Blueprint
T

Поразительно структурированный художник!

ФОТО:
АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ

Художник года по версии Cosmoscow — нижегородец Артем Филатов, начинавший со стрит-арта и за последнее время ставший одним из самых значимых кураторов и, за неимением лучшего слова, продюсеров на отечественной арт-сцене. В этом году в Нижнем при его непосредственном участии стала работать в новом режиме студия «Тихая» — не галерея, не мастерская, а именно студия, которая начиналась в 2015 году как общая мастерская. «Тихая» основана на принципах самоорганизации и все ее участники вместе работают над развитием художественной среды Нижнего — уже совершенно очевидно одного из центров культурной жизни страны. В своих работах Филатов тоже сочетает кураторский и художественный подход: его самые известные работы сделаны в «общественных пространствах» — будь то крематорий при редком в России частном кладбище или Музей нижегородской интеллигенции, стоявший закрытым пятьдесят лет. The Blueprint попросил критиков и журналистов рассказать о том, как и за что они в свое время полюбили Филатова-художника и Филатова-куратора.

ТАТЬЯНА СТОЛЯР, журналистка, коллекционер 

Я с Артемом познакомилась, как, наверное, и большинство, увидев его самую известную работу «Сад им.» в Нижегородском крематории. И это было самое сильное эстетическое впечатление, которое я испытала от современного российского искусства. Ни одна инсталляция, ни одна картина, ни один объект так меня не трогали. И я видела, как подобное испытывали все люди вокруг. Сейчас Филатов в основном занимается студией «Тихая», и мне нравится, что он сохраняет традицию русских художников как художников-организаторов, художников-коммуникаторов. Он сделал мне одну работу на заказ — это одна из первых работ в моей грядущей выставке об эмоциональной зависимости. Ко мне приехал огромный, похожий на армейский сундук. Рабочие, которые его тащили, даже спросили: «А что там вообще?». А я сама не знала. А там внутри был деревянный короб с инструкцией — что туда надо посадить цветы. Мне нравится, что в работах Артема всегда есть пространство для интерпретации — никогда не бывает такого, что зритель получает только заданную художником программу. Я вот свою его работу интерпретировала так. В этом деревянном ящике есть выемка, куда надо сыпать землю, чтобы посадить растение — это метафора, конечно, — ты творец своей судьбы и сам решаешь, что туда сажать — сорняки или цветы. Но в этой черной обожженной выемке я увидела и беспросветную могилу — либо ты что-то делаешь со своей зависимостью, либо нет. А когда засыпаешь землю в этот ящик, то могилу уже и не видно. Вот так.

Ксения Коробейникова, искусствовед



Называть Артема просто художником неверно. Он еще — исследователь, куратор, менеджер. Если не согласны, вернитесь мысленно в его «Сад им.» или студию «Тихая». Она в том числе благодаря разноформатным усилиям Филатова уже и не столько студия, сколько полноценный центр современного искусства. И не совсем «тихая» (ну кто о ней не говорит и кто только ее не посещает), хотя в принципиальных вещах именно такая.


В этом и парадокс Артема: при бойкой натуре организатора он создает тишайшие, вдумчивые, изящные вещи. Ботанические зарисовки, могильные плиты, деревянные объекты, которые попробуй разгадай, столько там всего понамешано. Но вот умудряется все это сочетать с программно-активисткой деятельностью. Водит экскурсии, участвует в дискуссиях, читает лекции.


Если Артем это сейчас читает, значит, мы попали в слот, который выделен у него на изучение прессы. Поразительно структурированный художник!


Ксения Ламшина, журналистка, руководитель радио «Культура» 

Артем Филатов сам по себе отличный художник, его уличный бэкграунд очень мне близок. Проект «Сад им.», помню, произвел на меня сильное впечатление. Но отдельно я бесконечно ценю Артема за его сборку системы современного искусства в Нижнем Новгороде. Студия «Тихая» — теперь уже важнейшая и громкая институция в нашей стране. Кураторский взгляд, вкус и управленческие способности — все вместе дало старт площадке и далее старт для многих художников. Кроме прочего Артем — умный, тонкий и просто хороший человек.

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":344,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1.32,"scaleY":1.32,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":344,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Марина Анциперова, куратор, главный редактор журнала «Объединение» 

Хочется подчеркнуть большое значение Артема Филатова для популяризации и оформления Нижегородской художественной школы, одной из немногих заметных локальных художественных школ в стране. Уличное искусство расцвело в Нижнем в 2010-х, и тогда же сложился узнаваемый его стиль: работа с деревянным наследием, историей, роспись руинированных пространств, обязательное бережное отношение и к домам, и к жителям. В 2014–2016 годах Артем Филатов курировал и организовал фестиваль «Новый город: Древний», в рамках которого жители как раз участвовали в создании работ — и потом сохраняли эти работы, например, проект Стаса Доброго и Тимы Ради, который жители отстояли у фонда капитального ремонта. Благодаря этому фестивалю было сделано много классного, так о Нижегородской школе узнала и я.

Антон Хитров, критик

Для меня самое интересное в работе Филатова — то, как он исследует запутанные отношения между искусством и дизайном, искусством и ремеслом. Какую непосредственную пользу способна принести работа художника и что делает полезную вещь предметом искусства — вот вопросы, которые я вижу в его проектах последних лет. Эти вопросы, разумеется, родом из эпохи авангарда, но Филатов отвечает на них по-своему. Среди его объектов есть мебель, которая, с одной стороны, вполне функциональна, а с другой — комментирует и поэтизирует свою функцию. «Сад им.», перманентная инсталляция, которую Филатов сделал на пару с Алексеем Корси во дворе частного крематория, — кульминация этих поисков и один из моих самых любимых художественных проектов в России. В этой работе авторы, по сути, придумывают ритуал для секулярной эпохи. Создавать новые ритуалы, которые не связаны с магией или религией и отражают современные научные представления о мире и человеке, — по-моему, прекрасная утилитарная задача для искусства, потому что ритуалы сами по себе полезная штука, и кому, как не художникам, ими заниматься.

{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}