Как парфюмер Алессандро Гуалтиери
вернул нам веру в нишевую парфюмерию
Его бэкграунд
Гуалтиери — единственный парфюмер, чье детство прошло между мясной лавкой отца и богатыми земельными угодьями деда, щедро сдобренными навозом. А его мать никогда не пользовалась духами! Он сам не раз признавался: «Я взрослел в абсолютно некреативной обстановке, меня не окружали музыка или другие виды искусства». Зато отсутствие воспоминаний о цветах или бабушкиных духах очень мотивирует создавать нечто новое и непривычное.
Парфюмерную школу он не закончил. Поработал с несколькими известными домами (например, принимал участие в создании первого и очень необычного для моды парфюма Helmut Lang), но выбрал свою дорогу. А в первых ароматах своего бренда Orto Parisi Гуалтиери все-таки обыграл навоз, которым его дедушка удобрял свой сад. Правда, вы его не почувствуете, зато у вас возникнет множество ассоциаций с садами, грядками, перепревшей листвой и дымом.
Его перформансы
Самый эксцентричный «нос» (как часто называют Гуалтиери) чаще своих коллег устраивает инсталляции, перформансы и просто «парфюмерные приемы». Зачем ему это нужно? Чтобы визуализировать запах, придать ему новую форму — и как результат продлить и расширить сферы его влияния на человека. Степень этого влияния Гуалтиери считает безграничной, но недостаточно изученной.
Первую инсталляцию он сделал в Иране и очень волновался. До этого несколько лет сотрудничал с другими художниками, но захотел попробовать самостоятельно. «Было хорошо работать с художниками: они могли предоставить визуальный элемент, а я — обеспечить аромат. Но собственная художественная выставка — это как «вылезти из бутылки», прямо и косвенно. Это мое». Формы могут быть разными. Например, расставить по городу ароматизированные блюдца, чтобы люди шли на запах: сам Алессандро называет этот прием «ольфакторным граффити». А, например, в Палермо совместно с дизайнером Франком Брюггеманном он представил инсталляцию опыленных редких деревьев, которых больше нет нигде в Европе, и на один день парфюмизировал главный фонтан. Санкт-Петербургский перформанс на «Ленфильме» был посвящен обеим маркам парфюмера, как Nasomatto, так и уже упомянутой Orto Parisi — про сельскую жизнь, навоз и сено. Гости до сих пор вспоминают толстого хряка в клетке и то, как сам маэстро въехал в павильон на лошади. А в Москве, в арт-пространстве особняка «Рихтер», он устроил антидепрессантную парфюмерно-световую инсталляцию и создал несколько арт-объектов: в частности, духи в стиле советской эпохи под названием «Красная депрессия».
Его интервью
Счастье для журналиста и праздник для читателя. В мире, где даже гениальные творцы обдумывают каждое слово, прежде чем выдать его народу, этот парень говорит первое, что приходит в голову. Не верите? Судите сами — вот примеры.
Почему нишевые духи столько стоят? Цена действительно оправданна либо это больше маркетинг?
Ерунда, полная ерунда. Некоторые из них действительно стоят своих денег, а некоторым маркам, наоборот, стоило бы еще заплатить вам за покупку.
У вас есть некий парфюмерный код, который вы вставляете в каждый свой аромат, что сразу выдает Алессандро Гуалтиери?
Прежде чем разлить парфюм по бутылочкам, я туда плюю. Один раз. Нет, серьезно, я не шучу — это очень важно.
Ваши соратники и коллеги убеждены, что вы никогда не пойдете по пути многих независимых домов и не продадите свой бренд корпорациям...
Вы хотите купить? Я продам его вам хоть завтра!
Его сущность
Гуалтиери нельзя сравнивать с коллегами — не зря очень многие начинающие парфюмеры называют его своим идеалом. Этот великолепный «нос» и гений перформанса — режиссер-постановщик, использующий скорее приемы Висконти и Пазолини, чем парфюмерных домов. А еще он настоящий рокер нишевой парфюмерии: он все делает громко и сильно. И одновременно философ.
Никакому другому парфюмеру пресса не давала столько эмоциональных определений. Парфюмерный Сальвадор Дали, Безумный Шляпник, Сумасшедший Нос, эксцентричный гений, певец анимализма…
Он не делится списком нот, не чтит каноны и не соблюдает пропорции. «Почему людям всегда нужно все объяснять? Иногда вам просто нужно это почувствовать». Кажется, что композиции приходят к нему из снов или воздуха. А еще из запахов крови, бойни, человеческого тела, галлюциногенов. Но не стоит думать, что Гуалтиери — певец наркотиков и грядок. Ему просто нравится делиться ассоциациями. Возможно, сущность загадочного «носа» лучше всего передает его парфюм Blamage, ингредиенты для которого Алессандро выбрал с завязанными глазами.
В фильме The Nose: Seaching for Blamage Алессандро Гуалтиери путешествует по миру на мотоциклах, самолетах и автобусах, ищет честные ингредиенты (и ругает нечестные), немного рассказывает о себе и показывает то, что он ищет — не для Blamage, а всегда.
Его парфюмы
И вот она, истина. Самый первый авторский аромат Гуалтиери — Black Afgano, Nasomatto, — можно смело назвать культовым для двадцать первого века. В этом году аромат отмечает 10-летний юбилей. И это во времена, когда нишевая парфюмерия уже перестала быть запредельной мечтой.
И Гуалтиери продолжает выпускать не менее значительные ароматы до сих пор. На гурманский аромат с запахом виски — Baraonda (Nasomatto) — Алессандро вдохновила поэма в прозе «Москва — Петушки» Венедикта Ерофеева. А последний, созданный уже для Orto Parisi, Megamare — это сотни раз звучавшая и немного поднадоевшая морская тема, в которую благодаря Гуалтиери снова влюбляются все. И каждый слышит ее по-своему. Громкие, трансгрессивные, честные — все это про ароматы, которые выпускает Алессандро Гуалтиери.