Blueprint
T

Лобочный эффект

ФОТО:
GETTY IMAGES, IMAXTREE, АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ

Главный модный аксессуар сезона весна-лето 2024 по версии The Guardian — меркин, или лобковый парик, имитирующий самую популярную интимную стрижку в истории искусства и моды, «а-ля натюрель». Но были и другие — смотрите сами.

«Голые»

«Хотя лицо ее было красивым, обстоятельства личного характера препятствовали появлению страсти» — так ведущий критик искусства Викторианской эпохи Джон Рескин объяснял расторжение своего брака с Эффи Грей, которая вскоре вышла замуж за художника-прерафаэлита Джона Эверетта Милле и стала героиней пьес и байопиков (см. «Эффи» с Дакотой Джонсон). Известная байка гласит, что среди «обстоятельств личного характера» значились лобковые волосы жены. Если представления Рескина об идеальном женском теле, как утверждают его биографы, сформировались под влиянием Античности, то его, скажем так, можно понять: о разнообразии интимных стрижек в греческом и римском искусстве говорить не приходится (как и о наличии женских лобковых волос в целом). «Голый» лобок тогда символизировал главным образом чистоту и невинность.

Луиз Буржуа, «Безобидная женщина», 1969 

«Афродита Книдская», III—II вв. до н. э.

Энди Уорхол, «Туловище», 1977

Тициан, «Венера Урбинская», 1538

Ванесса Бикрофт, VB45 Wien, 2001

Виктор Пивоваров, «Зеленый диван», 2008  

Кузьма Петров-Водкин, «Утро. Купальщицы», 1917

Огюст Ренуар, «Купальщица, поправляющая волосы», 1893

Венера Виллендорфская

Иероним Босх, «Сад земных наслаждений», 1515  

Рафаэль Санти, «Три грации», 1505 

Пабло Пикассо, «Авиньонские девицы», 1907 

Андрей Кузькин, «Явление природы», 2012

«Треугольные»

В древнеегипетском искусстве самая популярная интимная «стрижка» — в виде четко очерченного треугольника, как у статуэтки богини Исиды из коллекции Метрополитен-музея, символизирующей идеал женственности образца II века нашей эры. Для простых смертных
же гладкая кожа на лобке еще долго оставалась главным модным трендом: в Древнем Египте волосы удаляли пемзой, пчелиным воском и сиропом, в Древней Греции — острыми раковинами и кремневыми ножами. Со временем методы эпиляции эволюционировали — как и представления художников об идеальных формах. Мастера ХХ века треугольные стрижки очевидно приветствовали, но, в отличие от авторов древнеегипетских статуэток и фресок, ими одними в своем творчестве не ограничивались. За исключением, разве что, мастера картин-ассамбляжей из подручных предметов Джима Дайна.

Джим Дайн, «Четыре вида волос на лобке», 1971 

«Исида-Афродита», II в. н.э  

Женщина, 610–595 до н.э. 

Альфред Стиглиц, «Джорджия О'Кифф — Торс», 1918  

Марина Абрамович, Luminosity, 1997 

Игорь Грабарь, «Флора», 1934

Том Вессельман, «Ванная. Коллаж №3», 1963   

«Брендированные»

В 1967 году Мэри Куант — британский дизайнер, фанатка микроскопических юбок, бьюти-икона и глава «движения за свободу и веселье», как ее однажды назвал директор Музея Виктории и Альберта Тристрам Хант, — сменила стрижку. На этот раз — интимную: покрасила лобковые волосы в зеленый цвет и уложила их в форме сердца. А также заявила, что в 1970-х интимная стрижка станет настоящим «модным заявлением». С таймингом Мэри Куант, как верно замечает автор книги «Анатомия моды» Колин Макдауэлл, просчиталась: интимные стрижки (и лобковые парики — меркины) дизайнеры начнут выставлять напоказ только в 1990-х (см. «Нетронутые»). Но в остальном не прогадала. Самое громкое заявление по теме сделал в свое время Том Форд, поручивший Марио Тестино снять в кампании Gucci модель (а также бывшую кандидатку в депутаты Европарламента и будущую главу Шахматного союза Эстонии) Кармен Касс с выбритой на лобке буквой G. Два десятилетия спустя успех попытались повторить Supreme, но S-образная интимная стрижка в народ не пошла. Где-то между свое слово успела вставить Мадонна, которой, как известно, для скандальной выходки особый повод не нужен. В 2017-м он, впрочем, имелся: Трамп только победил на выборах, и Мадж решила замотивировать фанатов присоединиться к протестам. А заодно напомнила: иногда интимная стрижка может быть и политическим заявлением.

Кампания Gucci, 2003

Из личного архива Мадонны, 2017 

«Нетронутые» и искусственные

Одновременно символ естественности, признак здоровья, свидетельство благородного происхождения (как в XV веке) и вызов широкой общественности, которая выставленные напоказ лобковые волосы, даже если речь шла о жанре ню, в лучшем случае принимала со скрипом. Причем как во времена Гойи, Курбе и Модильяни, так и в 2014-м: посетители американских торговых центров тогда посчитали новых манекенов American Apparel «безобразными» (см. American Apparel). Примерно так же в свое время отзывались о моделях Katharine Hamnet, Alexander McQueen и Vivienne Westwood — последняя, правда, демонстрировала на показе не натуральную интимную прическу, а меркин. Это слово, если верить авторам 800-страничного исследования «Оксфордский справочник о теле» Колину Блэйкмору и Шейле Дженнет, вошло в обиход примерно в 1450-м. Но, судя по реакции на речь Джареда Лето в 2016-м, до сих пор вызывает смущение. (Объявляя номинантов на «Оскар» за лучший продакшн-дизайн, Джаред тогда поблагодарил тружеников художественных цехов за работу над париками в «Безумном Максе» — в том числе лобковыми). Впрочем, после последнего показа Джона Гальяно для Maison Margiela смущение впору побороть даже ханжам и скептикам. Как предрекают The Guardian, «меркин — самый модный аксессуар сезона».

Гюстав Курбе, «Происхождение мира», 1866   

Трейси Эмин, «И затем ты меня бросил», 2008   

Показ Maison Margiela Haute Couture, весна-лето 2024 

Фрида Кало, «Две обнаженные в лесу», 1939 

Показ Alexander McQueen, осень-зима 1995  

Показ Katharine Hamnett, начало 1990-х 

Показ Alexander McQueen весна—лето 2001 

Амедео Модильяни, «Лежащая обнаженная с голубой подушкой», 1917

Люсьен Фрейд, «Стоя у тряпок», 1988

Чак Клоуз, «Лора», 1984   

«Короткие истории», режиссер Роберт Олтмен, 1994   

«Мечтатели», режиссер Бернардо Бертолуччи, 2003 

Дженни Савиль, «План», 1993

Рене Магритт, «Изнасилование», 1934 

Пабло Пикассо, «Стоящая обнаженная», 1910

Густав Климт, «Подруги», 1917

«Частный показ», режиссер Франсуа Летерье, 1973

Поль Дельво, «Фазы луны», 1939 

Витрины American Apparel, 2014 

«Девочки», режиссер Лина Данэм, 2012 — 2017   

«Секс в большом городе», 2008

{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}