Blueprint
T

Знакомьтесь, команда фестиваля Signal

Продюсер:
Макс Кузин

Фотограф:
Митя Лялин

Вот уже пять лет тысячи самых разных людей, от круглосуточных тусовщиков до утонченных знатоков современного искусства, берут палатки и походную утварь и отправляются за 200 км от Москвы, чтобы послушать экспериментальную музыку, потанцевать под техно и посмотреть на арт-объекты под открытым небом — а в этом году еще и встретить Блюзавра и обзавестись браслетом The Blueprint x Vereja. Отвественные за это — команда фестиваля Signal.

За пять лет в концептуальном плане фестиваль музыки, современного искусства и архитектуры Signal перерос сам себя — его больше невозможно воспринимать как просто рейв в красивой лесной чаще. Сегодня это еще и площадка для сложных творческих экспериментов с музыкой, нетривиальное арт-пространство и творческая лаборатория. Организаторы фестиваля рассказали нам о том, как зародилась идея этого проекта, в чем состоит его уникальность и каковы дальнейшие перспективы его развития.

Сергей Фадеев
основатель фестиваля

О том, как все начиналось


Концепция фестиваля, который был бы связан и с музыкой, и с архитектурой, зародилась у меня еще на первых курсах института. По образованию я архитектор, с этим была связана вся моя жизнь. Но я серьезно интересовался музыкой, и у меня периодически возникала мысль о своем фестивале. Потом у меня появилась Rodnya — творческое объединение, при котором был клуб. Клуб Rodnya, по сути, и стал прародителем фестиваля Signal. Благодаря ему появилось много наработок, связей, контактов в шоу-бизе.


Signal задумывался как фестиваль с уникальным генотипом. Я изначально представлял себе это как путешествие на несколько дней. Локация — лес — была понятна сразу, музыкальная картина — тоже. Потом я стал развивать свою идею, исходя из накопленного опыта посещения фестивалей: очень вдохновляют Sonar в Барселоне и Wonderfruit в Таиланде — один из крупнейших азиатских фестивалей с образцовой организацией.



О восприятии искусства и музыки на природе


Мне кажется, природа — идеальный бэкграунд для восприятия современного искусства. В каком-нибудь павильоне или в бывшем промышленном цеху оно работает совсем по-другому. В лесу ты находишься в некоем космосе, в чистом пространстве. Про музыку мне многие люди говорят, что наслаждаются тем, как она звучит именно в лесу. Здесь совершенно другая акустика, другие ощущения. Больше воздуха, больше глубины. Меньше резонирующих факторов и побочных шумов, которые есть в любом помещении, если это не концертный зал с системой звукопоглощения. Здесь звук хорошо распространяется вне зависимости, находишься ли ты на танцполе возле диджея или только идешь к нему. Ты слышишь чистый звук и погружаешься в него. Контраст с природой позволяет по-новому взглянуть и на искусство, и на музыку. При этом не возникает ощущения, что это что-то чужеродное.


О развитии проекта


Если первые годы люди ездили на фестивали ради музыки и рейва, то сейчас едут за уникальным сценарием, симбиозом людей, музыки, арт-объектов и архитектуры. Все билеты на Signal в этом году были распроданы еще до того, как мы опубликовали финальный лайнап. Это говорит о том, что людей привлекает не конкретно музыка, а уникальный экспириенс, общая картина фестиваля.


С каждым годом Signal растет не только по количественным показателям, но и по качественным. Развивается концепция фестиваля, появляются дополнительные истории. Изначально задумка была простая — музыка плюс архитектура. Никто особо не задумывался об экологии, не было образовательных инициатив, не было музыкальной резиденции. Но постепенно развиваясь, первоначальный замысел оброс классными сайд-проектами. Аудитория расширяется. Мне приятно видеть, что здесь не только собирается московская клубная тусовка, но приезжают люди со всей страны. И далеко не только ради того, чтобы просто потанцевать.


О перспективах на будущее

Есть большое желание сделать постоянную творческую резиденцию в Никола-Ленивце, где музыканты, художники и дизайнеры смогут креативить на протяжении года. Еще более глобальная цель — запустить Signal в разных уголках России, чтобы «сигнальчики» зажигались по всей стране. В этом году мы отлично посотрудничали с Нижним Новгородом — провели на 800-летие города мероприятие с участием Нины Кравиц. Плюс хочется развивать Signal, который ежегодно проходит на Бали.

Олег Зоткин
управляющий директор фестиваля

О приходе в команду Signal


Свою карьеру я начинал в индустрии развлечений, работал в ночных клубах на разных позициях, от бармена до арт-директора. Последним моим достижением в этой сфере стала должность заместителя генерального директора клуба Arma 17. После этого я восемь лет работал в ивент-агентстве Louder — для меня это был бесценный опыт в организации мероприятий для разных заказчиков с разной спецификой. И вдруг появился Signal. С Сергеем Фадеевым на тот момент мы были знакомы давно и регулярно общались. Я несколько раз съездил на фестиваль, увидел, как он устроен, и подумал, что мой опыт в ивент-индустрии может быть очень полезен. Сейчас моя позиция в рамках Signal — управляющий директор, а моя главная задача — организовывать взаимодействие в команде, налаживать рабочие процессы.



О целях и планах


В первую очередь для нас важно улучшить клиентские сервисы. Куда бы человек ни обращался, он обязательно должен получать ответ. Одно из достижений Signal 2021 в этом направлении — нам удалось наладить коммуникацию с гостями по всем возможным каналам: Facebook, Instagram, «ВКонтакте», электронной почте. Следующая наша задача — сделать покупку билетов удобнее, а трансфер до локации, размещение и питание еще комфортнее и качественнее. Инфраструктура самого арт-парка «Никола-Ленивец» заметно расширяется, и мы активно участвуем в этих процессах. Мы проявляем инициативу — сами что-то строим, расчищаем, увеличиваем пропускную способность парка. В плане контента — художественного, развлекательного и образовательного — мы тоже постоянно совершенствуемся: строим новые объекты, сцены, приглашаем новых участников. Вместе с нашими техническими партнерами улучшаем звуковое и световое оформление шоу.

О сложностях в организации

Арт-парк «Никола Ленивец» — это большое преимущество фестиваля, но у этой медали есть обратная сторона. Это очень далеко. Некоторые элементы инфраструктуры развиты слабо. Бывают проблемы со связью, с электричеством. Поэтому, когда мы договариваемся с какими-то нашими коллегами, нам часто приходится уточнять: «Ну вы поймите, мы же в лесу». Нужно во всем учитывать, что мы находимся далеко от развитых технологий.

Антон Минц
музыкант и куратор Signal Music Residency

О том, как появилась музыкальная резиденция


К фестивалю мы с Андреем [OID] присоединились в 2019 году. Сама идея создать музыкальную резиденцию принадлежит Сергею Фадееву, и мы вместе стали брейнстормить. Мы хотели, чтобы у музыкантов, композиторов и саунд-дизайнеров независимой сцены была возможность показать себя. Это не только творческий, но и образовательный процесс: ребята знакомятся, делятся техниками и приемами. Кто-то работает только в цифровом режиме, кто-то — с аналоговыми синтезаторами, кто-то — с модульными.


О том, как все устроено


За определенное время до начала фестиваля мы объявляем open call. В этом году было больше 250 заявок! Для нас это был настоящий челлендж — всех послушать, чтобы в итоге пригласить только восемь участников. Почему восемь? Потому что каждый участник — это отдельный голос восьмиканальной инсталляции. Часть этой инсталляции — видеопроекция с генеративной графикой, которая реагирует на частотные характеристики и периодичность звука. Программа обрабатывает сигнал, и в результате получается абстрактная визуальная картина. В этом году к нам присоединился дуэт видеохудожников Stain (Саша Гаврилова и Сергей Титов), а в следующем мы, возможно, будем делать конкурс для видеоартистов.


Прошлые два года мы выезжали в Никола-Ленивец, жили там неделю до фестиваля, готовили музыкальную инсталляцию и часовое live-выступление с восемью участниками на открытии фестиваля. В этом году мы собирались уже не в Никола-Ленивце, а в Москве — в «Башмет Центре». Идея была очень удачная, потому что с точки зрения оборудования условия для подготовки были лучше.


О том, как создается музыка


В первый год, когда мы только начали, перед нами стояла задача создать аудиоинсталляцию, и была концепция — взаимодействие с природой. Мы использовали field recordings — записывали звуки окружающей среды, живые фактуры, из которых с помощью модульного синтеза — просто редактирования этих файлов — создавали полноценное аудиополотно.


У нас с Андреем есть техническое задание — некий вектор, продиктованный природным ландшафтом. Мы передаем его участникам резиденции, но без жестких рамок, а ребята уже сами находят совместные решения. Это всегда удивительно.


Мы создаем звучание, которое будет органично жить в лесу, во всей природной красоте. В музыке сразу отметается много лишнего. Природа сама говорит, что подходит, надо просто прислушиваться.



Андрей OID
музыкант и куратор Signal Music Residency

О приходе в команду Signal


В 2019 году я случайно оказался в Никола-Ленивце и познакомился с архитектором и дизайнером Ваней Щетининым. Он показал мне многоканальную аудиоинсталляцию, которая совершенно поразила мое воображение. В общем-то, наша резиденция развивалась под сильнейшим впечатлением от услышанного тогда в лесу. У нас не было изначально прописанной на бумаге концепции. Надо было просто собрать вместе интересных людей, которые работают не в формате клубной музыки.


Мне кажется, это лучший фестиваль из существующих. У него некоммерческий формат. Здесь нет повторений по музыкальному контенту, каждый раз это что-то новое. Это как большая галерея в лесу. В этом есть что-то утопическое. Это некий идеальный мир, который все строят с невероятным воодушевлением. Именно это завораживает.



Об участниках резиденции


Наши участники занимаются экспериментальной, электроакустической музыкой, эмбиентом и так далее. У нас нет конкретной привязки, единственное — мы не работаем с танцевальными форматами. Если у музыканта есть опыт работы в кино или саунд-дизайне, нам это подходит.


Мы хотим объединять людей, которые работают в смежных жанрах. Каждый хорош в чем-то своем: кто-то работает с модульным синтезом, кто-то — в цифровом формате. Каждый может привнести что-то свое. Для нас важно, чтобы ребята подружились, почувствовали друг друга, чтобы все превратились на время в единый организм.


Отчасти мы действуем вслепую, определяя участников только по тому, что

мы слышим. Чаще всего мы не обманываемся в своих ожиданиях. Более того, в большинстве случаев результаты превосходят все ожидания. Разочарований пока не было ни разу.


Важный момент: участники — независимые, никем не ангажированные, но не начинающие музыканты. Новичок в саунд-дизайне с большинством задач, которые перед нами стоят, просто не справится. Не из-за того, что у него плохая музыка, — просто у него не хватит знаний.


В этом году меня поразила одна вещь. Когда все ребята пришли в «Башмет Центр», подключились и зазвучали, у меня сложилось впечатление, что они уже вместе гастролировали. Они встретились впервые в жизни, но сразу как будто получился электронный оркестр.


Николай Буду
технический директор фестиваля

В команде организаторов я был с самого первого фестиваля Signal. Я отвечаю за стройку и инфраструктуру — за все, что касается танцполов, дорожек, парковок и прочего. За пять лет Signal стал одним из моих самых любимых проектов. Он большой и сложный, но при этом семейный и творческий. Такое редко бывает, и в Signal это есть.


Масштабы фестиваля с каждым годом растут, и задачи в связи с этим усложняются. Мне нравится динамика, с которой мы развиваемся. Нравится, что с каждым годом наша площадка становится красивее и комфортнее. Неизменно одно: мы по-прежнему остаемся в лесу, куда ничего не может доехать и все время идут дожди. Но мы этот лес безмерно любим и уважаем. И как будто с каждым разом в нем становится солнечнее и суше.


Андрей Морозов
куратор музыкальной программы фестиваля

На первый Signal в 2017 году я приезжал в качестве гостя. Тогда я подумал: «Наконец-то свершилось то, чего я так долго ждал. В Никола-Ленивце появился новый классный музыкальный фестиваль». До этого я был несколько раз на «Архстоянии», делал там музыкальную программу, но это все-таки многоформатный фестиваль, где музыка — только одна из активностей. А хотелось, чтобы она была на первом месте. И когда возник Signal, я сразу захотел стать его частью.


С Сергеем Фадеевым мы познакомились как раз в 2017-м. Я тогда начал помогать с букингом артистов для вечеринок в Rodnya, а позже, в 2019 году, присоединился уже к команде Signal. Сережа — наш главный идеолог, мы все делаем вместе. Я что-то предлагаю, мы слушаем и приходим к общему решению. Команда Signal — это некое комьюнити, каждый вносит свой вклад в формирование лайнапа. Для меня главное — проконтролировать, чтобы все сложилось и состоялось. На мне — музыкальное продюсирование. Это конструктор из множества деталей: детали поменьше — это сами артисты, а детали побольше — это так называемые саб-ивенты, мероприятия внутри мероприятия. Мы зовем дружественных промоутеров, и они полностью делают ночь или день со своими резидентами.


Для меня Signal и Никола-Ленивец — это идеальный match места и музыки. Мы привыкли, что электронная музыка существует в клубах и бывших индустриальных локациях, и в этом плане Signal оказался уникальным для России. Просторы Никола-Ленивца превращают каждую поездку на Signal в бесконечное приключение. Это не то же самое, что сходить на вечеринку в закрытое пространство, где особо некуда деться.


{"width":1200,"column_width":90,"columns_n":12,"gutter":10,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
[object Object]
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}