Blueprint
T

специальный проект

реклама • ооо «Гельтек-Медика»

24 декабря 2024

Космонавты, спортсмены и простые труженики

Места, люди, их проблемы и стремления — искусство всегда так или иначе отражает действительность, в которой существует творец. По советским мозаикам 1960–1970-х легко восстановить портрет того поколения. Каким оно было и как его образ перекликается с нами, живущими в другом веке? Компания «Гельтек» и бюро «Глазами инженера» запустили народную карту мозаик, куда прислали уже более 4 500 тысяч фотографий со всей страны. Вместе изучаем панно — и ищем красоту в каждом цветном фрагменте.

1/

Фрагмент мозаики «Союз науки и техники» на фасаде НГТУ им. Алексеева в городе Дзержинске

Большинство панно, которые можно встретить в городах России, были созданы в 1960–1970-х годах. Эти два десятилетия стали апогеем мозаичного творчества. Курс на борьбу с архитектурными излишествами вроде колонн, капителей и портиков, относительная свобода творчества, доступность материалов и высокая оплата труда — причин популярности жанра достаточно много. И конечно, никуда без идеологии. Своей формой — панно, состоящее из множества кусочков, — мозаики символизировали государственную идею объединения многонационального населения.

2/

Эта идея объединяла большинство сюжетов мозаик. Космонавты и научная фантастика, инженерные достижения и передовые медицинские технологии — герои панно прокладывали путь в светлое завтра, о котором мечтали и люди. Особую нишу в мозаичном творчестве занимало освоение космоса. Что совсем неудивительно, учитывая время: в 1961 году Юрий Гагарин совершил первый полет в космос. Его же лицо увековечили во многих мозаиках как символ успеха и образ для подражания. Но не Гагариным единым. Собирательный образ космонавтов появлялся везде. Они летали вокруг самовара в зодиакальном круге, вместе с былинными героями устремлялись к далеким планетам и звездам.



«Кроме космонавта еще один новый культурный герой XX века — это ученый, причем часто ученый-физик, инженер, технарь. На мозаиках их изображали почти в религиозной традиции, уподобляя библейским пророкам. В этих образах концентрировались две главные темы, волновавшие общество, — прогресс и мир. Ученые воспринимались как носители особого знания, которые могут распорядиться им на благо, а не во вред человечеству, сделать жизнь лучше, а человека — счастливее»


Регина Поливан, историк

архитектуры, гид и лектор

компании

«Глазами инженера»

При этом, несмотря на общую устремленность в будущее, народ не забывал и о прошлом — тех событиях и подвигах, которые привели его в настоящее. В Тольятти их изобразили на масштабной стеле-панно «Радость труда» 1981 года. На ней расположены сразу шестнадцать сюжетов — ретроспектива становления Советского государства, от Октябрьской социалистической революции до текущих дней, где инженеры ВАЗа разрабатывают автомобили, а астронавты готовятся к полетам в космос. История стелы достаточно печальная: мозаика была почти уничтожена. Правда, энтузиасты все же смогли ее отстоять — и в 2023 году она была открыта после реставрации.




Фрагмент мозаики с космонавтом на фасаде ДК Аккумуляторного завода в городе Курск

3/

Освоение новых хозяйственных территорий и космоса, совершение важных научных открытий, создание достойных условий всем гражданам — советское общество обещало развитие во всех возможных сферах. Мозаики это подчеркивали. Сейчас у многих, в частности москвичей, они ассоциируются со станциями метрополитена, но раньше их можно было встретить везде, даже на жилых домах. Но преимущественно — на общественно важных зданиях: учебных заведениях, домах культуры, поликлиниках, заводах.


Сюжеты мозаик в основном перекликались с назначением и функционалом мест, где они находились. Работницы с полотнами ткани на фоне солдат и рабочих на здании Косинской трикотажной фабрики, которая в военные годы производила парашюты, теплые вещи и белье для отправки на фронт. Пожарные в пылу работы и диспетчер на торце здания Мещанской пожарной части. Балерины, музыканты и художники с цитатой Ленина «Искусство принадлежит народу» над входом в ивановскую художественную школу. Герои прошлого — ударники труда, медики, ученые и другие — сегодня отошли на второй план. Мы восхищаемся айтишниками и интересуемся новыми технологиями, читаем в блогах о рестораторах и звездах, а об этих героях вспоминают совсем нечасто, хотя они каждый день делают великие дела.



Фрагмент мозаики с Косинской трикотажной фабрики в Москве

4/

Фрагмент мозаики «Эстафета» на фасаде Института физкультуры в Москве

В мозаиках использовалось множество образов — разных национальностей, профессий и возрастов. И все же некоторых было больше, чем других. Молодежи. Новое поколение символизировало все то же светлое будущее. Юноши и девушки на панно активно участвовали в социальной жизни: работали на предприятиях и в полях, занимались образованием и наукой, становились национальными героями за достижения в спорте.

«Пожалуй, чаще всего композиции с молодыми людьми появлялись на профильных зданиях: учебных заведениях, Дворцах молодежи или спорткомплексах. Раскрывая тему юности и новизны, художники иногда ограничивались только изображением молодых героев, но могли усилить впечатление за счет экспериментов с композицией и техникой. Например, в Самаре на Дворце спорта авиационного завода появился рельеф с тремя волейболистками. За счет техники и материалов композиция становится объемной, а дополнительную динамику панно получает благодаря контрасту бетонных и покрытых мозаикой поверхностей»


Регина Поливан, историк

архитектуры, гид и лектор

компании

«Глазами инженера»

Одной из отличительных черт образов молодежи можно назвать скрывавшуюся в них силу, в том числе физическую. Особенно это заметно по тем самым спортивным сюжетам. Четко очерченные мышцы ног, рук и пресса: герои панно «Эстафета» — это буквально пример, на который сейчас равняются те, кто ходит в зал. Но для советского человека это был не столько идеал, сколько реальность — из-за тяжелого ручного труда и повального увлечения спортом, мода на который переживала свой пик во времена московской Олимпиады 1980 года. К слову, этому событию посвящено ну очень много мозаик. 



Фрагмент мозаики «Эстафета» на здании Российского университета физической культуры и спорта в Москве

5/

Если мы живем в век борьбы за равноправие, где женщины до сих пор иногда сталкиваются с отказами в приеме на работу из-за потенциального декрета или предрассудками в IT-компаниях, то у советских женщин как будто не было такой проблемы. На мозаиках они — не только матери и хранительницы очага, но и активные строительницы социализма,а затем и коммунизма. Те самые комсомолки, спортсменки и красавицы, которые вольны реализовываться в любых сферах и, главное, успевают это делать. И нет единого образа-идеала, как, например, на картинах эпохи Возрождения. Каждое изображение — со своими уникальными чертами. Хотя некоторые каноны все же существовали.

«Каноны красоты менялись от эпохи к эпохе и в зависимости от стилистики, которую выбирал художник. Но определенный набор паттернов, конечно, существовал: изображая женщину-мать, часто вдохновлялись образами Девы Марии, спортсменов — античными изображениями на амфорах, и так далее. Большое значение имели позы персонажей, так как обычно они создавались из расчета восприятия на больших расстояниях, где лица и мелкие детали не будут видны. Динамика, светотень, объем — все это художники старались передать средствами мозаики»


Регина Поливан, историк

архитектуры, гид и лектор

компании

«Глазами инженера»

Фрагмент мозаичного панно «Сахалин и Сахалинцы» в Администрации Южно-Сахалинска

6/

Возвращаясь к теме единства, невозможно не обратить внимание на один момент. На советских мозаиках не так часто встречаются образы с типично русским колоритом. Хотя по панно из национальных регионов сразу видно, откуда они родом. Традиционные костюмы, характерные черты внешности, например, разрез глаз и цвет кожи, — художники сохраняли культурный код народа, передавали его дух и историю. В общем, как выразились бы сейчас, достойно репрезентировали всех жителей СССР, ведь увидеть персонажей определенного региона можно было и на работах за их пределами. И нет, мы не только о портретах Сталина, которые встречались повсеместно. 


Традиция сохранения идентичности малых народов в многонациональной стране жива и в современной России. Правда, уже не в мозаиках, а в других областях. Например, в кино. Пока в широком прокате идут преимущественно массовые фильмы, где место действия крупные города, а актеры — условно типичные русские, в Якутии существует локальный кинематограф, который строится на национальных темах и героях. Появляются этномаркетплейсы, фонды и некоммерческие проекты по поддержке народных промыслов — как в самих регионах, так и за их пределами.

Фрагмент мозаики на бывшем Доме пионеров в Великом Новгороде

«Гельтек» и бюро «Глазами инженера» хотят сохранить частицы красоты уходящей эпохи и создают народную карту мозаик. И вы можете помочь: присылайте фотографии своих находок в телеграм-бот — за каждые пять снимков участников ждут призы.


Несколько панно с народной карты появились на этикетках шести средств лимитированной коллекции «Гельтек», чтобы рассказать людям по всей стране о красоте, которую мы обычно не замечаем. Мозаики ведь правда смотрятся потрясающе, причем не только на стенах зданий и других архитектурных сооружениях. Абстрактная мозаика с фасада Института стекла в Москве на рубашке из крапивы бренда Murkott, которая стала частью проекта «Частицы красоты», тому доказательство.


{"width":1200,"column_width":81,"columns_n":12,"gutter":20,"margin":0,"line":40}
false
767
1300
false
false
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}