Самая красивая женщина в мире
16 января в возрасте 95 лет ушла из жизни Джина Лоллобриджида — одна из самых ярких звезд европейского кино 1950-х и 60-х годов, актриса, фотограф, скульптор и «Самая красивая женщина мира» (это не только неформальный титул, но и название фильма Роберта Леонарда, в котором она сыграла главную роль). Вспоминаем из чего сложился ее образ.
Джина Лоллобриджида в Emilio Pucci, 1967
Джина Лоллобриджида, 1970
Первенство
«Я не искала соперничества ни с кем: я была номером один», — прокомментировала Лоллобриджида свою давнюю конкуренцию с Софи Лорен изданию Corriere della Sera в интервью накануне своего 90-летия. Сравнивали ее с другими секс-символами 1950-х, и не в их пользу. Так, Хамфри Богарт говорил, что рядом с ней «Мэрилин Монро становится похожа на Ширли Темпл» — то есть, проще говоря, на невинного ребенка.
Но номером один Джина была не всегда: на заре своей карьеры она участвовала в конкурсе красоты «Мисс Италия»: тогда, в 1947 году, 20-летняя Лоллобриджида заняла лишь третье место, уступив другим будущим кинозвездам Люсии Босе и Джанне Марии Канале.
Джина Лоллобриджида с Мэрилин Монро, 1955
Джина Лоллобриджида на открытии собственной звезды на Аллее славы в Голливуде, 2018
МАКИЯЖ
По словам Джины, «любовь — это лучшая косметика», но про макияж актриса никогда не забывала. Лоллобриджида неподражаемо делала акцент на глаза и на экране, и в жизни. Всюду она со стрелками, карандашной подводкой чуть ниже слизистой и пышными ресницами. В том числе в фильме 1951 года «Фанфан-тюльпан», роль Аделины Лафраншиз в котором принесла ей известность. И на картине кисти советского художника Ильи Глазунова, которого отпустили его писать в Рим в 1963 году (Лоллобриджида было сильно впечатлена графическим рисунком, сделанным Глазуновым во время Международного кинофестиваля в Москве, и приложила все усилия, чтобы получить портрет маслом). Не изменила она своей привычке и пять лет назад — на открытии собственной звезды на Аллее славы в Голливуде, куда 91-летняя актриса прибыла со все той же фирменной стрелкой, дополненной подводкой по нижнему веку на миллиметр ниже ресничного контура (трюк делает глаза больше и выразительнее). Макияж как у Джины в самом деле не теряет актуальности — только взгляните на глаза Дженны Ортеги на последней церемонии «Золотой глобус». Или на мейк, с которым получила серебряную медаль по конькобежному спорту на Олимпиаде 2022 в Пекине ее внучатая племянница Франческа Лоллобриджида.
Джина Лоллобриджида, студийный портрет, 1955
Джина Лоллобриджида в Emilio Pucci, 1967
Джина Лоллобриджида на съемках фильма «Прекрасный ноябрь», 1969
Портрет Джины Лоллобриджиды, Илья Глазунов
ПРИЧЕСКА
Если бы в 1950-1960-х годах нужно было назвать амбассадора вьющихся волос, конкурентов у Джины было бы не много. Она носила их и длинными (как в «Соборе Парижской Богоматери»), и ультракороткими, как в «Трапеции», и заплетенными в косы — в «Фанфане-тюльпане», но и там невозможно было отвести взгляд от ее кудрявой челки. Кудри Лоллобриджиды (да и сама актриса) были настолько популярны, что в 1960-х годах появился новый сорт салата с вьющимися листьями — лолло россо. Хотя существует еще одно мнение — будто назвали его с оглядкой не столько на ее жесткие вьющиеся волосы, сколько на нижние юбки с оборками, которые она часто носила.
Джина Лоллобриджида, 1974
«Соборе Парижской богоматери», 1956
Джина Лоллобриджида, 1970
Джина Лоллобриджида, 1974
«Трапеция», 1956
Фанфан-Тюльпан, 1952
грудь
Про соперничество с Софи Лорен вы уже слышали. Так вот в одном из раундов непрекращающейся между актрисами игры «кто круче» Лорен упомянула, что она фигуристее Лоллобриджиды: речь шла о груди, из уст Софи прозвучало слово bustier. Джина нанесла ответный удар, сказав, что Лорен может играть крестьян, но не леди и что они такие же разные, как прекрасная скаковая лошадь и коза. Можно быть уверенными, что Лорен задела конкурентку за живое: свою грудь Лоллобриджида любила и ценила. Ценила аж на $600 тысяч — именно на эту сумму она застраховала бюст в 1981 году от естественной деформации. Страховые выплаты она получила — в 1997 году.
«Закон», 1959
Джина Лоллобриджида с Софи Лорен, 1954
СЕКСУАЛЬНОСТЬ
Джина Лоллобриджида на съемках фильма «Прекрасный ноябрь», 1969
«Смерть, снесшая яйцо», 1968
Секс-символом Джину называют чуть ли не чаще, чем актрисой. Женщина с правильными чертами лица и фигурой «песочные часы» (вспомнить хотя бы знаменитый кадр в золотом костюме из «Трапеции») кружила головы сильных мира сего. От нее был без ума американский миллиардер Говард Хьюз, которому она неоднократно давала от ворот поворот. После ее интервью с Фиделем Кастро ей приписывали роман и с вождем кубинской революции, однако она эту связь никогда не подтверждала, признавая лишь взаимный интерес: «Мы провели вместе 12 дней. Он интересовал меня не как политический лидер, но как человек». От ее чар не увернулся и Кристиан Барнард — южноафриканский врач и пионер в трансплантации сердца: роман с ним стал причиной развода с другим врачом — югославом Милко Скофичем, брак с которым продлился больше 20 лет. Она легко оголялась, не смущалась комплиментов красивому телу и не возражала против того, чтобы ее объективировали. «Почему я должна обижаться? — сказала она в 1995 году в интервью The New York Times. — Это не оскорбление».
Джина Лоллобриджида, 1969
«Смерть, снесшая яйцо», 1968
«Трюкач», 1968
ОТНОШЕНИЕ К ВОЗРАСТУ
Джина Лоллобриджида и Эндрю Лоуренс на съемках фильма «Прекрасный ноябрь», 1969
«Женщина в 20 лет подобна льду, — заявляла она. — В 30 она теплая. В 40 — горячая. Наша температура идет вверх, а мужская — вниз». И действительно каждый новый ее любовник был юнее предыдущего, а актриса никогда не скрывала, что питает страсть к молодым мужчинам.
Джина Лоллобриджида и Марчелло Мастроянни на съемках фильма «Закон», 1959