Blueprint
T

Эпоха просвещения

Масштабный мировой тур в честь 40-летия успешной карьеры Мадонна решила проанонсировать не только с помощью коллекционного номера Vanity Fair, но и в новом видео — The Enlightenment. Вполне в соответствии с названием клип оказался настоящим арт-перформансом. Ожившие фотографии, образцовая работа с искусством от классики до сюрреализма. И конечно — мода. Разобрали эти шесть с лишним минут на самые яркие цитаты.

В действительности иконический номер Vanity Fair выходит с одной съемкой сразу в трех странах: Испании, Италии и Франции. И фотографии, и видео — образцовый сборник очень красноречивых отсылок к культуре каждой из стран. Это касается как искусства, так и одежды, за которую отвечала легендарная звездная стилистка, художница по костюмам Беа Акерлунд, известная по работам с Рианной, Леди Гагой, Бейонсе, Кэти Перри и, собственно, с Мадонной. В кадре мы видим переосмысленные платья с кринолинами, будто из Малого Трианона, отсылки к традиционным «огненным костюмам» матадоров (The traje de luces), а также платья, будто сошедшие с картин итальянского Возрождения. В целом же отсылки к религиозным сюжетам, историческим личностям, великим художникам, художницам и их шедеврам из коллекции самой Мадонны поражают не столько своим количеством, сколько продуманностью и вниманием к деталям.

«Тайная вечеря» Леонардо да Винчи + Gucci

«Тайная вечеря», Леонардо да Винчи, 1495-1498

К концепции God is a Woman в поп-культуре мы уже привыкли — Мадонна же вновь идет дальше прочих в отношениях с религией и гендером, буквально заявляя: Jesus is a Woman. Первые кадры съемки — отсылка к «Тайной вечере» Леонардо да Винчи, в центре которой Мадонна восседает, собственно, в образе Иисуса Христа. Эту роль она исполняет в кастомизированном платье Gucci. Для дома, в ДНК которого есть отсылки к религиозной символике, а в селебрити-портфолио знаковый выход Джареда Лето в образе Иисуса на Met Gala 2018, союз вполне объяснимый.

Дева Мария +
Jean Paul Gaultier

На обложке iconic issue Мадонна позирует в образе Богородицы с икон в честь католического праздника Непорочного сердца Марии (сердце Марии, раненное кинжалами, в католической традиции — символ милосердия). На ней платье Dolce & Gabbana Alta Moda, антикварная фата из New York Vintage, украшения Agnieszka Osipa и LAB LAB (последние как раз отвечали за зрелищное сердце). Но вообще, Дева Мария — ключевой персонаж во вселенной Жан-Поля Готье, большого друга Мадонны и ее давнего соучастника. Странно, что мы ни разу не видели певицу в образах бесчисленных богородиц из коллекций JPG — power couple даже не воспользовалась поводом в виде совместного выхода на «религиозную» Met Gala 2018! The Elightenment исправляет эту несправедливость: в один момент Мадонна появляется в платье из «католической» кутюрной коллекции Готье весна 2007.

Haute Couture Jean Paul Gaultier, весна-2007

Алессандро Микеле, Лана дель Рей и Джаред Лето, Met Gala 2018

Джоэл-Питер Уиткин + незримый Alexander McQueen

«Мать будущего», 2004, Джоэл-Питер Уиткин

Кажется, если бы Мадонне надо было взять с собой одного фотографа на необитаемый остров, это был бы Уиткин. Мастер макабра, любимец Александра Маккуина и большой профессионал (в современном искусстве, возможно, лучший) в деле «мементо мори» присутствует почти в каждом эпизоде короткометражки Мадонны. Вещей Маккуина, кстати, к удивлению, в кадре нет, но дух его на месте. Глядя на мрачные сцены застолий, сложно не вспомнить самые провокационные из показов Alexander McQueen, например, VOSS или более поздний осень-зима 2019.

Джоэл-Питер Уиткин

Alexander McQueen, показ VOSS

Жанна д’Арк + Dior эпохи Джона Гальяно

Отсылка к, возможно, первой иконе феминизма в истории — в сцене с отрезанием волос. Мадонна продолжает бунтовать против «традиционных» женских ролей, опираясь на бессмертные архетипы. По просьбе Акерлунд доспехи для новой версии Жанны д’Арк создали в ателье Maison Margiela под чутким руководством Джона Гальяно. Для дизайнера это не первый подобный опыт — он уже переосмыслял образ Жанны д’Арк в кутюрной коллекции Christian Dior осень 2016.

«Страсти Жанны д'Арк» (1928)

Christian Dior, осень 2016

Фрида Кало в искусстве и моде

У Мадонны одно из самых больших в мире частных собраний работ мексиканской художницы. Неудивительно, что Мэдж цитирует ее при любом удобном случае. Образы в корсетах — это отсылка к картине «Сломанная колонна» 1944 года, написанной Кало после операции на позвоночнике. Даже буквально сломанная женщина — все равно самое сильное существо на свете — говорит вслед за Кало Мадонна. Во Фриду Мадонну превращали не силами Жан-Поля Готье, как можно было бы подумать (дизайнер часто вдохновляется этой художницей и даже посвятил ей отдельную коллекцию весна 1998), а силами целой сборной — поучаствовало и ателье Maison Margiela, и Miu Miu, а корсет, напоминающий гипс, в котором Фрида провела годы реабилитации, сделали в ателье Konieczka Costumes. Пронзительная деталь — серьги New York Vintage в виде птиц в клетках, вновь намекающие на судьбу художницы.

Jean Paul Gaultier, весна–лето 1998 

«Герника» Пабло Пикассо + Роджер Баллен  

«Герника», Пабло Пикассо, 1937

Самый мрачный черно-белый эпизод всего фильма — это очевидный оммаж «Гернике» Пабло Пикассо о гражданской войне в Испании. Там же при желании можно увидеть цитаты из Роджера Баллена — самого известного южноафриканского фотографа, значительная часть работ которого посвящена жутким последствиям политики апартеида.

Роджер Баллен

ХVIII век

«Орландо», Салли Поттер

Vivienne Westwood, осень 1995

Вспоминает Мэдж и золотые 1990-е. Тогда она пришла на премию MTV в образе Марии Антуанетты — женщины яркой, искренней и непонятой современниками. Не обошлось и без цитат из экранизации «Орландо» Вирджинии Вулф — как мы уже говорили, тема гендерной флюидности для Мадонны — что дом родной. Стоит ли говорить, что и «Орландо», и эпоха Марии Антуанетты — неисчерпаемые источники вдохновения для дизайнеров всех времен? В данной работе оба они пересеклись в потрепанном платье (даже как будто истерзанном — намек на трагическую судьбу Марии Антуанетты?) и антикварных рукавах с кружевом Sororité.

Christian Dior Haute Couture, осень–зима 2000-2001 

«Портрет Марии-Антуанетты с розой», Элизабет Виже-Лебрен, 1783

«Орландо», Салли Поттер

Christian Dior Haute-Couture, осень–зима 2000

«Фаворитка» Йоргоса Лантимоса

«Фаворитка», Йоргос Лантимос, 2019

Фанаты современной лесбийской классики Йоргоса Лантимоса о любовном треугольнике при дворе английской королевы Анны, за роль в которой Оливия Колман получила «Оскар», тоже могут порадоваться — фильм Мадонне явно понравился, и она с удовольствием его цитирует — закидывая своих моделей кровавыми помидорами.

Thierry Mugler, Haute-Couture, 1992

Jean Paul Gaultier, весна–лето 1998

Сюрреалисты + Maison Margiela

Не обошлось и без любимых Мадонной сюрреалистов. Интереснее всего, пожалуй, искать отсылки для расшитых безликих масок Maison Margiela, в которых позирует свита Мэдж (сама королева здесь — в кастомизированном кутюрном костюме сломанной куклы из, собственно, деталей изувеченных кукол авторства Джона Гальяно). Нам кажется, что хорошо поставить их в один ряд с работами амазонки сюрреалистов Айлин Агар — безусловной героини Мадонны. Художница в свое время шокировала почтенную английскую публику не только своими работами, но и внешним видом: из дома она обычно выходила в шляпе из ракушек и абсолютно прозрачной блузке без нижнего белья. К тому же одна из ее самых знаменитых масок называется «Ангел анархии» — так, в принципе, могла бы называться автобиография Мадонны.

Maison Margiela Haute-Couture, осень–зима 2013-2014

«Ангел анархии», Айлин Агар

«Коррида» Франсиско Гойи + The traje de luces в архивах Balenciaga и Schiaparelli

Schiaparelli Haute-couture, осень–зима 2021

В этом кратком путеводителе по истории моды есть и традиционные «огненные костюмы тореро». Безумной красоты костюмы Toro Shopping, расшитые золотыми нитями, вместе с роскошными украшениями House of Emmanuele, сделанными на заказ, напоминают про испанский след в истории моды, заставляя вспомнить прежде всего отсылки к матадорам в архивах Balenciaga. И к классической серии гравюр Франсиско Гойи «Коррида». Впервые, кстати, матадоры появились у Мадонны в середине 1990-х — в клипе на Take a Bow у нее снимался герой испанской корриды Эмилио Муньос, который впервые вышел на арену в девять лет.

Архивный Balenciaga

«Коррида», Франсиско Гойя

Клип «Take A Bow», Madonna, 1994

{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}