Главные выставки 2024
ФОТО:
АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ
Приличная компания. Мертвые классики — Франс Халс, Каспар Давид Фридрих, Бранкузи, Бэкон и Келли; классики живые — Йоко Оно, Кифер, Крюгер и Пьер Юиг. К этому просто необходимо добавить список обнадеживающей молодежи и групповые хиты. Так рассудила арт-критик и главный редактор Диалога искусств Александра Рудык и составила нам подробный гид по главным выставкам 2024 года. Впрочем, как тревел-гид его тоже можно использовать.
Париж
Лондон
Венеция
Флоренция
Брегенц
Вена
Брюссель
Амстердам
Дрезден
Берлин
Гонконг
Токио
Лос-Анджелес
Нью-Йорк
Сан-Франциско
Париж
Бранкузи
27 марта — 1 июля
Centre Pompidou
Французский скульптор румынского происхождения Константин Бранкузи (1876–1957) занимался «прямой резьбой», то есть работал сразу в камне и бронзе, а не лепил модель из глины или гипса. Тем самым он отсекал возможность тиражирования. Студийные копии своих работ в конце жизни он начал делать сам, чтобы заменить в мастерской проданные экземпляры. Окружающие Бранкузи скульптуры всегда стояли в особенном порядке, художник выстраивал отношения внутри «мобильных групп», иногда проводил реэкспозицию. Все содержимое мастерской он завещал Франции. Франция в лице Центра Помпиду хранит его согласно авторскому замыслу. В преддверии закрытия центра на реконструкцию (в 2025 году) кураторы Помпиду решили выставить студию на всеобщее обозрение, вместе с поздними гипсами и собранными по миру оригиналами. Всего около 200 скульптур, а также фотографии, рисунки, фильмы и архивы.
Олимпизм, современное изобретение, древнее наследие
26 апреля — 16 сентября
Musée du Louvre
Париж готовится к летним Олимпийским играм: модернизируют аэропорт Орли, фасады домов реставрируют, с улиц обещают убирать тонны мусора, а цену за проезд в общественном транспорте поднять вдвое. Музеи тоже стараются не отставать. Лувр готовит выставку-исследование про политические подтексты первых Игр и современное переосмысление древнегреческих заветов. Речь пойдет, например, о Пьере де Кубертене, отце современной Олимпиады. Но не чиновниками едиными, нашлось место и художникам. Например, швейцарский археолог-иллюстратор Эмиль Жильерон, работавший на раскопках в Греции, был назначен официальным художником Олимпийских игр 1896 и 1906 годов, для которых разработал новую эстетику, отсылающую к современным ему археологическим находкам и открытиям.
Arte Povera
9 октября — 24 марта 2025
Bourse de Commerce
Каролин Христов-Бакарджиев — большой куратор и не менее крупный специалист по творчеству группы Arte Povera — готовит выставку в парижском пространстве Биржи. Термин «бедное искусство» появился в 1967 году благодаря другому выдающемуся куратору Джермано Челанту, объединившему на одной выставке близких по духу итальянских художников, среди которых были Алигьеро Боэтти, Яннис Кунеллис, Марио Мерц, Джузеппе Пеноне. Движение просуществовало с середины 1960-х до конца 1970-х годов, для него характерна антитехнологическая позиция, акцент на ремесле, поиск единства и противоположностей в природе и культуре, шаманизм, использование нетрадиционных материалов вроде земли, травы, бетона или кухонных принадлежностей. Христов-Бакарджиев в рамках выставки исследует, как движение повлияло на ход истории искусства, сопоставляя работы Arte Povera с произведениями из коллекции Пино и других частных и государственных собраний.
Лондон
Барбара Крюгер, Без названия (Помни меня), 1988/2020 (кадры)
Важная фигура постмодернизма американка Барбара Крюгер (р. 1975) начинала карьеру в журналах, где нащупала свой эмблематичный художественный язык: микс образов из массовой культуры — фотографии с резко контрастирующим текстом — лозунгами. Все это на беспроигрышные темы: механизмы власти, гендер, класс, капитал: «Я покупаю, поэтому я существую» и «Ваше тело — поле битвы». Однажды в интервью газете «Коммерсантъ» Крюгер сказала, что ее цель — «создание новых смыслов, доступных широкой публике, а не шедевров». Потому она так смело помещает свои работы на шоперы, превращает их в бегущую рекламную строку или билборд. Крупнейшая в Лондоне выставка художницы займет всю галерею Серпентайн буквально: инсталляции, звуковые работы, экраны покроют выставочное пространство, магазин и внешние стены.
Барбара Крюгер Thinking of You. I Mean Me. I Mean You
1 февраля — 17 марта
Serpentine South Gallery
Запутанное прошлое, 1768 — настоящее время: искусство, колониализм и перемены
3 февраля — 28 апреля
Royal Academy of Arts
В Королевской академии художеств прошлое сталкивается с настоящим в сотне работ пятидесяти художников — от портретов большого стиля Джошуа Рейнольдса до инсталляции из бесконечных моделей лодок Хью Локка. Выставка — исследование роли искусства в колониальной истории, в создании рассказа об империи, порабощении, сопротивлении и отмене.
Йоко Оно: Музыка разума
15 февраля — 1 сентября
Tate Modern
Про Йоко Оно (р. 1933) принято сообщать, что она вдова Джона Леннона и имела непосредственное отношение к развалу группы The Bеatles. Все это превратило ее из художницы в героя светской хроники, фигуру поп-культуры. А зря. Оно пионер перформанса с мощным феминистическим высказыванием. Вспомнить хотя бы радикальную акцию Cut Piece (1964), где зрителям предлагалось срезать с нее одежду по кусочкам, намекая на уязвимость и пассивную роль женщины в патриархальном обществе. Ретроспектива в Тейт поможет зрителям сосредоточиться на творчестве Оно.
Франсис Алюс
27 июня — 1 сентября
Barbican Centre
Сегодня невозможно не вспоминать видео бельгийца Франсиса Алюса (р. 1959), который в 2004 году прошел 24 километра по Иерусалиму с дырявой банкой зеленой краски, из которой тонкой струйкой выливалась «зеленая линия», разделившая Ближний Восток на два непримиримых лагеря. Художник больших жестов, Алюс сосредоточен на жесткой действительности. Эти летом в Барбикан-центре покажут детские игры, снятые по всему миру. Серию Алюс начал в 1999 году и не закончил до сих пор. Дети играют в прятки cреди античных руин или импровизируют игру в классики на фоне промышленного забора с колючей проволокой в иракском лагере беженцев Шарья. При помощи игры они осваивают мир взрослых, создавая симулякры реальности. Художник показывал часть короткометражек в бельгийском павильоне на прошлой Венецианской биеннале. Но эти фильмы можно смотреть снова и снова, тем более что серия дополняется. Например, в прошлом году Алюс снял новый сюжет в Украине.
Майк Келли: Призрак и дух
2 октября — 9 марта 2025
Tate Modern
Майк Келли (1954-2012) сшивает в бесформенные объекты грязные ковры, плюшевые игрушки и прочий треш из мира панков, бродяг и деградировавших вещей, сопротивляющихся мировому порядку и любой системной организации. И если считать, что одна из задач современных художников — создавать собственные языки, то Келли, несомненно преуспел. Певец дешевого мусора и пропагандист культуры отходов он нашел на свалках благодатную почву для важных разговоров, табуированных тем, того что осталось на задворках традиционного представления об американской мечте. В известной инсталляции 1980-х «Пещера Платона, капелла Ротко, профиль Линкольна» Келли затронул темы патриотизма, искусства, философии в перемешку с сексуальными метафорами. А сшитые в кучу мягкие игрушки — это его размышления на тему детского насилия. Ретроспектива художника раскрывает взгляд Келли на роли, которые люди играют в обществе, и на то, как они переплетаются с историческими фактами и объективированными фантазиями, которые мы потребляем из фильмов, книг и других культурных источников.
Майк Келли, Ghost and spirit
Портреты Фрэнсиса Бэкона
10 октября — 19 января
National Portrait Gallery
Известно что Фрэнсис Бэкон (1909–1992) был против любых интерпретаций и поисков литературной составляющей в своих произведениях, хотя часто работал триптихами, то есть рассказывал истории в развитии. Тем не менее экзистенциальный мрак, в который погружают нас его искаженные, с размытыми чертами героев портреты, заставляет каждый раз читать между строк. На портретах близкие, любимые и дорогие автору люди: Люсьен Фрейд, Генриетта Мораес, Джордж Дайер и прочие, один взгляд на которых красноречивее любых авторских заявлений.
Венеция
Виллем де Кунинг и Италия
17 апреля — 15 сентября
Gallerie dell’Accademia
Венеция всегда набита выставками несоразмерно собственному масштабу, а раз в два года, во время Венецианской биеннале, начинает буквально трещать по швам. Увидеть все невозможно, но с уверенностью можно рекомендовать проекты, сделанные академией. В этом году это ретроспектива Виллема де Кунинга (1904–1997), голландца по происхождению, который предпочел жить в Нью-Йорке и прославился как американский представитель живописи действия, то есть абстрактного экспрессионизма. Одним из первых громких живописных свершений художника стала композиция «Раскопки», написанная для 25-й Венецианской биеннале 1950 года, так что город для художника немаловажный. Впрочем, ее на выставке в академии не будет, зато итальянский флер в достатке. Кураторы Гэри Гаррелс и Марио Кодоньято исследовали поездки де Кунинга в Италию в 1959 и 1969 годах и покажут, как главным образом «римские каникулы» повлияли на его живопись, рисунки, скульптуры конца 1950–1980-х.
Пьер Юиг
Второй обязательный пункт любого арт-марштура по Венеции — площадки Франсуа Пино. В Догане весной покажут Пьера Юига (р. 1962), попытка описать творчество которого в одном абзаце приводит примерно к такому результату: искусство и наука, спекулятивный вымысел, нечеловеческие агенты, бактерии, рыбки и прочие формы интеллекта, которые учатся, модифицируются и развиваются прямо во время выставки.
17 марта — 24 октября
Punta della Dogana
Флоренция
Ансельм Кифер: Падшие ангелы
22 марта —
21 июля
Palazzo Strozzi
Ансельм Кифер (р. 1945) — художник обескураживающего масштаба в буквальном и метафорическом смысле. Его гигантские работы давно переросли пределы галерей, превратившись в site-specific-инсталляции. Наполненные антивоенным пафосом, исследованиями истоков нацизма и его живучести, сделанные с оглядкой на немецкий экспрессионизм и большую историческую живопись, они как нельзя лучше вписываются в интерьеры итальянских дворцов. На прошлой Венецианской биеннале его показывали во Дворце дожей, где Кифер оказался не менее уместен, чем Тинторетто или Веронезе. В этом году Кифера дают во флорентийском палаццо Строцци, заложенном в эпоху кватроченто как самый большой дворец во Флоренции. Что может быть соразмернее.
Брегенц
Анне Имхоф
8 июня — 1 сентября
Kunsthaus Bregenz
Выиграв «Золотого льва» Венецианской биеннале 2017, Анне Имхоф (р. 1978) получила персональные выставки в крупных институциях: ММК во Франкфурте-на-Майне, в лондонской галерее «Тейт Модерн», в амстердамском музее Стеделик и в Пале де Токио в Париже. В 2022 году ее выставка должна была пройти в московском «Гараже», но не сложилось. Немецкая художница славится многочасовыми иммерсивными перформансами (венецианский «Фауст» длился четыре часа), включающими толпы андрогинных акторов, хитрую хореографию, дизайнерские одежды, иногда собак. В них художница поднимает темы изоляции, свободы, культурных кодов и границ. В год венецианского триумфа кто-то дал лайфхак к просмотру: «дышите глубоко, наслаждайтесь состоянием дискомфорта». Не у всех получается, но попробовать стоит, тем более что в Брегенце Имхоф собирается сосредоточиться не столько на перформансе, сколько на живописи и скульптуре.
Вена
Рой Лихтенштейн: Выставка к столетию
8 марта — 14 июля
Albertina Museum
27 октября 2023 года Рою Лихтенштейну (1923–1997) исполнилось бы сто лет, к чему и приурочена венская ретроспектива. За прошедшее время взгляд на его творчество трансформировался от обвинений в «банальности», «непристойности» и «плагиате» до возведения художника в ранг иконы поп-арта из учебников по истории искусства XX века. Впрочем, как бы критики и зрители ни относились к его работе, невозможно не отметить техническое мастерство художника. Лихтенштейн работал в технике «рукодельного реди-мейда» (холст, масло, акрил), а не «машинной печати», как это может показаться на беглый взгляд, особенно глядя на работы, заполненные «растровыми» точками. Лихтенштейн имитировал репродукции для демонстрации опосредованности жизни или чтобы подчеркнуть оригинальность живописи, а может быть, ради дихотомии обоих взглядов — все кажется правомерным.
Шагал
28 сентября — 9 февраля 2025
Albertina Museum
Выставки Марка Шагала (1887–1985), кажется, можно смотреть каждый год, не в смысле как на огонь и воду, хотя не без того, а потому, что где-то кто-то его всегда показывает. Прямо сейчас работы художника висят в Центре Помпиду, в феврале большую выставку откроет мадридский фонд «Мапфре», а осенью венская Альбертина. Австрийский проект интересен тем, что это последняя выставка под руководством директора Клауса Альбрехта Шредера, который в конце 2024-го передаст свой пост Ральфу Глейсу, так что год должен быть ударным. Покажут примерно 90 работ позднего периода, в рамках которого художник еврейского происхождения родом из Витебска Марк Захарович Шагал исследует Вторую мировую войну и ужасы Холокоста.
Брюссель
Представьте! 100 лет международному сюрреализму
21 февраля — 21 июля
Musées Royaux des Beaux-Arts de Belgique
В этом году исполняется сто лет со дня публикации «Сюрреалистического манифеста» Андре Бретона. В нем утверждалось, что сюрреализм — «чистый психический автоматизм, имеющий целью выразить, или устно, или письменно, или другим способом, реальное функционирование мысли». То есть, отвергая контроль разума, художник открыт всему бессознательному. Таково, например, «автоматическое письмо» Жоана Миро. Но это лишь один полюс. На другом могут оказаться жутковатый натурализм, как на снимках Ман Рэя или настоящая фрейдовская жуть, как у Дали.
Выставка задумана как передвижная, каждое принимающее пространство собирается представить свой собственный извод. Первая точка — Брюссель, местные кураторы сосредоточились на связке и линиях разлома сюрреализма с предшествующим ему символизмом. После Брюсселя выставка отправится в Гамбург (Hamburger Kunsthalle), затем в Мадрид (Fundación Mapfré) и завершит свой тур в Художественном музее Филадельфии.
Амстердам
Франс Халс: Опережая свое время
Художник эпохи голландского барокко Франс Халс (1582–1666), писавший одиночные и групповые портреты в малюсеньком городе Харлеме, записан в историю искусства как новатор XVII века и предвестник импрессионизма, но, кажется, об этом стали забывать. Самое время обновить оперативную память. Художественной репутации Халса поспособствовал Ван Гог, неоднократно воспевавший необычную быструю манеру письма голландца в письмах к брату Тео. Важную роль в популяризации наследия сыграла и борьба за полотно «Смеющийся кавалер» (1624) на парижском аукционе 1865 года, когда Ричард Сеймур-Конвей перебил цену барона Джеймса де Ротшильда, заплатив за работу немалую по тем временам сумму в 51 тысячу франков. Кстати, эта работа попадет в Голландию впервые с тех самых торгов, вместе еще с полусотней картин, собранных по разным частям и государственным коллекциям. Выставка организована Рейксмюзеумом в сотрудничестве с Лондонской национальной галереей (где ее показывают до 21 января) и с Государственными музеями Берлина, куда она отправится в июле.
16 февраля — 9 июня
Rijksmuseum
Разгадать: Сила и политика текстиля в искусстве
14 cентября — 5 января 2025
Stedelijk Museum
В разы увеличившееся количество копродукций и передвижных выставок позволяет зрителям выбрать место просмотра. Вот, например, проект Unravel создан совместными усилиями Барбикан-центра и музея Стеделик. В первом выставка идет до мая, во второй переедет в начале осени. Среди участников Луиза Буржуа, Трейси Эмин, Сесилия Викунья, Йинка Шонибаре, Тереза Маргулис и еще пять десятков видных художников, творчество которых охватывает период с 1960-х до наших дней. Вопросы и темы, связанные с гендером, трудом, памятью, экологией, угнетением, добычей и торговлей, идут через выставку буквально нитью, то есть показаны шитьем, плетением, вышивкой, ткацким станком, явлены всеми возможными способами, позволяющими извлечь из текстиля его подрывной потенциал.
Дрезден
Каспар Давид Фридрих: Где все началось
24 августа — 17 ноября
Kupferstich-Kabinett
24 августа — 5 января 2025
Albertinum
Всем, кто когда-нибудь стоял на высоком берегу немецкого острова Рюген и смотрел через меловые скалы на причудливо изрезанный бухтами берег Балтийского моря, очевидно, что главный романтик от искусства Каспар Давид Фридрих(1774—1840) свою живопись не так уж приукрашивал. В этом году проникаться бунтарским духом и живописным талантом художника следует сразу в трех немецких городах: Гамбурге, Берлине и Дрездене, где в честь 250-летия со дня рождения художника его представят во всей полноте. Первая гамбургская часть «Искусство для новой эры» посвящена взаимоотношениям человека и природы, а также исследует влияние немецкого пейзажиста на Олафура Элиассона, Кьянде Уайли и других современных авторов. Вторая — «Бесконечные пейзажи» — откроется в Берлинской национальной галерее. Музей расскажет о собственной роли в возрождении интереса к творчеству живописца, позабытого после кончины на долгих полвека и вновь открытого в 1906 году в рамках нашумевшей выставки столетия немецкого искусства (Jahrhundertausstellung Deutscher Kunst) . Заключительная — «Где все началось» — пройдет в Дрездене, там художник провел сорок лет и создал свои самые знаменитые работы. Эта часть построена на сопоставлении Фридриха со старыми мастерами Якобом Рейсдалом, Сальваторе Розой и Клодом Лорреном, на которых он сам когда-то ходил смотреть.
Берлин
Нэнси Холт: Круги света
22 марта — 21 июля
Gropius Bau
Нэнси Холт (1938–2014) родилась в Вустере, штат Массачусетс, выросла в Нью-Джерси, выучилась на биолога, переехала в Нью-Йорк и стала художницей. Перепробовав разные жанры, она пришла к масштабным инсталляциям в духе ленд-арта, вроде «Солнечных тоннелей» в пустыне Большого Бассейна в Юте, — это бетонные цилиндры, находясь внутри которых зритель мог наблюдать за зимним и летним солнцестоянием. Холт важно было понять, где наше место и как мы можем вписаться в экосистемы планеты. Выставка «Круги света» включает фильмы, видео, фотографии, стихи, скульптуры и инсталляции, созданные за последние 25 лет карьеры художницы.
Александра Пиричи
25 апреля — 6 октября
Hamburger Bahnhof
Румынка Александра Пиричи (р. 1982) — художница с хореографическим бэкграундом. В своих перформативных работах она сочетает танец, скульптуру, слово и музыку. Берлинский зал, отведенный в пользование художницы, Пиричи собирается превратить в живой пейзаж, где тела перформеров и посетителей движутся и действуют вместе с химическими реакциями, минеральными образованиями и физическими явлениями. Художница исследует и трансформирует иерархии отношений, размышляет о теле и его присутствии, прославляет континуум между живым и неодушевленным как метафору и научный факт.
Нан Голдин: Это не кончится ничем хорошим
23 ноября — 16 февраля 2025
Neue Nationalgalerie
Главный выставочный хит прошлого года переезжает из Амстердама в Берлин. Фотоработы разных лет художницы Нан Голдин (р. 1953) объединены в пять слайд-шоу («фильмы») и показываются в сопровождении закадровой музыки или текстов. Самый продолжительный и важный — «Баллада о сексуальной зависимости» демонстрируется таким способом не первый раз, но в нынешней ретроспективе показывают дополненную версию из снимков с 1981 по 2022 год. «Баллада» — откровенная автобиография в картинках, от просмотра которой возникает чувство, что ты прочел чужой дневник. Герои — художница и ее богемные друзья. Они ходят на вечеринки и танцы, занимаются сексом, женятся, рожают детей, пьют алкоголь, принимают наркотики, некоторые умирают. Одно из самых известных изображений — автопортрет 1984 года, который Голдин сделала после того, как ее избил парень. Образы душераздирающие и интимные — захватывающе человечные, все то, за что зрители так любят американскую фотохудожницу.
Гонконг
Юмин Бэй: Жизнь это архитектура
29 июня — 31 января 2025
M+
Во-первых, М+ стоит посетить ради самого здания. Музей современного искусства открылся всего пару лет назад и был спроектирован сразу двумя звездными архитектурными бюро Herzog & de Meuron и Farrells. Во-вторых, директор и куратор пространства поднялись за прошедший год в рейтинге ста влиятельнейших людей искусства по версии журнала ArtReview на 56 пунктов, заняв 17-ю строчку. В-третьих, лауреат Притцкеровской премии Юмин Бэй (1917–2019) — самый успешный архитектор азиатского происхождения, карьера которого длилась 70 лет, так что кроме известной всем стеклянной пирамиды Лувра и восточного крыла Национальной галереи искусств в Вашингтоне будет на что посмотреть.
Токио
Тистер Гейтс
14 апреля —
1 сентября
Mori Art Museum
Тистер Гейтс (р. 1973) — художник, перформансист, урбанист, музыкант, модник и професор Чикагского университета — часто работает с материалами, характерными для афроамериканской истории и культуры: смола, пожарные шланги, подставки для чистки обуви. Гейтс никогда не выставлялся в Японии прежде. Обещают не просто ревизию творчества, но и новые работы, а также неожиданно освещение вопросов, связывающих художника с Японией. Сам художник называет это философией «афромингэй», основанной на культурных возможностях слияния японского народного искусства мингэй с афроамериканской эстетикой.
Лос-Анджелес
Эд Рушей: Тогда и сейчас
Важнейший художник американского послевоенного искусства Эд Рушей (р. 1937) родился в Небраске, вырос в Оклахоме, в 1956 году переехал в Лос-Анджелес, где учился в Художественном институте Шуинара. Впервые выставился в галерее Ferus в начале 1960-х, а уже в 1962-м стал участником знаковой выставки поп-арта Уолтера Хоппса «Новая живопись обычных вещей» в Художественном музее Пасадены. Как и полагается большому мастеру, записанному в вечность, Рушей стал грандиознее своих знаменитых картин с надписями, позаимствованными с обочин американских дорог, и больше направлений поп-арт и концептуализм, с которыми его традиционно связывают. Исследование языка, страсть к пожарам (Рушей не только изображает огонь, но и экспериментирует с порохом), шоколаду (на Венецианской биеннале 1970 года он показал инсталляцию «Шоколадная комната»), самиздатные книги (где он развивал особый жанр депрофессионализации фотографии) — кураторам и исследователям есть где развернуться.
7 апреля — 6 октября
LACMA
Нью-Йорк
Кете Кольвиц
31 марта — 20 июля
MOMA
Кете Кольвиц (1867–1945) родилась в интеллигентной семье в прусском городе Кенигсберге, училась живописи, но нашла себя в графике и гравюре, за которую ее уважали даже в сексистском мужском мире искусства. В 1903 году она создала одну из своих самых известных работ «Женщина с мертвым ребенком», где вокруг слипшихся в единый ком фигур нет воздуха, одно горе. Горе и материнство станут важным лейтмотивом ее творчества. Первая мировая война, отраженная в цикле ксилографии «Война» (1918—1922/1923), вместе с плакатом 1924 года «Нет войне» добавят к ее основополагающим темам антимилитаризм. «Мой долг — озвучивать страдания людей, бесконечные страдания, нагроможденные высотой с горы», — напишет она в своем дневнике 4 января 1920 года. Стоит ли говорить, как актуально ее работы выглядят сегодня.
Сиена: Расцвет живописи, 1300–1350 гг.
13 октября — 26 января 2025
MET Museum
Странно называть выставку искусства XIV века блокбастером, но это он и есть. Музей Метрополитен в 2004 году приобрел работу Дуччо ди Буонинсеньи «Мадонна с младенцем» (ок. 1290–1300 гг.), атрибутированную графом Строгановым в самом начале прошлого века и породившую немало споров в веке настоящем. Некоторые специалисты сомневаются в принадлежности кисти мастера кватроченто из-за кажущейся трехмерной драпировки одежд, но кураторы музея в авторстве не сомневаются, называя картину первым в истории европейской живописи случаем создания иллюзии. С именем Дуччо связан и другой шедевр сионской школы — гигантский алтарь «Маэста», выполненный мастером для Сиенского собора в 1398–1311 годах. В XVIII веке году алтарь был разобран, и «Маэсту» самым грубым образом распилили на части. Позже его собрали при помощи клея и гвоздей, утратив попутно пределлы (нижняя часть алтаря) и картины верхнего регистра, которые, как водится, всплыли годы спустя на аукционах. Метрополитен планирует показать не только «Мадонну», но и впервые собрать восемь из девяти сохранившихся пределл, сопроводив их публикацией результатов технического анализа «Маэсты», сделанного музеем же. И это еще не все. Вместе с Дуччо на выставку привезут Симоне Мартини и Амброджо Лоренцетти, а также других представителей сионской школы, всего около 90 картин и предметов.
Гарольд Коэн: AARON
3 февраля — 3 мая
Whitney Museum of American Art
Британец Гарольд Коэн (1928–2016), устав к 1960-м от традиционной художественной практики, отправился в лаборатории искусственного интеллекта Стэнфордского университета, чтобы углубить свои знания в программировании. В итоге он создал программу-художника AARON. Собственно выставка ей и посвящена. AARON — это, по сути, две программы: одна управляет плоттерами и красками, другая передает изображения на мониторы или проекторами. В Уитни собраны все версии программы, а также произведения искусства, созданные с ее помощью. Кроме того, AARON будет производить новые работы вживую. Однажды Коэн пошутил, что станет первым художником в истории, устроившим посмертную выставку новых работ. Интересно, что бы он сказал теперь.
Сан-Франциско
Занеле Мухоли: Eye Me
18 января — 11 августа
SFMOMA
«Только половина картины» — первая серия южноафриканской художницы и фотографа Занеле Мухоли (р. 1972), сделанная в 2002–2006 годах. На ней изображены моменты близости чернокожих женщин, многие их которых стали жертвами преступлений, совершенных на почве ненависти. В серии «Сомньяма Нгоньяма» (2012 — по настоящее время) Мухоли переводит камеру на себя. Застывая в эротизированных стереотипных позах, она исследует темы расизма, евроцентризма и сексуальной политики. Между этими сериями множество снимков, картин, скульптур и видео, повествующих о непростой жизни чернокожего квир-сообщества в Южной Африке. Сама Мухоли называет себя «визуальной активисткой», и обе составляющие этого определения звучат более чем правомерно.