Blueprint
T

Фонарные бани в Санкт-Петербурге

23 апреля на пересечении набережной реки Мойки и Фонарного переулка официально откроются Фонарные бани: спустя 15 лет после закрытия и ровно полтора века после того, как они впервые распахнули свои двери. Татьяна Потапова отправилась в Санкт-Петербург, чтобы изучить историю этих знаменитых бань и представить, какое будущее их ждет.

23 апреля — не абстрактная дата. И дело тут не в пятнице и не в неделе перед майскими, когда Питер традиционно заполняется туристами. Именно в этот день 150 лет назад бани, построенные по проекту архитектора Павла Сюзора — за них он получил медаль Политехнической выставки в Вене, — начали свою работу. Открылись они под вывеской «Воронинские» (по фамилии владельца, предпринимателя и ученого, члена-корреспондента Петербургской академии наук Михаила Степановича Воронина). При советской власти бани технически модернизировали (именно тогда там появились большие мощные печи), а буржуазное название сменили на скромный номер — 43. Но в народе благодаря переулку они так и звались Фонарными, или просто Фонарями. Именно народное название и осталось после реставрации.

Архитектор «Воронинских бань» Павел Сюзор

Вернуть историческое название — дело нехитрое, а вот все остальное пришлось реставрировать и воссоздавать. «Когда началась реконструкция, мы зашли в полуразрушенное здание и собрали осколки всего того, что удалось найти: лепнину, декор, кронштейны, тяги, карнизы, — рассказывает руководитель проекта реновации Артем Шахназаров. — А потом просто вернули на свои места, воссоздав по оставшимся фрагментам. Так что та лепнина, которую можно увидеть в бане, не выдумка современного художника или архитектора. Это „родной“ декор, который был при Сюзоре. Просто обновленный».

Фото: Александр Андреев

Фото: Дмитрий Цыренщиков

Ну очень инстаграмные краны тоже делались на заказ по образу и подобию исторических, но с учетом современных требований к эргономике и пропускной способности воды: снаружи они отлиты из бронзы, внутри спрятана нержавейка, а на рукоятках сделаны вставки из дуба. Их проектировали специально для этих бань, так что других таких вы нигде не найдете.


А вот чугунные раковины каким-то чудом сохранились: их лишь почистили и обработали, а затем повесили на стены. В мужском классе (я туда, разумеется, не заходила, но верю Шахназарову) в зоне у бассейна они висят на своих исторических местах: можно свериться по гравюрам. Еще в мужском отделении стоит действующая печь-камин времен Сюзора. Не изменилась ни сама конструкция, ни декор: камин, который не функционировал с 1930-х, почистили и пробили дымоход, а изразцы помыли и ликвидировали сколы.


В женском классе камин тоже есть, но он носит скорее декоративный характер (работающей печи там никогда не было). По записям первого архитектора стало известно, что изначально выполнен он был в стиле Людовика XVI, поэтому команда Фонарных бань заказала винтажный камин тех времен из Франции, и он хорошо вписался.


Кабинки в комнатах отдыха тоже сделаны лишь по образцу сюзоровских — в советское время от них избавились, так что реставрировать было нечего.

Фото: Дмитрий Цыренщиков

«Мы старались ничего не придумывать, — рассказывает Артем. — Да, зона ресепшена выглядела иначе, но сейчас она декорирована резьбой по дереву, характерной для Фонарных бань».


Даже керамическая плитка, которую вы увидите при входе, выглядит точно так же, как 150 лет назад, — фрагмент старинной плитки был найден при демонтаже старой деревянной кассы (она, к слову, тоже сохранилась и находится там, где стояла в 30–40-х годах прошлого века). Производитель с тех пор поменялся, но цвет, размер, форма и конфигурация — те же.


А вот белая плитка, которой выложены стены и пол в помывочной, равно как и все устройство мыльных зон — уже современный дизайн-проект. Воссоздать целиком баню XIX века не удалось бы при всем желании, исходя хотя бы из санитарных норм (не говоря уже о целесообразности): раньше в мыльной использовался асфальтовый пол (он не скользил), а стены обшивались досками.


Задачу гармонично соединить современный дизайн и исторические интерьеры поставили перед дизайн-бюро Megre Interiors, и, кажется, все удалось.

Фото: Дмитрий Цыренщиков

Фото: Дмитрий Цыренщиков

«Это единственная приличная историческая реконструкция в России. В большинстве бань либо советские интерьеры, либо евроремонт, либо Венеция, замешанная с Марией-Антуанеттой. Фонарные отличаются интересной первоначальной архитектурой, выбранными материалами и цветовой гаммой, — говорит автор банного блога и продюсер интерьерных съемок Анна Артемьева. — Этот проект отличает подход — его делают люди, которые любят баню в традиции, хотят сохранить доставшееся наследие, заявляют определенный сервис и свой особенный стиль». Единственное, что не понравилось Анне, — большое количество дверей и внутренняя логистика: входная группа, выбор процедур, бар, мастера, оплата расположены, на ее взгляд, неудобно, что добавляет хаос банному процессу. Но нашлись и поклонники организации пространства.


«Здесь очень приятно ходить туда-сюда, думая о своем и сгоняя с себя дневной стресс, — рассказывает журналистка „Проекта“ Ольга Чуракова*. — Невероятно красивый хаммам и купель с ледяной водой. Я заглядывалась на литые краны и бочки: все детали выполнены классно. А в раздевалке я минут 15 разглядывала плитку на полу: до того она показалась мне интересно уложенной».



Но, возможно, еще важнее создания внешней красоты и воссоздания интерьерной идентичности то, что во время реконструкции удалось сохранить печи. Не первые, времен Сюзора (маленькие, на дровах, их переделали еще в советские времена), а те, что остались после реновации 30-х годов. «Фактически это то же, что и было, они расположены на том же месте, имеют те же своды, тот же объем, тоже загружаются камнем, и сделаны они из того же кирпича, — уверяет Артем Шахназаров. — Сохранились даже створки, но их точные копии мы все-таки отливали. Парные тоже на своем месте и тех же габаритов. Так что спустя почти сто лет можно попробовать тот самый знаменитый пар бань на Фонарном».


Причем уже можно — Фонари работают в тестовом режиме — в бани, в которых, если верить официальному пресс-релизу, парились Сергей Довлатов и Борис Гребенщиков (а по городским легендам захаживал и Григорий Распутин) пускают по предварительной записи.


«После того как я узнала про Фонарные бани, то подписалась на их инстаграм, — рассказывает Ольга Чуракова*. — Подруга из Петербурга подсказала, что им можно позвонить и они принимают по записи. Когда я оказалась в Петербурге в командировке, не особенно надеясь на успех, я позвонила день в день, и неожиданно получилось записаться». И повод попытать удачу есть — сейчас на все банное меню действует скидка 20% (а цены на банный сеанс выше средних, особенно по питерским меркам, — 2000 рублей за два часа плюс 500 рублей за каждые следующие 30 минут).


К слову о паре, москвичам он может показаться непривычным. В Фонарях не услышать фразу «Милые дамы, приглашаем вас в парную» — общественные парения, когда все желающие забираются на полки, а парщица кидает воду на камни и лихо крутит полотенцем под потолком каждые полчаса (да и 45 минут), тут не практикуются: так не принято не только в банях на Мойке, но и в городе на Неве в целом. Здесь в парной постоянно поддерживается оптимальная температура и влажность: работницы бани периодически поддают, обливают стены и проветривают помещение. А все желающие либо парятся самостоятельно, либо заказывают у профессионалов сеанс парения (в Фонарных есть пять разных видов).


«Вся баня подчинена процедурам — это пространство, где тебя ведет банщик или банщица, — рассказывает Анна Артемьева. — Вообще Фонарные — третья баня в Петербурге после Круглых и Дегтярных, где тебя в принципе могут попарить в общественном классе, и вторая после Дегтярных, где женщин парят женщины. Парная тоже устроена так, чтобы было удобно работать мастерам. В женской есть окно под полоками, за счет чего она круто проветривается».

Фото: Дмитрий Цыренщиков

Фото: Дмитрий Цыренщиков

Что еще отличает парную, так это то, что при своих внушительных габаритах она ну очень уютная: бревенчатые стены, деревянные столы для парений, лучи солнца, пробивающиеся сквозь то самое окошко для проветривания, и пение птиц из динамика, которое на третьей минуте кажется уже реалистичным.


Процедур и правда великое множество: всевозможные парения, мыльные массажи, смешанные тут же скрабы, обертывания (в том числе шоколадное, после которого кожа пахнет как из кондитерской) и уходы на профессиональной марке с безупречной репутацией Thalion. Чтобы как следует погрузиться в атмосферу Фонарей, можно начать с «Банной классики». В рамках программы вас сперва уложат лицом на ароматный хвойный веник и накроют ледяным березовым, чтобы парение переносилось легче, и мягко побьют дубовыми (если любите пожестче, просто скажите об этом специалисту). А затем, после отдыха, отправят в хаммам на мыльный массаж: парщица сперва накроет все тело легкой, словно облачко, пеной (как она создает ее, размахивая влево-вправо и над головой специальным мешочком, — отдельное шоу), а потом хорошенько потрет пилинг-варежками ваше мыльное счастливое тело.

«Мой must-have после парения — мыльное мытье с головой, — рассказывает Ира Цой, создательница марки керамики It’s ceramics (и жена предпринимателя и директора по маркетингу Фонарных бань Александра Давидана. — Прим. The Blueprint). — Тело совершенно расслабленное, тебя покрывают теплой мыльной пеной, начинают массировать. В этот момент ты находишься просто на седьмом небе. У меня обычно, по-моему, просто слюни текут, настолько я расслабляюсь».


Также Ира советует попробовать парение, которое заканчивается растиранием льдом — в Фонарных его делают из отвара трав, — и обязательно окатиться ледяной водой из бочки. А еще можно забраться в купель: она тут большая (хватит на несколько гребков) и не очень холодная — около 8 градусов. Затем можно: «Выпить травяной чай, немного передохнуть и отправиться на второй круг».


К разговору о чае — тут его огромный выбор: от эрл греев и улунов до всевозможных травяных сборов. При банях вообще скоро заработает собственный бар и ресторан под управлением Ginza Project.

Фото: Анастасия Лисицына

Еще один бренд, с которым сотрудничают Фонарные, — питерская одежная марка NNedre Store. Они разработали форменную одежду для персонала бани: от банщиков до администраторов. «Ребята из Фонарных очень круто подошли к разработке айдентики, тщательно переосмыслив историю здания. Так, в их логотип встроен орнамент, который вытащили из графики плана здания. Эта идея показалась мне очень интересной, и этот узор мы расположили на манжетах рубашек», — рассказывает создательница бренда Нелли Недре. В качестве материала выбрали индийский тонкий поплин, чтобы работать персоналу было максимально удобно и безопасно: искусственные материалы могут вызвать раздражение при долгом ношении во влажном и жарком пространстве. Гамма униформы соответствует цветовым решениям зон, где работает тот или иной специалист.


«У ребят был большой запрос сделать униформу для бань, но при этом не уйти в „русскость“. Мы сознательно хотели уйти от классического понимания русской рубахи. Тут мне дали свободу творчества в поиске формы для одежды, но с оговоркой, чтобы модели были максимально удобными. Поэтому мы оттолкнулись от эстетики кимоно, — продолжает Недре. — Хотелось добавить лоска и подчеркнуть их современный подход к тому, что такое баня сейчас в Петербурге. Ходить в бани стало моднее, чем в дорогие спа».


Отмечает подъем банной культуры и Ира Цой: «Лет десять назад, когда я ходила в общественные бани и предлагала кому-то сходить со мной, ровесницы смотрели косо. Все стеснялись или брезговали. Я очень рада, что это становится опять популярным среди молодежи».


Самое время приобщаться. Тем более что мы уже составили подробный гид, как сделать парение не только приятным, но и максимально полезным для кожи, волос и организма в целом.

Фото: Юлия Костенко

*Признан иноагентом

{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
[object Object]
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}