Blueprint
T

Уроки труда

ИЛЛЮСТРАЦИИ:
ВЕРА ХОХЛОВА

Бесплатные стажировки — это вообще законно? Сколько зарабатывают стажеры Prada и Bottega Veneta? Как не перепутать старт карьеры с началом рабства — и уместно ли такое сравнение? Чтобы это выяснить, Полина Садовникова поговорила с юристами и карьерными консультантами, зелеными студентами и стажерами, которые сами стали работодателями, чтобы понять, какое будущее обещают стажировки новичкам креативной индустрии.

На стажировку в The Blueprint меня взяла Настя Сотник, недавно заступившая на должность младшего редактора. К тому моменту я окончила второй курс журфака МГУ и только восстановила спину, не выдержавшую испытания тяжелым люксом. Пакеты из ГУМа и ЦУМа я три месяца таскала на своих плечах и энтузиазме — вместе с другими стажерами подконтрольного Кате Табаковой отдела моды журнала Harper’s Bazaar (разбуди меня ночью — мастерски заклею любую дорогую подошву бумажным скотчем). В офис в Столешниковом переулке, в который захаживала кошка Тося и приходила травить байки про «Воуг» Алены Долецкой основательница Good Morning, Karl! Катя Федорова, мы попали вместе с Олегом Цозиком-Врублевским, второкурсником журфака Вышки. Через неделю в The Blueprint освободилась должность редактора выходного дня — и меня взяли на работу.

«Я стажировался три месяца и потом еще недолго помогал редакции осенью во время недели моды: смотрел трансляции показов, писал новости, расшифровывал интервью, — вспоминает Олег. — Если от стажеров не требуют бесплатно перекладывать бумажки по 15 часов в день, то это возможность набить шишки и чему-то научиться. В начале стажировки я по ошибке назвал новую коллекцию украшений или часов — честно, уже не помню — высоким ювелирным искусством. [Редакционный директор The Blueprint] Саша Перепелкин залетел в редакцию со словами „Ну и кто додумался так написать?“ и устроил ликбез». В конце четвертого курса Олега Цозика-Врублевского позвали в журнал InStyle (сейчас — U Magazine). На должность ювелирно-часового редактора.


Истории успеха стажеров — не такая уж редкость в креативных индустриях и коммуникациях. Экс-главред Glamour Иляна Эрднеева, сейчас консультирующая медиа- и fashiontech-проекты и стартапы, бесплатно стажировалась в Glamour. Шеф-редактор Ushatáva Алина Григалашвили — в Peopletalk. Татьяна Пятых — до недавних пор руководитель PR-отдела и направления электронной коммерции в ЦУМе и ДЛТ — начинала стажером в агентстве Эвелины Хромченко и Александра Шумского «Артефакт».

Так что в нашей рубрике «Карьера» объявления о стажировках — часто бесплатных, появляются чуть ли не каждую неделю. И под каждой такой публикацией — бум хейтерских комментариев. «Щас бы побыть халявным сотрудником». «Ребят, никогда не ведитесь на подобный ******: вы абсолютно бесплатно отдаете свое личное время, чтобы стать соучастником этого феодализма». «XXI век, а людей держат за рабов».


БЕСПЛАТНЫЙ ТРУД

Тенденция налицо — молодые специалисты без опыта не очень-то охотно готовы набираться его бесплатно. «Работать больше пары часов в день бесплатно — это унизительно. Компания должна давать либо опыт, либо весомую строчку в резюме, либо связи. Иначе это все не имеет смысла, — уверена 25-летняя Дарья Ковальчук, которая, прежде чем оказаться в офисе Bottega Veneta на Via Privata Ercole Marelli, проходила стажировку в рекламном агентстве АКАР в районе Марьиной Рощи. — Сначала компании ищут бесплатных стажеров на 8-часовой рабочий день, а потом удивляются: „Почему же среди молодежи столько белоручек“. Нет такого бесценного опыта, который бы стоил столько времени вашей жизни».

К тому же, положа руку на сердце, бесценный опыт бесплатно может позволить себе не каждый. «У меня и моих друзей не было возможности жить на деньги родителей. Финансовую подушку тоже со стипендии не отложишь. Так что на бесплатные стажировки мы не соглашались: начинали с работы без выходных за нищенскую зарплату в 20 тысяч в месяц, которую выдавали в конверте», — вспоминает бывший дизайнер небольшого медиа при популярном баре, пожелавший остаться анонимным.

В «странах развитого капитализма» бесплатные стажировки справедливо критикуют за то, что они буквально захлопывают двери социальных лифтов перед молодыми сотрудниками из малообеспеченных семей, превращая многие профессии в заповедник «старых денег». В результате активисты не только подают петиции о запрете этой «порочной практики», но и создают специализированные правозащитные организации (одну из таких, Pay Your Interns https://payourinterns.org, в 2016-м запустили бывшие бесплатные стажеры Белого дома, Палаты представителей и Европейского парламента Гильермо Кример и Карлос Марк Вера). Студенты выходят на митинги и требуют оплаты труда в суде. Борьба идет с переменным успехом, причем основной фактор на данный момент — географический. Так, в Соединенных Штатах, по данным Национальной ассоциации колледжей и работодателей, в 2022 году на безвозмездной основе работали 47% стажеров. А вот во Франции бесконечно и безнаказанно наживаться на стажерах запретили девять лет назад: с 2014-го работодателей обязали платить всем стажерам, которые работают в компании «два месяца и более».


В родном отечестве европейским ценностям очевидно предпочитают американские. По словам эксперта Центра социально-трудовых прав и председателя профсоюза «Учитель» Юрия Варламова, «в России вопрос оплачиваемых стажировок серьезно не поднимался: отчасти потому, что труд в стране и так довольно дешевый». И в самом деле о 20 тысячах в месяц в конверте мы с вами уже слышали. А раз вопрос не поднимался, то результатом оказывается настоящий правовой ваккум. У нас в законодательстве нет как такового цельного урегулирования стажировок«, — разводит руками Варламов. В итоге все упирается в добрую волю, трезвый расчет или стесненные обстоятельства потенциального работодателя. Прекративший деятельность в прошлом году Condé Nast Россия начал закладывать скромный бюджет на стажеров еще в 2019-м. В отличие от выживших Independent Media и Shkulev Media Holding. «Стажеров набирали пачками, — рассказывает бывший фэшн-директор Elle Girl Игорь Ерин. — Я старался выбивать ассистентам минимальную ставку в 5000 рублей за съемку, но руководство не особо хотело им что-то платить: бюджет на номер и так был маленьким».

И все же зачастую стажеров набирают просто потому, что не хватает рук. А у компании — бюджета на новых сотрудников.

При этом многие работодатели понимают: с бесплатных рабочих рук взятки гладки. «За полтора-два месяца до ярмарки я набираю к себе в отдел 10-12 помощников на 4-5 часов в неделю. Я не плачу им, поэтому не спрашиваю: „А почему ты опоздал? Почему не приехал помочь?“ — объясняет Настя Логинова, директор VIP-направления ярмарки современного искусства Cosmoscow. — Да, мы обговариваем удобные часы и объемы работы на этапе собеседования. Я рассчитываю, что все уже взрослые люди и могут нести ответственность за свои обещания, но все равно не чувствую в себе морального права предъявлять претензии».

«Бесплатные стажировки есть в небольших компаниях, где можно выехать на крутой идее или команде, но в крупном бизнесе понимают: проще сделать стажировку оплачиваемой, чем потом работать с репутационными рисками. Конкуренция за таланты очень высокая: демографическая яма уже дала о себе знать», — предостерегает карьерный консультант Анна Алфимова. Но кому есть до этого дело, когда бюджета и рабочих рук категорически не хватает, а задач — с избытком?


БЕСПЛАТНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

«Мы даем стажерам возможность ходить на все наши мероприятия, занятия и открытые лекции. Четкие сроки стажировки не оговариваем, потому что все держится на безвозмездной основе, но она не может длиться неделю: иначе от нее не будет пользы ни нам, ни стажеру» — Анастасия Галкова, партнер по развитию персонала Universal University, прекрасно понимает, что основная цель стажировки — образовательная. И в этом с ней согласны практически все опрошенные.

«Есть профессии, в которые без опыта в полях не зайдешь. Где еще его набираться, если не на стажерских и ассистентских позициях?» — удивляется style-директор ЦУМа Юка Вижгородская. «Сравнение с рабством допустимо только в одном случае: если бесплатного стажера нанимают на место офис-менеджера или личного ассистента», — сухо отрезает редакционный директор The Blueprint Александр Перепелкин, запускавший «Карьеру» и начинавший карьеру на ресепшене в редакции L’Officiel. — Простите, но если вы хотите с нулевым опытом работы сразу выйти на оплачиваемую позицию, то идите во «Вкусно и точку».


Аппетиты юных карьеристов многим кажутся откровенно завышенными. «Как показывает практика, ребята, которые выпускаются из университета и в лучшем случае имеют минимальный опыт работы (часто не подходящий для вакансии, на которую они подаются), требуют неплохие ставки: от 90 до 150 тысяч рублей. Но за эти деньги можно нанять человека, которого не придется всему учить. А для молодых специалистов без опыта и существуют стажировки», — уверена Анастасия Галкова из Universal University.

В «комфортных и светлых» корпоративных офисах — помимо пресловутой троицы «чай, кофе, печенье» — стажеров ждет возможность научиться чему-то у профессионалов и попробовать свою будущую работу на зуб. «У нас совершенно не прикладное образование. Чтобы ввести стажера в курс дела, нужно потратить кучу времени, — говорит Александр Перепелкин, совмещающий работу в The Blueprint и Lunar Hare с преподаванием в НИУ ВШЭ. — Почему-то никто не возмущается, что и компания тратит на стажировку свои ресурсы».

Идеальная стажировка, по мнению собеседников The Blueprint, строится на взаимообмене: сил, времени и энергии. Одни получают опыт, другие — шанс воспитать себе толковую подмогу. «Я охотно возьму к себе в ассистенты зеленого студента, — подтверждает Юка Вижгородская. — Такого проще обучить: он будет впитывать новый опыт как губка. Если, конечно, захочет работать: из ленивых никого слепить не получится». Карьерный консультант Анна Алфимова и вовсе называет стажировки демоверсией работы. «Ты можешь за достаточно короткий промежуток времени протестировать несколько направлений и индустрий и выбрать то, что по душе. К тому же в процессе поиска стажировки ты учишься коммуницировать с другими людьми, говорить о себе, задавать правильные вопросы, начинаешь лучше понимать, как устроен бизнес. Это всегда видно на собеседованиях и выделяет на фоне кандидатов с нулевым опытом, но с дипломом».


Кое в чем бывшие и нынешние стажеры и работодатели все же сходятся: стажировка — это reality check. Шанс прикоснуться к мечте и проверить, насколько желаемое соответствует действительному. Если вообще соответствует. «У нас с коллегами есть такой мем: «ушла в „Эрмес“ и не вернулась», — смеется style-директор ЦУМа Юка Вижгородская. — Ко мне на собеседование как-то пришла девушка «на „Олд Селине“. Я выслушала ее рассказ о том, как сильно ей хочется работать в моде, и спросила, когда она сможет приступить — мы тогда искали ассистента стилиста. Девушка выразила готовность приступить прямо сейчас, получила пачку гарантийных писем. Ну а потом пропала. На мое сообщение она ответила: „Юка, вы знаете, я ушла в Hermès и решила не возвращаться“».


БЕСПЛАТНАЯ КУЛЬТУРА

Мы привыкли к тому, что в искусстве работают не за гроши, а за идею. А точнее за идею и потому за гроши. В результате даже в вопросах стажировок эта отрасль экономики стоит особняком. «В России сфера искусства очень конкурентная. Даже на полных ставках очень небольшие зарплаты. Сложно найти хорошее место с постоянным заработком и вменяемым коллективом. При этом свои права особо не поотстаиваешь. Желающих много, а вменяемых культурных институций — мало. Особенно сейчас», — вздыхает куратор Дарья Эпин, которая работала в агентстве VCA, координировала «Открытые студии» для молодых художников в ЦСИ «Винзавод» и запускала фестиваль цифрового паблик-арта Rosbank Future Cities.

Свою карьеру Дарья тоже начинала бесплатно — на Московской биеннале современного искусства 2017, которую курировала Юко Хасегава, — рассылала приглашения, переводила экспликации к работам художников. «Временами было жестко. Музыкантская (президент Московской биеннале современного искусства. — Прим. The Blueprint) — всем известный тиран. С ней непросто коммуницировать. Были крики, швырялись стулья и конверты с приглашениями. Для меня это было шоком: мы тут целыми днями бесплатно батрачим, а к нам относятся, скажем так, не очень гуманно. За два дня до открытия мы с другими волонтерами сидели в офисе с утра до глубокой ночи. В культурной сфере такое часто случается: задач куча, а бюджет крошечный. Ты даже не спрашиваешь: „А почему это делаю я?“. Делаешь, потому что нужно, чтобы это было сделано».

(В разговоре с The Blueprint Юлия Музыкантская все обвинения отвергла: «Должна категорически опровергнуть вашу информацию, просто по фактам: на биеннале в 2017 и 2022 годах не было стажеров, а в 2019 и 2022 годах — стульев и печатных приглашений. И я горжусь тем, что, несмотря на сложные условия, в которых мы работали, вплоть до отключения электричества на площадке, за три биеннале не было никаких травм и несчастных случаев. А ведь если сразу несколько человек были завалены мебелью, без больницы бы не могло обойтись, не так ли?»).


В 2017-м стажеров на Московской биеннале действительно не было. Зато волонтеров — с лихвой. Их отечественные культурные институции набирают гораздо чаще, чем стажеров (только в ГМИИ имени А.С. Пушкина, как отмечают в пресс-службе, трудится «250 волонтеров, но это меняющаяся цифра: кто-то уходит, а кто-то приходит»). Бывший руководитель пресс-службы «Гаража» Саша Сербина говорит, что между стажером и волонтером и правда не всегда можно провести четкую границу. «Волонтеров чаще всего набирают под конкретные проекты. На задачи, связанные с навигацией и информированием: они проводят опросы, провожают гостей, выдают мерч, помогают с регистрацией. Сотрудники по работе с аудиторией проводят с волонтерами брифинги и встречи. На стажировки мы старались набирать людей, которые хотели попробовать себя в музейной сфере. Чаще всего студентов. С ними заключали договоры. Оплачиваемые стажировки у нас тоже бывают, но крайне редко. Туда набирали студентов магистратуры Вышки и „Гаража“ (речь про программу „Практики кураторства в современном искусстве“. — Прим. The Blueprint), и на стажеров это налагало большую ответственность».


По словам Юрия Юркина, сооснователя кадрового агентства в сфере культуры и лайфстайла Zakadrom и бывшего руководителя научного отдела музея «Гараж», разницу между волонтерами и стажерами культурным учреждениям зачастую просто лень искать: «Этот вопрос часто остается на периферии, обсуждения проходят в духе: «Ой, Петя у нас осталось 4 дня до фестиваля, некому заклеивать неправильные даты на нашем мерче, давайте позовем „ВКонтакте“ девочек и мальчиков», «Племянник спонсора хочет пройти практику перед университетом, давайте дадим стул и стол в кабинете и пусть сидит и ничего не делает» или «У нас есть часть работы, которую мы не хотим делать или которую мы не планировали, но деньги в бюджете закончились, давайте найдем стажера/волонтера».

О дальнейшем трудоустройстве в таких ситуациях речи обычно не идет. PR-специалист и выпускница факультета искусств СПбГУ Юля Крюкова две недели сканировала обломки фресок XVI века в хранилище Эрмитажа в Старой Деревне и месяц помогала с каталогами сотрудникам Русского музея — но быстро поняла: «Устроиться туда практически невозможно. На стажировке об этом даже речи не шло, все воспринимали меня как временного помощника. В крупных музеях все работают по 40 лет, у каждого — колоссальная экспертиза. Да, покопаться в хранилище — великолепный опыт, тем более что попасть туда очень сложно. Но играла ли эта строчка в резюме какую-то роль, когда я устраивалась на работу? Не уверена». В такой ситуации стажировка — то есть шаг к карьерному и профессиональному росту — и превращается в волонтерство, бескорыстную помощь из любви, в данном случае к искусству.

Впрочем, Настя Логинова из Cosmoscow системной альтернативы бесплатному труду для новичков не видит: «В арт-сфере и правда немного способов построить карьеру. Вписывайтесь в волонтерства и мероприятия, мониторьте соцсети интересных институций и пишите им письма в духе „Нужна помощь? Я готов“. Если хорошо себя зарекомендуете, вас могут позвать куда-нибудь на фрилансе, а потом — кто знает — взять на работу. В любом случае вы получите опыт и полезные знакомства. Не все нужно измерять деньгами».


БЕСПЛАТНО И ЗА ЕВРО


Юка Вижгородская, которая и сама 12 лет назад начинала карьеру со стажировки в журнале Hello!, призывает трезво смотреть на российские реалии: «Да, возможно, придется питаться гречкой и дошираком, экономить на транспорте. Но если вы понимаете, что на этой бесплатной стажировке сможете набраться знаний и опыта, то оно того стоит. Моя практика показывает: самых старательных стажеров все только рады взять на коммерческие проекты».

Впрочем, если у вас под рукой уже есть паспорт таланта или хотя бы студенческая виза, условия стажировки могут оказаться более комфортными. Выпускница Парижского института политических исследований Екатерина Бибекина-Милославская успела пройти две оплачиваемые стажировки, прежде чем занять должность младшего пресс-атташе в агентстве «самого модного парижского пиарщика» Lucien Pages Communication: во Французской федерации высокой моды (600€ в месяц + обеды) и L’Oré‎al (1600€ в месяц + обеды). «В Федерацию высокой моды я попала по знакомству: там работал мой преподаватель в Sciences Po. Он меня запомнил — я была одной из немногих, кто включал камеру на его парах в восемь утра — и даже не стал собеседовать. Я просто отправила письмо и попросилась стажером. Меня взяли помогать с контентом: вычитывать профайлы дизайнеров для сайта, что-то редактировать, выкладывать посты. Но сразу предупредили, что на работу потом взять не смогут: это очень маленькая компания, там работает 12 человек, и свободные руки нужны только во время недели моды».


А вот в крупных французских компаниях вроде бьюти-гиганта L’Oré‎al стажеров часто набирают с перспективой трудоустройства. «Там и весь процесс строго регламентируется, — говорит Екатерина Бибекина-Милославская. — За каждым стажером прикрепляют менеджера, который примерно раз в полтора месяца дает фидбэк, а в конце обсуждает результаты стажировки и объясняет, почему тебя готовы или не готовы взять в компанию».

Уроженка Самары Дарья Ковальчук попала на стажировку в отдел диджитал-маркетинга Bottega Veneta после окончания Католического университета Святого Сердца в Милане: отправила резюме на почту, которую после пары оставил приглашенный лектор — директор по маркетингу Bottega Veneta. Во время стажировки Дарья получала 750 евро в месяц. «Плюс у меня был доступ ко всем внутренним сейлам: я могла купить себе сумку со скидкой 90%. 750 евро — ощутимо больше, чем 450 евро, которые платили моим знакомым стажерам в Prada, но для жизни в Милане этой суммы все равно недостаточно. Сначала мне финансово помогали родители, потом — муж».

«Gucci, Bottega Veneta и Prada — тройка самых популярных брендов среди студентов, — говорит Лениза Полынских, официальный представитель итальянского Института моды и дизайна Polimoda в СНГ и CEO карьерно-образовательной платформы Wild About Fashion. — Для зачисления в университет студенты получают долгосрочную визу типа D, а потом подаются на ВНЖ — этот документ и дает право работать или стажироваться в итальянских компаниях. Поиск стажировки — процесс не быстрый. У кого-то получается попасть в компанию сразу, у кого-то — спустя 9-12 месяцев. Многие зацикливается на вакансиях в Европе, хотя на других рынках (например, в Южной Америке) достаточно вакансий с хорошими условиями и упрощенным визовым режимом. Сама стажировка тоже может длиться годами: если человеку не готовы предложить подходящую вакансию, его могут перевести стажером в другой отдел. Сейчас две самые востребованные позиции в индустрии — дизайнеры аксессуаров и сотрудники дизайн-ателье (те самые ремесленники: швеи, конструкторы, специалисты по работе с кожей). Часто появляются вакансии мерчендайзинг-менеджеров — людей, которые отвечают за закупки и формируют ассортиментную матрицу. Ищут и редакторов-копирайтеров со знанием английского и русского языков. Такие вакансии сейчас открыты в Farfetch».



ИДИЧЕСКАЯ СПРАВКА ЮРИДИЧЕСКАЯ СПРАВКА ЮРИДИЧЕСКАЯ СПРАВКА ЮРИДИЧЕСКАЯ

● ДОКУМЕНТЫ

«В России стажировкам посвящены отдельные нормы в отдельных нормативных статьях. И не все из них друг с другом стыкуются. Четко прописаны нормы стажировок для отдельных категорий: например, для врачей, адвокатов, нотариусов и госслужащих.

Вообще основные обязанности работодателя — вопросы, связанные с охраной труда в отношении стажера. ГОСТ в отношении стандартов безопасности труда и постановление правительства „О порядке обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда“ — это, по сути, единственные документы, которые более-менее регулируют вопросы прав и обязанностей.

Вот что там говорится: работодатель должен составить программу стажировки, указать конкретные сроки и задачи, познакомить стажера со всеми работниками подразделения, и условиями труда. А еще — ознакомить со всеми документами, необходимыми для работы (например, локальными актами, должностными инструкциями). Работодатель должен контролировать процесс стажировки, а по ее окончании оформить отзыв. Есть набор документов, которые организация должна собрать: приказ о стажировке и допуске, положение, программу.

Из этого можно сделать вывод о правах стажера: он имеет право трудиться в нормальных условиях труда. В отношении него должны быть оформлены все документы».


● СРОКИ

«Точные сроки стажировки не регулируются. Исходя из общих норм законодательства, принято считать, что длительность стажировки не должна превышать испытательного срока работы в организации. Для большинства работников это три месяца, для отдельных категорий — до шести месяцев».

● ОПЛАТА

«Отдельным стажерам (тем же молодым врачам и госслужащим, например) работодатель обязан платить. Про большинство других категорий ничего такого не сказано».

ИДИЧЕСКАЯ СПРАВКА ЮРИДИЧЕСКАЯ СПРАВКА ЮРИДИЧЕСКАЯ СПРАВКА ЮРИДИЧЕСКАЯ

БЕСПЛАТНЫЕ СОВЕТЫ 

Тем, кто решает подаваться на стажировку, карьерные консультанты советуют не бояться расспрашивать о точных сроках и времени работы, четком круге обязанностей и свободных вакансиях в штат — и уходить, если обещанное не выполняется. На рекомендательных письмах, которые работодатели щедро обещают выписать по результатам стажировки (часто бесплатной), далеко по карьерной лестнице не уедешь. «Честно говоря, это бессмысленная бумажка, — считает куратор Дарья Эпин. — Прокатит, чтобы получить зачет по практике в университете, но для устройства на работу — нет». По крайней мере, в России: по словам студентки Миланского государственного университета Иры Карабач, «в Европе рекомендательные письма с прошлых мест работы и стажировок запрашивают все компании».

Однако получить рекомендации со стажировки — это уже вишенка на торте. Понять бы, куда идти стажироваться? «Глянец был идеальным местом для старта карьеры в fashion. Куда сейчас идти ребятам без опыта? Не знаю», — пожимает плечами стилист ЦУМа Маша Барбаянова, которая «карьеру в fashion» начинала с бесплатной стажировки в журнале Vogue. «Я советую идти в ретейл или бренды: там достаточно выходцев из того же глянца», — отвечает Юка Вижгородская.


Программы оплачиваемых стажировок есть в Present & Simple и YULIAWAVE (ищут стажеров-дизайнеров, маркетологов, проектных менеджеров, стилистов и специалистов в области производства и логистики). Ulyana Sergeenko зовут в дизайн-отдел. В Ushatáva стажеров долгое время не набирали, но креативный директор бренда Нино Шаматава обещает открыть первые вакансии, как только дизайн-студия окончательно переберется из Екатеринбурга в Москву. 12Storeez тоже готовят большую программу стажировок, так же как и школа Fashion Factory. «Практически все курсы нашего блока „Профессии“ будут проводиться при поддержке партнеров. Пока мы не называем имена, но можем сказать, что это ведущие российские бренды. Студенты будут делать задания по брифам от брендов, слушать лекторов, которые работают в этих компаниях, решать реальные бизнес-кейсы. Самые талантливые выпускники смогут пройти практику, и, возможно, трудоустроиться в эти компании», — обнадеживает директор по продукту Fashion Factory Татьяна Дьяконова. Мы же можем обнадежить лишь старой цитатой Белинского: «Труд облагораживает».

Примечание:
после публикации материала были добавлены комментарии Саши Сербиной
и Ленизы Полынских

{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}