Московские универмаги и ТЦ на карантине
28 марта по решению правительства Москвы свои двери закрыли все московские торговые центры и универмаги. Пока только до 5 апреля — но, вероятно, сроки всеобщей «самоизоляции» будут продлены. Мы поговорили с представителями ЦУМа, Галерей «Времена года» и универмага «Цветной» — и узнали, что для них значит неделя каникул и во что им обойдется вынужденный отдых.
Как закрыть целый универмаг?
Проводив последних клиентов вечером в пятницу 27 марта, торговые объекты закрыли свои двери так же как обычно, просто не на ночь, а на неопределенный срок. Все вещи остались на рейлах и полках, просто жизнь в торговых залах замерла. Первое, что необходимо сделать при закрытии, — обеспечить безопасность объекта и сохранность вещей. «Мы отработали все схемы оповещения при чрезвычайных ситуациях с четкими инструкциями как действовать в случае происшествия. Безусловно, на объекте работает ЧОП и дежурная смена, которая осуществляет эксплуатацию объекта для того, чтобы обеспечить бесперебойность работы здания и всех систем», — рассказывает управляющий директор универмага «Цветной» Ирина Рябко.
В ЦУМе тоже обошлось без консервации. Руководство в первую очередь сосредоточилось на том, чтобы проинформировать клиентов и персонал о временном закрытии. Товары все так же находятся в залах, кроме того, нулевой этаж ЦУМа арендует гастроном «Глобус Гурмэ», которому закрытие не грозило. Престижный гастроном продолжает работать и в Галереях «Времена года». «Мы оперативно предприняли все меры, необходимые для приостановки работы Галерей „Времена года“, и параллельно сделали все, чтобы обеспечить инфраструктуру и безопасность для гастронома „Глобус Гурмэ“ и аптеки A.V.E, которые открыты для покупателей и на этой неделе», — рассказывает СЕО Галерей «Времена года» Лилит Адибекян. Впрочем, кое-чем в инфраструктуре пришлось пожертвовать. Из эксплуатации временно вывели лифты, работают только эскалаторы. Кроме того, чтобы посетители не касались лишних поверхностей, на парковке «Времен года» исключили необходимость во взаимодействии с паркоматами: «Теперь у въезда, выезда и у паркоматов стоят сотрудники в перчатках, которые выдают и принимают талоны», — уточняет Адибекян. Также каждые 15–30 минут в торговом центре проходит влажная уборка.
Как сберечь сотрудников?
По словам Лилит Адибекян, к подобному режиму работы торгового центра руководство «Времен года» начало готовиться около двух недель назад. В первую очередь оно обеспечило безопасность сотрудников — весь офис галерей работает удаленно. «К тому же мы заказали пирометр для измерения температуры у сотрудников и посетителей и ультрафиолетовые лампы для уничтожения вирусов», — рассказывает Адибекян о мерах предосторожности для тех, кто остался работать в торговом центре.
Увы, но перевести всех сотрудников на удаленный режим работы просто невозможно. «Есть службы, которые не могут быть переведены на карантин, они завязаны на необходимость обеспечивать охрану и жизнеобеспечение здания, — объясняет Ирина Рябко. — Но мы готовились к удаленной работе, уже с 18 марта мы начали переводить на такой режим сотрудников офиса, чуть позже к нам присоединились сотрудники универмага, чей функционал позволяет работать удаленно. Те сотрудники, чей функционал не позволяет работать удаленно, в период с 28 марта по 5 апреля находятся на каникулах».
Что касается ЦУМа, сейчас дома находится около двух тысяч продавцов универмага, 800 человек из офиса перевели на удаленный режим работы также заблаговременно, а часть продавцов продолжает работать с клиентами по WhatsApp и по телефону. В самом же здании универмага в данный момент находится около 200 человек — они обеспечивают работу интернет-магазина.
Рекламная кампания «Цветного» с хештегом #stayhome
Как теперь зарабатывать?
Наличие интернет-магазина еще недавно было большим преимуществом для универмага, а сейчас стало условием выживания. В этом смысле в лучшем положении сейчас находится ЦУМ, чей онлайн-магазин работает с 2011 года. По данным аналитиков, в конце марта 2020-го на онлайн-продажи ЦУМа пришлось 30 % доходов. Чтобы как-то компенсировать потери от приостановки офлайн-торговли, руководство универмага сделало ставку на оптимизацию продаж онлайн-магазина tsum.ru через специальные акции и дополнительный сервис.
Для покупателей организовали бесплатную доставку, дополнительную работу стилистов, а также специальные предложения со скидками до 50 %. Кроме того, расширили ассортимент, добавив украшения Mercury, — а вскоре на tsum.ru появятся товары и других ювелирных и часовых брендов, в частности Patek Philippe. В целом Александр Павлов настроен оптимистично — руководство ЦУМа ожидает рост продаж через онлайн-магазин за счет сохранения цен (в ЦУМе они сейчас ниже миланских) и надеется, что это компенсирует простой торговых площадей.
«Цветной» и «Времена года» с этой точки зрения оказались в более уязвимом положении. «Цветной» только недавно обновил сайт — модуль для интернет-магазина планировали запускать в этом году, но сложившиеся обстоятельства пока не позволяют обозначить срок данного запуска, так как это дорогостоящий проект. «В обычной жизни думаю, что к концу года реализация проекта обрела бы конкретные осязаемые сроки», — рассказывает Ирина Рябко. В связи с отсутствием интернет-магазина «Цветной» делает упор на коммуникацию с аудиторией через социальные сети, продумывая дополнительные активности и способы поддержания связей и удержания клиентской базы.
Кроме того, «Цветной» прорабатывает различные партнерские проекты, например со студией доставки ароматных роз от «Феи Розы» в данный момент разрабатывается механизм онлайн-заказа цветов. «Сейчас всем тяжело, но в данном случае сам продукт не имеет срока хранения. Розы уже выросли — если не купить их, потом уже будет поздно. Такие партнеры в текущий период как никто нуждаются в помощи», — объясняет Рябко.
Также вместо полноценной рекламной кампании «Цветной» запустил видео с хитами коллекций сезона весна-лето’2020, сопроводив его хэштегом #stayhome. «Мы будто попали в тему того, что сейчас происходит, когда каждый остается наедине с самим собой. Съемка прошла в уникальном здании Института биоорганической химии им. академиков М. М. Шемякина и Ю. А. Овчинникова РАН. Это одно из самых интересных архитектурных сооружений в Москве, а его интерьеры сохранились в аутентичном виде с 1970-х годов. Главная тема кампании — мода как средство коммуникации, где герои общаются посредством хореографии, окружения и предметов одежды. К нашему видео идеально подошел хештег #stayhome. Это важно сейчас — оставаться дома. Только так мы сможем преодолеть этот кризис быстрее!» — рассказывает о съемке Ирина Рябко.
Во «Временах года» тоже говорят об акценте на развитие онлайн-проектов, но пока не распространяются о том, каких именно. «Также свою работу, но уже на доставку, продолжают рестораны Spettacolo и Asia Hall (расположенные в Галереях. — Прим. The Bueprint)», — рассказывает Лилит Адибекян.
С кем делить убытки?
В этот тяжелый период торговые центры и универмаги могут опереться и на компании, арендующие у них площади. Например, самый крупный арендатор ЦУМа «Глобус Гурмэ» продолжает свою работу, а значит, генерирует выручку. И поскольку даже торгово-промышленная палата Москвы не спешит признавать указы мэрии веским поводом не платить аренду, деньги от арендаторов лидеры московского модного ритейла все равно получат, вопрос в том, какие и когда.
Во «Временах года» готовы идти навстречу арендаторам: «Мы в переговорах по этому вопросу с партнерами, и урегулирование этого вопроса занимает время, так как ситуация нестандартная. Стараемся как можно скорее найти решение, нам принципиально важно поддержать партнеров», — говорит Лилит Адибекян.
В «Цветном», по словам Ирины Рябко, настроены на компромисс: «Мы подходим к решению вопроса дифференцировано, но по-партнерски. Мы все сейчас не зарабатываем столько сколько могли бы, но при этом у нас как у собственника объекта есть очень серьезная расходная часть — это и расходные договоры, и коммунальные услуги, и конечно, совершенно конские налоги. Мы абсолютно точно будем идти на уступки, но не в ущерб нашему бизнесу. Плата будет взиматься точно, но на период простоя мы, по сути, перевыставим свои минимальные косты. Потому что иначе, к сожалению, совсем сложно будет уже нашему бизнесу».
Сколько потеряют ретейлеры?
Временное закрытие может обернуться финальным — это страх, с которым борются ретейлеры во всех городах мира, закрытых на карантин или переведенных на режим самоизоляии из-за распространения пандемии.
«Чем дольше мы закрыты, тем больше убыток, естественно. Цифры конкретные не назову, это будет неправильно, но они исчисляются миллионами рублей. Чем дольше мы закрыты, тем наши потери больше», — говорит Ирина Рябко. До официального закрытия, то есть до 27 марта, трафик в магазинах был, хоть и минимальный. «Но с 28 марта мы будем фиксировать убытки, нас ждет почти ноль в доходе», — утверждает Рябко.
В целом сложившаяся ситуация с ретейлом в 2020 году существенно отразится на мировом рынке люкса. По прогнозам аналитиков компании Bain & Co, его ждет рекордное падение из-за кризиса, вызванного пандемией. Эксперты говорят о том, что рынок может упасть примерно на четверть, до €226 млрд, по сравнению с прошлым годом, когда он вырос на 7 %, до €281 млрд.
При этом пока неизвестно, как долго продлится падение рынка и чем можно будет сбалансировать текущую ситуацию. Когда ретейлеры смогут открыть двери для покупателей, будут ли те все еще платежеспособными? Захотят ли приобретать дорогие товары в новых условиях, о которых мы пока можем только догадываться? Кто из ретейлеров доживет до выхода из кризисного состояния? Все эти вопросы пока остаются без ответа.
В этой ситуации, по словам Рябко, важно, чтобы торговую недвижимость включили в перечень участников рынка, которые пострадали от ограничений в связи с пандемией вируса COVID-19: «Нам точно так же, как малому и среднему бизнесу нужны отмена уплаты налоговых отчислений и кредитные каникулы. Непринятие эффективных незамедлительных мер государственной поддержки приведет к необратимым последствиям для бизнеса, и как следствие — для государства. Принятие же рациональных и своевременных мер позволит сохранить бизнесы, рабочие места, инфраструктуру обеспечения повседневных потребностей в действующем состоянии, создаст условия для исключения рисков банкротства что, очевидно, благотворным образом отразится на экономическом и инвестиционном климате».
И что нас ждет в ближайшее время?
По словам представителей торговых центров и универмагов, все они готовы к открытию в любое время, как только поступит соответствующее распоряжение правительства Москвы. «Особая подготовка для этого не нужна — одного дня будет достаточно для открытия. Как только это случится, мы сразу об этом проинформируем всех наших клиентов», — говорит Александр Павлов.
Размышляя о том, как ритейл будет выходить из спящего режима, Ирина Рябко говорит следующее: «Пара месяцев уйдет на раскачку, уже понятно что сезон весна-лето потерян для всех: скорее всего, ритейлеры сразу начнут со скидок. Сейчас не совсем понятно, что будет с курсом, как быстро откроются границы, как быстро восстановится покупательская способность, поэтому далеко идущие прогнозы делать сложно. Но в любом случае, я очень надеюсь, что те покупатели, которые любят «Цветной», вернутся к нам как только это будет возможно! Этот период, который мы переживаем, будет тяжелым для всех. Надеюсь, что мы сможем хорошо отработать осень и зиму!».
Как говорит Лилит Адибекян, сейчас важно использовать вынужденную паузу для приостановки бизнеса, чтобы переосмыслить какие-то операционные процессы «и посвятить время решениям, которые усовершенствуют то, что делаешь». Не факт, что с этих нервных каникул ретейлеры выйдут полными сил, но полными новых взглядов и идей — наверняка.