Любой кризис дает пространство для роста и поиска новых возможностей. Главное, вовремя распознать эти возможности и быстро адаптироваться. Причем это касается любого бизнеса, не только начинающего. Например, долгое время считалось, что сфера люкса еще не скоро выйдет за пределы традиционного офлайн-ретейла, но образ жизни наших клиентов говорил об обратном. Например, сегодня, когда закрыты наши бутики, основным для нас стал канал дистанционных продаж через клиентский центр.
Впервые за многие годы мы начали не просто задавать себе вопросы, но встали перед нравственным кризисом. Как то, что я потребляю, влияет на окружающую среду? Кем и в каких условиях произведена одежда, которую я ношу? Впервые мы остро осознали, что благополучие будущих поколений на нашей планете зависит от решений, которые мы принимаем прямо сейчас. Многие осознают, что каждый может поддерживать благотворительные проекты и что любой вклад бесценен. Социальное предпринимательство — это своего рода эволюция благотворительности, ведь чем более финансово устойчив проект, тем эффективнее он будет реализовывать свою социальную миссию.
В основном женщины приходят в социальное предпринимательство, лично столкнувшись с проблемой и не найдя для нее адекватного решения. Многие находят себя в сфере образования, начиная от уникальных методик преподавания, заканчивая киберобразованием и другими креативными форматами. Естественно, многие проекты созданы с целью помощи людям с ОВЗ, в частности детям с ограниченными возможностями. Что особенно радует, все больше женщин реализуются в технологиях и бизнес-консалтинге — областях, которые традиционно считались мужскими.
Мне кажется, самое главное — это перестроить свое мышление. Не все осознают, что успешное дело начинается не с бизнес-плана, а с финансовой модели и бизнес-модели. Именно сильная бизнес-модель демонстрирует, будет ли идея жизнеспособной и масштабируемой, способна ли впоследствии выйти на международный уровень. Это то, что прежде всего интересует потенциального инвестора. Ну и конечно, для женщин проблема «стеклянного потолка» все еще актуальна. Причем речь идет не столько о внешних, сколько о внутренних ограничениях, сомнениях в своей состоятельности. Основная задача инициативы Cartier — это тот самый empowerment.