Слушать и слышать
ФОТО:
АРХИВ ПРЕСС-СЛУЖБЫ
Это не рейтинг и не список «лучших» — это список подкастов и YouTube-каналов, которые слушаем мы сами и которые рекомендуем послушать вам. Универсальный рецепт успеха вы здесь не найдете, зато сможете взглянуть на трудности, задачи, вызовы и достижения под другим углом.
[01]
КТО ВЕДЕТ? Дарья Коноваленко — сейчас она изучает культурную политику в магистратуре лондонского Goldsmiths, а до 2023 года занималась коммуникациями в аукционном доме Vladey.
Для кого? Для работников сфер современного искусства и культуры и желающих туда попасть.
Что полезного? Дарья приглашает к себе хранителей, продюсеров, кураторов, концепт-художников, коллекционеров и представителей разных других профессий — а они рассказывают, как устроена их работа и в чем ее специфика.
С чего начать? «Как устроен PR в культуре?», чтобы узнать, за что пиарщику на самом деле платят деньги, почему у профессии не лучшая репутация и из чего состоит хороший пресс-релиз.
(01)
(04)
Чему научил подкаст автора?
«Во-первых, конечно, навыкам журналиста (образования такого у меня нет). Во-вторых, это моя медиаплощадка и легкий способ устанавливать связи в индустрии. Я редкий случай пишущего для медиа пиарщика. И текст для меня — понятный медиум, как и аудио. И еще он дал мне понять, что индустрия не такая злая, как ее малюют. Люди друг друга поддерживают, и переживания у всех схожие».
Дарья Коноваленко, автор телеграм-канала «В белом кубе» и одноименного подкаста
[02]
КТО ВЕДЕТ? Карьерный стратег Ира Аникеева, медиаменеджер Оксана Смирнова и журналист Яна Лукина. У всех троих за плечами работа в глянце, которая, однако, привела их на самые разные ступени самых разных карьерных лестниц.
Для кого? Для карьеристок, которым сложно дается баланс между работой и личной жизнью.
Что полезного? Ведущие охватывают широкий спектр тем: от коучинга до дружбы, обсуждают женщин в «мужских» профессиях и реальную ценность приставки self-made. Разговоры с терапевтическим эффектом для тех, кто привык ставить знак равенства между собой и работой.
С чего начать? «Когда “отдохнуть” — не вариант, но тебе все равно все советуют», чтобы понять, можно ли построить успешную карьеру, закрывая ноутбук в 18:00, или уйти в отпуск на несколько месяцев.
(02)
(04)
Чему научил подкаст автора?
«Я поняла, что не умею относиться к работе только прагматично. Хорошо, когда работа может приносить искреннюю радость не только тем, что связано с профессиональным ростом (опыт, навыки, деньги, признание), но чем-то идеалистичным и порой наивным: верой в то, что делаешь; единством того, что заявляется принципами компании вовне, и тем, как она устроена внутри; уважением, доверием и прежде всего человеческим, а не хищническим отношением друг к другу. Хорошо, если работа не претендует на всю твою энергию. А вообще иногда хорошо, что работа просто есть».
Оксана Смирнова, соавтор подкаста «Успешный успех»
[03]
КТО ВЕДЕТ? Здесь уже знакомая нам Ира Аникеева выступает в дуэте с журналисткой Ксенией Рябухиной, в прошлом шеф-редактором сайта Tatler. В первом же выпуске Ксения откровенно делится своим опытом ухода в никуда, последующими неудачами в IT-корпорациях и страхом не вернуть себе свою карьеру.
Для кого? Для тех, кому сложно обрести баланс внутри рабочего процесса, наладить отношения с коллегами и руководством, распределить время и энергию, найти точки роста или принять решение о смене направления.
Что полезного? Советы по выстраиванию карьерной стратегии, тесты и воодушевляющие примеры для тех, кто хочет начать все с чистого листа в любом возрасте.
С чего начать? Выпуск «Карьерная стратегия: всем ли нужно расти вверх?» поможет понять разницу между работой и карьерой, узнать про самые разные виды стратегий и, возможно, даже выбрать подходящую для себя.
(03)
(04)
Что авторы ждут от подкаста?
«Мы с разных сторон подходили к идее подкаста. Ира — карьерный коуч и уже два года ведет частную практику. Она ежедневно отвечает людям на вопросы о карьерных стратегиях, самоопределении, выгорании и так далее. Я же, поработав за три года в трех компаниях, наблюдала сотни одинаковых ситуаций — люди перерабатывают, начальники необоснованно увольняют, отделы разве что не дерутся между собой вместо того, чтобы дружно развивать проект. Все это — обычные карьерные проблемы очень многих людей. И мне захотелось поговорить с Ирой о том, как же решать эти проблемы».
Ксения Рябухина, соавтор подкаста «Дорогие коллеги»
[04]
КТО ВЕДЕТ? Креативный продюсер и продакт-менеджер «Авиасейлс» Александра Кретова.
Для кого? Для тех, кто желает запустить собственный бизнес.
Что полезного? Широкий спектр бизнес-профилей: от чая до астрологии. Помимо предпринимательниц (хотя их большинство) есть и те, кто занимают высокие позиции внутри больших брендов и корпораций.
С чего начать? «Ната Питькина: “Успех моего дела — в нормальном отношении к людям”», чтобы узнать про опыт работы создательницы бренда PíTKINA в «Останкино» и «Временах года», обнаружить плюсы в частой смене работы и принять важность психотерапии в жизни и в бизнесе.
(04)
(04)
Чему научил подкаст автора?
«Первое — делать ошибки. Позволять себе пробовать, экспериментировать. Относиться к собственной жизни как к игровому полю. Второе — находить мотивацию. Когда ты начинаешь что-то новое, то сложно на что-то опереться. Ты идешь как будто бы в темноте, и, когда получаешь первую обратную связь, она становится очень ценной. И третье — не бояться брать свое и проявлять инициативу. В том числе в коммуникации с героинями, с партнерами, с аудиторией. Есть герои, которые шли ко мне на интервью несколько лет, есть те, которые еще не дошли, но я уверена, обязательно дойдут. В общем, периодически напоминать о себе, о своем намерении — это классная штука. Классно, когда твои дела говорят за себя сами, но бывают периоды, когда важно о них без стеснения рассказать миру».
Александра Кретова, автор подкаста «Институ́тка»
[05]
КТО ВЕДЕТ? Основательница Viva la Vika и CHOUX Виктория Молдавская.
Для кого? Для тех, у кого уже есть свой бизнес.
Что полезного? У Виктории за плечами собственный опыт развития брендов, поэтому интереснее всего подкаст будет послушать начинающим или даже продолжающим предпринимателям. Гости эфира вместе с ведущей часто уходят в обсуждение профильных тем вроде разницы performance- и бренд-маркетинга, работы с поставщиками и найма сотрудников. Скучная на первый взгляд рутина, из которой реальный бизнес и состоит.
С чего начать? Бизнес на платьях. Сюзанна Карслян, основатель TRY ON DRESS, чтобы узнать про интуитивный подход к предпринимательству и взять на заметку эффективные стратегии работы с инфлюенсерами.
(05)
(04)
Чему научил подкаст автора?
«Плюрализму мнений. Я узнала, что есть очень много разных женщин-предпринимателей с абсолютно разными подходами, точками старта, знаниями в бизнесе, карьерами до этого бизнеса. И вне зависимости от всего этого такого разного бэкграунда у каждой получилось сделать что-то классное, что нравится и интересно людям. В какие-то моменты я чувствовала, что мои наблюдения перестают быть истиной в последней инстанции, что их можно модернизировать чужими знаниями. А еще подкаст помогает предпринимателю уволить свое эго. Предприниматели (а особенно предприниматели с личным брендом) — люди достаточно эгоцентричные. И когда ты начинаешь слушать и действительно слышать другое мнение, перекладывать его на себя, ты начинаешь воспринимать безоценочно своего собеседника. Слушателям, кстати, я тоже предлагаю уволить свое эго».
Виктория Молдавская, автор подкаста «Вика Бизнес Чика»
[06]
КТО ВЕДЕТ? Фотограф Николай Бирюков и арт-директор Женя Онегина.
Для кого? Для представителей креативных индустрий: преимущественно тех, кто работает с визуалом.
Что полезного? Этот подкаст — тоже терапия своего рода. Ведущие приглашают фотографов и художников, с которыми обсуждают проблемы, существующие прямо сейчас. То есть здесь мало разговора про концепции и теории, гости рассказывают, как на практике преодолевали собственные творческие кризисы, выстраивали отношения с клиентами и пытались уходить из найма в свободное плавание, а потом (иногда) возвращались назад.
С чего начать? «Синдром самозванца», чтобы пересмотреть отношение к собственному опыту и портфолио в лучшую сторону.
Чему научил подкаст автора?
«Изначально мы хотели поделиться со слушателями обсуждениями, которые на постоянной основе происходят при личных встречах. Первый выпуск собирали достаточно долго и пытались максимально его “вычистить”. В процессе стало понятно, что беседы получаются намного сильнее, когда мы расслабляемся и переходим в формат “разговор с друзьями на кухне”. Мы придерживаемся такого же подхода в общении с нашими гостями. Это очень помогает создать расслабленный и доверительный разговор.
С самого начала мы решили, что, если мы приглашаем гостя, нам не хочется делать типичные интервью. Нам кажется более интересным формат совместного обсуждения с гостями интересующей нас темы. Часто это очень терапевтические беседы, и мы всегда сталкиваемся с тем, что вроде бы мы очень разные, а проблемы на самом деле у всех одни и те же».
Николай Бирюков, соавтор подкаста Dark Playground
(06)
(04)
[07]
КТО ВЕДЕТ? И снова Яна Лукина (только уже в своем профильном амплуа fashion-журналиста) и редактор моды The Symbol Антон Гулевский.
Для кого? Для всех поклонников модной аналитики и желающих работать конкретно в моде.
Что полезного? Ведущие смотрят и комментируют показы, церемонии, рассказывают о трендах, но не только. Иногда приглашают к себе сотрудников глянца (настоящих и бывших) и российских модных брендов и расспрашивают их об изнанке профессии.
С чего начать? «Все, что вы хотели знать о работе стилиста, но боялись спросить» с visual-директором бренда LIMÉ (а в прошлом директором моды российского Vogue) Ольгой Дуниной, чтобы узнать про разницу производственных темпов в глянце и в коммерции, почему не стоит собирать мудборды на Pinterest и что из себя представляет креативная команда одного из ведущих российских брендов сегодня.
(07)
(04)
Чему научил подкаст автора?
«Мне бы не хотелось переоценивать интерес слушателя к модной аналитике: очевидно, что это не самая горячая тема, особенно в нынешних реалиях. И наш проект — нишевый; не исключено, что таким и останется. Тем не менее я вижу (спасибо статистике!), что нас слушают; это приятно.
Как могли заметить постоянные слушатели, нас действительно волнуют — в числе многого другого — судьбы работников глянца, переживающего не лучшие времена. В одних эпизодах мы ищем ответ на вопрос, что же пошло не так, в других — устраиваем сеансы "групповой терапии" в компании коллег. Несмотря на предмет разговора, финал у таких выпусков обычно оптимистичный. Хочется думать, что вселяет надежду это не только в ведущих».
Яна Лукина, соавтор подкаста «Пино, Арно и Домино»
[08]
КТО ВЕДЕТ? Предпринимательницы Анастасия Хавалкина (25 лет) и Александра Рудко (26 лет) и креативный директор re-feel Анастасия Гасс (27 лет).
Для кого? Для тех, кто чувствует на себе давление успеть все и сразу до 30 лет.
Что полезного? Ведущие обсуждают насущные для многих вопросы с ракурса 20-летних людей: как строить отношения, карьеру, стоит ли брать ипотеку и заводить семью, оставаться в России или переезжать, где находить друзей и на чем сколотить первый миллион. Если какие-то темы вы стеснялись обсуждать с близкими, то можно включить этот подкаст и послушать альтернативные точки зрения ведущих.
С чего начать? Подкаст не карьерный в прямом смысле этого слова, но всем молодым карьеристам рекомендуем послушать «Секреты попадания в список Forbes “30 до 30”», чтобы прикинуть, как в этот рейтинг попасть.
(08)
(04)
Чему научил подкаст автора?
«Тому, что на самом деле, у нас болит одно и то же. Хочется все успеть: построить карьеру, отношения и реализовать личные задумки. Здорово, когда рядом есть люди, которые готовы разделить с тобой переживания и честно поделиться собственным опытом. А иногда и дать волшебного пинка!»
Александра Рудко, соавтор подкаста «Скоро 30»
[09]
КТО ВЕДЕТ? Предпринимательницы Аня Цыплухина и Настя Береснева, которые построили и продали свой первый собственный бизнес — томскую кондитерскую — в 22 года.
Для кого? Для желающих запустить свое дело в любом населенном пункте.
Что полезного? Цель подкаста — вдохновить слушателей на запуск первого бизнеса, потому среди гостей преимущественно малые и средние предприниматели. А еще есть маркетологи, HR-директора, психологи и разные другие специалисты узкого профиля, которые делятся опытом построения внутренних процессов каждый в рамках своей экспертизы.
С чего начать? «Маркетинг за 0 рублей: как привлечь клиентов? Анна Прахт, ARNY PRAHT, и Мария Командная, Superbanka», чтобы узнать, как изменились маркетинговые инструменты за последнее десятилетие и когда коллаборации срабатывают, а когда — нет.
Чему научил подкаст автора?
«Пяти вещам. Первое: подкаст — это самостоятельный продукт. Ты можешь сколько угодно ждать, что что-то придет само, но если не заниматься продвижением этого продукта, то и работать он не будет. Второе: команда проекта — это очень важно. Мы прошли не один этап поисков и собеседований, прежде чем собрать сильных и вовлеченных в процесс людей. Третье: если не делегировать, можно быстро выгореть от кучи повторяющихся задач. Если вы в проекте — творец и генератор идей, то делегируйте рутинные повторяющиеся действия. Также подкаст — это журналистика и полноценное медиа. И только вы влияете на то, каким оно будет. И последнее: главное не бояться, даже когда страшно что-то предлагать или писать самостоятельно. Худшее, что вы услышите, — это отказ. И то это не повод не попробовать через один-два года еще раз!»
Аня Цыплухина, соавтор подкаста «Несладкий бизнес»
(09)
(04)
[10]
КТО ВЕДЕТ? Журналист и эксперт luxury ecommerce & production Настя Полетаева.
Для кого? Для тех, кто хочет работать в моде и, в частности, в сегменте премиум.
Что полезного? Настя приглашает представителей сфер моды и красоты рассказать историю своего бизнеса, а еще обсуждает разного рода индустриальные вопросы: например, ценообразование предметов люксового сегмента или возможности лабораторных бриллиантов и перспективу замены ими натуральных.
С чего начать? «Как стать модным инфлюенсером? И как вообще стать модным? Ксения Шипилова», чтобы лишний раз убедиться: инфлюенсерами, не рождаются, а становятся, и у становления этого может (и должна) быть продуманная стратегия.
(10)
(04)
Чему научил подкаст автора?
«Двум основным вещам: с профессиональной и личной точек зрения. С профессиональной каждый выпуск “Редколлегии” или “Подкаста” напоминает мне коучинговую сессию: оба этих формата посвящены конкретной теме, которая меня волнует, будь то оземпик или изменение статуса люкса, а благодаря съемкам у меня есть возможность обсудить эти темы с крутейшими профессионалами в своих сферах. Это огромная удача, и в целом самое крутое в любой журналистской работе — возможность заполучить в собеседники потрясающих людей.
Что касается личного: я хорошо помню, как рыдала, когда проходила в 16 лет практику в городской газете и мне нужно было позвонить местному чиновнику и взять комментарий про какие-то коммунальные проблемы. Настолько страшно мне было. Когда я стала старше и начала работать, интервью давались мне сложнее всего и были моим нелюбимым жанром: разговор с умным, часто знаменитым человеком требует не только теоретической подготовки, но и уверенности в себе, умения расположить собеседника, развернуть разговор в нужную тебе сторону, стрессоустойчивости. И в кадр я никогда не хотела. Но сложилось так, как сложилось, и я считаю, что “БЕЗФИЛЬТРОВ” дал мне столько, сколько не дали бы даже самые дорогие в мире курсы личностного роста. Рыдала ли я перед записями от страха, как в 16 перед звонком коммунальщикам? Ну, было) В начале. Но я стараюсь не нарушать принципа “иди туда, где страшно” — он никогда меня не подводил, не подвел и теперь».
Настя Полетаева, автор подкаста «БЕЗФИЛЬТРОВ»
[11]
КТО ВЕДЕТ? Алина Алекберова — Global procurement lead в Philip Morris International (мадридский офис) и карьерный консультант.
Для кого? Для желающих начать или продолжить карьеру за границей.
Что полезного? В своих выпусках Алина обсуждает привычные для нас всех аспекты работы вроде испытательного срока, нетворкинга, увольнений и прочего, но перекладывает их на международный рынок и его особенности. Будет полезно всем тем, кто задумывается о карьере вне России.
С чего начать? «Слабые связи играют наибольшую роль в достижении наших целей»: про нетворкинг и работу в Google, чтобы понять и принять важность нетворкинга, научиться формировать связи, даже если вы человек необщительный, и взять себе на заметку несколько правил.
(11)
(04)
Чему научил подкаст автора?
«Подкаст помог мне осознать, что международная карьера выводит тебя как профессионала на новый уровень. Общение с коллегами из разных стран, проекты и клиенты по всему миру, выстраивание глобальных процессов — все это позволяет тебе увидеть бизнес совершенно с другой стороны и сильно расширяет картину мира. А еще запускает процесс развития новых навыков: так, переехав, я начала учить испанский, хотя моя работа полностью на английском. Также работа в международной среде ставит перед тобой вызовы: например, проекты отличаются огромной степенью неопределенности, долгим процессом согласований. Ты должен учитывать запросы рынков и при этом продвигать глобальную стратегию — здесь крайне важно найти баланс. И конечно, при всем при этом есть культурные различия: люди по-разному дают обратную связь, выстраивают процесс работы, ведут себя на совещаниях.
Именно поэтому для меня кажется полезным и важным рассказывать истории моих героев, чтобы на их опыте и кейсах рассказывать, как справляться со всеми вышеперечисленными сложностями. Рассказывать про те качества, которые помогли их преодолеть и успешно построить карьеру уже в новом контексте. Подкастом хочу показывать, что мир открыт и карьерных возможностей существует великое множество».
Алина Алекберова, автор подкаста «Воркшоп»
[12]
КТО ВЕДЕТ? CEO клиник «Скандинавия» Ольга Соколова.
Для кого? Для руководителей и желающих ими стать.
Что полезного? До «Скандинавии» Ольга строила свою карьеру в международной консалтинговой компании McKinsey. Там она проработала 10 лет с перерывом на бизнес-школу в Гарварде и доросла до позиции младшего партнера. На своем канале она делится тем, чему ее научил консалтинг, как увольнять и нанимать сотрудников в команду, чем менеджер отличается от лидера и как в него вырасти.
С чего начать? «Как работать со сложными людьми», чтобы обнаружить, что сложные чаще всего — это мы сами, а с остальными как-то можно поладить.
(12)
(04)
Чему научил подкаст автора?
«Я полгода веду ютьюб-канал и стараюсь в нем публиковать то, что мне страшно говорить публично: как поговорить с руководителем о прибавке, как я вышла из кризиса и так далее. За полгода я поняла вот что.
Раньше я толком не осознавала, что люди считают меня доброй и умной. Теперь я получила подтверждение, что мой опыт интересный, мое движение мысли и система координат, по которой я принимаю решения, откликаются. Сомнения в моей голове — нормальные. Это расслабляет.
Я стала очень смелой в том, как я себя ощущаю и как я ощущаю свое место в жизни. В английском есть такая фраза own it — “владей этим”: когда случается что-то не очень хорошее с моей стороны, то я это признаю, не бегу от этого и учусь жить дальше. И мой ютьюб-канал помог мне развить это в себе.
Теперь, когда я вхожу в комнату, я не представляю, кто и как может меня обидеть. Каждый день люди мне что-то пишут в комментариях и личные сообщения: кто-то говорит, что я смелая и искренняя, кто-то — что я странная. Я узнала о себе так много, что меня невозможно задеть. Моя броня стала очень прочной — и это только начало».
Оля Соколова, автор канала «Колосок»