Как технологии изменят ЗОЖ
Все, что вы хотели знать про разговаривающие зеркала, карманных косметологов и носки с искусственным интеллектом.
2020 год. Зима. Я бегу по аллее вдоль неоновых небоскребов. Я бегу все быстрее и быстрее, как будто за мной гонится роботизированная собака американской компании Boston Dynamics или коптер-дрон. Сияющая надпись — «ПОЛПУТИ». Сердце начинает биться чаще, ноги деревенеют, но я продолжаю бежать не оглядываясь.
Еще немного, еще чуть, и... «Цель достигнута», — звучит голос в наушнике. Затемнение. Склейка. Я смотрю в камеру, камера смотрит на меня. Голосовой помощник просит чуть-чуть отступить, чтобы камера могла просканировать мое тело целиком. На экране появляется схематичное изображение моего скелета. По просьбе все того же искусственного интеллекта поднимаю и поочередно опускаю правую, а затем левую руку. Сканирование завершено. Затемнение.
Двадцать лет назад так снимали бы научно-фантастический боевик про суперагента, сейчас это просто физкультурные будни в меру ленивой москвички: пробежка под руководством виртуального тренера, сеанс йоги под надзором виртуального инструктора. И все это с помощью смартфона и смарт-часов. Именно смарт-часы с их пульсоксиметрами, трекерами и вынесенным в облачный аутсорс искусственным интеллектом стали главным символом технического прогресса в индустрии ЗОЖ.
Индустрия двух революций
«Если сейчас посмотреть на текущий рынок домашнего фитнеса, то по большому счету можно выделить две большие революции. Одна из них — это носимые устройства, которые позволили отслеживать активность пользователя и снимать основные параметры: как раз на базе этого строились новые механики (взять хотя бы все те же Apple Watch с их знаменитой механикой с закрыванием кругов, которая мотивирует людей двигаться активнее), — рассказывает CEO фитнес-стартапа Zenia Yoga Алексей Куров. — Вообще, первые трекеры ходьбы появились еще в середине 90-х — они неплохо продавались под соусом теории о необходимых 10 тысячах шагов в день. Но массовой эта история стала лет 5–6 назад, когда появились девайсы, доступные не только для профессионалов: те же устройства Garmin были довольно дорогими для обычного человека, а самый популярный сегодня в России трекер Xiaomi стоит $60 максимум и при этом обладает максимальной функциональностью. Примерно в то же время появились Apple Watch, которые кроме непосредственно трекера содержали в себе дополнительный функционал. Вся эта история с оздоровлением благодаря метрике своей активности очень хорошо продается».
Вторая (а точнее, первая с хронологической точки зрения) революция, о которых говорит Алексей, произошла 40 лет назад — это были те самые видеоуроки с Джейн Фондой. «До сих пор многие продукты основываются на них, меняются лишь девайсы: сначала были кассеты, потом DVD, теперь стриминговые сервисы. Но суть осталась все той же, это не интерактив, а видеоуроки», — рассказывает Куров. Добавить интерактива старались XBox, Nintendo и Sony: для своих игровых приставок они делали системы захвата движения, чтобы следить за вашей тренировкой. Но, по словам Курова, в рамках Microsoft проект не имел маржинальности и в 2017 году был прикрыт: безусловно, были люди, которым эти фитнес-игры очень нравились, но для большинства существовал финансовый барьер — нужно было купить XBox, к нему кинект, игру и только потом можно было заниматься. Кроме того, людям, которые были нацелены на фитнес, не всегда был нужен остальной функционал приставки.
Но могли ли в Microsoft, переставая вкладываться в приставку, которая дает возможность играть в большой теннис в однокомнатной квартире, предположить, что спустя три года за эту возможность будут готовы платить не только геймеры? Только в Москве продажи фитнес-оборудования в марте 2020 года взлетели на 33% по сравнению с прошлым годом. Когда в начале года мы оказались в вынужденном локдауне, кассеты с Джейн Фондой стали казаться не такой уж плохой идеей, а тренировки по Zoom — пусть и минимально, но все же интерактивные, — идеей просто отличной.
«Тренд на развитие домашнего фитнеса намечался, но пандемия помогла ускорить его развитие, именно благодаря ей произошел мощный толчок, — считает Алексей. — Когда полтора года назад говорил, что занимаюсь йогой по скайпу, на меня странно смотрели. А теперь все занимаются. И не только йогой. Тут как с удаленной работой: кому-то понравилось работать дома, а кто-то стремится вернуться в офис. Так и в сфере фитнеса: многие попробовали занятия дома, кому-то зашло. Вопрос теперь в подходящем обеспечении этих занятий, зум для фитнеса мало подходит. Когда мы общаемся один на один, возможно. Но если нас будет больше 5–10 человек, то качество картинки ухудшается, и тренер уже просто ведет занятие, а не следит за техникой выполнения».
Позы перед камерой
Именно на обеспечении этих занятий Алексей и решил сконцентрировать свой стартап, правда, задумался он об этом еще задолго до пандемии. Когда Microsoft увел технологию кинект с рынка, Куров начал собирать данные, общаться с тренерами и потенциальными пользователями, обкатывать демоверсии. Поэтому в разгар пандемии он оказался фактически с готовым продуктом.
Алексей разработал приложение, которое научит вас заниматься йогой удаленно.
Звучит не особенно революционно, но ровно пока вы не скачаете Zenia на телефон. Приложение не просто показывает вам набор асан, оно следит за тем, как вы их выполняете.
Все начинается с того, что приложение сканирует ваше тело — да, необходимо включить фронтальную камеру, но Алексей уверяет, что ваши телодвижения не уплывут в интернет. После того как приложение узнает вас (и ваши антропометрические данные) получше, вы выбираете тренировку и оказываетесь на экране вместе с виртуальным тренером. Когда вы выполняете упражнение правильно, схематичное изображение вашего скелета (оно появляется после сканирования) остается зеленым, когда правильность упражнения нарушается — скелет окрашивается в красный, пока вы не примете правильную позу.
«Приложение строится на технологии компьютерного зрения и глубокого обучения, — объясняет создатель Zenia. — Сама технология распознает движение, а искусственный интеллект смотрит видео на входе и получает на выходе виртуальный скелет человека, который находится в пространстве. У нас есть отдельная технология анализа прогиба и кривизны передней и задней части спины, так как это довольно важная часть. Для каждой асаны и позы тоже есть правила (они прописаны экспертами), довольно широкий индекс принятия на разных уровнях физической подготовки. Так вот, на базе всей этой информации мы и выдаем фидбэк. По механике это похоже на взаимодействие с тренером по скайпу: тебе говорят, что нужно делать, ты видишь, как это должно выглядеть, и в зависимости от того, как выполняешь упражнение, голосовой помощник подсказывает, что исправить, или одобряет».
Также в приложении можно отследить, какие позы удаются вам особенно хорошо, а какие не очень, и попрактиковать их отдельно. А еще выбрать инструктора, который подходит вам по духу, стилю работы и уровню продвинутости больше всего: словом, все как в йога-студии или фитнес-клубе, только не нужно выходить из дома (или где вы там переживаете эти непростые времена).
Личный зал
К слову, заниматься там, где хочешь, со всеми плюсами фитнес-залов — еще один тренд будущего, о котором говорит Алексей Куров.
«Существует явный интерес к тренажерам, которые дают возможность заниматься дома, как будто ты находишься в зале. К примеру, тренажеры Peloton позволяют оказаться словно в сайклинг-студии с живыми людьми: у тебя есть стриминг с тренером, а датчики считывают и передают все твои данные», — рассказывает Алексей. В качестве еще одного примера он приводит стартап Tonal — домашний интерактивный тренажер, который может заменить целый зал с функциональными и групповыми тренировками: от танцев и барре до кикбоксинга и пилатеса.
Анна Дычева, генеральный директор Reed Exhibitions Россия (компании — организатора выставки красоты InterCHARM), видит будущее фитнеса в иммерсивных тренировках, которые будут переносить нас в разные точки планеты: тем более что никто не знает, сколько раз в будущем мы столкнемся с закрытыми границами. Речь идет не только о смене картинки — эта опция давно не кажется революционной, — но и о географических и даже климатических условиях. «Уже существуют велотренажеры, которые имитируют рельеф: кочки, почву и так далее. Думаю, впереди тренировки, которые позволят заниматься спортом при определенной влажности, температуре, под солнцем или под дождем».
А еще вы, возможно, начнете куда больше времени проводить перед зеркалом. И мы говорим не о самолюбовании, а о самосовершенствовании. Специальный смарт-прибор Mirror за полторы тысячи долларов не просто отражает вас (этим зеркало занимается в спящем режиме), но и тренирует: среди опций записи тренировок, онлайн-стриминги и персональные занятия со звездными тренерами. В перспективность проекта верят и Куров, и Дычева, и производитель премиальной спортивной одежды Lululemon, который купил стартап Mirror за 500 млн долларов.
К слову, одним фитнесом история со смарт-зеркалами не ограничивается — по словам Анны Дычевой, они могут вскоре потеснить не только фитнес-тренера, но и косметолога: по итогам последнего InterCHARM, подобные гаджеты сформировались в отдельное направление индустрии.
«Подобные девайсы есть как для салонного, так и для домашнего использования. В них встроен искусственный интеллект, который диагностирует состояние кожи и может предсказать, где на лице через какое-то время может проявиться морщина, сухость, пигментация и так далее, — рассказывает Анна. — И они безусловно будут революционизировать уход. Такие зеркала прослеживают динамику после использования уходов для лица: можно наглядно удостовериться, изменилось ли состояние кожи после использования той или иной косметики, что, с одной стороны, повысит планку для косметических производителей, а с другой — даст больше доверия потребителю к тем средствам, которыми он пользуется». Анна предсказывает, что скоро такие зеркала появятся во многих ванных: домашние версии довольно компактные, классно выглядят и много умеют, а главное — уже продаются. К примеру, HiMirror Mini за $399 диагностирует, дает советы по уходу и делает еще много полезного (подробнее о нем мы писали тут).
Прекрасное будущее
Еще одна важная бьюти-тенденция, намечавшаяся уже давно, но ускоренная пандемией, — карманные косметологи. У редкого продвинутого пользователя не лежали дома щеточка глубокой очистки лица или микротоковый массажер, но кто из счастливых обладателей ими пользовался? Лишь в локдаун у нас наконец появилось на эти девайсы и время, и, пока клиники были закрыты, острая необходимость.
Вторая причина — не менее важная — это зумеры. «Поколение Z является катализатором внедрения инноваций в нашу жизнь, — уверена Дычева. — С одной стороны, его стимулируют вынужденные карантинные меры, с другой — потребности нового поколения, представляющего существенную часть населения, — они любят онлайн. А вместе с ними и поколение альфа, люди, рожденные в 2010 году, которые хотят больше интерактива, хотят, чтобы все имело полную интеграцию с гаджетами, хотят, чтобы у них все было под рукой».
В результате индустрия дает нам все, о чем мы даже не успели попросить. Марка Foreo запускает все новые смарт-маски для лица (последняя — успокаивающая, с коноплей) и делает свои знаменитые щетки еще эффективнее, снабдив их нагревательным элементом и генератором микротоков (подробнее — тут). Японская лаборатория L&L Skin выпускает гаджет, который объединяет в себе LED-, крио- и ионотерапию, микротоки и вибрацию, что покрывает почти все потребности кожи — от снятия напряжения с мышц и улучшения тургора до борьбы с воспалениями и отеками (подробнее здесь). Два доктора наук Массачусетского технологического института разрабатывают девайс, который доставляет в глубокие слои кожи коллаген, ретинол и гликолевую кислоту: безболезненно и, более того, — бесконтактно (вот как это работает). А лондонская студия дизайна Seymourpowell создает концепцию «бьюти-ошейника» Atmosphère, который управляется при помощи искусственного интеллекта, распыляет в виде пара косметические средства и защищает человека от вредного воздействия окружающей среды. «Представители компании утверждают, что при помощи этого устройства человек окажется в защитном бьюти-пузыре, — рассказывает Анна. — Ошейник будет и защищать, и ухаживать за кожей в пути. Девайс будет собирать инфо об окружающей среде в каждой конкретной точке нахождения, синхронизироваться с персональными данными (тип кожи и ее нужды), а встроенные в ошейник сенсоры создадут микроклимат вокруг человека — будут регулировать влажность и температуру (охлаждать, например), а также распылять уходовые средства и солнцезащитную косметику».
Надежда на одежду
Ошейник для распыления косметических средств — не единственный необычный девайс на wellness-рынке. В продаже уже есть браслеты, которые влияют на терморегуляцию — помогают согреться или охладиться одним нажатием на ту или иную кнопку. Кольца (в том числе и с бриллиантами), которые измеряют качество сна и сожженные калории не хуже привычных трекеров. «На рынке трекеров все больше ресурсов вкладывается в эстетическое направление, — подтверждает Анна. — В этом году на выставке было не так много различных прототипов фитнес-браслетов, зато хватало принципиально новых гаджетов и инноваций в области текстиля».
Умная одежда — еще одно перспективное направление. Как насчет носков, которые расскажут, насколько правильно вы ходите или бегаете? А может, вы тот счастливчик, кому этой зимой пригодится купальник, предупреждающий о необходимости нанести еще порцию солнцезащитного средства?
А может, вы адепт йоги и вам понадобятся легинсы, которые легкими вибрациями подсказывают, если асана далека от идеала. Тогда пригодится и повязка Muse S, анализирующая качество медитации (это не единственные умения повязки, подробнее о ней — тут).
К слову, мода на медитацию — еще один важный элемент нашей будущей реальности: непростая эпидемиологическая, экономическая и социальная повестка этому тренду только потворствует. Фокусироваться на дыхании и смотреть внутрь себя начали уже даже самые ленивые, и как ответ на эту потребность возникают медитативные клиентские сервисы.
Подышать, расслабиться или взбодриться (на ваш выбор) можно, даже сидя на маникюре в московском Kynsi: специально для салона красоты преподаватель метода дживамукти-йога и медитации Тоня Арно записала несколько программ (они правда перезагружают — мы пробовали). А к уходовым средствам Nabia прилагается специализированное мобильное приложение для медитаций. «BEAUTITATION содержит 200 медитационных упражнений, которые нужно сочетать с уходом за кожей, — рассказывает Анна Дычева. — В их арсенале есть медитация для увлажнения кожи или аnti-age-медитация. Ну и самое главное — приложение в целом помогает бороться со стрессом, так как именно стресс, по мнению создателей бренда, виноват в 30% различных кожных проблем».
И по мнению Анны — все это практически обречено на успех. Хотя бы потому, что в постоянно бегущем куда-то мире мы стали относиться ко всему очень утилитарно: наносим маску и бежим мыть посуду или работать, только умножая стресс. А двадцать минут на мантры или аффирмации будут как раз теми самыми минутами для себя. У вас нет двадцати? Тогда найдите хотя бы минуту. Как говорит мой наставник с правого запястья (да, Apple Watch можно полность подогнать под себя), даже минута правильного дыхания уменьшает стресс.
Лучшие материалы The Blueprint
в нашем канале на Яндекс.Дзен