Как живут салоны и клиники в период самоизоляции
4 апреля мэр Москвы Сергей Собянин принял указ № 39-УМ, тем самым разрешив работу салонам красоты с медицинской лицензией. Но многие из них не спешат открываться. Чего больше боятся владельцы клиник — коронавируса или штрафов, и что происходит с индустрией красоты, когда потенциальные клиенты сидят по домам?
Поправка 22
В прошлые выходные у девушек с отросшим гель-лаком вроде бы появился лишний повод поднять бокал игристого — Сергей Собянин принял поправку к указу от 5 марта, в которой разрешил работу салонов красоты, а также спа, массажных и косметических. Правда, с важным уточнением — при наличии у них лицензии на медицинскую деятельность. В итоге радость от новости улетучилась быстрее, чем пузырьки из хрустальной креманки: при ближайшем рассмотрении стало ясно, что на маникюр раньше мая записывать не будут, да и шансы попасть к косметологу не так уж велики. В одном из популярных телеграм-каналов даже появился скриншот, где рассказывают про мистический штраф размером в 2 млн, который выписали не менее мистическому салону на Тверской (с тех пор к моменту публикации новой информации об этих репрессиях не появлялось). Как бы то ни было, в законе и правда много неясного: не только для обывателя, но и для предпринимателей, привыкших к юридической казуистике.
«У нескольких наших салонов есть медицинская лицензия, но мы решили не открываться: в указе нет ясности, зато много противоречий, — говорит Мария Гинзбург, владелица сети салонов эпиляции Wax & Go и совладелица сети салонов The Face Only. — Нет четкого понимания, какого рода услуги можно оказывать. То ли можно работать всем салоном, если есть лицензия, то ли делать только те услуги, которые лицензируются. Кроме того, существует указ, который говорит о необходимости соблюдении дистанции в полтора метра. Вот и получается, что педикюр можно делать, но эта услуга не лицензируется. Зато массаж и косметология лицензируются, но там соблюсти дистанцию нереально».
1,5м
Об этой же коллизии говорит и владелец сети клиник GEN87. «Боюсь, что в вопрос ясность внесут только первые случаи штрафов, — говорит Алексей Великий. — Казус еще в том, что, разрешив салонам с медлицензией работать, никто не дал разрешения жителям в эти салоны перемещаться. Ранее четко проговаривалось, что можно поехать к врачу или стоматологу с острой болью или по неотложной проблеме. В отношении салонов и клиник никто эти детали не прописал, поэтому непонятно, как клиенты будут добираться».
Ольгу Ларину, генерального директора клиники эстетической медицины TORI, волнует и нерешенный вопрос с дистанцией в полтора метра, и изменчивые санитарные требования. «Клиники эстетической медицины всегда отвечают самым строгим санитарным нормам. Но сейчас законы пишутся с такой скоростью, что ты можешь пропустить поправку на поправку и получить внушительный штраф, а еще хуже — лишиться лицензии на срок до трех лет, — говорит Ольга. — В данной ситуации рисковать бизнесом (а значит, и работой для всех сотрудников клиники) я не готова. Для меня ответственность перед людьми на первом месте». По словам Лариной, в индустрии сейчас нет понимания, как действовать дальше: всех волнует оплата труда за счет работодателя. Ведь клиники — это бизнес, который работает «с колес»: заработал, выплатил зарплату, распределил дивиденды. Без прибыли он долго не протянет.
Кроме того, всех без исключения волнует и ситуация с коронавирусом. «Мы приняли решение не открывать клинику: не хочется провоцировать пациентов выходить из рекомендованной самоизоляции и выводить с домашнего режима докторов, — говорит Сюзанна Мусаева, владелица клиники эстетической медицины Remedy Lab. — При этом об „отпусках“ и увольнениях речи не идет: мне важно сохранить команду в полном составе: от врачей до санитаров». С ней солидарна владелица сети «МильФей» Елена Темиргалиева: «Наша позиция жесткая: мы не станем открывать салоны раньше, чем закончится „опасный период“, и на дом выезжать не будем».
Бу
дут резать
Обтекаемость и противоречивость документа № 39-УМ напугала не всех — ряд клиник возобновили свою работу после указа, но в измененном режиме.
За стерильностью и санитарией в клиниках красоты старались следить всегда (редко когда в месте с хорошей репутацией можно было встретить врача без маски), но сегодня, чтобы попасть в кабинет к специалисту, нужно пройти несколько точек «досмотра», как в шпионских фильмах: бесконтактный замер температуры, протирание антисептиком, анкетирование, подписание бумаг, в которых вы гарантируете, что не больны (впрочем, юридический смысл таких гарантий представляется также расплывчатым) и прогулки по пустынному коридору клиники: расписание составляется так, чтобы пациенты не пресекались.
«Еще до объявления „каникул“ мы ввели новые правила: докупили бесконтактные термометры и ультрафиолетовые излучатели для холла и входной группы, перенесли гардероб в другое помещение, расставили бесконтактные дозаторы для дезинфицирующего средства везде, где это только можно: от стойки с бахилами до санузла и ресепшена. То есть стали вести прием, строго соблюдая новые требования Минздрава по профилактике COVID-19 при оказании медпомощи», — рассказывает Юлия Чеботарева, глава «Эстелаб».
фото: Ravnovesie Club
Вероятность столкновения в коридоре не так велика: даже после недавних послаблений на аппаратные процедуры и уколы красоты жители столицы выбираются далеко не так активно, как на шашлыки в первые выходные самоизоляции. «Большинство наших пациентов предпочитают оставаться дома — в клинику обратилось около 10% от стандартного количества клиентов, — рассказывает владелица Kraftway Clinic Виктория Рощанинова. — И мы их в этом решении всячески поддерживаем: не завлекаем акциями и скидками, а наоборот, по всем каналам транслируем, что безопаснее оставаться дома. Наши врачи проводят консультации онлайн, а в клинике работает лишь дежурный специалист. Мы стараемся минимизировать нахождение на улице и в транспорте в том числе и для докторов. Но при этом не отказываем пациентам, если они нуждаются в помощи».
Не закрыли в Кraftway Clinic и стоматологию, даже когда та могла работать лишь на прием экстренных больных: отделение также было переведено на дежурный режим. «Это было непростым решением, ведь работать лишь на экстренные случаи практически равно работать себе в убыток: удалить зуб, положить мышьяк — это самые дешевые манипуляции, — говорит Рощанинова. — Но мы решили не отказывать нашим пациентам и в итоге оказались правы. В первый же день начались звонки от клиентов других клиник, которые полностью закрыли прием».
открыто открыто открыто
закрыто закрыто закрыто
В «Эстелаб» тоже пока обходятся без очередей, хотя до выхода указа все было расписано на три недели вперед. «В первую очередь мы принимаем пациентов с острыми состояниями: такими как розацеа, обострение акне, а также если ранее проведенная процедура требует корректировки, как, например, в случае с нитями, — объясняет Чеботарева. — Интервалы между пациентами увеличены: после каждого мы проводим полную дезинфекцию помещения. Многих такие меры предосторожности полностью удовлетворяют, и они записываются на прием. Но некоторые пациенты не хотят выходить из дома, даже чтобы вынести мусор. Все люди разные».
Ни копейки больше
Но куда больше, чем по нитям и инъекциям, все истосковались по маникюру — обсуждения, как снять гель-лак в домашних условиях, перебираются из одного девичьего чата в другой. «После появления указа гости каждый день звонят и пишут с вопросом, открылись ли мы, — говорит сооснователь премиальной сети маникюрных салонов Kynsi Анна Волкова. — Но, к сожалению, пока мы этого сделать не можем». И правда, деятельность парикмахерских и студий ногтевого сервиса не нуждается в медицинской лицензии, а нет лицензии — нет и возможности работать.
«Мы просто закрыты. Несем убытки, как и большинство, в связи с арендой и зарплатами. Новый указ не имеет к нам никакого отношения, — соглашается с товарищами по несчастью Любовь Алиева, собственник небольшого маникюрного салона на „Бауманской“ Ravnovesie Club. — С 1 мая не все станет на свои места, но мы вроде никуда не спешим. Не весь малый бизнес погряз в кредитах и живет от зарплаты до зарплаты». По словам Алиевой, им удалось сохранить всех мастеров и даже получить скидку на аренду.
А владелице салона Сokoloco Анне Карамян повезло и вовсе избежать арендной ловушки: с помещением на Патриарших, где салон успешно работал первые три года, они попрощались за месяц до введения режима повышенной готовности. «В декабре мы открыли второй салон на юго-западе Москвы, уже в своем помещении, — рассказывает The Blueprint Анна. — А в конце зимы нам не удалось договориться о продлении договора аренды с владельцем помещения на Патриарших — только сейчас понимаю, как сильно нам повезло». По словам Карамян, у них есть подушка безопасности, которую они планируют расходовать на маркетинг и поддержку персонала: мастера не работают (от идеи выездных сервисов в салоне сразу отказались), но продолжают платить фиксированную зарплату. «Мы понимаем, что можем не открыться к началу мая — опыт Китая и Европы на это указывает, — продолжает Карамян. — Но мы готовы даже к сценарию с открытием к середине лета. Разводить бурную деятельность в онлайн с консультациями и прямыми эфирами тоже не планируем. Мы делимся с нашими подписчиками вдохновляющими картинками, съемками, которые сделаны еще до разгара пандемии, подборками книг, фильмов и вебинаров — хотим оставаться островком спокойствия».
Торгуют все
За последние пару недель в интернет переместилось приблизительно все. Рабочие встречи, дружеские посиделки теперь проходят в Zoom, а прямые эфиры ведут, кажется, все, у кого работает фронтальная камера на телефоне. Неудивительно, что и клиникам с салонами именно переход в онлайн помогает оставаться не только на слуху, но и на плаву.
«Сейчас клиника несет почти стопроцентные убытки. Если в прошлом апреле GEN87 на Шаболовке побила рекорд по валовой выручке в сравнении со всеми другими месяцами года, то в этом апреле мы заработаем в лучшем случае процентов 5 от этого объема, — говорит Алексей Великий, владелец сети клиник GEN87. — Эту сумму мы получим из продаж косметики — несколько раз в неделю мы бесконтактно доставляем клиентам продукты из домашних линеек ухода брендов GENOSYS, Luscious Lips и S+».
У Kynsi также появился интернет-магазин с доставкой боксов в день заказа. «Мы разработали наборы для снятия гель-лака, маникюра и педикюра с уходом Christina Fitzgerald с онлайн-консультацией мастеров, у нас появился сервис „Kynsi-консьерж“, — рассказвает Анна Волкова. — Мы знаем, как для наших гостей важна забота, поэтому к каждому заказу продукции мы дарим наш K-safety kit: антисептик, маску, перчатки, а также апельсины и имбирь для создания фирменного иммунного шота Kynsi у себя дома». Сеть салонов вообще стала гораздо активнее в онлайне, в частности, появилась программа прямых эфиров с участием гостей. «Нам очень повезло, ведь наши гости — это интересные личности, владельцы различных проектов, менторы, эксперты в своих областях. Это дает возможность познакомиться друг с другом лучше и узнать что-то новое, полезное», — говорит Анна.
Интернет-магазин есть и у Кraftway Clinic, и у «Эсталаб», и у сети клиник «МильФей». «Я как никогда рада этому направлению, — признается основательница „МильФея“ Елена Темиргалиева. — Шесть лет назад мы открыли интернет-магазин, который сегодня дает нам возможность оставаться на плаву и поддерживать наших сотрудников материально. Мы закрыли зарплаты за март примерно в первую неделю апреля. Соответственно, люди ушли на карантин не пустые».
В клинике эстетической медицины Remedy Lab для поддержания кожи во время беспроцедурных каникул прописывают персонализированную программу ухода, которая разрабатывается дистанционно и приезжает домой к пациенту с курьером. «У марки Universkin есть специальная программа, которая анализирует состояние кожи по фото, — говорит Сюзанна Мусаева, владелица клиники. — Исходя из полученных данных, мы можем на расстоянии смешать индивидуальную сыворотку и доставить ее адресату. Ее можно использовать 3–4 недели, а потом скорректировать вектор лечения, исходя из новых данных».
По словам Мусаевой, несмотря на физическое закрытие границ, свои персональные границы они лишь расширяют: врачи продолжают консультировать пациентов от Москвы до Рейкьявика. Вводятся и новые форматы онлайн-консультаций — докторам сложно вести пациентов без привычных методов работы вроде аппаратов и инъекций, но сейчас в ход пошли домашние гаджеты и лимфодренажный массаж, которому врачи обучают онлайн.
Научиться самомассажу можно в аккаунте The Face Only, делать восковую эпиляцию — в микроблоге Wax & Go. «Сейчас как никогда важен домашний уход, — рассказывает совладелица обеих сетей Мария Гинзбург. — Поэтому мы открыли интернет-магазин, осуществляем бесконтактную доставку и параллельно с этим помогаем нашей аудитории заботиться о себе: проводим онлайн-консультации, делаем обучающие видео для инстаграма». Также Гинзбург говорит и об укреплении внутренней структуры компаний: «каникулы» используются для разработки стратегии СММ и маркетинга и для дистанционного обучения сотрудников.
online
Там за туманами
По оптимистичным прогнозам, активность распространения коронавируса может снизиться к началу мая, но предсказать, когда салоны — с медлицензией и без — снова откроют свои двери без страха схлопотать штраф, никто не берется. Многие игроки рынка уверены, что в мае этого не случится, а еще они не сомневаются, что индустрия уже не будет прежней.
«Нужно готовиться к тому, что как раньше уже не будет, — говорит Мария Гинзбург. — Многие салоны не выдержат и закроются, очень много специалистов останутся без работы, а в связи с курсом подорожает косметика и процедуры в себестоимости». Также Мария прогнозирует спад спроса на процедуры как минимум на 20 процентов с постепенным восстановлением в течение последующих двух-трех лет.
Снижение востребованности салонов и клиник предсказывает и владелица Кraftway Clinic. «Одни люди напуганы, другие просто сокращают расходы: ведь косметология — это не предмет первой необходимости. После любого кризиса (а больше чем за 20 лет в бьюти-бизнесе я повидала их не один) те, кто ходил раз в неделю, начинают заглядывать раз в две или три, — говорит Виктория Рощанинова. — Но при этом происходит миграция из других мест: кто придет из более дорогих клиник, кто-то откажется от лечения за границей. Так что клиенты будут всегда, главное — предоставлять качественные услуги».
«Делать какие-то прогнозы сейчас — все равно что гадать на кофейной гуще, — говорит генеральный директор клиники эстетической медицины TORI Ольга Ларина. — Ясно только, что все лето мы будем тратить больше, чем зарабатывать. Это время сильных, только они смогут пойти вперед». Что касается маленьких клиник, для них, по мнению Лариной, остается два сценария: попрощаться с бизнесом или объединиться с более крупными игроками. «Сейчас все сражаются как могут: кто-то старается снизить арендную плату, кто-то договаривается об отсрочке платежей. Но на клиниках все еще висят налоги, необходимость платить заработную плату. Тем не менее о сокращениях штата разговоры пока не ведутся — ни в нашей клинике, ни у коллег по цеху. Сейчас у всех в приоритете сохранить команду».
Оптимистичнее остальных в будущее смотрит Елена Темиргалиева из «МильФея», философски заметившая, что на смену черной всегда приходит белая полоса: «Ничего не поделаешь с тем, что так внезапно на нас обрушилось. Главное, не унывать — я уверена, что для многих это будет очередная точка роста».
10 АПРЕЛЯ 2020
2945