
СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
Искусство дарить
Идеальный подарок — про внимание, заботу и эмоции. Это не просто вещь в шуршащей упаковке, а символ отношений и глубокой связи между людьми. Кажется, что мы хорошо знаем близких и можем угадать, что им понравится. Но часто исследования показывают, что наши догадки ошибочны, а сюрпризы могут и не принести той радости, на которую мы рассчитываем. Вместе с сетью премиальных магазинов техники и электроники «Технопарк» разбираемся, какие стереотипы мешают нам радовать близких и радоваться самим.
РЕКЛаМА • ООО «ТЕХНОПАРК-Центр»
ТЕКСТ: Настя Белых
26 ФЕВРАЛЯ 2025
Лучше я получу подарок, чем буду дарить кому-то
Зачастую дарить подарки приятнее, чем получать — причем как и для близких, так и для незнакомцев, например, участвуя в благотворительности.
В 2018 году Эд О’Брайен и Саманта Кассирер из Чикагского университета провели два эксперимента. В первом часть студентов покупала одну и ту же вещь для себя, а другая группа — покупала ее для своих друзей. Во втором эксперименте приняли участие уже 502 человека: все они играли в викторину, где одна группа вознаграждение забирала себе, а в другой группе каждый отдавал полученную сумму на благотворительность.
Выяснилось: те, кто расходовал деньги на себя, отмечали постепенное снижение уровня удовольствия. В то время как те, кто совершал покупки для других, сохраняли чувство радости на протяжении всех пяти дней. И группа, которая отдавала выигрыш на благотворительность, радовалась больше той, которая забирала его.
Почему мы испытываем продолжительный восторг, когда сами радуем других? Процесс дарения не приводит к гедонистической адаптации — это такой механизм психики, из-за которого мы быстро привыкаем к чему-то хорошему и уже не испытываем от этого удовлетворения. Замечали, какое удовольствие приносит одно пирожное во время диеты или покупка платья, о котором долго мечтали? Десятый торт за неделю или сотое платье в гардеробе такой же радости уже не принесет — со временем мы просто ко всему привыкаем. А вот счастье, которое мы «отдаем», долго сохраняется и у нас самих.
У всех нас есть потребность в аффилиации — мы хотим сближаться с людьми, дружить, любить. И приобретение подарка для другого — приятный шаг для сближения.
Самый простой способ выбрать подарок на 10 из 10 — бережно и внимательно наблюдать за тем, что любит человек. Обратите на это внимание, когда будете проводить с ним время. И записывайте в заметки, чему он радуется. Пусть в списке будет все, от абстрактного до конкретного: от «красивых закатов» и «искусства» до «любит животных и гладит всех собак, которых мы встречаем в парке». Во-первых, это позволяет еще больше сблизиться с человеком, узнать его привычки и маленькие радости, которые вы можете разделить с ним. А во вторых, помогает придумать целый список подарков для него. Перед каждой прогулкой ваш близкий заходит в кофейню за любимым латте? Отлично, выбирайте то, что будем радовать его ароматным кофе каждый день.
Например, кофемашину Jura S8 Piano Black EB — она оснащена профессиональной кофемолкой и функцией Sweet Foam для нежной молочной пенки.
Ученые из гарвардской бизнес-школы могли бы поспорить с этим. Они провели пять экспериментов. Один из них — гипотетическая ситуация с ужином. Участникам предложили представить, что друг принес им ужин из ресторана. Варианты объяснения такой заботы:
• просто так,
• чтобы ты сэкономил деньги,
• чтобы ты сэкономил время.
Результат: подарок «просто так» и «чтобы сэкономить время» воспринимался нормально, а «чтобы сэкономить деньги» вызывал дискомфорт. Остальные подобные эксперименты тоже показали негативную реакцию получателя. Дарение подарков для экономии денег усиливало ощущение социального неравенства между дарителем и получателем. Люди, испытывающие финансовый дефицит, реагировали на такие подарки особенно негативно. Дарители не осознавали, что подарки для экономии денег вызывают у получателей стыд, вину и неловкость: «Ведь я-то хотел как лучше, знаю же, что у друга сейчас туго с финансами, и решил помочь».
В исследовании приводится несколько простых советов, чтобы избежать таких ситуаций. При выборе подарка стоит учитывать социальное положение другого человека. Лучше отдавать предпочтение таким сюрпризам, которые экономят время, а не деньги, — они воспринимаются более позитивно. То есть не «вот держи деньги, купишь что-нибудь для кухни», а «эта мультиварка специально для тебя, пусть она готовит ужины, а ты лучше в свободное время займись чем-нибудь приятным».
Деньги — всегда лучший подарок


Наверное, ничто так не экономит время, как бытовая техника для дома. Робот-пылесос Dreame X40 Ultra Complete обеспечивает мощную очистку, точную навигацию и контроль уборки через видеотрансляцию. Аэрогриль быстро и равномерно готовит блюда с циркуляцией горячего воздуха, а сенсорное управление и гибкие настройки упрощают процесс приготовления любимых блюд.
А пока готовится ужин, можно посмотреть любимый фильм. Телевизор Samsung UE55DU8000UXRU передает кристально чистые цвета, создавая невероятную реалистичность изображения.


Выбирая подарок, полностью забудьте
о своих вкусах и предпочтениях
Выбирая подарок, мы развиваем эмоциональный интеллект. Нам приходится анализировать вкусы, предпочтения и даже эмоции получателя, чтобы угадать, что ему действительно понравится. Это делает процесс выбора так называемой тренировкой эмпатии. Кроме того, в момент покупки мы находимся под влиянием двух факторов: внешнего и внутреннего.
С одной стороны, на нас воздействует реклама, мода и массовая культура, с другой — через подарок мы стремимся выразить себя. Особенно ярко это проявляется, когда мы создаем что-то своими руками. Такой личный подход делает подарок не просто вещью, а особенным символом внимания. Даже самый долгожданный подарок станет еще лучше, если к нему приложить открытку, записку или, например, куар-код на вашу любимую песню.
Это подтверждает и серия исследований в Стэнфордской высшей школе бизнеса. Выяснилось, что люди ценят подарки из своего вишлиста больше. Они воспринимали это как продуманный, осознанный знак заботы со стороны дарителя.
При этом те, кто дарили подарки, основываясь на собственном вкусе, хотели как лучше. Они действительно были уверены: «Я выбрал оригинальный сюрприз, значит, так я покажу близкому человеку, что он мне дорог, — я же сам его придумывал, старался». Но, увы, тот, кто получит такой подарок, может подумать: «Опять меня не услышали, проигнорировали мое реальное желание. А я так мечтал о велосипеде вместо этой дорогой книги, экземпляр которой у меня уже давно стоит на полке».
Соавтор исследования Фрэнк Флинн отмечает, что такой разрыв между дарителем и получателем может плохо сказаться на отношениях между людьми. А слушать и слышать любимых, внимательно относясь к их просьбам, — отличный способ укрепить отношения.
Дарить сюрпризы лучше, чем исполнять желания
Но иногда даже в вишлисте указано что-то абстрактное. Есть лайфхак для таких случаев: «смоделируйте» обычную неделю человека, которому вы выбираете подарок. Как завтракает, работает ли из дома или ездит в офис, слушает музыку в метро или читает? Чем занимается по вечерам и в выходные? Подумайте, что пригодится человеку в его ежедневных делах. Если знаете, что он любит тренировки или часто путешествует, представьте, что он использует при этом, — что надевает, берет ли с собой кофе, куда складывает вещи. Спортивная сумка QYRON SB601 сочетает вместительность и инновации. Система стерилизации устраняет до 99,97% бактерий, а водонепроницаемый материал защищает от влаги. Продуманное разделение отсеков помогает сохранять порядок, а сенсорное управление делает использование удобным. Стильное и практичное решение в качестве подарка, если увидите в виш-листе «хочу что-то для зала или активного отдыха».
Подарки — это
что-то «женское»
Принято считать, что женщины с радостью принимают даже небольшие знаки внимания, тогда как мужчины оценивают подарки исключительно с практической точки зрения. «Женщине — хоть шоколадку, она будет рада, а мужчине — только газонокосилку, которая пригодится в хозяйстве». И такой же стереотип с эмоциональной стороны: в отличие от женщин, мужчинам все равно. Это про получение. А кто же чаще дарит?
В научной статье о значимости подарков в системе отношений отмечается, что женщины чаще дарят подарки и придают им больше эмоционального значения. Мужчины дарят реже, но их подарки чаще бывают дорогостоящими. С этим поспорит исследовательский центр портала Superjob.ru, который выяснил, что среди мужчин больше тех, кому процесс дарения нравится больше получения. В категории «Люблю дарить» — 32% мужчин и 28% женщин.
Возможно, на это влияют и ожидания социума. Считается, что мужчины должны быть сдержанными и суровыми. В книге The Tough Standard (2020) Рональда Леванта и Шон Брукс обсуждается, что традиционная маскулинность диктует мужчинам не только избегать проявления слабости, но и не выражать чрезмерной радости или восторга, поскольку это может восприниматься как «небрутально» или «инфантильно».
А в теории пяти языков любви Гэри Чепмена вообще нет разделения по гендеру. К примеру, ободряющие слова, совместно проведенное время, помощь, прикосновения и подарки могут быть приятны как мужчинам, так и женщинам. А значит, дарить подарки и получать их одинаково нравится всем людям.
Sony PlayStation 5 Pro Digital Edition — мощная консоль с поддержкой 4K, высокой частотой кадров и сверхбыстрым SSD для плавного геймплея. Контроллер DualSense и Tempest 3D AudioTech обеспечивают полное погружение в игру. Отличный подарок для тех, кто увлекается играми, — и для совместных вечеров для него и для нее.
Забота о близких — это не только слова, но и действия. А подарки — еще один вариант сказать «Ты мне дорог, и я хочу тебя порадовать». Премиальная техника и электроника из «Технопарка» — это не просто подарок, а забота, комфорт и яркие эмоции, которые остаются с близкими каждый день.
26 ФЕВРАЛЯ 2025
0