Темы
T

Бьюти-икона:

Зандра Роудс

В этом году легендарная британская дизайнер Зандра Роудс отмечает полвека в профессии. На ближайшей неделе моды в Лондоне пройдет выставка ее главных работ и презентация новой книги. Кроме того, Роудс готовит коллаборацию с IKEA: специалистка по эксцентричным принтам и ярким цветам добавит в каталог шведской марки и того и другого. Ее вещи коллекционирует Том Форд, она одевала принцессу Диану и Фредди Меркьюри, открыла музей моды и текстиля, а еще десятилетиями выдерживает один из самых узнаваемых образов в мире моды — с розовыми волосами и синими тенями.

ПАНК-ПРИНЦЕССА ПРИ КОРОЛЕВСКОМ ДВОРЕ

Палома Пикассо, дрэг-квин Дивайн, Карл Лагерфельд и Зандра Роудс  в клубе Studio 54, 1970-е

Зандра Роудс говорит, что мода у нее в крови. Ее мать работала портнихой в одном из парижских домов моды и выглядела совсем не так, как родители других детей: носила экзотические юбки, длинные серьги и красила волосы в серебро. Впервые Зандра вышла на подиум в восемь лет — на показе матери в Мидвейском колледже искусств (сейчас — Университет искусств). А потом и сама туда поступила.


Роудс больше всего хотелось придумывать принты, но ее идеи были слишком новаторскими и эксцентричными для модных марок того времени. Тогда молодая дизайнер открыла с сокурсницей собственный бутик — а затем, в 1969-м, и свою личную студию в модном районе Паддингтон. В том же году она показала свою дебютную коллекцию летящих платьев и кафтанов The Knitted Circle в Нью-Йорке, где ее заметила редактор Vogue Диана Вриланд. Не прошло и года, как на страницах журнала вышла съемка актрисы Натали Вуд в нарядах Роудс, а еще через четыре года Твигги и легкое платье Зандры украсили декабрьскую обложку британской версии Vogue.

Фирменный цвет Роудс — розовый — появлялся в ее работах время от времени, пока в 1977-м не стал базовым в коллекции Conceptual Chic — после которой дизайнера прозвали панк-принцессой. Почти три десятка черно-розовых платьев были щедро изрезаны, разорваны и скреплены булавками. Такой прием с декоративными дырами и рваной тканью применялся впервые, и по легенде одно из платьев вернули из химчистки бережно зашитым и вместе с мешочком, куда были сложены все булавки. Правда, сама Роудс открещивается от субкультурных регалий и считает, что ни один настоящий панк не стал бы иметь с ней ничего общего. Тем не менее в платье из первой бунтарской коллекции дизайнера ходила одна из главных панк-звезд 1970-х Дебби Харри.

Vogue US, октябрь 1981

Коллекция Зандры Роудс Conceptual Chic, 1977

Твигги в платье Зандры Роудс на обложке Vogue, 1970

В 1974 году к Роудс обратилась и группа Queen — с просьбой подобрать им сценические костюмы. Дизайнер понятия не имела, кто это, и не предполагала, что на примерке фронтмент группы обратит внимание на незаконченный свадебный топ с рукавами «летучая мышь». Этот наряд цвета слоновой кости стал одним из самых запоминающихся в гардеробе Меркьюри. В 2018 году Роудс пришлось сшить его заново — на этот раз для Рами Малека, сыгравшего лидера Queen в фильме «Богемская рапсодия».


Несмотря на свою эксцентричность, Зандра Роудс одевала не только рок-звезд. В ее нежных кружевных платьях в конце 1980-х часто появлялась принцесса Диана. В бежевом — на благотворительном ужине в лондонском театре «Палладиум», в фиолетовом с вышивкой — на приеме в британском консульстве в Дубае, в нежно-лиловом — во время официального визита в Киото. При этом сама Роудс щеголяла с ярко-рыжими и розовыми волосами, экстравагантным макияжем и внушительными аксессуарами (как правило, это работы ее близкого друга — дизайнера и архитектора Эндрю Логана).



Фредди Меркьюри в костюме Зандры Роудс, 1974

Принцесса Диана в платье Зандры Роудс, 1987

Зеленый парик, розовый боб и синие тени

Обладательница одного из самых ярких образов в мире моды, Роудс почти не красила волосы до поздних 1970-х — пока не примерила зеленый парик Видала Сассуна. Эффект ей понравился, но вот носить сам парик было некомфортно. Тогда дизайнер решила осветлить волосы — и поэкспериментировать с красителями для текстиля, которые использовала для своих принтов. «Раз шерсть растет из овец, то она должна быть похожа на волосы», — рассуждала Зандра. Это стало началом экспериментов: Роудс ходила и с разноцветным ирокезом, и с синей угловатой челкой, и с черно-белым маллетом. «У моей мамы был удивительный локон на макушке: она распыляла на него серебряную краску, а остальные волосы оставляла темными. Она скончалась до того, как я стала красить волосы, но, думаю, ей бы понравилось», — говорит о своем стиле Зандра.

Готовясь к поездке в Китай в 1980 году, дизайнер решила покрасить волосы в ярко-розовый — «под красный Китай». С тех пор Роудс не изменяет почти неоновым розовым волосам, которые подкрашивает, как настоящий панк, краской Manic Panic: «Я не собираюсь седеть, так что, пожалуй, останусь розовой навсегда». А вот фирменным бобом с челкой она обзавелась лишь в нулевых — с руки стилиста Schwarzkopf Professional Тайлера Джонстона. Дизайнер пришла к нему со словами: «Делай что хочешь». Позже Тайлер спросит, как она так лихо доверила ему свой образ. И услышит в ответ: «Ты звезда в своей сфере, так почему я должна указывать тебе, что делать?»


Кислотно-розовые волосы — не единственный тренд, который Роудс обогнала на несколько десятилетий. Еще в 1980-х она нещадно экспериментировала с бровями; на фотохронике из «Студии 54» и других знаковых мест 1980-х ее можно увидеть и со слитной бровью со смещенным центром, и с одной волнистой линией вместо бровей, или вовсе с полностью сбритыми бровями и нарисованными заново, но уже широкими штрихами. А вот макияж у нее, хоть и эксцентричен, как правило, основан на одних и тех же приемах: ярко-голубые тени, заметный черный лайнер или стрелка и яркая, обычно розовая, помада. В интервью The New York Times дизайнер рассказала, что порой даже спит в макияже, потому что делать его с нуля слишком долго — и у нее на это попросту нет времени.

Кажется, Роудс раскрашивает в яркие цвета все, к чему прикасается, — даже Владимира Путина. В 1995 году она купила четырехэтажное складское здание на юге Лондона и за пять лет вместе с мексиканским архитектором Рикардо Легорретой переделала его полностью под свой вкус. Во время ремонта дизайнер даже прошлась текстильными красками поверх готовых стен — чтобы те стали еще ярче. Здесь Роудс и живет, и работает: верхний этаж занимает ее пентхаус, а нижние — основанный ей Лондонский музей моды и текстиля и одноименная академия. «Я хотела чего-то радостного и всеобъемлющего, а не белой коробки, поэтому решила украсить стены волнистыми полосами радуги», — рассказывает Зандра. Одной из самых ярких деталей в доме стала массивная копилка в виде бюста Путина. Роудс получила ее в подарок от Андрея Бартенева в 2006 году — когда открывала своим показом Российскую неделю моды. Правда, тогда бюст был белым. Оставить его таким англичанка не смогла — и раскрасила в свои привычные розовый, золотой и зеленый. С тех пор копилка мелькает во всех фоторепортажах из пестрого дома Зандры.

В 2006 году страсть к ярким цветам и эксцентричному макияжу привела к коллаборации дизайнера с брендом косметики M.A.C. Коллекция представляла собой идеальный кит самой Роудс: три яркие помады (оранжевая, розовая и бронзовая), два блеска для губ и палетка из нескольких оттенков синего. Сейчас Роудс 78 лет, но увидеть ее без яркой помады или фирменного розового каре по-прежнему невозможно. На вопросы о стереотипах и возрасте она отвечает с горечью и уверенностью: «Если бы женщинам дали выбор, они бы выглядели иначе. Когда мы в отношениях, мы всегда живем с оглядкой на партнера. Но чем старше вы становитесь, тем свободнее себя чувствуете».

Лучшие материалы The Blueprint
в нашем канале на Яндекс.Дзен

{"width":1200,"column_width":90,"columns_n":12,"gutter":10,"line":30}
false
767
1300
false
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}