«To buy» /
«to cancel»
текст:
Ирина Завьялова
фото:
Алиса Шеремет
«Balenciaga ищет стажера в отдел digital-маркетинга в Париже», «12 STOREEZ ищет Junior Content Editor», «Яндекс ищет старшего креативного редактора
в направление финтех» — ежедневно в телеграм-канале «Карьера» The Blueprint мы публикуем такого рода посты. Но не всегда нам понятно, чем занимаются люди на этих позициях. Поэтому мы решили пригласить тех, кто их занимает, — и попросили описать свою рабочую неделю в формате дневника. Первой героиней стала Алиса Шеремет, стажер отдела мерчандайзинга парижского офиса Givenchy. Ее дневник охватил самый жаркий период в компании —
перед неделей моды.
перейти к первому дню стажировки
перейти к первому дню стажировки
возраст:
имя:
22
Алиса
место рождения:
ШЕРЕМЕТ
Москва, Россия
образование:
Бакалавриат НИУ ВШЭ, МИЭФ
Стажировка в финансовом отделе московского офиса Dior → Стажировка в финансовом отделе московского офиса Bvlgari
продолжение образования:
магистратура Marketing management in Fashion and Luxury в EDHEC (Лилль, Франция)
→ Стажировка в отделе мерчандайзинга Women Ready To Wear Global Retail парижского офиса Givenchy (оплачиваемая, на английском, 6 месяцев, начало — июль 2023)
soft skills*:
• Знание индустрии и понимание контекста событий в ней
• Коммуникабельность (все, абсолютно все держится на нетворкинге)
• Критическое мышление
• Работа в команде (тут точно не посидеть в стороне и сделать
как сам решил, все слишком сильно взаимосвязано)
• Внимательность
• Адаптивность
и стрессоустойчивость
• Креативность
*сформулированы на базе опыта стажировки
hard skills:
• MS Office, VBA (Excel важен очень, без него даже не стоит пытаться. Классно уметь писать макросы VBA, чтобы на собеседовании сразу верили, что разбираешься в Excel. Не могу сказать, что использую их каждый день)
• SAP (система оптимизации бизнес-процессов, научили работать с ней в Bvlgari. Достаточно широко распространена. Во всяком случае,
так было до февраля 2022)
• Tableau и Power BI (просто классные business intelligence системы визуализации, по ним есть куча полезных тьюториалов в YouTube)
• Google Analytics (нужен, чтобы отслеживать тренды, не мастхэв)
• Qlik (софт для мерчандайзеров, узнала о нем уже во время стажировки. Он похож на Tableu и Power BI. В целом тоже не обязателен, но станет преимуществом)
ПН, 25 сентября
Буквально вылетаю из дома, чтобы быть на работе ровно в 9:30. Обычно все подтягиваются к 10:00, но я стараюсь создать впечатление ответственного стажера.
Утро понедельника начинается с отчета. Мы собираем всю ключевую информацию за неделю: какой был оборот, какой регион стал первым по продажам, какая вещь лучше всего продалась и прочее. Когда делаешь такой отчет, получаешь полное представление о перформансе коллекции и можешь отследить динамику.
Мое любимое занятие — наблюдать за разницей в бестселлерах по регионам. В то время как европейские бутики активнее продают вечерние платья, строгие жакеты и верхнюю одежду, в США на первом месте стабильно cut & sewn, базовая одежда с логотипами: футболки, свитшоты, кроптопы и легинсы. Ну и в целом можно сравнить лучшие продажи прошлого года за ту же неделю и увидеть, как изменились предпочтения. Меняются они в сторону quiet luxury, логомания уходит на второй план. Сейчас бренд отчаянно пытается двигаться в направлении new elegance и образовывать клиента. Например, объясняет, что драпировки на платьях вдохновлены моделями Юбера де Живанши, или предлагает к модели ботинок Shark Lock не только худи и легинсы, но и свитера с юбками. Судя по всему, медленно, но верно
процесс идет.
За обедом отправляюсь в корейскую кулинарию, потому что в районе офиса есть либо она, либо очень пафосные рестораны. Офис находится в 8-м округе. Мы до сих пор занимаем здание, в котором Юбер де Живанши открыл свое ателье в 1959 году, в соседнем доме от кутюрного салона его ментора Кристобаля Баленсиаги. Здесь располагаются главный офис LVMH, Dior и прочие. Очень люблю эту обеденную прогулку, особенно в теплую погоду.
После обеда нужно передать коллеге семплы платьев, которые наденут приглашенные на показ гости. С детским восторгом всегда захожу в нашу гардеробную (для меня это почти тот самый гардероб из «Дьявол носит Prada»). Особенно здорово, что пространство располагается в той части офиса, где работают дизайнеры вышивки, и я обычно задерживаюсь там минут на 15, рассматривая мудборды и скетчи. Семплы найдены и переданы, их движение в таблице зафиксировано, можно возвращаться к отчетам.
Сегодня моя руководительница и я должны закончить преанализ коллекции лета 2024. Собрано огромное количество цифр и всех возможных KPI, на которые можно будет ориентироваться в период закупки коллекции. Она начнется через несколько дней. Отчет на 146 слайдов и 6 эксель-файлов — мое детище, все силы последних трех недель были вложены в него. Вот сегодня нашли ошибку, которую обязательно надо исправить, поэтому пересчитываю главный KPI (он основывается на луках прошлой летней коллекции). Моей задачей было составить рейтинг образов коллекции 2024, ориентируясь на все продажи лета 2023. То есть я смотрю, какие вещи были закуплены из каждого лука на показе, в каком объеме, на какую сумму и что продавалось лучше всего, — все это чтобы рассчитать sell-through rate, коэффициент продаваемости, или процент успешных продаж. Мне это кажется чертовски классным, потому что ты не просто смотришь на одежду с эстетической точки зрения, но и можешь понять, насколько она вообще желанна клиентами. Ошибка нашлась: я неправильно учла carry overs — модели, которые переходят из сезона в сезон. Условно, это могла быть футболка, которую выпустили весной 2023 года, но она продавалась так хорошо, что ее решили оставить в ассортименте. Номинально ее внесут в SKU-лист (список уникальных наименований) коллекции весна-лето 2024, хотя фактически она не будет являться ее частью. Sell-through rate вычисляется делением: проданное количество вещей делится на проданное количество вещей + количество вещей на складе. А в случае с carry overs их количество на складе постоянно увеличивается, их нужно было вычесть. Из-за этого KPI получился меньше фактического. Вдыхаю и выдыхаю: как бы ни хотелось выполнять идеально свою работу, я стажер, и такие ошибки нормальны.
Отчет переделан и распечатан, последним делом обновляю эксель-файл с данными всех продаж зимней коллекции 2023 по регионам. Сверяю, что все правильно учтено, и сбегаю с работы в 18:30, чтобы успеть на концерт «СБПЧ» — это святое.
вт, 26 сентября
Сегодня я проверяю наиболее важные еженедельно обновляемые отчеты, чтобы в четверг со спокойной душой нырнуть в закупку новой коллекции.
(Почему отдел мерчандайзинга закупает коллекцию у своего же бренда? Поясню. Дело в том, что нельзя просто купить ткани, отдать их в производство и забрать готовый продукт. Необходимо покрыть все издержки. В связи с этим рассчитывается OTB (open-to-buy) — стратегия управления стоком. Она помогает понять, сколько товара нужно закупить. Исходя из этого плана рассчитывается сумма, необходимая для приобретения коллекции на определенный период продаж. Соответственно, рассчитав бюджет, мы закупаем коллекцию у производителя и покрываем издержки. Издержки могут быть связаны не только с производством: сюда входят и косты материалов, транспортировки, хранения, оплата труда и прочее, прочее).
Для каждой коллекции существует гигантский Excel-файл, где отслеживается движение товара, количество закупленных, проданных и оставшихся в наличии вещей. Моя главная утренняя задача — проверить, что все сходится между всеми системами учета и верно отражается в файле.
После обеда собираемся всем отделом, чтобы распланировать ближайшие две недели закупки коллекции. С четверга мы перемещаемся в шоурум, чтобы отсматривать буквально каждую модель, развешивать их по вешалкам «to buy» / «to cancel» и собирать ассортимент будущего лета с нуля. У нас это гигантское пространство, где на рейлах висит вся коллекция, на полках расставлены обувь и сумки. Здесь обычно байеры отсматривают вещи вживую.
Получаю гигантский лист А3 с графиком, расписанным двенадцатым кеглем, и вижу, что два ближайших воскресенья — рабочие. Мне обозначают мои зоны ответственности и показывают файлы на компьютере, которые нужно заполнить в процессе. Например, файл «Retail Selection» — со сведениями обо всех отобранных позициях. После согласования с топ-менеджментом он превратится в SKU-лист. Случайно находим в общей папке черновой список подиумных луков, которые будут представлены послезавтра. Его еще не утвердили, что-то могут убрать, но мы пищим от восторга и договариваемся с коллегами, что никому не скажем, что все уже увидели. Нахожусь в жутком предвкушении ближайших двух недель!
Проверяю, что запуск зимней коллекции во всех магазинах идет по плану — все доставлено вовремя, поставщики ничего не задерживают. Звучит достаточно примитивно, но помимо автоматизированного отчета надо еще сделать иллюстрированный, поэтому это времязатратно. Иллюстрированный отчет — это гигантский файл со SKU-кодами и фотографиями всех позиций женской коллекции RTW. Внутри все разделено по дропам и категориям. Долгое время мы подписывали каждое изображение ручками (две недели назад смогли автоматизировать!). Муторно, но зато я хорошо знаю всю коллекцию и помню внешний вид каждой вещи, а не только ее странный 13-значный код. И могу точно сказать, что вы увидите в магазине, если решите завтра туда зайти.
Выезжаю домой пораньше, чтобы успеть приготовить ужин и как следует отдохнуть.
ср, 27 сентября
Собираем обратную связь из регионов по бестселлерам летней коллекции и пополняем склад, если нужно. Каждый регион закупает себе тщательно рассчитанное количество вещей, но нельзя предугадать все абсолютно точно. Поэтому каждые две недели мы проверяем ассортимент региона, смотрим, что и в каком количестве осталось, и составляем для них список «у вас это здорово продается, но осталось мало на складе, давайте отправим еще столько-то». Отправляем предложение байерам, далее они уже решают, принять его или нет.
Сегодня готовим все ко дню Х: коллеги из Collection merchandising присылают моделарио — файл со всеми вещами, которые были созданы для летней коллекции 2024 (коммерческих и тех, которые будут завтра на подиуме). Максимально запоминаем по фотографиям то, что увидим завтра в шоуруме. Примерно выбираем pre-buy — те предметы одежды, которые запали в душу с первого взгляда и которые мы с 99%-ной уверенностью закупим. Чаще всего это что-то суперносибельное: например, универсальный хлопковый топ, жакеты для офиса и прочее. Снова просматриваем и обсуждаем наш SKU-target. SKU-target — это количество разных вещей в одной категории. Например, мы закупаем 20 юбок из представленной коллекции. Предположим, что из них только 14 продаются хорошо, то есть имеют высокий sell through rate, и продажи этих 14 составляют более 75% выручки от всех юбок. Это означает, что мы изначально могли инвестировать в эти 14 вместо 20, потратить меньше денег на закупку и перераспределить бюджет на что-то более эффективное, чем те 6 моделей, которые будут пылиться на складе. Наш челлендж — перед каждым шоурумом рассчитать наиболее оптимальный SKU-target, чтобы ассортимент одновременно не казался скудным, но и не был слишком перегруженным.
К шоуруму все подготовлено. Завтра показ и начало самой интенсивной части работы этой осени!!!
чт, 28 сентября
В 8:30 мы всей командой собираемся в шоуруме. Бесчисленное множество рейлов с вещами — кроме тех, что сегодня все увидят на подиуме. Масштабы поражают, если честно. Просматриваем уже вживую и обсуждаем каждый предмет. Гадаем, какому клиенту он бы подошел, и стараемся подбирать все с оглядкой на траекторию new elegance.
Бегаю от вешалки к вешалке и записываю все комментарии команды. Уже сегодня нужно собрать предварительный ассортимент с богатой цветовой палитрой, разнообразием тканей и силуэтов для всех типов покупателей. Кто-то любит монохромные луки, кто-то яркие акценты, кто-то хочет кожаный жакет, а кто-то — обычный шерстяной. Мы пытаемся сделать отбор так, чтобы каждый клиент люксового сегмента мог найти то, что ему понравится. Даже с тщательно проработанным pre-buy невозможно сделать это быстро, потому что важно отсмотреть каждый предмет вживую и удостовериться, что он соответствует всем канонам. Темп космический совершенно, потому что уже вечером мы представляем наш ассортимент топ-менеджменту.
Собираемся в холле офиса и смотрим показ — стажеров не берут на площадку, эх. Во время просмотра все перешептываются, кто-то восторженно вздыхает, кто-то говорит, где и в какой коллекции он это уже видел. Шампанское и фуршет, после обеда снова работа в шоуруме.
Менеджеры вернулись с показа и дают фидбэк. На показе успели пообщаться с ключевыми клиентами и байерами из регионов, чтобы составить первое представление о пожеланиях и понять, что люди хотят видеть в своем гардеробе. С этой информацией пересматриваем отобранные позиции, делим их на «истории» — по любым объединяющим факторам, таким как принт, ткань, силуэт и прочее.
Позже к нам присоединяются коллеги
из Visual merchandising, чтобы уже сейчас понять, что попадет в наш ассортимент,
и начать работать над оформлением витрин.
После 20:30 в шоурум приходит вице-президент, и мы представляем ему наш выбор. Все перевешивается десять раз
с одного рейла на другой, летит
в отмененное, что-то добавляется, все разгоряченно спорят, но к полуночи пересобранный ассортимент кажется действительно здоровским — ничего лишнего и ничего недостающего.
Заказываем пиццу на всех и отмечаем день показа. После всех зовут на афтепати. Решаю все-таки поехать домой, потому что на работу вставать через 6 часов и глаза закрываются. Но я довольна!!!
пт, 29 сентября
Сегодня целый день общаемся с байерами. Делаем большую общую «мерчандайзинговую» презентацию коллекции: отдельное внимание уделяем главным коммерческим историям и подиумным выходам, которые, по нашему мнению, должны быть в каждом бутике по всему миру. Байеры высказывают свои предпочтения, делятся мнениями о том, какие модели им кажутся наиболее перспективными для их регионов.
Собираемся всей командой из Retail и Collection merch, чтобы систематизировать полученную обратную связь.
Важно понимать, какие модели вызвали наибольший интерес в разных регионах, чтобы максимально адаптировать ассортимент. Пытаемся уже сейчас сделать драфт SKU-листа и листа заказов. Безусловно, все еще поменяется в зависимости от решений топ-менеджмента, но такой предварительный план позволяет нам точнее оценить бюджет и вовремя скорректировать объемы заказов. Важно на самых первых порах примерно разделить позиции на категории best, medium и small buy — по объему закупки — чтобы сориентироваться, насколько мы превышаем (или, наоборот, не тратим полностью) бюджет, и откорректировать объем.
Предвкушаем рабочее воскресенье, когда весь день будем вносить эти данные в баинговую систему, и отправляемся по домам.
Скажу прямо, коллекция становится буквально родной после работы в шоуруме. Две недели пребываешь в сомнениях насчет того, что попадет в продажу, а что останется в единичном экземпляре висеть где-то далеко в шкафу. Мне кажется, сейчас меня можно разбудить посреди ночи, и я перечислю вам абсолютно все предметы коллекции Givenchy SS’24, аргументирую, почему мы решили их закупить, и расскажу о тех, которым не суждено было отправиться в производство, что ужасно жаль. Период шоурума после недели моды — это настоящая проверка на знание индустрии, ее клиентов, трендов и в какой-то степени проверка собственной интуиции. Наверное, возможность всегда обменяться мнением, использовать накопленные знания и просто поработать в команде обожающих моду профессионалов и делают мою стажировку такой увлекательной.
Пока что трудно представить, смогу ли я остаться в команде по окончании контракта, но я определенно была бы этому рада. Уже сейчас я подаюсь на все вакансии в мерчандайзинге с постоянным или временным контрактом. Благодаря стажировке на junior-позицию попасть реально, но нельзя недооценивать конкуренцию.
Я очень благодарна такому опыту и хочу дальше развиваться как мерчандайзер. Окунуться в сферу с головой мне удалось только после переезда. Но, если честно, мечтаю вернуться в Москву и продолжать заниматься мерчандайзингом здесь. Хочется быть частью компании, которая близка тебе по духу и куда ты готов вложить всю душу.