Эволюция календарей Pirelli
Сегодня в МАММ открывается выставка календаря Pirelli — «В поисках Джульетты», снятого итальянским фотографом Паоло Роверси. К одному из самых тиражируемых женских образов в истории культуры великий фотограф обращается в диалоге с молодыми актрисами — в том числе Эммой Уотсон и Кристен Стюарт. Разговор фотографа с его героинями в итоге становится не менее, а может, и более важен, чем снимки. Ведь за свою долгую историю календарь Pirelli успел стать инструментом как объективации женщин, так и борьбы с ней. Мы проследили эту более чем полувековую эволюцию на примере самых незаурядных календарей.
Календари Pirelli — гламурные, роскошные, доступные лишь ограниченному числу избранных друзей бренда, кажутся на первый взгляд пережитком прошлого. Того, в котором богатые белые мужчины, в чьих руках сосредоточились все деньги и власть на свете, искали способ украсить свою жизнь — в том числе и красотой обнаженного женского тела. Однако за пятьдесят с лишним лет эти альбомы успели стать и выразительной хроникой фотоискусства. Лучшие фотографы, главные модели, самые яркие звезды и эстетика, максимально соответствующая текущему моменту, — от раскованной наготы 1960-х до социального драматизма 2010-х. Мы не возьмемся утверждать, что календарь Pirelli радикально менял представления о моде, красоте и сексуальности, но фиксировал он их максимально выразительно.
1964
Женщины, красота которых — в простоте
Фотограф Роберт Фриман

Строго говоря, первые календари Pirelli напечатали еще в 1962 году. Но первые пару лет это были заурядные постеры с полуобнаженными девушками — дальнобойщики охотно покупали их вместе с шинами Pirelli и вешали в кабинах грузовиков. Концепция облагородилась в 1964 году благодаря арт-директору британского представительства компании Дереку Форсайту. Форсайт, фотограф Роберт Фриман и две модели — жена фотографа Сонни Фриман-Пей и Джейн Ламб — отправились на Майорку, сняли дом у моря и без помощи визажистов, стилистов и ассистентов сделали 12 чувственных и эмоциональных кадров. Так началась история календаря Pirelli как произведения пусть и эротического, но искусства.
1968
Красота отовсюду
Фотограф Гарри Пачинотти

Британский фотограф Гарри Пачинотти собрал на острове Джерба в Тунисе моделей со всех уголков мира, чтобы продемонстрировать уникальность и разнообразие женской красоты. Съемочный процесс постоянно прерывался: консервативные местные жители негодовали при виде полуобнаженных моделей, а из-за антиизраильских беспорядков в арабских странах всех иностранцев вынудили вернуться с острова на материк. Арт-директора и продюсера съемки Дерека Форсайта и вовсе арестовали и хотели отобрать весь отснятый материал. К счастью, мужу одной из моделей удалось спасти снимки и доставить пленку в Лондон. В итоге снимки напечатали, сопроводив стихами Аллена Гинзберга, Элизабет Браунинг, Пьера де Ронсара и других поэтов из самых разных стран и эпох.
1972
Женщины глазами женщины
Фотограф Сара Мун

В 1972 году календарь Pirelli впервые снимала женщина. Фотограф и бывшая модель Сара Мун для съемок выбрала парижскую Виллу ле Тилель. Фирменный стиль Сары — сюрреалистичные размытые фотографии, герои которых находятся как будто между сном и явью. Так что и страницы календаря в итоге больше напоминали картины французских импрессионистов, чем привычные съемки Pirelli. Модели позировали в шляпках, пеньюарах и пышных юбках, и даже обнаженное женское тело на этих снимках преподносилось прежде всего как произведение искусства, а не объект мужского желания.
1987
Черные женщины
Фотограф Теренс Донован

Почти через двадцать лет после календаря Пачинотти его соотечественник Теренс Донован выступил еще смелее. В этот раз для календаря снялись исключительно темнокожие модели. В том числе — 16-летняя Наоми Кэмпбелл. Итоговую дюжину выбрали из 30 тысяч кадров, но титанический труд не был напрасным. Календарь пользовался ошеломительным успехом и поднял планку расовой сознательности в индустрии на недосягаемую ранее высоту. Просто подумайте — знаменитый Black Issue итальянского Vogue выйдет только через двадцать один год. Хотя критично настроенный зритель может заподозрить фотографа и в экзотизации чернокожих моделей.



1990
Женщины, которые могут быть сильными
Фотограф Артур Элгорт
Не только красоту, но и силу женского тела решил подчеркнуть фотограф Артур Элгорт в съемке 1990 года. Модели дерутся на мечах, бросают копья, стреляют из лука и несут олимпийский огонь. Из одежды на них — только повязки на бедрах, но в данном случае это скорее отсылка к древнегреческим атлетам, которые, впрочем, со временем отказались и от повязок.
1994
Женщины с характером
Фотограф Херб Ритц

Ярким артефактом эры супермоделей стал календарь Pirelli 1994-го. Тогда американский фотограф Херб Ритц снял главных моделей эпохи: Летицию Касту, Синди Кроуфорд, Кейт Мосс и других — снова на пляже, снова обнаженными и сексуальными, но уже другими. Теперь женщина — главная героиня снимка, она знает свои достоинства, понимает свою силу и сама собой любуется. Так и календарь Pirelli больше не заигрывает с мужским вниманием: всеобщий интерес к работе лучших фотографов с лучшими моделями создатели альбома воспринимают как должное.

2013
Женщины и жизнь
Фотограф Стив Маккарри

40-е, юбилейное издание Pirelli доверили снимать тревел-фотографу и мастеру документальной съемки Стиву Маккарри (это он автор того самого снимка афганской девочки на обложке National Geographic 1985 года). Неудивительно, что на фотографиях не нашлось ни одной обнаженной модели, а героинями стали актрисы и модели, занимающиеся общественно важной деятельностью. Съемки проходили в Рио, и кадры знаменитостей тут перемежаются фотографиями повседневной жизни бразильцев. Никакой нарочитой сексуальности — только попытка показать красоту простого человека.
2016
Женщины, которые меняют мир к лучшему
Фотограф Энни Лейбовиц

Энни Лейбовиц всегда отличалась способностью раскрыть героя одним кадром. Для съемки календаря Pirelli в 2016 году она пригласила женщин, которыми восхищается из-за их активного участия в жизни общества, социальных программах и благотворительности. Как тех, кто уже оказывался перед ее объективом (все мы помним Йоко Оно в объятиях обнаженного Леннона и Патти Смит в огне на обложке Rolling Stone), так и героинь сегодняшнего дня — Наталью Водянову с ребенком на руках, обнаженную Эми Шумер со стаканчиком кофе навынос и мускулистую Серену Уильямс.

2017
Женщины, красивые как есть
Фотограф Питер Линдберг
Питер Линдберг вместо молодых моделей решил снимать своих старых подруг. Многих из героинь этой съемки он уже фотографировал двадцать-тридцать лет назад. Не изменил Питер и фирменому стилю: черно-белые снимки, ноль ретуши, никакого макияжа. Николь Кидман, Кейт Уинслет, Хелен Миррен и Джулианна Мур поучаствовали в этом манифесте естественной красоты — той, что скрыта в небольших несовершенствах: морщинках вокруг глаз, неровностях кожи. Сам Линдберг назвал этот календарь маленькой революцией красоты взрослых женщин.
2018
Красота как гимн мультикультурности
Фотограф Тим Уокер

В 2018 году британский фотограф Тим Уокер решил повторить успех Теренса Донована и снять второй в истории Pirelli календарь с участием исключительно темнокожих моделей. Так появилась эта вариация «Алисы в Стране чудес». Главные роли в сказке сыграли модели Адвоа Абоа и Наоми Кэмпбелл, актриса Вупи Голдберг, телеведущий Ру Пол, рэпер Шон «Дидди» Комбс и другие, а стилистом съемки стал главный редактор британского Vogue Эдвард Эннинфул. «Сегодня темнокожая Алиса помогает детям любой расы понять ценность культурного разнообразия с самого юного возраста. Она позволяет увидеть, что красота может иметь множество цветовых оттенков. Мы живем в мире культурного неравенства. Такие проекты доказывают, что в этом мире, погрязшем в бездне цинизма, еще не все потеряно», — говорил о съемке Эннинфул.




2020
Красота – как действие
Фотограф Паоло Роверси
Поиски Джульетты, предпринятые большим итальянским мастером для календаря на бурный 2020 год, — галерея не менее бурных эмоций. Шекспировский подросток в объективе Роверси повзрослел и обрел черты разом Клэр Фой, Эммы Уотсон, Кристен Стюарт, трансгендерной актрисы Индии Мур и дочери фотографа Стеллы Роверси. Всем им, очевидно, тесно на веронском балкончике, и они готовы к поступкам куда более значительным, чем романтическая смерть. И все же из ближайшего будущего, в котором мир оказался на пороге катастрофы и за порогом перемен, это обращение к классике кажется совсем неактуальным.