/32333/vms/61fd498bdc896a820890d223da34faa0_small.jpg)
Малин Ида Эрикссон
![](/upload/32333/vms/f0706073d4485f19752b692491f65d9b_small.jpg)
![](/upload/32333/vms/aac93f84e795f0befe6de4d1cbe4cb4b_small.png)
![](/upload/32333/vms/e035cd213bb488baba6b880ae9f33265_small.png)
Бенуа Винц
Однако делить пространство CRAFTa Эрикссон придется с максимально непохожим на нее дизайнером. Впрочем, Бенуа Винц из Страсбурга также лауреат Award for Craft, предпочитает называть себя кузнецом, потому что им и является. Дизайнерские предметы из дамасской стали — очищены от казалось бы неизбежной брутальности материала необычным подходом. Бенуа считает, что в работе с металлом нужна мягкость и нежность, и судя по тонким, почти невесомым флористическим скульптурам Винца, слова с делом у него не расходятся.