14 января 2025
СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
От эпидемии РПП до эпохи Кардашьян
Здоровье и красота — неотделимые друг от друга понятия. Разница лишь в том, что для здоровья есть точные оценочные параметры, а вот эталон красоты — величина неизмеримая. Считается, что принципиально важными в истории здорового образа жизни и нутрициологии стали последние 77 лет. Вместе с Solgar рассказываем, как в эти годы (и чуть раньше) менялось отношение к красоте и здоровью.
текст: Кристина Скукина
реКЛАМА · ООО «СОЛГАР ВИТАМИН»
нажмите на десятилетие
Cмена идеалов женской красоты и эпидемия РПП
Двадцатые неспроста называют «ревущими» — на Западе после окончания Первой мировой войны в это десятилетие произошло много политических, экономических и социальных перемен. Новизна и изобилие, достижения в области технологий, искусства и культуры изменили образ жизни и мышления людей. Женщины начали активнее краситься и использовать новые средства ухода.
В середине 1920-х годов в журналах печатали моделей с очень стройными телами. В этот момент среди женщин началась эпидемия расстройств пищевого поведения. Каким был тогда тот самый эталон фигуры? На смену женственным «песочным часам» с выраженной талией пришла фигура подростка: плоская грудь, отсутствие бедер, субтильность. Соотношение объема груди к талии среди женщин, представленных в журналах Vogue и Ladies Home Journal, сократилось примерно на 60% в период с 1901 по 1925 год, согласно исследованию, опубликованному в Sex Roles в 1986 году. Это означало некий протест: девушки заявляли, что красота — не в пышных формах.
Крем по типам кожи, первый шампунь и витамины в косметике
Еще один большой скачок в индустрии красоты и здоровья случился благодаря доктору Мэри Имоджен Шеперд — она изучала витамин F и выяснила, что его можно использовать в косметике. До этого его применяли только как биодобавку, но новые данные показали: крем на основе витамина F позволяет избавиться от экземы, шелушения и перхоти. До сих пор ингредиент активно используется в косметике, поскольку он отлично увлажняет и удерживает баланс влаги в тканях, не позволяя ей быстро испаряться, а также защищает кожу от свободных радикалов и агрессивного воздействия окружающей среды.
В то же время британский медик и биохимик Фредерик Хопкинс провел исследование о пище, в которой содержатся необходимые для роста элементы, а польский химик Казимир Функ назвал эти компоненты витаминами — они выпустили научные статьи, а в 1929 году Хопкинс получил Нобелевскую премию по медицине — с формулировкой «За открытие витаминов, стимулирующих процессы роста».
Революцию в области ухода за кожей произвела предпринимательница Элена Рубинштейн. Основная идея ее подхода — сохранить красоту и молодость. Именно Элена впервые классифицировала кожу по типам, а в своих салонах популяризовала разные техники массажа. Рубинштейн создавала косметику из натуральных компонентов — к каждому крему прилагалась инструкция по использованию, но составы оставались в секрете. Так появились первые средства для увлажнения, питания и защиты кожи от ультрафиолета.
Открытие последнего витамина и выпуск витаминного комплекса
Ученые продолжали делать открытия в области витаминов. В 1948 году был открыт последний из ныне известных — В12, который необходим, чтобы противостоять анемии.
А годом ранее в Нью-Йорке фармацевты Нэт Колби и Майк Гольдфарб вместе с врачом Карлом Золлем основали компанию SOLGAR. Они создали первый в мире мультивитаминный комплекс Naturvite на основе натуральных компонентов и считали, что многие заболевания легче профилактировать, чем лечить их последствия. С первых дней компания начала сотрудничать с ведущими учеными-диетологами и разрабатывать эффективные и натуральные формулы нутриентов.
Витамины группы B и советские кремы
С 1950 года витамины группы B стали рассматривать как анальгетики. Выяснили, что они обладают нейротропным действием и влияют на процессы в нервной системе: обмен веществ, метаболизм медиаторов, передачу возбуждения. Также именно витамины группы B смогли победить болезнь пеллагру — авитаминоз, который возникает из-за недостатка в организме никотиновой кислоты.
Итак, знаний о витаминах стало больше — их начали добавлять как в продукты питания, так и в косметику. В СССР был целый перечень продуктов, которые обогащают витаминами. Аскорбиновую кислоту добавляли в молоко и сахар, в напитки, которые подавали в детских и производственных столовых. Кроме того, для детей до трех лет молоко обогащали ретинолом и кальциферолами — витаминами A и D. Также в Советском Союзе начали производство улучшенных по составу кремов разного назначения. «Снежинка» смягчал кожу и не оставлял жирных следов, «Земляничный», «Манон», «Красный мак», «Лиго»
и «Молодость» — предохраняли от ветра и мороза и слегка отбеливали.
Западное общество впервые за десятилетия пережило экономический бум: в этот период считалось, что женщина должна быть идеальной хозяйкой и при этом всегда хорошо выглядеть. Полные губы с красной помадой и объемные прически, как у Мэрилин Монро, стали большим трендом. По мере того как женщины начали немного прибавлять в весе (ведь питание больше не ограничивалось, как это было в предыдущем десятилетии), фигура "песочные часы" стала самой желанной формой, что привело к повторной популяризации корсетов.
Появление многоступенчатого ухода и противозачаточные
Декадой ранее из женщин пытались сделать идеальных домохозяек, но в 1960-е им это надоело. Началась «вторая волна» движения за права женщин. В 1960 году Управление по контролю за продуктами питания и лекарствами США одобрило противозачаточные таблетки. В 1966 году в США 28 женщин, включая активистку движения за права женщин Бетти Фридан, основали Национальную организацию женщин. Эталоном красоты того времени была Твигги и другие модели, которые выглядят как девочки-подростки: короткая стрижка, огромные глаза, щуплое телосложение.
В 1967 году американский Vogue публикует статью с исследованиями о необходимости нескольких этапов ухода. Средств становится больше, их формулы — сложнее. Открывают все больше химических соединений, которые позволяют решать различные косметологические проблемы. Например, бензоилпероксид или ретиноиды начали активно применять для лечения акне. В Советском Союзе было сложно найти подобные средства, поэтому высыпания прижигали одеколоном и делали картофельные маски. В 1967 году американский биохимик Джордж Уолд получил Нобелевскую премию — он доказал пользу витамина А для зрения. Дерматологическая же эра ретинола началась позже, в 1970-х годах. Еще одно ноу-хау предложил SOLGAR — компания выпустила первые витаминные комплексы без сахара, соли и крахмала.
Фототипы и SPF
Эпоха закрытых купальников ушла, на пляжах все чаще появлялись девушки в бикини. Но к этому моменту ученые уже доказали связь между солнечными лучами и раком кожи, поэтому требовалась надежная защита. В 1975 году производители впервые начали указывать на упаковках уровень SPF. А в 1975 году американский дерматолог Томас Фитцпатрик разработал шкалу фототипов кожи — в ее основу была положена реакция кожных покровов на влияние солнца.
Рынок витаминов и минералов активно развивался, но была одна проблема: чтобы необходимые витамины работали, мало просто их принимать — важно, чтобы они усваивались. Тогда SOLGAR совершил еще одно открытие: в 1975 компания изобрела VM-75 — первый в мире витаминный комплекс, содержащий минералы в хелатной (а значит, наиболее биодоступной для организма человека и более эффективной) форме, который подходит для восполнения суточной нормы микроэлементов, а также повышения умственной и физической продуктивности.
Аминокислоты для спортсменов и не только
Хотя образы худых женщин оставались мейнстримом и в 80-е, все больше внимания уделялось сильным, спортивным и подтянутым типам телосложения, как у Синди Кроуфорд, Клаудии Шиффер и Наоми Кэмпбелл. Началась эпоха расцвета аэробики и фитнеса.
Фигуры как у супермоделей можно было достичь благодаря физическим упражнениям и сбалансированному рациону. На этом фоне спрос на витаминные комплексы и биодобавки активно рос. В 1982 году SOLGAR представили первую в мире линейку аминокислот в свободной форме (что гарантирует полное усвоение организмом), которые необходимы не только спортсменам для быстрого восстановления после тренировок, но и вообще всем людям — для формирования мускулатуры, сухожилий, связок, хорошего качества кожи, волос и ногтей.
Анорексия и ожирение как следствие дефицитов
Главной фэшн-иконой стала супермодель Кейт Мосс, благодаря которой в моду вошел «героиновый шик». В рекламных кампаниях (достаточно вспомнить Calvin Klein с Марком Уолбергом и той же Кейт Мосс в 1992 году) превалируют очень худые модели с нарочито изможденным лицом, бледной кожей, впалыми скулами, угловатой фигурой и выпирающими косточками.
Здесь с точки зрения здоровья наблюдались две противоречащие друг другу тенденции. С одной стороны, в эти годы нервная анорексия достигла пика и возглавила список психических заболеваний с летальным исходом. С другой, в это же время Всемирная организация здравоохранения начала бить тревогу по поводу растущей глобальной эпидемии ожирения. По оценкам ВОЗ, около 200 миллионов взрослых людей во всем мире страдали ожирением, а к 2000 году их число перевалило за 300 миллионов.
Исходя их того, что две диаметрально противоположные тенденции развивались одновременно, вывод очевиден: питание зачастую было несбалансированным. Люди с ожирением получали большое количество калорий, но не микро- и макроэлементов. Страдающие анорексией и вовсе не получали никаких полезных веществ. На фоне этого стало понятно, что необходима компенсация дефицитов.
В этот момент компания SOLGAR принимает активное участие в популяризации здорового образа жизни. В 1997 году SOLGAR становится первой витаминной компанией, у которой появляется свой сайт. Уже тогда на нем можно было найти полезную информацию о важности оптимального баланса микро- и макроэлементов в организме.
Экокосметика и витаминные комплексы
Люди больше вкладывались в красоту, в моде — диеты и спортивный лайфстайл. Появились новые направления спорта — например, пилатес и стретчинг. Косметологи предлагают широкий выбор процедур, диетологи — разнообразные виды питания, косметические компании сфокусировали внимание женщин на антиэйдж-средствах. Производители косметики добавляли в формулы витамины группы B, так как те уменьшают признаки старения кожи и предотвращают их появление.
Несмотря на заботу о внешнем виде, занятия спортом и использование различных средств ухода, люди страдали дефицитом витаминов в организме, или авитаминозом. Национальное исследование продуктов питания и пищевых добавок, проведенное в США в 2003–2006 годах, показало, что более 90% людей, которые не употребляли витаминные добавки, имели недостаточный уровень некоторых основных витаминов, в частности D и E. Стало очевидно, что даже при разнообразном питании дополнительный прием витаминов необходим.
Влияние соцсетей, разнообразие форм, эпоха Кардашьян
С начала 2010-х в массмедиа, маркетинге и моде начинают показывать разные типы телосложения. Эта тенденция появилась благодаря социальным сетям. С одной стороны, соцсети создали у многих людей негативный образ своего тела, но с другой — позволили увидеть реальные (и разные) типы фигур.
Поменялись правила ухода за кожей и волосами. Рынок заполнили южнокорейские бренды необычных форматов: BB- и СС-кремы, кушоны, гели с соком алоэ. В арсенале появились не только тоники, но и тонеры. Главным трендом стал многоступенчатый уход, состоящий не из трех, а из 7–10 средств.
Модели Victoria’s Secret задали тренд на небрежные локоны, которые создавались с помощью текстурирующих спреев с морской солью. Так как соль сушит волосы, то стилисты советовали добавлять в уход увлажняющие маски и масла, а также витамины. Глобально выглядеть красиво значило выглядеть ухоженно и естественно. Имитация натуральности, легкости и небрежности во внешнем виде постепенно стала ключевым трендом.
Красота изнутри
Все больше людей понимают важность чекапов, многие всерьез увлекаются биохакингом. Растет интерес к медицине: подкасты о здоровье залетают в соцсетях, генетические тесты становятся все популярнее. Как результат — развивается культура профилактического приема нутриентов. Большую роль в этом сыграла компания SOLGAR: на протяжении последних 77 лет она во многом была новатором и до сих пор удерживает лидерские позиции. Сегодня в мировом ассортименте SOLGAR — более 600 продуктов премиум-сегмента (и более 130 позиций представлены в России). Компания уделяет особое внимание качеству и сохранности продуктов до того момента, пока флакон в темном стекле не окажется в руках потребителя: именно поэтому продукция реализуется только в аптеках.
Правильно подобранные нутриенты в корректных дозировках становятся важной частью жизни современного человека. Но с чего начать? Правильнее всего начать с универсальных продуктов, поддерживающих оптимальный баланс витаминов и минералов для здоровья кожи, ногтей, волос. Такие представлены в базовой линейке SOLGAR: например, «Кожа, ногти, волосы» отвечает за ускоренное восстановление волосяных фолликулов, борется с акне и укрепляет ногтевую пластину. Витамин С в составе омолаживает кожу, укрепляет иммунную и пищеварительную системы. Цинк и медь замедляют процесс старения, предотвращают появление седины и делают кожу более эластичной. А еще придают сияние — в буквальном смысле!
Нет никаких сомнений в том, что тенденции в области эстетики будут меняться.
Мода циклична, так что, опираясь на ключевые исторические этапы, мы можем пофантазировать, какие «эталоны» ожидают нас в будущем.
И только одно, вероятнее всего, останется неизменным: истинная красота начинается со здоровья.
14 ЯНВАРЯ 2025
0