T

Лики, лица и «морды»


Московский музей AZ привез в Санкт-Петербург одну из своих самых успешных выставок — «Лики / Лица / Морды», приуроченную к 90-летию «советского Поллока» Анатолия Зверева и посвященную одному из его любимых жанров — портрету. На выставке в Русском музее показывают более 90 произведений художников-шестидесятников, по которым можно смело составлять альтернативную историю страны. На этой своеобразной «доске почета» — неизвестные герои нонконформистского искусства, пародийные портреты политических лидеров и бесконечные эксперименты с формой. В общем, все то, что советское официальное искусство не слишком жаловало. The Blueprint на примере трех художников с выставки рассказывает, чей портрет рисовали советские нонконформисты.


Лики

 леонид пурыгин 

Портрет — новая икона 

Выставка «Лица, Лики, Морды»

Один из самых изобретательных и успешных у профессионального сообщества и публики художников-примитивистов в своих работах смешивал приемы, характерные для «аутсайдер-арта» и русского религиозного искусства (Пурыгина часто называли «советским Босхом»). Шутка ли — как минимум одна работа Пурыгина есть в коллекции даже у Мадонны.


На протяжении всей жизни Пурыгин создавал собственную мифологию, в центре которой был он сам — «Леня Пурыгин. Художник из Нары. Гениальный» — именно так он чаще всего подписывался, именно это красовалось на его визитных карточках, которые он в шутку раздавал друзьям и коллегам в студии в Фурманном переулке. Сейчас знаменитый, а тогда, в 1987 году, свежерасселенный дом захватили молодые художники: в Фурманном сквотировались Вадим Захаров, Юрий Альберт, Андрей Филиппов, «Чемпионы Мира» и приехавший покорять Москву из Наро-Фоминска сын учительницы и директора фабрики игрушек (который занятия сына искусством всячески поощрял) Пурыгин.


В 1988 году две картины Пурыгина — «Пипа. (Видение на озере Охват)» 1985 года и «Молох. (Смерть голубой бабочки)» 1988 года попали в каталог легендарных первых московских торгов дома Sotheby’s. После продажи работ с Пурыгиным заключила контракт нью-йоркская галерея Эдуарда Нахамкина, благодаря которому в Америке выставлялись художники советского андеграундного искусства, — и через год сам художник уже жил в США.


«Автопортрет в парадной форме генералиссимуса», который показывают на выставке Зверевского музея, написан Пурыгиным уже за границей — он еще не в тоске (в которую впадет в эмиграции, по свидетельствам друзей), но уже в ностальгии. Свой статус успешного международного художника он рифмует с советской героической символикой, а меч с поверженным международным зрителем и галеристом — это отсылка к иконам XVIII века с изображениями мученика Иоанна Воина.


Леонид Пурыгин Автопортрет
в парадной форме Генералиссимуса, 1989

Лица

анатолий зверев

Портрет — документ (с вечеринки) 

Было бы странно, если бы выставка, приуроченная к 90-летнему юбилею Анатолия Зверева, не стала большим смотром его работ. В центре экспозиции «Ликов / Лиц / Морд» — конечно, собрание портретов коллег и приятелей «советского Поллока». Жанр портрета для Зверева был главным — ведь именно портретами Зверев, который большую часть жизнь был бездомным (свою биографию он строил по примеру другого знаменитого скитальца — поэта Велимира Хлебникова), «расплачивался» за гостеприимство товарищей.


Карьера Зверева, как и Пурыгина, за рубежом складывалась, мягко говоря, лучше, чем на родине. В конце 1950-х Зверев участвовал в квартирных выставках, а в 1957-м его работы показали на VI Международном фестивале молодежи и студентов, при этом в 1959-м его репродукцию опубликовал Life, а спустя три года Нью-Йоркский музей современного искусства купил три его работы. А вот первая персональная выставка в Москве случилась лишь в 1984 году.


Собрание портретов его друзей и собутыльников, таким образом, составляет альтернативную национальную галерею, среди которых — художник и товарищ Зверева Владимир Немухин, режиссер Теодор Вульфович, поэт Аида Хмелева и, конечно, куратор и арт-директор музея Зверева Полина Лобачевская. Все они, деятели тогда невидимого советского неофициального искусства, которые им писались, с одной стороны, как — романтические герои будущих мифов, а с другой — как живые люди, близкие современники.


Выставка «Я люблю Зверева» в Музее AZ

Выставка «Лица, Лики, Морды»

Выставка «Лица, Лики, Морды»

морды

олег целков

Портрет — диагноз 

За «морды» на выставке отвечает Олег Целков, друг Анатолия Наймана, Василия Аксенова, Артура Миллера и один из главных художников советского нонконформистского искусства, который с 1960-х разрабатывал их мифологию. На его портретах — деформированные лица и фигуры, напоминающие то ли маски, то ли мутантов, которых сам художник и называл «рожами» или «мордами».


«Я начал делать лица в 1960-м. Случайно. В поисках своего художественного пути нарисовал странное лицо. Не абстрактное, как у кубистов, разбитое кубиками. Человеческое, но ничье. Вдруг понял, что вижу в нем привлекательную загадку. Это человеческий портрет, но с искажениями. По сей день у меня нет ответа, что это за лица, что с ними происходит и какого они качества. Пишу их всю жизнь», — говорил он в одном из своих последних интервью.


Олег Целков Портрет семьи, 1965

Выставка «Лица, Лики, Морды»

Сам Целков называл себя преемником Рублева, Иванова, Сурикова, Репина, Филонова и Малевича — всех сразу. А свои «морды» трактовал в зависимости от настроения. Иногда он называл их «доносом в будущее» на советскую реальность, с которой он, как настоящий гордый панк, не хотел контактировать вообще никак — и даже от участия в знаменитой «Бульдозерной выставке», где показывались все его товарищи, отказался (Целков под давлением властей эмигрировал во Францию в 1977 году). Иногда — как формалистскую альтернативную вселенную, созданную по всем заветам его учителя в Ленинградском государственном институте театра, музыки и кинематографии Николая Акимова — знаменитого выпускника ВХУТЕМАСа и принципиального противника любой «реалистичности». Благодаря этой двойственности Целков так отлично старится: известно, например, что среди прочих его произведения очень ценят участники Kraftwerk, которые даже предоставили свою музыку для документального фильма о художнике.


{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
[object Object]
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}