Blueprint
T

ИСКУССТВО

ТЕКСТ:
Дарья Коноваленко, Илья Опренко 


5 сентября открывается крупнейшая в России ярмарка современного искусства Cosmoscow, к которой The Blueprint подготовился основательно. Выбрали художников, к работам которых стоит присмотреться прямо сейчас, а заодно узнали у искусствоведа Дарьи Коноваленко и главы Tinkoff Private Ильи Опренко, как правильно в это самое искусство инвестировать. Спойлер: не верить хайпу и диверсифицировать активы.



Интернет пестрит заголовками о громких сделках с произведениями искусства и выгодных вложениях в NFT-арт. Видео аукциона Christie’s с рекордной продажей картины Леонардо Да Винчи «Спаситель мира» за $450 млн посмотрело более четырех миллионов человек, а по запросу «как инвестировать в искусство» можно найти сотни экспертных статей. Как же заработать на покупке произведений искусства?


Учитывайте инвестиционный горизонт и покупайте только те произведения, которые вам действительно запали в душу и с которыми вы готовы провести добрый десяток лет. Важно запастись терпением: у искусства низкая ликвидность. Коллекционер Эрлинг Кааге писал в книге «Как собрать коллекцию современного искусства и не разориться»: «Ошибки врача иногда бывают похоронены на кладбище, а клиенты проигранных адвокатом дел отправляются в тюрьму. С коллекционированием современного искусства все иначе: ваши ошибки всего-навсего будут висеть у вас на стене». Так что выбирайте себе хорошую компанию.

Ликвидность искусства зависит от множества факторов. В отличие от большинства биржевых инструментов произведения искусства — это долгосрочные инвестиции. Возможно, потребуются годы или десятки лет, а может, даже и не одно поколение, прежде чем автор обретет популярность и его работы станут очень востребованными на рынке и, соответственно, дорогими.


Покупайте искусство только после того, как у вас сформируется инвестиционный портфель с акциями, облигациями и валютой для сохранения капитала. Инвестиции в искусство не подходят для консервативных инвесторов. Коллекция похожа на акселератор стартапов: из сотни художников может выстрелить только один. Диверсифицируйте активы, а в случае с коллекционированием обратите внимание на художников разных эпох и стилей. И не бойтесь рисковать! В конце концов, кто не хочет войти в историю как счастливчик, который «выгодно вложился на старте» и первый открыл миру талант?


Хотите поиграть в инвестиционную рулетку — найдите недооцененный сегмент рынка. Иными словами — восходящих звезд современного искусства. Для этого придется посетить студенческие выставки, вернисажи в подвале, экспозиции в сквотах и не брезговать художественными мастерскими в заводских помещениях. Никто не знает, где вы откопаете свой бриллиант. Порог входа на старте карьеры творца будет ниже — история знает случаи, когда великие художники расплачивались с владельцами ресторанов и отелей работами, делая их миллионерами в будущем. Например, во время съемок фильма «Ритм большого города» Жан-Мишель Баския был бездомным, и коллеги по съемкам покупали его живопись по 200 долларов, чтобы поддержать. Цены на работы художника сейчас вы знаете.


Галерист — ваш лучший друг. Это человек, который обладает экспертизой, связями, а главное — информацией о выставочных планах. Купить работу художника до его персональной выставки в галерее или музее всегда выгодно. Можно также воспользоваться услугами частного дилера, которому вы доверяете, или обратиться к арт-банкингу. Вам нужны инсайдеры рынка, проводники в запасники и хранилища. Доверьтесь профессионалам, если вы не готовы разбираться самостоятельно.


Существует стереотип, что цена на произведение искусства берется с потолка, но это не так. Существуют законы арт-рынка: специалисты изучают провенанс произведений, выставочную историю, сохранность, дают экспертную оценку. Разберитесь, как работает ценообразование. У рынка искусства есть свои индексы. Наиболее значимо с точки зрения текущей оценки арт-активов и составления прогнозов нью-йоркское семейство индексов Mei Moses All Art Index, для российского рынка есть индексы Artmix. Если говорить о произведениях старых авторов, большое значение имеют так называемые голубые фишки в искусстве — здесь обращается внимание на период работы автора, сохранность произведения, провенанс. Как и остальные рынки, рынок искусства имеет риски. В первую очередь это сложности с оценкой и проверкой подлинности. Сомнения в подлинности произведения могут свести его стоимость к нулю.


Перепроверяйте цифры и не доверяйте хайпу. В любой галерее есть пиар-служба, в интересах которой продвижение художника для повышения цен на его работы. Возьмем одного из самых популярных художников в мире. Ценовой индекс на работы Джеффа Кунса понизился с 2001 по 2019 год на 49%, а цены на работы Дэмиена Херста упали на 63% за тот же период. Голубые фишки не всегда такие уж голубые. Копайте глубже. Учитывайте также иррациональный фактор: стремительно растущая цена за отдельную работу может быть случайным столкновением в борьбе за нее двух энтузиастов. Когда два покупателя сражаются за лот — выигрывает аукцион.


Учитывайте дополнительные расходы — разница в курсах валют, транспортировка, комиссии аукционов, логистика, страхование, хранение. Например, галерист Ларри Гагосян арендует в одном только Нью-Йорке три склада: один для предметов искусства, другие два — для хранения упаковки. Кроме того, вам могут понадобиться услуги юристов, оценщиков, искусствоведов, монтажников. Рекомендуем не экономить на дополнительных сервисах и профессионалах. Вы же не хотите, чтобы ваш холст признанного автора оказался через несколько лет фейком, а ваша скульптура разбилась при транспортировке?


Изучайте историю искусства. Ходите в музеи, общайтесь с кураторами, слушайте лекции, читайте книги и медиа об искусстве. Посещайте ярмарки, изучайте каталоги аукционов, планируйте путешествия на биеннале. Делайте запросы в фонд художника о провенансе работы, изучите задник, тираж, рекомендации по экспонированию. Знакомьтесь с художниками лично, чтобы узнать об их планах, мечтах, вредных привычках. Это как изучать бумаги компании, акции которой хотите купить. Но приятнее. Развитая насмотренность — единственный способ отличить новаторов от посредственных ремесленников. Найдите художника, который делает что-то новое концептуально или технически, а также переосмысляет и фиксирует эпоху. Ищите горящие глаза и новые идеи. Хотите узнать рецепт успешной инвестиции? Вырастут в цене те художники, которые стали первопроходцами.



Помните, что главная инвестиция — это инвестиция в хорошее настроение. Не стоит недооценивать эмоциональную составляющую покупки искусства, которую не могут подарить акции IT-компании. Актив — это ваш трофей. Искусство обладает особой аурой и делает своего обладателя счастливее, его жизнь наполненнее, дарит новые знакомства и культурный досуг. Меценат обретает новые смыслы в жизни и социальное признание, а также возможность оставить след в истории. Ему открываются новые двери и возможности для нетворкинга. И кто знает, может быть, ваша прибыль будет получена благодаря успешной рабочей сделке с другим любителем искусства, а не благодаря перепродаже картины?



,

к работам которых стоит присмотреться прямо сейчас

Выпускница Школы Родченко Ульяна Подкорытова работает на стыке современного искусства, народных промыслов и цифрового фольклора. Художник Кирилл Преображенский однажды очень точно определил ее стиль: «русский народный галлюциноз». Среди ее героев — псевдофольклорные персонажи вроде народной супергероини Гертруды Свирепой, которая сражается с глобализацией при помощи березовых перчаток и своей двухметровой косы (наш ответ Wonder Woman), а также парни с волчьими головами из легенды о святом Христофоре-псоглавце и сказительницы Русского Севера. С кокошниками при этом всегда соседствуют атрибуты современности — мемы или новостные заголовки.


Нижегородец Артем Филатов занимается живописью, скульптурой, инсталляцией, графикой, росписью по дереву, уличным искусством и курирует арт-проекты. А еще он один из немногих художников, которые умеют работать с темой смерти (и бессмертия соответственно). В 2019 году он вместе с Алексеем Корси сделал инсталляцию «Сад имени»: во внутреннем дворе первого частного крематория в Нижнем Новгороде был разбит сад, а из усилителя женский голос нараспев перечислял на латыни названия органов человеческого тела, которые превратятся в прах после «огненного погребения». Побывавшие там подтвердят — это был по-настоящему умиротворяющий опыт.



«Империя будет уничтожена изнутри» 

«Без названия»


Еще не поздно присмотреться к молодому художнику, чьи работы уже находятся в коллекциях Московского музея современного искусства, Государственного Русского музея, Третьяковской галереи и в Hort Family Collection в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе (в последней он единственный российский художник). Кульков — представитель абстрактного экспрессионизма и один из немногих, кто последовательно «достает из могилы» живопись, которую безуспешно хоронят кино, фотография, да и вообще вся так называемая популярная культура.



До того как заняться живописью, Австрейх много лет работала в медиа. Но в 28 лет у нее случилась перезагрузка — и выиграли от этого, кажется, все. С тех пор она успела поучиться у Владимира Дубосарского, выработать собственный очень узнаваемый стиль и «отбиться» от сравнений с Хокни, которого при взгляде на жизнерадостные работы Австрейх не вспоминал только ленивый. В этом году в арт-пространстве Lobby в Гостином Дворе прошла ее первая персональная выставка (куратор — Марина Анциперова), после которой сравнивать ее ни с кем уже не надо. В Lobby показали 20 работ из серии Lights Out: любимый художницей мотив карнавала обернулся абсурдистской зловещей сказкой. Для любителей барочных историй вроде «Орландо» Салли Портер работы Австрейх — must see.



All love is dreams and ghosts 


«Без названия»

Художница (и кузнец) из Санкт-Петербурга, выпускница Художественно-промышленной академии им. А. Л. Штиглица изначально работала преимущественно с металлическими инсталляциями и скульптурами — резала сплавы лазером, а скульптуры создавала из стальных прутьев. Но быстро освоила и другие жанры. Бобкова делает тотальные инсталляции, снимает клипы для Нины Карлссон, а среди своих источников вдохновения называет Георгия Пинхасова и Антуана д’Агата. Персональные выставки Бобковой проходили в московской галерее Надежды Миндлин Pink Pong в рамках ярмарки Cosmoscow и на «Винзаводе», в петербургской FFTN, на площадках в Абу-Даби и Париже.


Еще одна художница, которая реактуализирует народные художественные практики и старейшие техники декоративно-прикладного искусства. В случае с Яковлевой это вышивка. Сама художница родилась в Москве, а ее семья родом из села Усть-Цильма в Коми. Связь со своими корнями для творчества у Яковлевой — один из важнейших стимулов. Устина работает без предварительного эскиза: «Рисунки и объекты развиваются, как живой организм, меняясь в процессе моей работы. Отдельные элементы, такие как бусины, штрихи и линии, становятся сложносоставными цельными структурами — подобно тому, как отдельные клетки и молекулы, соединяясь, составляют живое существо».



«Без названия» 

«Не хочу и не буду»

{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}