Blueprint
T

специальный проект

Побег на террасу

От садов Семирамиды до современных архитектурных шедевров

иллюстрации: ася соколова

Текст: Татьяна Житпелева

реклама  АО «Сенс»

21 августа 2025

Жители большого города восстанавливают ресурсы по-разному. Кто-то черпает силы в спорте, кто-то — в книгах и фильмах, кому-то важно побыть с близкими по духу людьми, а кому-то приятнее наедине с собой и ночным звездным небом. Все эти занятия — форма здорового эскапизма. Одно из архитектурных решений, ставшее популярным в связи с такой необходимостью, — террасы в общественных и жилых зданиях. Как трансформировался архитектурный аспект террас? Какую функцию они могут выполнять? И какой смысл вкладывался в организацию террас в разные периоды времени? Разбираемся вместе с девелопером .Sense.

(1)

Седьмое

Чудо света

Изначально «терраса» (от лат. terra — «земля») обозначала плоскую площадку на склоне и в первую очередь была связана с сельскохозяйственными нуждами. Искусственно созданные дополнительные плоские участки позволяли расширить посевные площади.


Постепенно террасы стали создаваться для организации садов и парков. Архитектурное переосмысление этого природного образа способствовало появлению террасных (висячих) садов, самые известные из которых — одно из Семи чудес света, Висячие сады Семирамиды. Их постройку относят к началу VII века до н.э. По описанию античных авторов они представляли собой сложное инженерное сооружение с каскадом садов на четырех ярусах. Террасы постройки уходили вверх подобно театру, а их высота достигала 27 метров. Это было место для отдыха и неспешных прогулок правителя и его приближенного круга.


Историки по сей день спорят о существовании этих садов и их заказчике, поскольку до сих пор не найдено никаких вещественных подтверждений в местах их предполагаемого нахождения. Тем не менее есть археологические находки, которые свидетельствуют о том, что в этот же период в Ниневии были построены схожие по описанию сады, которые, возможно, и есть легендарные Висячие сады Семирамиды.

Императорский отдых,

(2)

доступный всем

Террасы быстро стали важной частью гражданского строительства. Ведь потребность в уединении испытывают все, а не только правитель и его свита. Проникновение термина «терраса» в архитектуру дало ему новое значение — плоская площадка на открытом воздухе, чаще расположенная на крыше или на верхней части здания.


Так, террасы были одной из ключевых построек Древней Греции, а затем Древнего Рима. Люди по возможности организовывали на крышах своих домов небольшие сады, где могли отдохнуть. Например, в постройках Помпей и Геркуланума нередко можно обнаружить выходы на плоские крыши, где при раскопках были обнаружены остатки садов.


Фактически с момента своего появления террасы в первую очередь были нужны для организации отдыха, создания места для уединения или камерного общения, а также были местом для хобби, например, садоводства. При этом стремление к созданию таких пространств было свойственно людям вне зависимости от статуса. Различались лишь масштабы построек. Например, в V веке по желанию византийских императоров на террасах верхних этажей их дворцов создавались роскошные сады для прогулок.

(3)

С небес

НА ЗЕМЛЮ

Постепенное переосмысление образа террасы привело к ее выделению в самостоятельный архитектурный элемент, ту самую пристроенную к дому площадку, которую все представляют в первую очередь. В отличие от своей «родственницы с верхнего этажа» такая терраса больше способствует общению и организации совместного досуга не только в кругу семьи.


Например, в Англии террасы стали особенно популярны в период восстановления Лондона после пожара 1666 года. Изначально был создан проект таунхаусов для богатых горожан рядом с Риджентс-парком в центре города.

В этих домах террасы были наземные и представляли собой небольшой участок рядом с домом. По проекту такое решение прилегающей территории было у всех зданий, при этом пространства разных участков отделялись друг от друга стенами, создавая камерную атмосферу.


В этих таунхаусах террасы рассматривались как место общения с семьей или гостями и, что еще важнее, пространство для прямого общения хозяев с прислугой. Таким образом, они служили, чтобы устанавливать важные социальные связи и даже именовались «высшей формой жизни» (higher form of life). В конечном итоге это архитектурное решение имело такой успех, что постепенно перекочевало и в сегмент более доступного жилья для рабочего класса.

Между природой

(4)

и архитектурой

Позже терраса развивалась как самостоятельный архитектурный элемент в связи со строительством коттеджей и частных домов. Она была промежуточным пространством между постройкой и окружающей ее природой: включала в себя часть участка вокруг и становилась местом перехода, где природа сливается с архитектурой. Такое решение позволяло одновременно быть на воздухе вне стен, но при этом сохранять комфорт домашней обстановки.


В частном строительстве концепция террас получила максимальное развитие. Из дополняющего элемента она стала важной составляющей, которая обогащает архитектурный образ, помогает ранжировать пространства, а иногда становится и самым важным местом в доме.


Яркий пример частной архитектуры ХХ века, на который равняются и сейчас, — «дома прерий» Фрэнка Ллойда Райта. Одним из первых в этом направлении творчества Райта стал дом Уиллитса в Хайленд-парке. В нем архитектор заложил сложную систему разноразмерных террас, которые не только разнообразили объемное решение здания, но позволили подчеркнуть горизонтальность образа (связь с равнинами) и создали для жильцов вариативность уровней общения. Здесь есть и небольшие террасы рядом со спальнями, чтобы побыть наедине, и более крупные пространства у общих зон для совместного времяпрепровождения с семьей и гостями. А в Доме над водопадом Райт задумал сложную конструкцию из перекрытий, выступавших из центральной части на разных уровнях, где были оборудованы террасы, нависшие прямо над водопадом. Такое решение создало иллюзию горных выступов и позволило дать владельцам максимальный обзор на окружающую природу.

(5)

Посмотрим

СВЫСОКА

На примере Дома над водопадом видно, как благодаря открытым пространствам архитектор задает визуальные связи для жильцов и посетителей здания. Ведь одна из важнейших функций террас — возможность наблюдения за всем, что окружает человека.


Пожалуй, в наибольшей степени эта функция раскрылась в период создания дворцовых парков. Вспомним любой пейзажный парк, например, Павловский: при выходе из дворца или павильона вы, вероятнее всего, сначала попадете на террасу, окруженную колоннадой или балюстрадой. Порой террасы устраивались изолированно, встраиваясь в ландшафт, как Большая терраса в Царском Селе. Но в любом случае одна из функций этих объектов — возможность обозревать окрестные виды с полянами, архитектурными акцентами, рощами и лесами, чтобы зритель мог выбрать маршрут для прогулки. На террасах могли проводиться чаепития и различные мероприятия, где в процессе можно было любоваться окружающей природой.

Террасы долгое время были составляющей частных домов и загородных коттеджей. Но в период урбанизации и роста городского населения потребность людей в восполнении эмоциональных и физических сил только растет. А значит, возрастает запрос на создание пространств, где каждый может предаться эскапизму.


Ответом на этот запрос стало в том числе и создание террас. В новых проектах террасы — не просто дополняющие зоны, а зачастую одно из наиболее важных пространств объекта. Концепция резиденций Phantom построена на динамичной игре террас разного уровня приватности. У каждой квартиры есть личные террасы, которые формируют архитектурный образ комплекса. Здесь жители дома могут оказаться наедине с собой или любимой книгой, медитировать, создать собственный сад из хвойников или гортензий, пить утренний кофе или сквозь телескоп искать созвездия в ночном небе. Все это, по сути, и есть проявления современного эскапизма и способствует познанию себя и перезагрузке. А после можно мгновенно оказаться в гуще городских событий: комплекс расположен в самом центре города, между Сретенкой и Цветным бульваром.

Вершина резиденций Phantom — терраса на крыше, которая предстает квинтэссенцией тренда на эскапизм. Обилие природы каскадного сада внутреннего двора будто прорастает сквозь общее пространство зданий и расцветает на террасе, где можно неспешно прогуляться, любуясь окружающими видами. А чтобы полностью отстраниться от проблем внешнего мира, можно подняться на террасу, расположенную на крыше, и выбрать занятие по душе. Например, заняться спортом в фитнес-зале с воркаут-зоной на открытом воздухе с видом на город. А может, наоборот, устроиться в шезлонге с любимым напитком и наблюдать, как солнце играет на плавных поверхностях арт-объектов, или насладиться интересной беседой в специальной зоне, где можно разжечь огонь и, укутавшись в теплый плед, наблюдать за звездным небом.

С проектной декларацией можно ознакомиться на наш.дом.рф

{"width":1200,"column_width":120,"columns_n":10,"gutter":0,"margin":0,"line":40}
false
767
1300
false
false
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 200; line-height: 21px;}"}