Эпоха просвещения
![](/upload/26861/vms/692f54565cddd890a76127cf440596fa_small.jpg)
Масштабный мировой тур в честь 40-летия успешной карьеры Мадонна решила проанонсировать не только с помощью коллекционного номера Vanity Fair, но и в новом видео — The Enlightenment. Вполне в соответствии с названием клип оказался настоящим арт-перформансом. Ожившие фотографии, образцовая работа с искусством от классики до сюрреализма. И конечно — мода. Разобрали эти шесть с лишним минут на самые яркие цитаты.
В действительности иконический номер Vanity Fair выходит с одной съемкой сразу в трех странах: Испании, Италии и Франции. И фотографии, и видео — образцовый сборник очень красноречивых отсылок к культуре каждой из стран. Это касается как искусства, так и одежды, за которую отвечала легендарная звездная стилистка, художница по костюмам Беа Акерлунд, известная по работам с Рианной, Леди Гагой, Бейонсе, Кэти Перри и, собственно, с Мадонной. В кадре мы видим переосмысленные платья с кринолинами, будто из Малого Трианона, отсылки к традиционным «огненным костюмам» матадоров (The traje de luces), а также платья, будто сошедшие с картин итальянского Возрождения. В целом же отсылки к религиозным сюжетам, историческим личностям, великим художникам, художницам и их шедеврам из коллекции самой Мадонны поражают не столько своим количеством, сколько продуманностью и вниманием к деталям.
![](/upload/26861/vms/e3bb5b57168f04ad0bf2c6af2b4a05bd.jpg)
«Тайная вечеря» Леонардо да Винчи + Gucci
![](/upload/26861/vms/05debc4ff241eee5ef59e099a6662cfc_small.jpg)
![](/upload/26861/vms/595d3de0e4fea77398ffa9b63fb25315.gif)
«Тайная вечеря», Леонардо да Винчи, 1495-1498
![](/upload/26861/vms/14e4b21ccd92093746a510c6579e50f9_small.jpg)
К концепции God is a Woman в поп-культуре мы уже привыкли — Мадонна же вновь идет дальше прочих в отношениях с религией и гендером, буквально заявляя: Jesus is a Woman. Первые кадры съемки — отсылка к «Тайной вечере» Леонардо да Винчи, в центре которой Мадонна восседает, собственно, в образе Иисуса Христа. Эту роль она исполняет в кастомизированном платье Gucci. Для дома, в ДНК которого есть отсылки к религиозной символике, а в селебрити-портфолио знаковый выход Джареда Лето в образе Иисуса на Met Gala 2018, союз вполне объяснимый.
![](/upload/26861/vms/bb096b530b5838214a93cab5f1dad854.gif)
Дева Мария +
Jean Paul Gaultier
![](/upload/26861/vms/9756f8c3f8464b1bfd9554924df31ad3.gif)
![](/upload/26861/vms/a1e48109fe73baeea8307d0b40fe5a86_small.jpg)
На обложке iconic issue Мадонна позирует в образе Богородицы с икон в честь католического праздника Непорочного сердца Марии (сердце Марии, раненное кинжалами, в католической традиции — символ милосердия). На ней платье Dolce & Gabbana Alta Moda, антикварная фата из New York Vintage, украшения Agnieszka Osipa и LAB LAB (последние как раз отвечали за зрелищное сердце). Но вообще, Дева Мария — ключевой персонаж во вселенной Жан-Поля Готье, большого друга Мадонны и ее давнего соучастника. Странно, что мы ни разу не видели певицу в образах бесчисленных богородиц из коллекций JPG — power couple даже не воспользовалась поводом в виде совместного выхода на «религиозную» Met Gala 2018! The Elightenment исправляет эту несправедливость: в один момент Мадонна появляется в платье из «католической» кутюрной коллекции Готье весна 2007.
![](/upload/26861/vms/e2cb91ecf6a0ece8185a83f6c185c348_small.jpg)
![](/upload/26861/vms/21a81b3d1ee0589f119a43ff57c2849b_small.jpg)
![](/upload/26861/vms/237c53d3e094bb7bdf59cb25426e66df_small.jpg)
![](/upload/26861/vms/2dcce53228e650993463299dfac12aab_small.jpg)
Haute Couture Jean Paul Gaultier, весна-2007
Алессандро Микеле, Лана дель Рей и Джаред Лето, Met Gala 2018
Джоэл-Питер Уиткин + незримый Alexander McQueen
![](/upload/26861/vms/2f3bcf96ac3ce8c28b1d1054063301ee_small.jpg)
![](/upload/26861/vms/2b24cc69f37e6474cacffb44a9406820_small.jpg)
«Мать будущего», 2004, Джоэл-Питер Уиткин
Кажется, если бы Мадонне надо было взять с собой одного фотографа на необитаемый остров, это был бы Уиткин. Мастер макабра, любимец Александра Маккуина и большой профессионал (в современном искусстве, возможно, лучший) в деле «мементо мори» присутствует почти в каждом эпизоде короткометражки Мадонны. Вещей Маккуина, кстати, к удивлению, в кадре нет, но дух его на месте. Глядя на мрачные сцены застолий, сложно не вспомнить самые провокационные из показов Alexander McQueen, например, VOSS или более поздний осень-зима 2019.
Джоэл-Питер Уиткин
![](/upload/26861/vms/50acabd8724d84434bd4202bcd44dd44.gif)
![](/upload/26861/vms/1701a99b0aeeebf0a3cbbebb5622ac8b_small.jpg)
Alexander McQueen, показ VOSS
Жанна д’Арк + Dior эпохи Джона Гальяно
![](/upload/26861/vms/653707510009f2ef25960a775f9e758e_small.jpg)
Отсылка к, возможно, первой иконе феминизма в истории — в сцене с отрезанием волос. Мадонна продолжает бунтовать против «традиционных» женских ролей, опираясь на бессмертные архетипы. По просьбе Акерлунд доспехи для новой версии Жанны д’Арк создали в ателье Maison Margiela под чутким руководством Джона Гальяно. Для дизайнера это не первый подобный опыт — он уже переосмыслял образ Жанны д’Арк в кутюрной коллекции Christian Dior осень 2016.
«Страсти Жанны д'Арк» (1928)
![](/upload/26861/vms/c645ffaaf6f6e873d81c98c5f331163d_small.jpg)
![](/upload/26861/vms/7eb832bb83591b83c38973ae1853ed4c_small.jpg)
![](/upload/26861/vms/260948e06a5b4e21a5627b19a7c6e5bc.gif)
![](/upload/26861/vms/b11150bd42a721bcb896795ebae5d18e.gif)
Christian Dior, осень 2016
Фрида Кало в искусстве и моде
![](/upload/26861/vms/1fb04cd30c3a00d44d8a631d83dde351_small.jpg)
![](/upload/26861/vms/6f9eb635592f9d2edd5058d5fdd8d98c_small.jpg)
![](/upload/26861/vms/ba58e1569fc03c6b117ddeb8fdd61b14_small.jpg)
У Мадонны одно из самых больших в мире частных собраний работ мексиканской художницы. Неудивительно, что Мэдж цитирует ее при любом удобном случае. Образы в корсетах — это отсылка к картине «Сломанная колонна» 1944 года, написанной Кало после операции на позвоночнике. Даже буквально сломанная женщина — все равно самое сильное существо на свете — говорит вслед за Кало Мадонна. Во Фриду Мадонну превращали не силами Жан-Поля Готье, как можно было бы подумать (дизайнер часто вдохновляется этой художницей и даже посвятил ей отдельную коллекцию весна 1998), а силами целой сборной — поучаствовало и ателье Maison Margiela, и Miu Miu, а корсет, напоминающий гипс, в котором Фрида провела годы реабилитации, сделали в ателье Konieczka Costumes. Пронзительная деталь — серьги New York Vintage в виде птиц в клетках, вновь намекающие на судьбу художницы.
Jean Paul Gaultier, весна–лето 1998
«Герника» Пабло Пикассо + Роджер Баллен
![](/upload/26861/vms/235477442a6546f2934e26250d416f73_small.jpg)
![](/upload/26861/vms/d98a96cfaef80e66c1cb31d8c5a0bea0.gif)
![](/upload/26861/vms/bb5ab66818712f09c9751714e111e0ac.gif)
«Герника», Пабло Пикассо, 1937
Самый мрачный черно-белый эпизод всего фильма — это очевидный оммаж «Гернике» Пабло Пикассо о гражданской войне в Испании. Там же при желании можно увидеть цитаты из Роджера Баллена — самого известного южноафриканского фотографа, значительная часть работ которого посвящена жутким последствиям политики апартеида.
![](/upload/26861/vms/0267b559780fd81f9e12d3f744f1b395_small.jpg)
Роджер Баллен
ХVIII век
![](/upload/26861/vms/077adc2412f8e42d8d9422585d20c951.gif)
![](/upload/26861/vms/c8db4cb5005148ed2fb07d1a025b2b34_small.jpg)
![](/upload/26861/vms/1af5a5bebb8dddab0e252c76c7a4c512_small.jpg)
«Орландо», Салли Поттер
Vivienne Westwood, осень 1995
Вспоминает Мэдж и золотые 1990-е. Тогда она пришла на премию MTV в образе Марии Антуанетты — женщины яркой, искренней и непонятой современниками. Не обошлось и без цитат из экранизации «Орландо» Вирджинии Вулф — как мы уже говорили, тема гендерной флюидности для Мадонны — что дом родной. Стоит ли говорить, что и «Орландо», и эпоха Марии Антуанетты — неисчерпаемые источники вдохновения для дизайнеров всех времен? В данной работе оба они пересеклись в потрепанном платье (даже как будто истерзанном — намек на трагическую судьбу Марии Антуанетты?) и антикварных рукавах с кружевом Sororité.
Christian Dior Haute Couture, осень–зима 2000-2001
«Портрет Марии-Антуанетты с розой», Элизабет Виже-Лебрен, 1783
![](/upload/26861/vms/a80e37f061f895492a0036a1774f0bce_small.jpg)
![](/upload/26861/vms/aa5ce7818834fb73cc90a31184b07d8b_small.jpg)
![](/upload/26861/vms/125659802a218f79c221b9cca4105de9_small.jpg)
«Орландо», Салли Поттер
Christian Dior Haute-Couture, осень–зима 2000
«Фаворитка» Йоргоса Лантимоса
![](/upload/26861/vms/bfc8c2303d0096bfb432838dc38b7dd8_small.jpg)
![](/upload/26861/vms/8b096ca1ea6c0bf21e4da351d1ea9f31.gif)
«Фаворитка», Йоргос Лантимос, 2019
Фанаты современной лесбийской классики Йоргоса Лантимоса о любовном треугольнике при дворе английской королевы Анны, за роль в которой Оливия Колман получила «Оскар», тоже могут порадоваться — фильм Мадонне явно понравился, и она с удовольствием его цитирует — закидывая своих моделей кровавыми помидорами.
![](/upload/26861/vms/680eccd7cdf1b4e2d4f026c08eaccdb0_small.jpg)
![](/upload/26861/vms/821029aa4822ea20406f514dd9f6ad70_small.jpg)
![](/upload/26861/vms/d84ab069d96bfd4f475f29d69a54af0e_small.jpg)
Thierry Mugler, Haute-Couture, 1992
Jean Paul Gaultier, весна–лето 1998
Сюрреалисты + Maison Margiela
Не обошлось и без любимых Мадонной сюрреалистов. Интереснее всего, пожалуй, искать отсылки для расшитых безликих масок Maison Margiela, в которых позирует свита Мэдж (сама королева здесь — в кастомизированном кутюрном костюме сломанной куклы из, собственно, деталей изувеченных кукол авторства Джона Гальяно). Нам кажется, что хорошо поставить их в один ряд с работами амазонки сюрреалистов Айлин Агар — безусловной героини Мадонны. Художница в свое время шокировала почтенную английскую публику не только своими работами, но и внешним видом: из дома она обычно выходила в шляпе из ракушек и абсолютно прозрачной блузке без нижнего белья. К тому же одна из ее самых знаменитых масок называется «Ангел анархии» — так, в принципе, могла бы называться автобиография Мадонны.
Maison Margiela Haute-Couture, осень–зима 2013-2014
![](/upload/26861/vms/05fe6d2b70b45634321375406ccf374c_small.jpg)
![](/upload/26861/vms/7b0b95a94cc5471cb5824bfd55692811_small.jpg)
![](/upload/26861/vms/5e19cbb46db69a47976ff0c357d49428_small.jpg)
![](/upload/26861/vms/82b1496df8e270f4ce73a534ee092a68_small.jpg)
«Ангел анархии», Айлин Агар
«Коррида» Франсиско Гойи + The traje de luces в архивах Balenciaga и Schiaparelli
Schiaparelli Haute-couture, осень–зима 2021
В этом кратком путеводителе по истории моды есть и традиционные «огненные костюмы тореро». Безумной красоты костюмы Toro Shopping, расшитые золотыми нитями, вместе с роскошными украшениями House of Emmanuele, сделанными на заказ, напоминают про испанский след в истории моды, заставляя вспомнить прежде всего отсылки к матадорам в архивах Balenciaga. И к классической серии гравюр Франсиско Гойи «Коррида». Впервые, кстати, матадоры появились у Мадонны в середине 1990-х — в клипе на Take a Bow у нее снимался герой испанской корриды Эмилио Муньос, который впервые вышел на арену в девять лет.
Архивный Balenciaga
![](/upload/26861/vms/c27fd2c051b68d943d38549b9f324e26_small.jpg)
![](/upload/26861/vms/f6e5fa9d22fcc12797817f5bfd37cd52.gif)
![](/upload/26861/vms/46351a020ecfd06ed11a67e6a02049cc_small.jpg)
![](/upload/26861/vms/d14cf987e9c00163e6a3e90b80340f6e.gif)
«Коррида», Франсиско Гойя
Клип «Take A Bow», Madonna, 1994