Фаллос и Танатос
На прошлой неделе визажистка Исамайя Ффренч, бьюти-куратор Off-White и одна из самых талантливых современных художниц по макияжу, сорвала банк со своей помадой линии ISAMAYA beauty, футляр которой был выполнен в форме пениса. Насмотревшись на оживленные обсуждения продукта («корректно — некорректно», «объективация мужского тела — смелый выход», «феминистский продукт — она опять затыкает рты женщин известно, чем»), The Blueprint решил их несколько разнообразить и вспомнить, какое место занимали пенисы в истории искусства и моды.
Классическая мужская нагота — как и женская — в свое время символизировала и жизнь, и смерть, и любовь, и ненависть, и страх, и радость. Укажем, впрочем, на одну особенность — за исключением греческих изображений сатиров размер художественных пенисов рос год от года (этому посвящены отдельные исследования в медицинских журналах)
Фрески Помпей, между 89 г. до н.э и 79 г. н.э.
Рафаэль, Меркурий несет Психею на Олимп. Фреска из римской виллы Фарнезина, 1517-1518
Жан де Монстбастон, иллюстрации к «Роману о розе», вторая четверть XIV века
Караваджо,
«Амур-Победитель», 1602
Коломан Мозер, «Весна», 1900
Леонардо да Винчи, «Витрувианский человек», 1492
Микеланджело, «Давид», 1501
Люсьен Фрейд, «Отражение, автопортрет», 1993
Эгон Шиле, «Автопортрет», 1912
Энди Уорхол, «Пенис», 1977
Значительно прибавив в размере, наши герои в ХХ век вступили во всей своей многогранности — авангардисты типа Бранкузи интересовались исключительно формой, сюрреалисты — психоаналитическим содержанием. Ближе к концу века в игру вступило социальное искусство, и пенисы поднялись единым фронтом на борьбу с ВИЧ (см. Кит Харинг).
Tom of Finland, «Без названия», 1976
Константин Бранкузи, «Принцесса Х», 1916
Сальвадор Дали, «Загадка Вильгельма Телля», 1933
Джаспер Джонс, «Мишень с гипсовыми моделями», 1955
Герман Маккинк, «The Rocking Machine», 1971
(кадр из «Заводного апельсина» Стэнли Кубрика)
Роберт Мэпплторп,
«Мужчина в костюме из полиэстера», 1980
Джейми Маккартни, «4х4», 2008
Кит Харинг, «Однажды в сказке», 1989
Кит Харинг, «Однажды в сказке», 1989
В феминистском искусстве пенис по понятным причинам не ждало ничего хорошего. Самой показательной работой здесь можно назвать «Филе» Луиз Буржуа — подвешенный в середине 1960-х за мясные крюки the символ патриархата всем своим несчастным видом говорит — тяжелые времена на подходе.
Герлинде Кёльбль, из серии «Мужчины», 1982-1984
Джудит Бернстайн, «Cockman #1», 1966
Луиз Буржуа, «Филе», 1966
Сара Лукас, «Penetralia», 2008
Трейси Эмин, «Птица певчая», 2007
Натали ЛЛ, «Потребительское искусство», 1975
За исключением панк-иконы Вивьен Вествуд, которая с предметом нашего интереса работала с незапамятных времен и использовала его в качестве очередного fuck you истеблишменту, пенисы на подиуме появляются скорее как комедийный элемент. Впрочем, более рафинированный подход тоже встречается — у Рика Оуэнса, например, и Рафа Симонса — модельеров, которые рассматривают гендер политически.
Вечеринка в честь коллекции Acne SS2015
Помада Isamaya Lips Colour Infusion
JW Anderson
JW Anderson
Calvin Klein SS17
RICK Owens F15
Emilia Pfohl и Nan Li
FKA Twigs в платье Christopher Kane dress на Met Gala
Здесь, понятно, можно составлять отдельную энциклопедию (не говоря уже о специализированных фильмах), но мы выбрали главных игроков. В великом дебюте Пола Томаса Андерсона член — это буквально символ потерянной невинности, у Пазолини можно ставить половину фильмографии — для нормализации мужской наготы на экране он сделал, пожалуй, больше остальных. Синий гигантский член Доктора Манхэттена из «Хранителей» Снайдера — это напоминание о том, что фильмы по комиксам, главный киножанр современности, тоже могут быть «для взрослых». Ну а «Игра престолов» совершила невозможное: вернула кастрацию в русло развлекательного контента.
«Цветок тысяча и одной ночи»,
режиссер Пьер Паоло Пазолини, 1974
«Игра престолов», 2011- 2019
«Хранители», режиссер Зак Снайдер, 2009
«Ночи в стиле буги», режиссер Пол Томас Андерсон, 1997