18 ИЮНЯ 2020
Что будет с модой после пандемии? Отвечают спикеры саммита
The Business of Fashion
Завершился ежегодный саммит The Business of Fashion. В этом году BoF Professional Summit прошел в онлайн-формате. На повестке — вопрос о построении ответственного бизнеса в модной индустрии. В саммите приняли участие основатель BoF Имран Амед и другие редакторы издания, а также другие эксперты индустрии, в том числе СЕО Levi Strauss & Co.Чип Берг, дизайнер Габриэла Херст и активистка и основательница Bangladesh Centre for Worker Solidarity Кальпона Актер.
В начале саммита Имран Амед обозначил причины тупика, в котором сегодня оказалась мода. «Кризис, последовавший за пандемией коронавируса, привел к падению спроса. Миллионы потеряли работу. Нынешний кризис в моде вызвала не пандемия, но она ускорила его. В последние несколько недель кризис только усугубился из-за смерти Джорджа Флойда — одной из последних жертв полицейского произвола. Трагедия повлекла за собой движение против системного расизма. В том числе и в нашей индустрии, в которой представлено очень мало темнокожих людей, особенно на управленческих позициях», — сказал Имран Амед.
Он также отметил, что планета страдает от чрезмерного потребления. По словам Амеда, за прошедший год модная индустрия произвела 114 миллиардов вещей. Американцы потребляют более 20 миллиардов одежды в год: по сути, каждый американец в среднем покупает 64 модели для пополнения своего гардероба. Чаще всего это дешевая одежда из сомнительных материалов, которая создается в ужасных рабочих условиях. Затем Имран Амед обратился к слушателям — подписчикам BoF Proffesionals — и предложил определить основную причину кризиса в модной индустрии.
Цель лидерства: ценности и испытания
Первым спикером онлайн-саммита стал главный исполнительный директор Levi Strauss & Co. Чип Берг. Он обсудил с Имраном Амедом последствия пандемии, создание комфортной рабочей среды, а также расовую политику Levi’s. «Нашей компании есть чем гордиться, но [расовое разнообразие в компании] — это наша уязвимость, то, над чем нужно работать. Лично я чувствую, что сам подвел многих темнокожих сотрудников... Но сейчас пришло время перемен в Levi’s. Моя задача как руководителя — добиться того, чтобы каждый сотрудник приходил в офис с чувством, что его работа важна, что он может быть самим собой», — сказал Чип Берг.
Он также поделился со слушателями мыслями о том, как пандемия сказалась на устойчивом развитии в моде. «Я считаю, что в глазах потребителей пандемия увеличит значимость устойчивого развития в моде. Все вещи из экологичных материалах обычно стоят дороже, поэтому во многих частях мира [ранее] не было спроса на них. Для Levi’s устойчивое развитие было двигателем инноваций. Я убежден, что пандемия ускорит все процессы индустрии. Вместе пандемия и экономический кризис приведут к тому, что чрезмерное потребление, когда люди покупают футболку, надевают ее дважды и выбрасывают, сойдет на нет. Мы уже наблюдаем эту тенденцию среди представителей поколения Z», — сказал Чип Берг. По его мнению, в постпандемийном будущем возродится спрос на винтаж. «Это доказывают наши покупатели, которые хотят покупать джинсовые куртки 25-летней давности», — пояснил Берг.
В конце интервью CEO Levi’s дал совет тем, кто делает первые шаги в индустрии моды: «Определите нравственные ориентиры и ценности компании. Когда вы будете стоять перед тяжелым выбором, именно нравственные ориентиры подскажут правильное решение. Второй совет: руководствуйтесь этими ценностями в реальной жизни, а не только на словах».
Переосмысление расового равенства с нуля
О проблеме равенства в индустрии моды на саммите рассуждала Ания Уильямс, глава организации Black & Brown Found, которая помогает латино- и афроамериканским предпринимателям. По словам Уильямс, расизм складывается из разных поступков — как незначительных, так и серьезных, но «в основном расизм начинается с малого».
В ходе саммита Ания Уильямс дала несколько советов о том, как переосмыслить расовое равенство. Вот, что она сказала: «Во-первых, определите, почему вы это делаете. Из этого складывается наша идентичность. С кем вы заодно? Почему вы себя так ведете? Найдите время на то, чтобы сформулировать ответы на эти вопросы. Пусть это будет вашим компасом. Во-вторых, учитесь слушать. Слушайте и проверяйте на практике. Не противоречьте собственным убеждениям и отрицаниям. В-третьих, обеспечьте рабочее место для других. Не задавайтесь вопросом, должны ли “цветные” люди находиться радом с вами (как в личном, так и в профессиональном плане). Наконец, будьте ответственны. Привилегия подразумевает ответственность. Правильно распоряжайтесь своей силой, делитесь ей с другими… И продолжайте учиться. Все живут в разных реальностях, которые формирует их опыт».
От кризиса к прогрессу: будущее трудовых прав в цепочке поставок
Активистка Кальпона Актер, которая основала центр помощи трудящимся Bangladesh Centre for Worker Solidarity, обсудила с директором по глобальной политике Fashion Revolution Сарой Дитти и экспертом The Business of Fashion в области устойчивого развития Сарой Кент проблемы в трудовом праве и цепочках поставок.
По словам Сары Дитти, сегодня поставки одежды в магазины неизбежно сопряжены с нарушением трудовых прав. «То, как устроена индустрия, действительно поощряет недальновидный подход и ставит прибыль превыше всего — даже человеческой жизни. От брендов требуется самое меньшее, — выполнять контракты, которые они заключили, и платить за вещи, которые уже произвели», — сказала Сара Дитти.
Ее поддержала активистка Кальпона Актер: «Сейчас потребители должны просить бренды поступать правильно. Люди должны знать больше об этих работниках [которые шьют одежду]. Потребители значат многое. Они являются наиболее важным элементом в цепочке поставок и должны говорить о проблеме».
«Устойчивое развитие» — ярлык или необходимое обязательство?
Об экологии в моде на саммите говорили основательница бренда Eileen Fisher Эйлин Фишер, дизайнер Габриэла Херст, соучредитель бренда Asket Август Бард-Брингеус и исполнительный директор The Business of Fashion Лорен Шерман.
Как отмечают The Business of Fashion, многие компании говорят о том, что покупателей больше не удовлетворяют экоинциативы брендов. «Многие заявляют, что вещи на 100% соответствуют принципам устойчивого развития. Но что именно они имеют в виду? Любая вещь оставляет след в индустрии моды, как же одежда может быть на 100% экологичной?», — задала тон дискуссии Шерман.
Эйлин Фишер, которая говорила о проблеме экологии в моде на саммите BoF в 2017 году, отметила, что «покупатели могут заметить вас из-за вашего отношения к устойчивой моде, но им также должен понравиться сам бренд». Другая участница обсуждения, Габриэла Херст, всегда считала экологичность основным принципом своей марки. Она заявила, что в 2020 году бренд не может продолжать существовать, не поддерживая экоинициативы. «Просто начните [делать бренд более экологичным]: не бойтесь, что вас осудят, не бойтесь сделать что-то идеально. Это эволюция», — подытожила Габриэла Херст.
В конце обсуждения Имран Амед вернулся к вопросу о самом серьезном вызове, с которым мода столкнулась в 2020 году, — и вновь предложил зрителям ответить на него в прямом эфире. Подписчики BoF выбирали между следующими вариантами: коронавирус и экономический кризис (1), инклюзивность, расовое равноправие, репрезентация темнокожих (2), цепочка поставок и права работников текстильной промышленности (3), устойчивое развитие и чрезвычайная климатическая ситуация. Если в начале саммита большинство участников решило, что ответственность за кризис в моде лежит на пандемии коронавируса и ее экономических последствиях (48% слушателей), то в конце мнения переменились. Главной проблемой в моде сегодня назвали устойчивое развитие.
Полностью запись онлайн-саммита можно посмотреть тут (она доступна только подписчикам The Business of Fashion).
18 ИЮНЯ 2020
0