Расскажите о себе
ФОТО:
АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ
«Расскажите о себе» — сколько раз эта просьба от HR вводила вас в ступор? И не только вас. Даже опытный специалист не всегда представляет себе, что именно хочет услышать от него рекрутер. Еще сложнее тем, кто только начинает свою карьеру. Впрочем, вместо того чтобы отчаиваться и опускать руки, можно прокачать свои навыки самопрезентации с помощью наших наводящих вопросов и советов от опытных кадровиков.
Описываем резюме
①
Как вы попали в профессию?
②
И как далее развивался карьерный путь?
НАВОДЯЩИЕ ВОПРОСЫ:
База. Здесь важно не растекаться мыслью по древу, а сразу переходить к сути. «Очень часто кандидаты начинают описывать всю свою жизнь: начиная со школьных годов и включая личные истории. Так делать не стоит. Однажды собеседовавшаяся на вакансию дизайнера девушка рассказывала, как она завела своего первого питомца, котенка, и затем шила наряды для него», — объясняет Юлия Кузьмина, HRG (HR Generalist, то есть человек, который берет на себя весь процесс работы с сотрудниками: от найма до работы с документами. — Прим. The Blueprint) Studio 29.
Также важно помнить, какие компетенции из вашего прошлого опыта пригодятся конкретно на этой позиции. Даже если вы успели побывать и свадебным фотографом, и венчурным инвестором, и UX-дизайнером, не спешите выкладывать все карты на стол. «Сегодня проводили собеседование на офис-менеджера, — делится Валентина Знаменская, занимающая в Ushatava позицию HR BP (HR Business Partner, то есть посредник между бизнесом и сотрудниками, он делает так, чтобы процессы найма, работы с мотивацией и прочее отвечали бизнес-показателям. — Прим. The Blueprint). — Очевидно, что мы ищем человека с конкретными компетенциями на эту позицию, но девушка начала рассказывать о том, как занималась задачами по HR, финансами, углубляясь в подробности. Это было максимально лишним и потратило время обеих сторон. Смутило еще и то, что человек, видимо, не может сфокусироваться на конкретном — а это тоже минус. Если нас что-то дополнительно заинтересует, мы спросим».
Учтите, что правильного ответа на вопрос «как вы попали в профессию» не существует, а ваш рассказ, по словам Надежды Тарасовой, HR-директора в IRNBY, «помогает оценить целеустремленность, способность к обучению и мотивацию».
И даже если опыта у вас совсем нет, не отчаивайтесь. Вас позвали на собеседование, а значит, работодателя заинтересовала ваша кандидатура и резюме (или, скорее, мотивационное письмо, если его запрашивали). В этом случае как раз стоит подключить истории из личной жизни: подсветите моменты из университета, релевантные для позиции, или расскажите про хобби, которые помогли вам приобрести необходимые для работы навыки.
Демонстрируем свои hard skills
①
За какие KPI вы несли ответственность на предыдущем месте работы и каких ключевых результатов добились?
НАВОДЯЩИЕ ВОПРОСЫ:
②
Что лучше всего делаете как профессионал? А хуже?
③
Готовы ли вы учиться?
С тем, чтобы вспомнить в деталях и цифрах ваши лучшие проекты, вы, безусловно, справитесь, а вот для оценки собственных компетенций советуем подключить ваших бывших коллег. И, может быть, даже запросить обратную связь у экс-руководителя. Конечно, всегда можно оценить самого себя, но люди со стороны могут подсветить то, что вы сами в себе не замечали. Впрочем, сразу заметим, что кристальная честность может сослужить вам дурную службу. «Был такой кейс, когда от кандидата мы ждали умения составлять маркетинговый бюджет. Он рассказал, что умеет делать все, кроме этого. А на вопрос о том, готов ли научиться, ответил: “Cлушайте, ну я вообще с цифрами не дружу — не думаю, что у меня получится заниматься бюджетами”. За честность — плюс, а за неготовность познавать новое — конечно же, сразу огромный минус», — вспоминает свои двойственные впечатления Валентина Знаменская.
В целом же не полагайтесь на импровизацию, работодатель куда больше ценит вашу подготовку к собеседованию, так, во всяком случае, обстоят дела в Studio 29. Юлия Кузьмина приводит следующий пример: «Однажды кандидат сделал целую презентацию своих достижений на основе требований в вакансии. Например, нам нужно было внедрить CRM. Он обозначил, что занимался этим в прошлой компании, и предоставил кейсы — это было очень профессионально, мы его взяли».
Блесните своими soft skills
①
Как вы решаете конфликты на рабочем месте?
②
Перечислите две-три уважительные причины для опоздания на работу?
НАВОДЯЩИЕ ВОПРОСЫ:
③
Как вы считаете, почему кто-то двигается вверх по карьерной лестнице, а кто-то терпит неудачу?
Наверняка вы не раз натыкались в требованиях на пункт, где часто перечисляют сразу скопом «ответственность, умение работать в команде, нацеленность на результат» и т.д. и т.п. Вот в этом блоке проверяются все и сразу из этого списка. Валентина Знаменская советует не пренебрегать этой частью рассказа: «В модной индустрии на soft skills часто обращают даже больше внимания, чем на hard. Потому мы всегда интересуемся, как человек отдыхает, развлекается. Например, в Condé Nast было такое, что мы спрашивали практически каждого кандидата, какую последнюю книгу он прочитал. Ответ на этот вопрос демонстрирует эрудированность и круг интересов кандидата. Или как-то мы в тестовое задание поместили вопрос: “Куда вы ходите обедать?”. Все эти детали важны, чтобы понять, есть ли у человека мэтч с ДНК бренда, особенно если она ярко выражена».
Похвалите новое место работы
①
Почему вы сейчас находитесь в поиске?
②
Каковы ваши зарплатные ожидания?
НАВОДЯЩИЕ ВОПРОСЫ:
③
Сформулируйте топ-5 критериев, по которым оцениваете потенциальное место работы: от самого значимого к менее значимому.
④
Почему интересна наша компания и позиция?
Здесь все HR в один голос заявляют: не давайте негативный фидбэк по своему предыдущему работодателю. Просто забудьте об этой опции. «Когда к нам на собеседования приходят и начинают рассказывать о том, что в предыдущей команде все были максимально токсичными, мы сразу понимаем, что с этим человеком нам не по пути», — отвечает Валентина Знаменская, и той же точки зрения придерживаются специалисты из других опрошенных нами брендов.
Совершенно не обязательно признаваться как на исповеди, что вы часто опаздывали и поэтому вас уволили (а такие случаи на собеседованиях тоже были). Максимально нейтрально опишите причины ухода и дополните их критериями выбора нового места. Составление этого рейтинга, кстати, будет хорошим упражнением для вас и на этапе отбора вакансий — поможет принять более осознанное решение.
И конечно, очень важно заранее изучить компанию, куда вы хотите попасть: зайдите на сайт, почитайте статьи (если это медиа), подпишитесь на соцсети (в идеале не только компании, но и ее сотрудников). Многие пренебрегают этим пунктом, а он крайне важен для работодателей — плюс поможет вам зажечь огонек в своих же глазах, заранее почувствовать причастность.
И что касается зарплаты, здесь советуем не скромничать, но и не перегибать палку. Заранее ознакомьтесь со средними зарплатами по рынку и четко просчитайте, какая сумма будет комфортна для вас (с учетом аренды, питания, развлечений и всего необходимого конкретно вам): минимум, комфорт и идеально соответствующая ожиданиям. Это понимание поможет в дальнейшем сфокусироваться на работе, а не на том, как бы поскорее получить прибавку.
Найдите личную мотивацию
①
Чем вас привлекает сфера моды?
②
К чему стремитесь в карьере? Какие у вас амбиции?
НАВОДЯЩИЕ ВОПРОСЫ:
③
За развитием каких российских и зарубежных брендов вы следите?
④
Как планируете прокачивать свои навыки?
«Не стесняйтесь давать чуть больше личной информации о своих увлечениях, это поможет раскрыть вас как человека, а возможно, где-то сойтись на общих интересах и ценностях. Например, если вы ранее не работали в сфере, но участвовали в смежных проектах или увлекаетесь модой как хобби — это может быть вашим преимуществом, — Катя Голубова, Head of Recruiting 12 Storeez. — Относитесь к рассказу о себе на интервью как к elevator pitch. Что бы вы рассказали, если бы оказались в лифте с работодателем своей мечты? Небольшая самопрезентация на 3 минуты всегда должна быть наготове».