Выходи из комнаты
ФОТО:
АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ
Не изменяя традиции, в первый день недели публикуем подборку главных культурных событий — от выставки нижегородского художника Никиты Пирумова и ретроспективы современного искусства Дальнего Востока до фестиваля независимого американского кино и концерта Полины Осетинской.
чтобы узнать подробности, кликните на событие
ВЫСТАВКИ
«Никита Пирумов. Спиной вперед»
08.01
08.03
Marina Gisich Gallery, Санкт-Петербург
В прошлом художник-оформитель Нижегородского театра оперы и балета, а сейчас приглашенный художник студии «Тихая» Никита Пирумов творит за троих: за себя и еще двух выдуманных личностей — Эдуарда Кипяткова и Бориса Ноймана. Такое «растроение» можно считать оммажем Владиславу Мамышеву-Монро, одному из первых имперсонаторов современного российского искусства. На новой выставке в галерее Марины Гисич художник и его альтер эго размышляют на темы непонятого происходящего, неведомого будущего и неизбежного финала — с помощью живописных работ, среди которых «Спиной вперед» о «часе волка» (времени перед рассветом, в которое согласно городским легендам случается наибольшее количество рождений и самоубийств) и «Прыг-скок» — о метафоре смерти в творчестве Егора Летова.
«Списки черные»
24.01
28.02
pop/off/art, Москва
Сталин в кокошнике, Мэрилин Монро рядом с советской наградной лентой и Микки Маусы на полотне Александра Кабанеля — один из главных представителей соц-арта и советского неофициального искусства 1970-х Ростислав Лебедев сделал ироничное смешение культур и идеологий своим главным художественным приемом. Doom, ключевая серия выставки pop/off/art, — тоже микс, но полотен советских соцреалистов (например, Дейнеки и Пименова) с интерфейсом культовой пиксельной игры Doom. Ну а кроме нее в экспозиции можно будет найти еще ранее нигде не выставлявшийся «Черный проект» художника — полотна, местами залитые черной краской так, что зрителю придется додумать их самостоятельно.
«Сон Зари»
«Точка схода. Кураторский диптих»
14.11
31.01
14.11
31.01
ЦСИ «Заря», Владивосток
Уральский филиал ГМИИ им. А.С. Пушкина, Екатеринбург
До конца января современное искусство Дальнего Востока сосредоточится в «Заре», в рамках исторической ретроспективы центра, открывшегося в 2013 году на месте одноименной швейной фабрики. Создатели ЦСИ хотели показать Приморью российское искусство настоящего и будущего и поддержать локальную художественную сцену. 11 лет спустя можно сделать выводы о том, как это получилось. Составить впечатление помогут работы Георгия Острецова, Славы ПТРК, Андрея Дмитренко и Ильяса Зинатулина, а также творчество участников единственной на Дальнем Востоке программы арт-резиденций при центре.
«Может ли художник быть куратором, а куратор — художником?» — спросили друг друга кураторы и художники Арина Воробьева
и Алек Девятаев. Ответили утвердительно и в качестве доказательства решили создать проект в двух частях. Первую из них — «От А до ЛЕК» — с работами Алека, осмысляющими его школьные годы в фотографии, реди-мейде, вышивке и скульптуре, и под кураторством Арины и показывают в Уральском филиале Пушкинского. Вторую же часть под названием «я всегда влюблялась в один и тот же знак зодиака» авторства Арины и кураторства Алека покажут в феврале-марте, но запланировать поход советуем уже сейчас.
Театр
«ВОЙЦЕК»
26.01
26.01
Театр имени Маяковского, Москва
У немецкого поэта, драматурга и ученого Георга Бюхнера пьеса о цирюльнике Войцеке, за убийство жены сначала приговоренного к смертной казни, а позже ставшего солдатом, «отданным» на медицинские эксперименты, — драма маленького человека. А в постановке режиссера Филиппа Гуревича, выпускника гитисовской мастерской Олега Кудряшова, это бытовая трагедия, в шаге от которой, по его мнению, каждый из нас. Зрителю предстоит решить, кто в итоге главный герой — преступник или жертва.
Кино
«ПАНИЧЕСКИЕ АТАКИ»
25.01
???
В кинотеатрах страны
Премьера нового фильма автора «Наводнения» и «Сон нам только снится» режиссера Ивана И. Твердовского. Драматическое роуд-муви расскажет историю Вики (в исполнении Лены Трониной), страдающей паническими аттаками и сложными отношениями с матерью (Светлана Камынина). После походов к бабке-ведунье для изгнания бесов и криков в Кольскую сверхглубокую скважину, она перебирается в Норвегию и совершает преступление, найти причины которого зрителю будет не так уж просто.
«Мастер и Маргарита»
AMFEST
24.01
28.01
25.01
???
Музей «Гараж», Москва
В кинотеатрах страны
С зарубежными премьерами на этой неделе не густо, поэтому предлагаем заглянуть в архив — в «Гараже» как раз стартует фестиваль американского независимого кино, программа которого в этом году составлена с акцентом на экспериментальные работы и новые имена. Так в ней оказались стендап-мюзикл режиссерки Аманды Крамер «Пожалейте меня!» о вымышленном китчевом телешоу рубежа 1970-1980-х, семейный кинороман авторства Рики Д’Амброуза «Собор» с идеально выверенным визуалом, а еще «Резиденция» Винни Чуна — о бруклинском арт-сообществе из девяти художниц, жизнь в котором постепенно превращается в хоррор.
Еще одна российская премьера четверга — интерпретация булгаковской классики режиссера Михаила Локшина с Юлией Снигирь (которая, кстати, недавно стала героиней нашего материала о power couples стилистов и их звездных подопечных), Евгением Цыгановым, Аугустом Дилем и Юрием Колокольниковым в главных ролях. Сюжет не слишком далеко уходит от первоисточника и начинается с литературного скандала вокруг известного поэта, Мастера. Спектакль по его пьесе снимают с репертуара, а коллеги избегают с ним встреч. На этом фоне другая встреча — с прекрасной незнакомкой Маргаритой — возвращает писателя к жизни. Он берется за новый роман с таким воодушевлением, что перестает замечать, как его вымысел становится реальностью.
Музыка
КОНЦЕРТ ТВОРЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «ПРИТЯЖЕНИЕ»
28.01
28.03
Концертный зал имени Чайковского, Москва
Крам, Равель, Моцарт и Бибер — участники «Притяжения» уверены, что музыку этих (да и вообще всех) композиторов можно не только услышать, но и увидеть — в движениях рук, управляющих смычком, и пальцев, бегущих по клавишам фортепиано. Только солисты объединения, например, Даниил Коган, Арсений Тарасевич-Николаев, Борис Андрианов и Сергей Полтавский пошли дальше — и в буквальном смысле не намерены останавливаться. Во время концерта они будут перемещаться, играть стоя и наизусть (как в парижском Центре камерной музыки Жерома Перноо) и покидать сцену согласно прописанной партитуре — под «Прощальную симфонию» Гайдна.
«Полина Осетинская. 24»
28.01
28.01
Особняк Мясникова, Санкт-Петербург
«24» — количество возможных тональностей в музыке и название новой программы пианистки Полины Осетинской. В нее вошли сочинения Фридерика Шопена, Дмитрия Шостаковича и Леонида Десятникова. Свои сборники из 24 прелюдий и фуг эти композиторы создавали, вдохновившись Иоганном Бахом, который, кстати, первый и применил этот формальный принцип сочинения музыкальных пьес с использованием всех тональностей — в первом томе «Хорошо темперированного клавира» в 1722 году.
«БИОМЕХАНИКА»
22.01
09.02
Московская консерватория имени Чайковского, Москва
Мультимедийный фестиваль современной музыки «Биомеханика» проходит уже третий раз — на нем российские и зарубежные композиторы играют собственные сочинения, написанные специально для фестиваля. В этом году участниками стали композиторы Николай Попов, Алексей Сысоев, Станислав Маковский, Михаэль Байль, Марко Цицилиани и другие. Кроме того, в рамках «Биомеханики» состоится концерт «Цифровая реальность» ансамбля CEAM Artists, презентация нового альбома Александра Хубеева «Тактильные иллюзии» и выставка с инсталляциями медиахудожников. В общем — ваш плейлист точно пополнится не одной дорожкой.