Лицо одно
ИЛЛЮСТРАЦИИ:
КАТЯ ЯЛОВЕЦКАЯ
Автор канала FGM Мария Чекалина (Сарафанова) прошла через болезненный опыт процедур в косметологии и эстетической медицине, попавшись на заманчивые обещания результата, и решила разобраться вместе с экспертами, что делать, чтобы другие люди (и она сама) не испытали подобного в будущем.
«Чувствую себя как хомяк с диатезом на щеках. Хомяк — потому что на лице отеки, и они тянут щеки вниз, диатез — так как все лицо в красных пятнах, кожа шелушится, думаю, надевать ли маску на лицо», — писала я в своем телеграм-канале FGM в январе 2023 года, собираясь на светское мероприятие. Это были последствия фракционного RF-лифтинга Morpheus 8, о которых меня не предупредили — как и о том, что лицо может временно обсыпать прыщами. В течение недели я старалась реже смотреться в зеркало — выглядела я как запойная женщина с ползущими вниз щеками бассета.
Morpheus 8 позиционируют как безоперационную технологию подтяжки лица и тела, разработана она израильской компаний INMODE, одобрена американской FDA. Обещают за один-два сеанса вау-эффект, который продержится до двух-трех лет, реабилитация после процедуры — от двух до семи дней. Моя затянулась на полгода: на восьмой день покраснения кожи перешли в постпигментацию, будто я пилингом сожгла себе кожу вокруг рта, на десятый день пол-лица обсыпало прыщами, а спустя два месяца на щеках еще оставались следы от проколов, розовые точки от повреждений капилляров, пара ямок и пигментация в области носогубной складки. Особенно «забавно», что среди заявленных эффектов Morpheus 8 — выравнивание рельефа кожи и избавление от пигментации, а я получила эффект ровно противоположный плюс подавленное психологическое состояние на весь период реабилитации. Как тут не вспомнить случай с Линдой Евангелистой и Zeltiq.
Я стала жертвой неграмотного маркетинга, когда клиника закупает аппарат/препарат, заставляет всех косметологов «втюхивать» его пациентам, а пиар-отдел — продвигать везде, где можно, так как нужно скорее его окупить. Проблема состоит в том, что зачастую косметологов не успевают обучить технологии, а страдает конечный потребитель и грамотные врачи, которые отказываются применять методику, не подходяющую жаждущему ее пациенту, или как минимум просят предварительно сдать анализы. В результате недовольный пациент распространяет отрицательные отзывы о докторе в духе «Меня пытались развести на деньги!» и идет в другую клинику, где ему сделают все, что он хочет, без разговоров.
На момент, когда я решилась на Morpheus 8, про него трубили уже два года, в том числе блогеры. Только нигде не упоминались противопоказания, например, повышенная чувствительность или плохая заживляемость кожи.
У меня нет цели заклеймить эту технологию. Есть положительные отзывы о процедуре, просто важно знать и про неудачные примеры. Только загуглив информацию на английском, я нашла сравнение Morpheus 8 и другого RF-лифтинга (Scarlett), где делался вывод, что чувствительной коже первый аппарат не рекомендуется, так как воздействует агрессивнее и может дать больше осложнений. Если бы я встретила подобные отзывы раньше, то выбрала бы менее травматичную для себя методику. Хотела лифтинг — а прошла через адскую боль и сложную реабилитацию, получив новые проблемы с кожей.
Сюрприз — не все врачи знают английский. А еще не все они анализируют информацию от поставщика. Я как журналист частенько получаю комментарии в духе «нам так компания-производитель на тренинге говорила», как будто ее слова — истина в последней инстанции. А что насчет критического мышления, проверки фактов и анализа информации? Да, это вопрос скорее не маркетинга косметологических методик, а профессионализма врачей, но это еще одна причина самостоятельно тщательно погружаться в анализ нового аппарата или препарата на рынке.
Только после моего случая косметолог, делавшая процедуру, нашла информацию, что так плохо реагировать на Morpheus 8 могут диспластики. Дисплазия соединительной ткани предполагает, что эластина у пациента много (кожа хорошо тянется = эластичная), а коллагена не хватает (кожа менее упругая и плохо заживает). Новым пациентам врач предлагала делать Morpheus 8 уже сразу с плазмотерапией (у пациента берут кровь из вены, помещают в специальную пробирку, пропускают через центрифугу, и из крови выделяется плазма, обогащенная тромбоцитами: ее инъекционно вводят в кожу), чтобы ускорить заживление. Оказалось, что в других клиниках это сочетание методик уже применяли наученные опытом доктора. Только странно, что в протоколах самого производителя Morpheus 8 не указаны такие рекомендации. «Диспластикам можно делать Morpheus 8, но уменьшая мощность, — пояснила мне Екатерина Медведева, врач-дерматовенеролог клиники эстетической медицины Tori. — Врач должен учесть такое строение кожи и разделить рекомендуемые параметры минимум на два. Или делать RF-лифтинг параллельно с заживляющими процедурами». Но до этих выводов врач каким-то образом должен дойти сам. В моем случае из-за слишком высоких параметров аппарата случился ожог в нескольких зонах. Мне повезло, что клиника взяла расходы на восстановительные процедуры на себя, — раз в две недели в течение четырех месяцев я приходила на плазмотерапию, BBL, под конец добавили аппаратную процедуру с введением транексамовой кислоты (ее используют против пигментации). Следы от проколов зажили через месяц после начала интенсивной реабилитации, со временем выровнялся рельеф кожи в зоне повреждений (исчезли «ямки»), пигментные пятна от ожогов тоже ушли. Клиника также приобрела другой аппарат с менее агрессивным воздействием — для пациентов с тонкой, эластичной, чувствительной кожей. А что, если бы клиника оказалась не такой добросовестной? Как избежать уловок маркетинга, чтобы не лечить потом последствия, еще и за свой счет?
Маркетинг в косметологии — всегда плохо?
Нет. Цель маркетинга — продвижение продукта или бренда. «Маркетинг может идти на пользу потребителю, — рассуждает Елена Сибрина, врач-дерматовенеролог, заместитель главного врача клиники эстетической медицины Vitaura. — Когда ты изучаешь спрос, пытаешься понять, какому человеку что нужно и как правильно это преподнести».
Вред для потребителя начинается тогда, когда «продают» продукт не так или не тем. «Есть косметологические методики, которые у всех на слуху, — комментирует Мария Мерекина, врач-дерматовенеролог, косметолог, основатель и главный врач клиники превентивной медицины Idealist. — Про ботулотоксин знают все, о BBL, Hydrafacial, Morpheus слышали многие. На эти процедуры часто приходят только потому, что их название много раз попадалось в инфополе. Например, вокруг BBL существуют маркетинговые мифы просто грандиознейшего формата, особенно вокруг протокола Forever Young. В моей клинике есть этот аппарат, но Forever Young не подходит для первого знакомства с технологией, кожу надо еще подготовить к такому серьезному воздействию. Но я постоянно сталкиваюсь с тем, что приходит пациент, требует BBL Forever Young, а мне приходится объяснять: “Вы просите у меня то, что вам не нужно. У нас есть другой аппарат, и он с вашей проблемой, например, с пигментацией или с куперозом, справится в десятки сотен раз лучше”. Но нет, пациент заявляет: “А я хочу BBL, сделайте мне его”. Или, например, процедура Hydrafacial: она производится за счет затяжения ткани вакуумом. И пациентам, у которых есть купероз, этот вакуум как пылесос еще больше вытягивает сосуды, и без того находящиеся близко к поверхности кожи. В итоге после Hydrafacial пациенту предлагают либо BBL, либо другие методики, которые будут убирать сосуды. И человек попадает в замкнутый круг: тут ему вытащили сосуды, тут убрали, и дальше по новой».
«BBL рекламируют как лучшую процедуру для людей с куперозом — это как раз я, — рассказывает директор раздела “Красота” The Blueprint Анастасия Сперанская. — Поэтому я перепробовала разные протоколы, делала процедуры курсом и была уверена, что это абсолютно безопасно и эффективно. Пока однажды после процедуры у меня не почернели и не отшелушились все родинки на лице. О таком побочном эффекте не то что врачи — даже описания BBL в интернете не предупреждают. Hydrafacial, кстати, мне тоже активно рекламировали как единственный и самый щадящий вариант чистки лица для куперозников. А то, что щечки потом красные, — так это на BBL просто нужно сходить, и все пройдет».
Процедуру PRX-T33 позиционируют как экспресс-уход «на выход» без боли и реабилитации. Эффект — сияние кожи и ровный тон. Я сама была в восторге от нее, поэтому была удивлена, услышав о другом опыте. «У меня чувствительная кожа, — признается директор отдела красоты Grazia Анастасия Ежова, — поэтому я избегаю любых агрессивных процедур, даже пилингов. Меня заверили, что гель PRX-T33 совсем не пилинг, и в случае дискомфорта врач просто его смоет. Через три минуты после нанесения я уже вопила, что у меня все щиплет. Гель смыли, в итоге — красные пятна по лицу, два-три часа я выглядела как далматинец. Не могу винить врача, она все сделала четко. Я рискнула повторить процедуру, но у другого косметолога — опять ни сияния, ни гладкой кожи, только краснота, которая со временем уходит». На официальном сайте PRX-T33 упоминания о такой реакции кожи нет.
Да, любая реклама (а это часть маркетинга) стремится продать вам продукт. Только если купив, например, газировку, которую хвалит поп-звезда, вы рискуете в худшем случае вздутием живота, то в случае с косметологией и эстетической медициной можно получить необратимые «побочки» или очень дорогостоящее восстановление. Давайте разбираться, на какие уловки чаще всего попадаются клиенты.
По акции
Акционные процедуры попадают в топ маркетинговых уловок, которые могут навредить. Скидки всегда будут влиять на принятие решения: ты давно хотела попробовать методику, увидела акцию, пришла в клинику, тебе без разговоров все сделали. Какая тут ошибка? Сначала пациента нужно опросить и осмотреть. Если врач это сделал — отлично. Если нет, то результат непредсказуем, особенно в долгосрочной перспективе. Например, безобидный, казалось бы, LPG-массаж может «вытянуть» сосуды, если у вас есть склонность к куперозу, и на ногах помимо гладкости кожи вы получите капиллярные сеточки. А эту процедуру часто делают на потоке и без осмотра врача. Конечно, совсем другое дело, если вы знаете точно, что вам эта процедура подходит (например, вы делали ее раньше). Тогда акция вам только на руку.
Один раз — и навсегда
10 лет назад я работала в журнале Glamour, и нам предложили протестировать процедуру miraDry: делаешь ее один раз (максимум два), и навсегда перестают потеть подмышки. Хоть я и не страдала гипергидрозом, мысль избавиться от необходимости пользоваться дезодорантами показалась классной. Я согласилась. Результат — слезы и боль во время процедуры, несмотря на анестезию, шаровидные подмышки на несколько дней, будто у меня там два теннисных мяча (я сильно заранее готовилась к tenniscore), онемение в руке на сутки, бугристая поверхность кожи на несколько лет и ноль эффекта. Второй раз на эти адские мучения я точно не решилась бы, даже если бы мне гарантировали эффект. Сутки я провела в болевом шоке. Спустя месяц врач, которая проводила мне процедуру, прислала мне сообщение ночью: «Мария, как вы пережили это?! Я сделала себе miraDry, через несколько часов невыносимая боль, я не могу спать!».
Позже я узнала о классном примере — в клинике эстетической медицины Tori врачи, сначала протестировав процедуру на себе, вместе пришли к руководству и заявили, что отказываются делать ее пациентам. «Во время miraDry мне повредили нерв, из-за чего у меня были бешеные прострелы от локтя до кончиков пальцев на протяжении трех месяцев, — делится доктор Медведева. — И да, потоотделение никуда не делось, еще и вернулось с процентами. А стоимость этой процедуры порядка 120 000 рублей. Получается, человек заплатил, не решил проблему, еще получил кучу осложнений? Я представляю, сколько было бы судебных разбирательств». В результате руководство Tori поддержало врачей и не стало вводить miraDry в каталог услуг клиники.
Тренды
Тенденции в косметологии, как в моде, время от времени возвращаются. Например, 15 лет назад гремел тренд на нити и удаление комков Биша. В 2023-м эта мода вернулась, так как выросло новое поколение, еще не знакомое с последствиями. «Тренд на нити, которые лет 10 назад все учились “ставить”, сейчас уверенно шагает по планете, — говорит доктор Мерекина. — Мы видим в инстаграме огромное количество видео, где нитями армируют нижнюю часть лица и область контура глаз, приговаривая, что это прекрасно уплотняет кожу. А что будет потом? Может получиться хороший результат — на нитях образуются коллаген и эластин, а может быть и фиброз (внутренние рубцы). И предугадать это заранее нельзя».
«Зачастую за словом “тренды” в косметологии стоят методики, которые легко продаются, но при этом их необходимость сложно обосновать, как и получить хороший результат на годы, — говорит Наталья Мыцык, врач-дерматовенеролог, косметолог клиники “Real Clinic Бауманская”. — К примеру, появляется новая модная процедура (например, “русские губы”, или “углы Джоли”); она у всех на слуху и все хотят ее попробовать. А по факту при визите к врачу оказывается, что она вам вовсе не подходит. Например, “углы Джоли” сделают некоторые лица еще более тяжелыми. Врач озвучивает на консультации все нюансы, предлагая другие варианты для гармонизации лица, и у вас ожидаемо возникает некоторое разочарование: вы уже настроились на конкретную процедуру, а доктор вас разубеждает. Я считаю, распространителям таких трендов важно делать дисклеймер, что методика подбирается индивидуально во время консультации у врача-косметолога».
Пожирнее и погуще
Как я писала выше, в моем случае ошибка была в слишком мощных параметрах Morpheus 8. Так и помню слова косметолога во время процедуры: «Ух, должен быть отличный эффект, ткани прямо интенсивно вам прогрели». И это врач — а что уж говорить про обычных людей. «В умах некоторых пациентов почему-то бытует мнение, что, чем мощнее воздействие, тем оно эффективнее, — рассказывает Мерекина. — А еще так часто думают молодые необученные косметологи. Так вот, это неверно». «Иногда пациенту хочется все одновременно и поинтенсивнее, — поддерживает коллегу Елена Сибрина. — Но чем агрессивнее и больше манипуляций делаешь в один момент, тем больше риск нежелательных побочных эффектов. И некоторые доктора это не всегда озвучивают, идя на поводу у настойчивых пациентов и поддавшись соблазну финансовой выгоды».
Фото до и после
«Часто бывает, что фотографии и видео работ формата “до и после” в аккаунте косметолога создают нереалистичные ожидания у пациента, так как совершенно не соответствуют действительности», — говорит Наталья Мыцык. Самый «невинный» вариант — применение световых уловок и макияжа, чтобы сделать разницу более явной: «до» сняли в плохо освещенном помещении, «после» — при красивом рассеянном свете и с освежающим мейком. Кто-то прибегает к фотошопу и фильтрам.
«С одной стороны, такой подход позволяет увеличить узнаваемость специалиста, — рассуждает доктор Мыцык. — Согласитесь, когда открываешь аккаунт с эффектными фотографиями, на которых очевидны изменения после процедуры, вероятность появления желания записаться на прием возрастает. С другой стороны, когда видишь подобную разницу, ты невольно ожидаешь, что у тебя после проведенных манипуляций будет так же. А в реальности на выходе получается совсем иной результат. Подобные “игры со светом” и увлечение фоторедакторами сильно вредят — в первую очередь врачу, потому что пациент останется неудовлетворенным. Клиники, в чьих аккаунтах применяются такие маркетинговые уловки, рассчитаны на разовый визит: пациент увидел в профиле wow-работы и пришел на процедуру. А когда результат не оправдал ожиданий, пациенту просто говорят “извини” и прощаются».
Так, в Instagram попадаются рилсы косметолога @dr_teri_cosmetolog, где контраст «до и после фейслифтинга» поразительный, только в качестве «до» показывают лица девушек с анестезией и введенным неизвестным препаратом (видны следы проколов), что дает сильный отек и увеличивает подбородок и шею в объемах, поэтому реального «до» никто не видит.
Еще один потрясающий пример — когда клиники используют не свои фото. Одна из основателей проекта Beauty Insider Юлия Гребенкина в 2018 году опубликовала материал об опыте блефаропластики и фейслифтинга у своей мамы — с фото до и после. С того момента и до сих пор она отлавливает изображения мамы на сайтах региональных косметологических клиник. Мало того, что они используют чужие фото, так еще и презентуют их как пример результатов аппаратных процедур, а не пластической хирургии.
Так как не попасться на уловки маркетинга в сфере косметологии?
Если речь идет о совсем новых процедурах на рынке, лучше подождать хотя бы год (а лучше два),
1
пока технологию освоят в клиниках, «набив руку» и набравшись опыта. За это время врачи поймут, для какой кожи и/или возраста подходит методика, кому противопоказана, с чем ее лучше сочетать, чтобы убрать побочные эффекты или снизить риск их возникновения. И следить, будут ли громкие случаи, когда что-то
пошло не так.
Найти грамотного косметолога (с образованием врача-дерматовенеролога)
Как именно? «Обратите внимание на целостность подхода специалиста и на его желание объяснить взаимодействие между разными процедурами, готовность рассказать о нюансах тех или иных косметологических методик, — отвечает на этот вопрос доктор Мерекина. — К сожалению, часто в косметологии специалисты умеют либо хорошо колоть, либо хорошо работать с аппаратами, либо хорошо массировать лицо. А в идеале ваш врач должен уметь сочетать методики и объяснять, что, например, эта инъекция повысит уровень влаги в коже, тот аппарат улучшит тонус и плотность, а филлер восполнит объем, где надо. Когда пациент попадает к специалисту, который умеет делать что-то одно, такой косметолог на чем-то одном и будет его держать. Только кожа так не работает. Ей нужно здесь восполнить объем, тут сократить ткани, там расслабить токсином, когда это необходимо. Когда есть этот полноценный микс, кожа выглядит красиво и результат гармоничный».
2
Не делайте процедуру только потому, что сейчас на нее проходит акция или она отлично сработала на вашей подруге, коллеге или блогере
3
Помните, что ваша кожа и состояние организма могут сильно отличаться.
При знакомстве косметолог должен вас тщательно опросить
Если врач радостно соглашается сделать вам любую процедуру без вопросов, это даже не звоночек, а сирена, которая сигнализирует, что от этого специалиста стоит бежать. Это значит, что он не вовлечен в процесс, не думает о возможных последствиях и не пытается подойти к вам индивидуально. «Важно приглашать первичных пациентов не на процедуру, которую они самостоятельно себе подобрали, а на консультацию. Во время нее у доктора будет возможность проанализировать строение кожи и состояние организма — и составить индивидуальную программу процедур, которая подходит именно этому пациенту. Далее человек сможет принять решение — он идет в эту историю сейчас или нет», — поясняет Наталья Мыцык.
4
Рассказывайте и слушайте внимательно
Важно сообщить доктору, какие процедуры вы делали раньше, какие лекарства и БАДы принимаете, какой косметикой пользуетесь, какие у вас планы после процедуры. Зачем? «Домашнее использование активных форм ретинола влияет на переносимость и восприимчивость кожи при проведении многих процедур, так как изменяет скорость деления клеток, повышает чувствительность и фотосенси-билизацию кожи, — объясняет доктор Сибрина. — Если у вас диагностирована эпилепсия,вам противопоказаны будут яркие вспышки BBL.
Если вы недавно сделали филлеры, то нельзя сразу идти
на RF-лифтинг — он просто-напросто ускорит их выведение».
Слушать тоже нужно уметь. По словам Сибриной, бывает, что пациент вычленяет только нужную ему информацию: «Вот девушка услышала, что это классная лифтинговая процедура, а все остальное для ее мозга — мишура, он откинул другие слова как неважные. А врач, оказывается, рассказывала и про период реабилитации, и что еще две недели нельзя на активное солнце. А у пациентки билеты на Мальдивы через четыре дня».
5
Найдите время,
чтобы проанализировать,
что на самом деле вам подходит
6
Сходите на консультации к двум-трем разным специалистам. Почитайте отзывы. Я знаю, как хочется «на ручки» и хоть в какой-то сфере жизни отпустить ответственность. Но Мария Мерекина напоминает: «Может быть, это не очевидно, но косметология и эстетическая медицина — это все-таки область медицины. Поэтому стоит подходить к выбору аппаратных и инъекционных процедур ответственно, потому что лицо и тело у вас одно».