Что такое стойкость аромата и от чего она зависит
ТЕКСТ: КСЕНИЯ КРУШИНСКАЯ
При выборе аромата многие ориентируются на стойкость — иногда чуть ли не больше, чем на сам запах. Объясняем, стоит ли так делать, почему одни ароматы держатся на коже дольше других и чем чревато засилье суперстойких композиций.
Журналы от Vogue до Daily Mail публикуют инструкции для тех, кто хочет продлить стойкость любимых духов или туалетной воды. А на международном сайте любителей парфюмерии Fragrantica давным-давно есть шкала, по которой посетители оценивают, как долго тот или иной аромат «живет» на коже. Считается, что чем дольше — тем лучше.
У парфюмерных экспертов на этот счет нет единого мнения. Многие говорят, что низкая стойкость вовсе не значит, что парфюм плохого качества, а ценно в нем другое. «Мое отношение к стойкости не изменилось с 90-х. Мне всегда была важна идея аромата, а не количество часов, которые он «простоит», — писала в телеграм-канале Evaluatrix креативный директор компании Brocard Любовь Берлянская. Так считают и некоторые другие парфблогеры; в телеграме даже шутят, что в состав идеальных для широкой публики ароматов входит специальный ингредиент «стоин».
Парфюмерный критик и автор канала Nose Republic Ксения Голованова, напротив, считает, что нет ничего постыдного в том, чтобы мечтать о суперстойком запахе: «Одеколон Paris — Deauville, Chanel, сидит на моей коже пару-тройку часов, а потом испускает дух, но я его не покупала за свои деньги: мне его прислали для обзора, и потому я его не экономлю — ношу с собой флакон и обновляю, часто. Если бы я купила Paris — Deauville за кровные десять тысяч рублей, а он умирал бы на мне той же бесславной смертью, я бы основательно расстроилась». С кем соглашаться, не сразу понятно.
Что такое стойкость аромата?
По сути, это способность запаха оставаться на теле и любой другой поверхности. Ее можно считать такой же фундаментальной характеристикой парфюмерного продукта, как качество композиции. Но если последнее совершенно точно нельзя оценить объективно — как говорится, на вкус и цвет, — то стойкость, как полагают некоторые эксперты, можно измерить. Во всяком случае, они честно пытаются это делать.
Как измеряют стойкость?
При производстве парфюмерии и отдушек ароматы тестируют на хлопчатобумажной ткани (чаще всего марле, которая не искажает запахи). Ее погружают в определенный объем парфюмерной жидкости, вынимают пинцетом — а затем эксперт оценивает, насколько запах сохраняет свои свойства. «Принюхиваться» ему положено несколько раз — через каждые десять часов. «Если по истечении [определенного] срока свойства остаются неизменными, делают соответствующую пометку, — объясняет химик и парфюмерный эксперт Матвей Юдов. — Никакой специальной единицы стойкости нет, измеряется все просто: в часах».
Минимальную планку по стойкости ароматических веществ в России задает ГОСТ. Так, запах духов должен оставаться на ткани не менее 50 часов, туалетной воды — не менее 40, а одеколона — минимум сутки. Если парфюмерная композиция не соответствует стандарту, ее не допустят к производству.
Впрочем, в Европе и США, где производят подавляющее большинство парфюмерных продуктов, подобных официальных стандартов нет. И это неудивительно: тесты все равно не могут учесть большинства чрезвычайно важных факторов.
Насколько объективны тесты?
Загвоздка в том, что эти замеры проводят в стандартных «стерильных» условиях. Например, марля должна быть предварительно выстирана строго в горячей воде и просушена при определенной температуре. Температура в помещении во время эксперимента тоже не меняется.
Но жизнь сложнее. Ароматы мы носим и в жару и в холод, и в сухом и во влажном климате. И наносим мы их на кожу — которая может быть сухой, нормальной или жирной. Все это тоже может влиять на то, как долго запах продержится на нашем теле.
Например, с сухой кожи душистые вещества испаряются быстрее, чем с жирной или просто хорошо увлажненной. Отсюда популярный и научно обоснованный совет наносить аромат поверх увлажняющего крема или молочка. А холод способствует стойкости аромата больше, чем жаркая погода.
«Стойкость — величина переменная, — утверждает Берлянская. — Зависит она прежде всего от скорости испарения душистых веществ в составе композиции. А та, в свою очередь, меняется под влиянием многих физических факторов: температуры, давления и так далее».
Никто не отменял и индивидуальные особенности восприятия. Один человек может ощущать запах часами, а другой будет чувствовать лишь пару минут. Причина в индивидуальной способности «принюхаться», то есть устать от запаха и подсознательно его заблокировать.
«Люди слишком часто перестают чувствовать запах, просто потому что обоняние к нему адаптировалось как к постоянному «шуму», и мозг получил команду его не замечать, — говорит Берлянская. — При этом для окружающих запах, скорее всего, никуда не исчез, они продолжают его чувствовать. Это зависит от тренированности носа, от умения сознательно включать и отключать ольфакторный фон».
Какую роль здесь играет состав композиции?
Довольно большую. Объективно каждое душистое вещество обладает той или иной степенью летучести, это одна из его базовых характеристик, и зависит она от веса молекул в его составе. Одни из самых летучих веществ — эфирные масла цитрусовых. Именно поэтому цитрусовые ноты из парфюмерных композиций испаряются быстрее всего, и если аромат на них построен, он будет нестойким, продержится на коже 2–3 часа (хотя на бумажном блоттере может оставаться сутки). Другие соединения — например, отвечающие за запах жженого сахара (этилмальтол), бальзамические и древесные ароматы — будут «звучать» намного дольше: 10–12 часов на коже и примерно месяц на бумаге.
То есть степень стойкости того или иного парфюмерного продукта частично зависит от летучести ингредиентов, из которых состоит композиция, частично — от упомянутых субъективных факторов вроде температуры воздуха и свойств кожи.
Связаны ли между собой стойкость и шлейфовость?
Нет, хотя это один из самых живучих парфюмерных мифов. Расстояние, на котором аромат можно ощутить (диффузность, или шлейфовость) к стойкости никакого отношения не имеет. Простой пример: те же ароматы цитрусовых довольно диффузны (то есть обладают длинным шлейфом), при этом недолговечны. Бывает и наоборот: ароматы, которые почти не оставляют за собой шлейфа (например, некоторые мускусные), могут быть стойкими. Подробно о таких близких к телу композициях можно прочесть в нашем материале о skin scents.
А стойкость и концентрация?
Есть мнение, что, чем сильнее концентрация аромата, тем более стойким он будет: мол, духи продержатся на коже дольше, чем туалетная вода или одеколон. Это отчасти верно, но здесь тоже есть подводные камни.
«На самом деле зависимость не прямая, — говорит Матвей Юдов. — Например, эфирное масло бергамота испарится довольно быстро — что в растворе, что в чистом виде. Другое дело, что, скажем, духи и парфюмерная вода почти всегда различаются не только процентом ввода композиции в спирт (то есть концентрацией. — Прим. ред.). Чаще всего это совершенно разные составы и в духах сделан акцент на более тяжелые ингредиенты. Поэтому духи, как правило, действительно более стойкие».
Смогут ли в будущем все ароматы делать стойкими?
Рынок диктует свои законы: потребители требуют все более стойких ароматов. На это косвенно указывают данные о продажах. Главные парфюмерные хиты последних лет — ароматы, что называется, «неубиваемые». Так, запущенный в 2012 году Lancôme La Vie Est Belle с узнаваемым ванильно-карамельным запахом в 2014 году занял первое место по популярности на рынках Франции и еще пяти европейских стран. Не намного отстает сладко-древесный Si Giorgio Armani. А новинка 2016 года Baccarat Rouge 540 нишевого бренда Maison Francis Kurkdjian, построенная на нотах сандала и мха, кажется, стала главным бестселлером в Москве: по данным «Яндекса», только за последний месяц в сети эту парфюмированную воду искали около 10 000 пользователей. Все три аромата — чемпионы по стойкости: большинство пользователей Fragrantica утверждают, что они могут продержаться на коже больше 12 часов без повторного нанесения.
Парфюмеры пытаются угодить покупателям и придумать технологию, которая позволит увеличить стойкость ароматов. «Идет поиск материалов, которые сами по себе были бы более стойкими, — говорит Матвей Юдов. — Кроме того, существуют специальные технологии. Например, микроинкапсуляция: аромат заключают в мельчайшие гранулы, которые постепенно разрушаются, высвобождая запах. Действовать пробуют и на химическом уровне: очень летучие вещества связывают в более тяжелые комплексы, которые распадаются с образованием молекул летучего душистого вещества».
По мнению Юдова, причина еще и в том, что современный ароматический фон усилился и людям нужны все более мощные раздражители. Можно сравнить это с усилителями вкуса: чем более ярко выражен вкус у еды, тем более привлекательной она нам кажется. В итоге привыкшие к сильным ощущениям рецепторы перестают воспринимать продукты без добавок и специй. С запахами ситуация похожая: чем более стойкие ароматы нас окружают, тем более нестойкими они нам кажутся. «Чем выше стойкость современных ароматов, тем больше потребители жалуются на их «летучесть», — объясняет Любовь Берлянская. — Мозгу тяжело воспринимать такую мощную ольфакторную атаку, он просто блокирует слишком сильный раздражитель».
Так важна в аромате стойкость или нет?
Все зависит от ваших требований. Искать стойкий аромат совершенно не зазорно — особенно если вы собираетесь потратить на него крупную сумму. И тем более если для вас парфюм — важная часть образа, как одежда или аксессуары.
Если стойкость у вас в приоритете, выбирайте ароматы, состоящие из аккордов, которые звучат дольше. Обратите внимание на восточные, гурманские (то есть сладкие, «кондитерские»), древесные группы и на композиции, построенные на мощных цветочных нотах — например, на туберозе. Если же вы предпочитаете легкие цитрусовые одеколоны, но вас пугает их летучесть, попробуйте наносить аромат на предварительно увлажненные (с помощью крема, молочка или масла) участки кожи. Как вариант можно распылять парфюм на одежду — особенно хорошо удерживают запахи плотные ткани.
Еще эксперты советуют ни в коем случае не перегружать рецепторы: «Чем меньше аромата вы на себя наносите, тем дольше будете ощущать его в течение дня», — подытоживает Матвей Юдов.