Кадры решают
Те, кто по тем или иным причинам принимает решение остаться в стране, продолжают искать способы развиваться, строить карьеру и лучшее будущее. The Blueprint пообщался с бывшими сотрудниками крупных зарубежных компаний, нашедшими себе новые интересные задачи в отечественном бизнесе.
«Уже за февраль мне зарплату не заплатили, сославшись на то, что британский банк больше не проводит платежи в Россию. Даже в те банки, которые еще долго и успешно проводили SWIFT-платежи. Ситуацию удалось решить только больше чем через три месяца, открыв счет в иностранной юрисдикции», — рассказал The Blueprint экс-сотрудник лондонского бренда, пожелавший сохранить анонимность.
Проблема с оплатами — не единственная, с которой за последние полгода столкнулись российские сотрудники зарубежных компаний. После 24 февраля из России ушли минимум 59% иностранных брендов. Более 800 компаний или приостановили активную деятельность в стране, или полностью покинули российский рынок. Карьерный консультант Анна Алфимова, управляющий партнер «Лаборатории карьеры Алены Владимирской», беспристрастно фиксирует предсказуемое: «Активность миграций из зарубежных компаний в российские значительно выше предыдущего года и только растет. Более активно это происходит в компаниях, связанных с производством, IT, FMCG, в индустрии ретейла и авто». При этом ситуация складывается в пользу работодателей: «В сфере моды, бьюти и медиа вакансий очень мало, кандидатов очень много, заметно резкое увеличение количества запросов на переходы в другие индустрии. Причем сейчас чаще, чем раньше, переход происходит без изменения позиции, бизнесу нужны максимально рабочие инструменты и максимально релевантная экспертиза. Раньше сотрудников из западных компаний были готовы брать с повышением, чтобы внедрять новые подходы и лучшие практики, но сейчас кандидатов в избытке, поэтому компаниям есть из кого выбирать».
Десант из «Мехового холодильника»
«Есть возможность перевести дух — Condé Nast, правда, очень хорошо с нами простился. Не хочется браться за первые предложения, которые поступают. Не могу сказать, что у меня будет свой проект или что я ухожу в какой-то бренд. Пока думаю», — говорила Ольга Дунина 28 апреля. В тот вечер в КМ20 прощались с Vogue — после 24 лет работы в России журнал официально прекратил свое существование. По приглашению Дуниной, директора отдела моды Vogue с 10-летним стажем, за углом от офиса российского Condé Nast (располагавшегося в здании «Мехового холодильника») собрались локальные дизайнеры, фотографы, визажисты. Со многими из них Ольга работала плечом к плечу много лет — за 15 лет в журнале она выросла из ассистента отдела моды в директора и застала всех главных редакторов Vogue: Алену Долецкую, Викторию Давыдову, Машу Федорову и Ксению Соловьеву.
Переведя дух, Ольга Дунина приняла предложение российского бренда Lime. В сентябре она вышла на должность visual-директора. «Тут немного другие приоритеты: в журнале я всегда думала про красоту и актуальность, а потом про то, продалось или нет платье с обложки, а тут — продажи, а потом красота и актуальность». По словам Ольги, ее новые обязанности не сильно отличаются от того, чем она занималась в Vogue. «Те же съемки, те же родные команды моделей, фотографов, стилистов по волосам и мейку. Но больше возможностей и ресурсов для реализации масштабных проектов. Компания много инвестирует в классных профессионалов на рынке и визуальный имидж бренда. У Lime прекрасная слаженная команда, которая уже многого добилась и не нужно выстраивать все с нуля. Отличная большая студия, в который снимается весь e-commerce. Очень по-европейски все выглядит».
В разных департаментах Lime работает много людей из Condé Nast, включая контент-продакшен, но из фэшн-команды Vogue — пока никого. «Из минусов работы — пока мало social life, так как находится офис далеко от центра. После Большой Дмитровки мы, конечно, избалованные... Но это все дело привычки. После 15 лет работы в Vogue мне вообще очень интересно все новое! Компания быстро растет, и уже совсем скоро будут запускаться новые линии. Мы уже прорабатываем нововведения со следующего сезона, чтобы работа была еще эффективнее, а следовательно, и круче результат. В компании достаточно высокая планка по визуалу. Не буду называть бренд, но и так понятно, к чему мы все стремимся».
Vogue,
директор отдела моды
Lime,
visual директор
Не всем бывшим сотрудникам Condé Nast потребовалась столь долгая передышка. Забрав из «Конде Наста» трудовую книжку и щедрую компенсацию, PR-директор издательского дома Кирилл Коваленко отправился в Южную Америку — «перезагружаться», а 26 июня уже вернулся в Москву: «Не могу сказать, что активно искал новую работу, но встречался с бывшими коллегами и партнерами, изучал текущую ситуацию на рынке труда и поступающие предложения. 7 июля состоялось интервью с HR-командой 12 Storeez, 14 июля — финальное интервью с [CEO] Иваном Хохловым, а 20 июля я присоединился к компании». С переходом из Condé Nast в 12Storeez из обязанностей Кирилла Коваленко практически пропали внутрикорпоративные коммуникации. «Вовлеченностью сотрудников во все процессы компании занимается команда внутрикома — HR-департамент 12Storeez. Мой фокус — внешние коммуникации с традиционными и новыми медиа, инфлюенс-маркетинг, b2b-коммуникация. Скорость принятия решения здесь, кстати, выше, чем в Condé Nast».
Новое руководство позволяет работать удаленно, однако в новом офисе на «Трехгорке» Кирилл встретил многих коллег по Condé Nast. В команде по контенту 12 Storeez бок о бок работают шеф-редактор Vogue.ru Ева Куюмджян, младший редактор Vogue.ru Кристина Манучарян и редактор отдела красоты Glamour Анастасия Сперанская. За съемки отвечает тандем стилиста и в прошлом — исполнительного директора отдела моды Vogue Светланы Вашеняк и фотографа Маши Поповой, покинувшей кресло шеф-редактора Vogue.ru еще в июне 2020-го. Работает с 12Storeez и Катя Штоколова, простившаяся с Vogue в декабре 2020-го.
Condé Nast,
PR-директор
12Storeez,
Head of PR
Гибкость и минимум волокиты
Впрочем, среди тех, кто остался без компенсаций от зарубежных работодателей, есть и такие, кто не спешит стучаться в российские компании. «У меня есть знакомые, которые сидят без работы по три-шесть месяцев, но боятся устраиваться в российские компании, потому что много чего наслышались, — говорит трейд-маркетолог Дарья Гаршина. — Я их понимаю: через знакомых много нехорошего слышала. Но совсем не пытаться изучить российский рынок — своеобразная позиция, на моя взгляд. Сейчас многие с интересом слушают про мое новое место работы и говорят: «А может, в российских компаниях и правда нет ничего страшного?»
До перехода в российский косметический бренд Mixit Дарья Гаршина строила карьеру в ведущих зарубежных компаниях — Ernst & Young, Disney, Avon и бьюти-гиганте Coty. «Есть в моем резюме и одна госорганизация — после EY я работала в Министерстве экономического развития. Там я поняла, что госслужба — не для меня. Я хочу быстро видеть результаты своей работы, быстро расти по карьерной лестнице, идти в ногу со временем. После госслужбы у меня был страх, что в иностранные компании меня теперь не возьмут, но ничего подобного — я очень быстро нашла работу».
С февраля 2020-го Дарья Гаршина развивала бьюти-бренды из портфеля Coty — например, Rimmel и Sally Hansen. «Coty была одной из первых компаний, полностью прекративших деятельность на территории России. Мы узнали об этом 26 апреля. Было очень жалко — обычно раз в год я подумывала о смене компании, а тут была влюблена во все — бизнес, людей, культуру, бренды. А в плане компенсации Coty просто респект полный. Они не пожадничали, оставили страховку еще на полтора года». После ухода из Coty Дарье прислали оффер с релокацией в Германию, но она отказалась: «У меня было четкое условие: либо переезжаю вместе с мужем, либо никак. Муж работает в иностранной компании, ему предложений [с релокацией] не поступило, и мы остались в России. Связи с иностранными офисами были обрублены. В российских компаниях у меня вообще не было знакомых, даже не с кем было посоветоваться. Я понимала, что там, скажем так, своя атмосфера, но для себя решила: я хочу, чтобы в России стало хорошо, и буду в числе тех людей, которые изменят индустрию к лучшему».
coty,
трейд-маркетолог
Mixit,
трейд-маркетолог
2 августа, после месяца поисков работы, Дарья открыла дверь офиса Mixit в качестве трейд-маркетолога по работе с маркетплейсами. «Должность называется так же, но функционал расширился: добавились аналитика и прогнозирование. По сути, это шире классического трейд-маркетинга, но я поняла, что в российских компаниях нужны специалисты более широкого профиля. Я столкнулась с этим еще на этапе собеседования с другими компаниями. Просто некоторые были совсем наглыми и прибавляли огромную кучу функционала, с которым никто не знает, как работать. Ну и все это без дополнительной прибавки к зарплате. В Mixit мне понравилась четкость: они понимают, чего хотят, а это на российском рынке большая редкость. Все собеседования со мной провели всего за три-четыре дня. В заработной плате я не проиграла — она на том же уровне, что в Coty».
По мнению Дарьи, главный плюс работы в российской компании — гибкость. «В европейской компании ты сначала продумай, потом пойди объясни, сделай презентацию, которая будет красиво объяснять все, что ты сказал. Долгий и многоступенчатый подготовительный процесс и согласование с глобальным офисом. В России возможны моментальные запуски, которые могут поддержать сиюминутные тренды рынка. А вот в плане больших аналитических систем и технических баз российским компаниям есть куда стремиться, как мне показалось. Как правило, компании инвестируют в продажи, а потом только в аналитику».
Ты сам — штаб-квартира
До этой весны многие даже не задумывались о переходе из зарубежных компаний в российские, но старший бренд-менеджер YSL Beauty Елизавета Носова действовала превентивно. «Около четырех лет я работала в маркетинге в люксовом подразделении L’Oréal — продвигала бренды Maison Martin Margiela, Atelier Cologne, Valentino, Armani и YSL. До этого в Coty отвечала за Chloé, Bottega Veneta, Lancaster и запуск Tiffany & Co. Но хотелось нового опыта именно в деле построения бизнеса, больше ответственности за пределами корпорации, — вспоминает Елизавета Носова. — В российских компаниях есть возможность стоять у истоков, создавать историю и самой делать гайдлайны, учитывая потребности и интересы именно российского рынка, что не всегда получается в международных компаниях. В общем, я решила: когда, если не сейчас, покинула компанию L’Oréal и поехала в Сочи — уже несколько лет хотелось пожить в Красной Поляне».
Новое предложение о работе Елизавета Носова получила через несколько дней после приезда в Красную Поляну, прямо за ужином. Человеком за соседним столиком, с которым разговорилась Носова, оказался Дмитрий Серов — основатель бренда «Краснополянская косметика». «Он спросил, чем я занимаюсь по жизни, и чуть не подавился кофе, услышав „маркетинг в L’Oréal, YSL Beauty“, потому что в его команду очень нужен был человек с похожим бьюти-опытом», — вспоминает Елизавета Носова. С июля она занимает должность главы отдела маркетинга и коммуникаций «Краснополянской косметики».
«Компания пока не такая большая, в офисе 40 человек, в моем отделе — четыре, — говорит Елизавета Носова. — Офис находится в горах, окна моего кабинета выходят на поле с лавандой, и это тоже влияет на отношение к работе. И весь бизнес домашний, семейный, каждый сотрудник может за чашкой кофе обсудить любой вопрос с основателями бизнеса Кристиной и Димой в спокойной обстановке, без записи на встречу или секретаря. Это очень вдохновляет. Здесь все готовы рискнуть, ты чувствуешь важность своего мнения. Из минусов — слегка нестабильная ситуация с регионом, сейчас мы в процессе суда за территорию фермы, которую считают лесом, но мы верим в лучшее. Очень многие знакомые все еще боятся променять стабильную международную компанию на русскую и очень интересуются, как мне работается».
YSL,
старший бренд-менеджер
«Краснополянская косметика»,
глава маркетинга и коммуникаций
«Ну как там?» — спрашивают и знакомые Марины Пудовкиной, в марте сменившей в био запрещенной соцсети строчку «PR-директор Dior Parfums» на «PR и коммуникации в Natura Siberica». Ее впечатления во многом похожи на выводы Носовой — больше свободы в принятии решений, выше уровень доверия со стороны руководства: «Если в иностранных компаниях „работаешь на штаб-квартиру“, то в российской — ты сам штаб-квартира. Минусы — скучаю по поездкам на международные мероприятия и переживаю, что забуду французский язык. Пока что среди моего окружения тренд на переход из зарубежных компаний в российские только набирает обороты, я была своеобразным первопроходцем. Думаю, осенью и зимой подобных переходов будет куда больше».
Dior Parfums,
PR-директор
Natura Siberica,
директор по связям с общественностью
Такой же прогноз строит карьерный консультант Анна Алфимова: «Еще не все зарубежные игроки окончательно расстались с сотрудниками, но к концу года большая часть увольнений будет неизбежной, и кадры обратят внимание на российские компании». Большим ли вниманием будут пользоваться позиции в госкомпаниях и госучреждениях, пока не ясно. «Самые желанные позиции сейчас традиционно делятся на две группы: „там, где больше платят“ (сюда все еще часто попадает „Газпром“, Сбер, „Ростелеком“ и похожие по структуре крупные российские бизнесы) и „там, где интересно и технологично“ („Яндекс“, „Авито“, „Тинькофф“, ЦИАН, „Додо Пицца“). Не могу сказать про всех, но у белых воротничков (мидлов и топов) сильно снизилось желание работать в стартапах, такая же тенденция с желанием работать в госкомпаниях. Сильный тренд в сторону поиска сбалансированного стабильного работодателя», — отмечает Анна Алфимова. А вот исследование hh.ru, проводимое в мае 2022-го, показало: 70% респондентов рассматривают вакансии в государственных организациях, готовность к такой работе растет с возрастом, а среди ее основных плюсов выделяют стабильность и постоянство (66%), полное соблюдение Трудового кодекса (53%), премии, льготы и соцпакет (47%).
С респондентами исследования согласна директор спецпроектов Наталья Шувалова, перешедшая в «Росатом» после сокращений в международном агентстве I.com. Ей работа в госкорпорации принесла прежде всего спокойствие: «В апреле нас сократили всей командой (в отделе было пять человек). В нас перестали видеть перспективу как в ресурсе. Сокращение было сюрпризом, понимания, что делать дальше, — не было. Более того, был страх, что в рекламе люди не нужны, сокращения были по всему рынку. И туда совсем не хотелось, каждый кризис сильно бьет по рекламщикам, нет уверенности в завтрашнем дне. Я очень устала от этого страха, кем и где я буду завтра, останется ли у меня вообще работа. В сторону госкомпании я впервые подумала в мае этого года».
18 июля у Натальи Шуваловой был первый рабочий день в «Росатоме». Ее обязанности почти не изменились — те же спецпроекты, организационная деятельность, СМИ. «Конечно, есть нюансы, но с ними я бы столкнулась в любой компании, так как я была в агентстве, а теперь я клиент. Плюс бюрократия, конечно. Но это не кажется страшным или раздражительным, скорее данность, которую просто надо принять. Тут довольный спокойный коллектив: мне кажется, отсутствие переживаний за завтрашний день тут отражается на ментальном здоровье людей. Мы знаем, что нас не сократят и кризис нас вряд ли коснется. Полная уверенность в завтра, в хорошей пенсии. У меня полностью ушла тревога. Перестала читать новости про уходы с рынка, импортозамещение — на мне это больше никак не отражаются. Зарплаты тут индексируются, даже в этом году. На удивление, лояльная форма посещения офиса, нет жесткого графика».
Знакомые Натальи относятся к ее новой работе по-разному: «У меня есть знакомые, которые принципиально не хотят идти работать на государство и не хотят, чтобы такое вообще отражалось в их резюме. Есть знакомые, кто хотел бы [в госкомпании], но пока не может попасть. В этом году это очень актуальная тема — так как стабильно сейчас только тут». Впрочем, в неспокойные времена всякое спокойствие обманчиво и после объявленной 21 сентября частичной мобилизации, многие сотрудники российских компаний лишний раз пожалели о том, что их не релоцировали предыдущие, иностранные, работодатели. Зато крупнейшие компании из области информационных технологий и прежде активно отбиравшие кадры у того же Conde Nast, получили новое конкурентное преимущество — право на официальную отсрочку. И теперь остается только гадать, как будет развиваться дальше российский рынок труда, и где многие герои наших объявлений в рубрике «Карьера» встретятся в следующий раз — на парижских улочках или где-то в коридорах Сбербанка и Яндекса.