Бейонсе
от « » до « »
А
Я
Новый альбом Бейонсе Renaissance с 29 июля официально в эфире, и, как обещает название, это действительно возрождение Queen Bey какой мы ее любим. Пластинка полна отсылок к любимым жанрам Королевы, от диско до традиционных африканских ритмов — а каждая песня заставляет вспомнить главные коды вселенной, выстроенной за годы великой карьеры. Маша Бессмертная и Настя Сотник разбираются, из чего состоит музыка, образ, стиль и жизнь одной из главных звезд планеты.
обложка альбома renaissance
Америка
А
Бейонсе выросла в Хьюстоне, штат Техас. Отсюда — вечные признания в любви стилю американа как в съемках, так и в клипах. Купальники в расцветке американского флага, деним, ковбойские сапоги и шляпы. Прошлым летом эффектным реверансом в сторону родного штата был «ковбойский» дроп adidas x Ivy Park, а также съемка и мерч, сопровождающие альбом Renaissance: кроме наклеек на грудь в виде сверкающих звезд взгляд привлекает блестящая ковбойская шляпа.
Гражданка США, Бейонсе участвует в политической жизни — она активно агитировала за Барака Обаму в 2009-м. Праздновала победу своего кандидата на официальной инаугурации, исполнив гимн США. Правда, Би так волновалась в статусе первой в истории США темнокожей певицы, которая выступает на инаугурации президента, что решила на всякий случай петь под фонограмму, о чем немедленно стало известно. Но на чуть менее официальном балу в честь инаугурации Королева восстановила репутацию, поразив всех кавером на At Last Этты Джеймс.
В статусе альтернативной мисс Америка (певица примерила — буквально — этот образ в клипе Pretty Hurts) Би говорит со своей страной о социальных и политических проблемах. Ее волнует расизм, о чем она без самоцензуры сообщила в песне-манифесте Black Parade, очень вовремя вышедшем в разгар протестного движения Black Lives Matter. В альбоме Renaissance разговор с Америкой у Бейонсе тоже короткий: он уместился в 3 минуты, 19 секунд трека America has a problem.
Б
Беременность
К важному делу Бейонсе каждый раз подходила с особым вниманием. Особенно к анонсированию будущего ребенка. О дочери Блю Айви Картер было объявлено на сцене во время церемонии вручения премии MTV VMA 2011. Кажется, это была самая зрелищная gender-party на нашей памяти — Queen Bey исполнила свой хит Love On Top и в конце распахнула смокинг Dolce & Gabbana с розовыми пайетками, после чего весь мир начал гадать, на каком она месяце.
Ко второй беременности в 2016 году мир успел измениться, так что эксклюзив Бейонсе отдала своему собственному Instagram*. «Нас благословили дважды. Мы невероятно благодарны за то, что наша семья увеличится сразу на двоих новых людей, и мы благодарим вас за ваши добрые пожелания». На фото она позировала в нижнем белье, под фатой, на фоне цветочной арки — выглядело похоже на Деву Марию. Полную съемку Би выложила в личный tumblr-блог, а через несколько месяцев напомнила про беременность максимально зрелищно — перенеся образ Девы Марии на сцену «Грэмми» 2017. Там она была в золотом платье Peter Dundas. Вторая беременность далась Бейонсе тяжелее — она все еще переживала измену Джей Зи, одного из близнецов пришлось спасать, потому что в утробе у него остановилось сердце. К тому же за эти девять месяцев Бейонсе сильно набрала вес — накануне родов стрелка весов показывала 218 фунтов (примерно 98 килограммов). Не так уж много, но примерно через полгода она по плану должна была взорвать «Коачеллу» в статусе хедлайнера. В переводе на язык Бейонсе это означает «на все деньги» петь, танцевать и демонстрировать кутюр Balmain в течение почти двух часов.
В
Vogue
«Vogue говорит: чем тоньше, тем лучше», — пела Бейонсе в 2013 году в гимне против стереотипов Pretty Hurts. С тех пор ее отношения с Vogue претерпели серьезные изменения. Она стала первой темнокожей женщиной на обложке сентябрьского, то есть главного в году номера. Это случилось в 2015-м — до этого у Ноулз уже было две обложки Vogue, но сентябрьской — ни одной. Настоящую же революцию Бейонсе совершила в 2018 году. Она снова появилась на обложке американского Vogue, но это уже был не тот Vogue, который «говорит: чем тоньше, тем лучше». Анна Винтур отдала в руки певицы и ее команды кураторство над всем номером — и Бейонсе вошла в историю вместе с молодым (всего 23 года) темнокожим фотографом Тайлером Митчеллом, которого выбрала для этой истории. Она позировала ему в белом платье Gucci, c украшением Lynn Ban на голове, которое, правда, сложно разглядеть за цветочной композицией от ателье Rebel Rebel. Выглядит, как будто она у себя в саду на фоне белой простыни, которую повесили сушиться. Через год один из кадров стал частью экспозиции Национальной портретной галереи в Вашингтоне. Значение этого портрета для цветного комьюнити переоценить сложно. Андре Леон Телли, например, написал колонку в Washington Post о влиянии данной фотографии на культуру, а также разослал хвалебные письма редакторам Vogue (в том числе и Анне Винтур), несмотря на то, что давно разорвал с ними отношения. Признание в любви к той съемке составляет практически все предисловие к его мемуарам «Мои шифоновые окопы». Масштаб восторга Телли грандиозен: «Кадр и контекст невероятно важны и значимы. Когда смотришь, зная, что Анна Винтур, чей утонченный вкус определял стиль Vogue на протяжении десятилетий, предоставила Бейонсе полную свободу творчества в работе над обложкой и центральным материалом номера, то начинаешь понимать всю важность этого события <...> Бейонсе представляет собой потрясающий сгусток таланта и энергии. Она не вмещается в культурные стандарты, определяющие Vogue; она сама задает стандарты». В последние годы Vogue (американский и британский) превратился в проверенный инструмент Бейонсе для промо важных поводов, от дропов Ivy Park до нового альбома Renaissance.
Гости
Критики любят говорить, что в качестве самостоятельной исполнительницы Бейонсе никуда не годится и хороша только в дуэтах. Их за долгую карьеру действительно было много — с Принцем, с мужем Jay-Z, с Coldplay (и трек, и совместное выступление на «Супербоуле»), с Эдом Шираном и так далее, и так далее. На новом альбоме Renaissance Бейонсе как будто оправдывается — дуэт там всего один. Зато с кем! С иконой black culture, которая для репрезентации темнокожих женщин в свое время сделала не меньше Би, бесконечно уважаемая квир-сообществом Грейс Джонс. Ее появление на танцевальном альбоме Би — это еще и оммаж эпохе диско, в которой Грейс Джонс была главной амазонкой.
Г
Д
Destiny’s Child
«Ваши соперники — молодая группа из Хьюстона. Добро пожаловать, Бейонсе, Лативия, Нина, Ники, Келли и Эшли! Хип-хоп-рэп-группа Girl’s TYME» — с этого фрагмента записи телеконкурса Star Search, сделанной в 1992 году, начинается хит Бейонсе Flawless. Заканчивается он фрагментом той же записи — только в ней уже финал Star Search, когда ведущий объявляет,
что Girl’s Tyme (так сначала назывались Destiny’s Child) проиграли своим соперникам, Skeleton Crew. Через три года после этой песни история группы, которую девятилетняя Би в 1990-м собрала вместе с подругами, прервется. Проект
возродится в 1997-м благодаря контракту с Columbia — и мир получит одну из лучших поп-групп в истории музыки по версии журнала Billboard. Группа, собранная отцом Бейонсе (дочь, Келли Роуленд и Мишель Уильямс) на манер The Ronettes, даже по нынешним меркам, про 90-е и говорить нечего, была прогрессивной. Destiny’s Child пропагандировали girls
power и очень отличались от замученных поп-звезд типа Бритни Спирс. Главные хиты были посвящены женской дружбе. С Келли Роуленд Бейонсе дружит до сих пор, ее мама Тина называет Келли еще одной своей дочерью.
Ж
Женщины
Современная повестка всеми силами пытается извести наследие педагогики прошлого — мизогинию среди самих женщин. Так вот, Бейонсе не просто восхищается женщинами. Вера в их красоту и силу — ее религия. Почти все песни — про это, начиная с бессмертного хита о том, кто на самом деле правит миром, — Run the World, записанного в 2011 году. В пантеон богинь Бейонсе, кроме нее самой, входят близкие подруги и просто женщины, которыми она восхищается: ее мама Тина Ноулз, Мишель Обама, Наоми Кэмпбелл, соратницы по Destiny’s Child Келли Роуленд и Мишель Уильямс. А также теннисистки сестры Уильямс, с которыми она давно дружит, — Серена снималась в клипе на трек Sorry из визуального альбома Lemonade и даже принимала участие в завершающем концерте тура Formation. Так что вопрос о том, кто напишет и исполнит саундтрек к фильму-посвящению сестрам Уильямс «Король Ричард», был решен без долгих переговоров. При этом иконой феминизма Бейонсе назвать сложно. Несмотря на то что в каждом своем творческом порыве она приветствует наступление эпохи матриархата, фем-сообщество не спешит признавать искренность этих заявлений. По мнению некоторых активисток, откровенный сценический образ Бейонсе не имеет ничего общего с феминизмом. И более того — ему вредит, продолжая традицию объективации женских тел. Писательница Глория Джинн Уоткинс даже назвала ее «террористкой» — за обложку Time, для которой Бейонсе позировала в купальнике и прозрачном топе. Оставим это заявление на ее совести.
Задница
З
Может показаться, будто до славы Ким Кардашьян и Джей Ло этой части Бейонсе далеко. Но только если из вашей памяти стерли все клипы, выступления, сценические костюмы, а также хит Destiny’s Child Bootylicious. Бурлеск, стрип, тверк — всеми инструментами демонстрации тела она владеет в совершенстве. Ей очень важно, чтобы мы видели ее сзади. Ну или сбоку, как в клипе на трек Partition, где она исполняет свой коронный танец с креслом — вживую его тоже можно было увидеть, на концертах в рамках тура Mrs Carter в 2014 году. Бейонсе надевает силуэтные или «голые» платья — в числе лучших подобных нарядов безусловно кутюрное Givenchy Риккардо Тиши на Met Gala 2015 и латексное Givenchy Риккардо Тиши на Met Gala 2016. Из наших любимых — спорный, зато смелый недавний выход на after-party «Оскара» 2022 в почти полностью прозрачном Celia Kritharioti. Мы восприняли его как знак, что все слова про красоту женщин для Би не пустой звук. В съемке, сопровождающей выход альбома Renaissance, силами стилистки Марни Ксенофонте, кастомизированных нарядов Mugler, Schiaparelli и молодых — дизайнера Кристофера Джона Роджерса и австралийки Бетани Кордвелл — Бейонсе самым очевидным образом признается в любви к своему телу. К частям, на которых она особенно акцентирует внимание, присоединяется и грудь — не зря в коллекцию мерча к альбому вошли блестящие пэстис, то есть наклейки на соски.
И
Искусство
Если вам кто-то скажет, что популярная культура существует в отрыве от так называемой классической, смело приводите в пример Бейонсе. Ее корни — не только на телеканале MTV, но и в истории американского неоэкспрессионизма, английских прерафаэлитов и всего авангарда второй половины ХХ века. Она снимала клипы в Лувре, использовала
для коммерческих фотосессий работы Жан-Мишеля Баскии из личной коллекции, постоянно продвигает молодых художников и фотографов. Среди ее любимцев как пионер поп-арта Эд Рушей, который делал для нее обложку журнала Garage, так и начинающий Авол Эризку из Эфиопии, а о референсах из ее клипов уже написаны тома. Обложка альбома
Renaissance — это отсылка к прерафаэлиту Джону Кольеру и его картине «Леди Годива». Эмансипированный женский идеал англичан, которые в свое время воевали с викторианскими нормами морали, духу Би соответствует полностью. Еще она очень активно коллекционирует современное искусство, и после ее появления на любой выставке цена на художника взлетает за секунды.
«Кадиллак Рекордс»
К
В кино Бейонсе играет редко и появляется, как правило, в эпизодах. На данный момент одной из ее главных ролей остается Этта Джеймс в фильме «Кадиллак Рекордс» про становление великой музыкальной студии Chess Records. На ней записывались все главные герои Бейонсе — Мадди Уотерс, Хаулин Вулф, Литл Уолтер, Сонни Бой Уильямсон, Джин Аммонз, на нее молились Чак Берри и The Rolling Stones. Режиссер и сценаристка «Кадиллака» Дарнелл Мартин говорила, что роль Этты Джеймс она писала специально под Бейонсе.
«Коачелла»
Бейонсе должна была стать хедлайнером «Коачеллы» в 2017 году. Однако вторая беременность внесла свои коррективы — и этот сценарий перенесли на 2018-й. «По настоянию врачей придерживаться в ближайшие месяцы щадящего графика Бейонсе приняла решение отказаться от выступления на фестивале музыки и искусства Coachella 2017 года», — так звучало официальное заявление. Сложная беременность (вы помните: угроза жизни одного из близнецов, набранный вес) ставила под вопрос появление Би и в 2018 году. Но она не была бы собой, если б не совершила подвиг. Во-первых, за несколько месяцев похудела до кутюрного бронзового концертного костюма Givenchy (кроп-топ и микро-шорты образца тура Formation 2016 года). Это был, конечно, statement, демонстрация возможностей диеты и силы воли. Но и необходимость, в другой форме она не смогла бы двигаться на сцене так интенсивно, как того требовал номер. Во-вторых, за полгода она подготовила шоу Homecoming, зрелищность которого переоценить сложно. Лучшие танцовщики, 64 музыканта из университетских оркестров со всех штатов, безумная хореография, идеальная компиляция из главных хитов Би, дуэты с Джей-Зи и подругами по Destiny’s Child — и все это упаковано в кастомизированные сценические костюмы Balmain. Труды окупились, очарованная публика забыла про остальных выступавших на «Коачелле», окрестив ее «Бейчеллой». Бейонсе выкупила права на свое выступление, чтобы спустя год выпустить на Netflix документальный фильм о подготовке к нему — Homecoming. В кадре помимо прочего она, кажется, впервые позволила себе слабость сказать, что «Это в последний раз. Больше мы не повторим ничего подобного».
Любовь
Сложно поверить, но у Бейонсе были истории любви и до Джей Зи. По официальной версии, правда, всего одна — с Линдаллом Локе. Они с Би встречались еще со школы на протяжении семи лет (с 1993 по 2000), пока Локе не изменил Бейонсе, был прощен, потом опять пренебрег доверием, что в итоге все же привело к разрыву. Дальше Би начала общаться с Джей Зи. По неофициальным версиям, опыт Би более разнообразен и включает недолгие романы с Джастином Тимберлейком, Коби Брайантом (ныне покойным), Фарреллом Уильямсом и другими hot boys Голливуда. Но это сплетни — а на фасаде образцовая power couple, Бейонсе и Джей Зи, отношениям которых уже более 20 лет.
Л
Впрочем, даже в публичном поле история их любви не безоблачна. И Бейонсе, и Джей Зи говорили в интервью, что визуальный альбом Lemonade, он же исповедь женщины, которой изменили, — не плод воображения. Так получилось, что этот творческий выброс был терапевтичным для отношений — уже в 2018 году пара выпустила совместный альбом Everything Is Love от лица дуэта The Carters, а после прокатилась по миру с грандиозным туром. Би и Джей Зи и ранее пели вместе, в хите Crazy In Love с первого сольного альбома Бейонсе Dangerously In Love, например, но тут четко заявили: мы все еще вместе, официально, под общей фамилией Картер и с общим мнением по поводу истории, которую готовы рассказать всему человечеству. Картеры продолжают самоутверждаться в своем семейном статусе и хорошо зарабатывать на этом. Так же, как и на том, что Бейонсе не теряет веру в любовь и воспевает ее в горе и в радости.
М
Мелизмы
Диапазон голоса Бейонсе — 3,5 октавы (по версиям отдельных музыкальных критиков и вовсе 4), что много, очень много. Она комфортно себя чувствует и в нижнем, и в верхнем регистре. Это ставит ее в один ряд с великими голосами Майкла Джексона, Тины Тернер и Марайи Кэрри. Кстати, Дэрил Эаслеа пишет в официальной биографии Бейонсе Crazy In Love, что Марайя Кэрри — личная икона Бейонсе и чуть ли главная вдохновительница на то, чтобы строить музыкальную карьеру. Это объясняет увлечение Бейонсе фирменным приемом Мэрайи — мелизмами, то есть мелодическими украшениями звука, не меняющими темпа и ритмического рисунка. Кто-то не признает вокальные данные Бейонсе, намекая, что все вытягивают талантливые музыкальные продюсеры и автотюн, но эти люди, видимо, никогда не видели ее живые выступления. Бейонсе — королева мелизмов, широкого диапазона и иногда даже оперы.
Награды
Н
Бейонсе называет себя Queen Bey не просто так: когда дело касается сверхусилий и сверхдостижений, равных ей нет. В истории главной американской музыкальной премии Grammy она артистка с самым большим количеством номинаций и 22 победами. Самая награждаемая в истории MTV Video Music Awards — 24 победы. Самый высокооплачиваемый темнокожий музыкант в истории. Артист десятилетия по версии почти всех СМИ мира. Она выступала на обеих инаугурациях президента Обамы и продала более 100 миллионов пластинок в качестве сольного исполнителя — плюс 60 миллионов в составе Destiny’s Child.
Личное она тоже промоутирует с невероятными результатами, о таком Ким Кардашьян может только мечтать. Объявление о беременности на MTV Video Music Awards 2011 года занесено в Книгу рекордов Гиннесса в рубрике «самое большое количество твитов, зарегистрированных для одного события» — их тогда было 8868 в секунду. А объявление о второй беременности в Instagram* в 2017 году стало самым популярным изображением на платформе: менее чем за восемь часов оно набрало более 6 000 000 лайков.
Она стала первой за двадцать лет женщиной-хедлайнером фестиваля «Гластонберри». Ее туры стабильно собирают больше ста миллионов долларов. Сообщение о выходе нового альбома за 12 часов набрало больше миллиона твитов. Так можно продолжать очень долго. Но самая показательная цифра в профессиональной биографии певицы другая — в 2012 году, готовя свой альбом Beyoncé, в который в итоге вошли 14 треков, она записала 80 (восемьдесят) песен.
Пчелы
Так себя называют фанаты Бейонсе. Все просто: bey (сокращение от Beyonce) — омофон английского bee (пчела), так что певицу окружает не толпа, а рой поклонников. Сама Бейонсе активнейшим образом играет в эту игру, пчела вообще, кажется, ее тотемное насекомое. В ее соцсетях пчел столько, что похоже на обсессию. Сейчас на шее певицы друг друга сменяют большие бриллианты Tiffany & Co., а когда-то она не снимала колье из сот. Кулон с пчелой, сережка с пчелой и, внимание, золотые декоративные соты — это далеко не полная пчелиная коллекция Би. Если учесть, что «королева» и «мать» — две важнейшие жизненные роли Бейонсе, то в истории с пчелами появляются новые оттенки смысла.
П
Ivy Park
Бренд одежды, который принадлежит Бейонсе и только ей. Так было не сразу: в 2014 году певица основала Ivy Park вместе с печально известным председателем Arcadia Group (Topman, Topshop и Miss Selfridge) Филипом Грином. «Печально», потому что, как вы помните, в 2018 году Грина обвинили в финансовых махинациях, расизме и домогательствах, что (помимо прочего) привело к краху Topshop и банкротству Arcadia Group. Бейонсе, для которой вопрос выбора партнеров, особенно в бизнесе, крайне важен, сразу же расторгла сделку с Topshop, второй линией которого и должна была быть Ivy Park. Ее компания-менеджер Parkwood Entertainment выкупила полный контроль над Ivy Park в ноябре 2018-го — и уже в апреле 2019-го анонсировала первую коллаборацию с adidas, для промо которой задействовали, ни больше ни меньше, cover story американского Vogue. Сотрудничество с тех пор вполне регулярно: дропы выходят примерно раз в сезон, их лицами становятся главные звезды моды и поп-культуры, например, Ким Кардашьян, Наоми Кэмпбелл, Ирина Шейк, Трой Сиван и Gucci Mane. А Бейонсе в вещах Ivy Park в съемках Vogue — то ли традиция, то ли условие от звезды. Но лучшей рекламой вещей Ivy Park x adidas был и остается ее перформанс песни Be Alive для «Оскара» 2022: в вещах брендов выступали танцовщицы.
Ivy Park называется так в честь старшей дочери Бейонсе, Блю Айви Картер. Слово Park — от Parkwood Park в Хьюстоне, где Би в детстве занималась спортом.
Р
Религия
Один из самых любимых образов Бейонсе — Богоматерь. Это часть концептуальной программы. В классической живописи на религиозную тему Мадонна изображена белой, а Бейонсе важно внедрить в популярную и музейную культуру образ темнокожей женщины. Получилось так, что у нас теперь новая икона — Бейонсе.
Стилисты
Сегодня мы смотрим на фотографии Бейонсе образца 2000-х, и нам кажутся модными ее выходы в джинсовых total-луках, блестящих топах на грани китча и платьях будто с выпускного (Marchesa, например). Но вообще-то Бейонсе долгое время была не очень модной — ее одевала мама, Тина Ноулз, которая, бесспорно, шикарная женщина, но все же не профессионал. Все поменялось в 2014-м, когда за стиль певицы взялась Марни Ксенофонте. После клипов 7/11 и Feeling Myself она закрепилась как главная стилистка Бейонсе. В 2016-м Би выпустила свой первый визуальный альбом Lemonade, в котором моды не меньше, чем личной жизни. Norma Kamali, Roberto Cavalli, Hood by Air, Yeezy, Neil Barrett, Gucci — великие и юные, совсем, казалось бы, несовместимые бренды встретились в кадре, и это был триумф самого эффектного тандема стилиста и артиста в новейшей истории поп-культуры. С тех пор Марни Ксенофонте всегда отвечает за внешний вид Би — и на красных дорожках, и на съемках промо для альбома. На паузу сотрудничество поставили лишь во время работы Бейонсе над визуальным альбомом Black Is King, который вышел в 2020-м. Это посвящение черной культуре, и Бейонсе важно было собрать команду исключительно темнокожих специалистов, так что Ксенофонте временно заменила Зерина Аркес.
С
Саша Фирс
Ф
Третий студийный альбом Бейонсе называется I Am... Sasha Fierce (именно в нем прозвучали эпохальные Single Ladies). Назван он был в честь «более раскованного и откровенного» альтер эго певицы. Fierce буквально переводится как «яростная». «Саша Фирс — это гламурная часть меня, которая проявляется, когда я работаю на сцене. Двойной альбом позволяет рискнуть сильнее и попробовать вылезти из собственной шкуры. Или, наоборот, глубже уйти внутрь себя. И показать себя с той стороны, которую видят только люди, знающие меня лично». Идею поиграть в двойников поддержала в свое время подруга Бейонсе певица Адель, которая назвала свое альтер эго Саша Картер.
Хореография
Бейонсе не только великолепно поет, но и шикарно танцует. Хип-хоп, дэнс-холл, J-setting, тверк, стрип и, конечно, бурлеск — вот лишь неполный список освоенных ею танцевальных стилей. Она работала с такими звездами хореографии, как Эшли Эверетт (помимо Би она ставила танцы Ашеру, Джей Ло и Анитте) и близнецы Les Twins. Известные движения, которые мы все повторяем, слыша трек Single Ladies, придумал — и впервые в истории запатентовал! — хореограф Жакель Найти (он также сотрудничал с Шакирой, Карди Би и Megan Thee Stallion). А в последние годы Бейонсе активно работает с Крисом Грантом — именно он ставил хореографию для эпохального «Супербоула» и той самой «Бейчеллы».
Х
Ч
Черная культура
Бейонсе при любом удобном случае пропагандирует черную культуру, но апофеозом ее активизма можно смело считать визуальный альбом Black Is King. Она сама написала сценарий, спродюсировала и как режиссер поставила проект, собравший на одной площадке ее мужа Джей Зи, мать Тину Ноулз-Лоусон, дочь Блю Айви, коллегу по группе Destiny’s Child Келли Роуленд, Фаррелла Уильямса, Наоми Кэмпбелл, Люпиту Нионго и других актеров, музыкантов, поэтов и художников.
Black Is King — это не совсем мюзикл и не совсем фильм — проект относят к жанру visual album — что-то среднее между музыкальным фильмом и серией видеоклипов (до Бейонсе похожее проделывали Pink Floyd с The Wall и Принц с Purple Rain). В его основе — история «Гамлета из мира зверей», как иногда называют «Короля льва». В 2019 году Би записала саундтрек для ремейка знаменитого мультфильма и озвучила в нем львицу Налу. А потом использовала эту музыку в альбоме, посвященном проблеме самоопределения темнокожего населения планеты. Что было бы с человеческой цивилизацией и культурой, если бы в ней не было истории эксплуатации темнокожих рабов, — задается вопросом певица.
На съемки, которые проходили в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, Лондоне, а также на территории Бельгии, Южной и Западной Африки, потребовался год. За стиль отвечала Зерина Акерс. Ей помогала выпускница London College of Fashion Мелисса Симон-Хартман. В фильме можно увидеть вещи, сделанные современными африканскими дизайнерами, — например, серьги L’Enchanteur, накидку и платье Tongoro, а также костюм Loza Maleombho. За этнические головные уборы и украшения отвечал Laurel Dewitt (Лорел ДеВитт вообще отвечает за украшения современной поп-сцены: среди ее клиентов Леди Гага, Megan Thee Stallion, Мэри Джей Блайдж и Дженнифер Лопес).
Ш
Шаде и Принц
Великая соул-исполнительница и бессменная вокалистка Sade Шаде Аду за всю жизнь дала штук пять интервью и до сих пор остается одной из самых загадочных современных звезд. Чего и говорить про Принца — один из самых популярных людей на планете (по количеству фанатов с ним мог сравниться только разве что Майкл Джексон) о своей личной жизни никогда ничего не рассказывал. Бейонсе в интервью говорила, что с прессой работает по принципу Шаде и Принца — все о работе, ничего о семье. Принц — еще и крестный отец сольной карьеры Бейонсе. Именно с ним она выступала на церемонии вручения Grammy 2004 — первое выступление после объявления о том, что она уходит из Destiny’s Child. Певица вспоминала, как во время репетиций Принц поддержал ее решение, обсудил с ней мексолидийские лады и египетские стили и велел подтягивать игру на фортепиано. Что она, конечно, и сделала. Новый альбом среди прочего и дань уважения Принцу — на одной из фотографий она появляется с его знаменитым микрофоном в форме пистолета.
Щ
Щедрость
Нужды Бейонсе не знала никогда — она родилась в более чем благополучной семье. Так что корни ее филантропии растут не из воспоминания о собственной бедности, как у многих современных артистов, а из железобетонной трудовой этики. Заработал — надо помочь. Системной благотворительностью она занимается с середины нулевых. В 2005 году вместе с родителями она основала The Survivor Foundation — в помощь пострадавшим от урагана «Катрина». Спустя два года во Флориде начали строительство жилых комплексов для малообеспеченных семей. В 2009 году певица подружилась с основателями Phoenix House, реабилитационного центра для наркопотребителей. В итоге гонорар от съемок в «Кадиллак Рекордс» пошел на нужды фонда, плюс к этому Бейонсе открыла при нем школу косметологии — для трудоустройства выпускников центра. В 2013 году она учредила фонд BeyGOOD. Во время музыкального тура The Mrs. Carter Show World Tour она объехала более 30 стран — от Восточной Европы до Латинской Америки и Океании — и не только давала концерты (в общей сложности 132 выступления), но и заключала партнерства с местными благотворительными организациями. Она собирала деньги для Непала, выступала за гендерное равенство, жертвовала миллионы на борьбу с коронавирусом. Опираясь на поддержку фонда BeyGOOD, ЮНИСЕФ, например, в Африке обустроил 84 безопасных водных источника, которыми пользуются более 30 тыс. человек. В 2016-м Бейонсе направила $1,5 млн организациям Hands Up United, Dream Defenders и Black Lives Matter (BLM). Когда после убийства Джорджа Флойда в мае 2020-го в США начались массовые протесты, пожертвования Би шли на оплату штрафов, выписываемых задержанным активистам, а также на организацию ячеек BLM по всей стране.
Э
Эффект Бейонсе
Это устоявшийся термин, которым не только фанаты, но и маркетологи оценивают мгновенный и местами необъяснимый успех всего, к чему прикасается Бейонсе (она не одинока, у Рианны тоже есть свой «эффект»). Когда в апреле 2019го Бейонсе выложила в ныне запрещенную соцсеть фотографию в красном боди adidas x Ji Won Choi, количество запросов на поиск красного боди подскочило на 183% (минимум один прилетел от соавтора данного текста Насти Сотник). А после сингла Break My Soul, призывавшего слушателей стать боссами для самих себя, многочисленные фанаты Бейонсе стали увольняться с работы. Истории нескольких из них можно прочитать тут. А на вас действует эффект Бейонсе?
Юмор
«Супербоул» 2013 стал для Бейонсе одним из важнейших выступлений в карьере, но в этой бочке меда для нашей Королевы пчел нашлось место и ложке дегтя. Buzzfeed тогда опубликовал подборку самых интересных моментов концерта, не заботясь о том, как звезды выглядели на этих снимках. Так в сети оказалось фото, которое, мягко говоря, не удовлетворило требованиям Бейонсе, и адвокат певицы потребовал изъять его из интернета. Надо ли говорить, что эффект вышел обратный: картинка стала вирусной и превратилась в мем Unflattering Beyonce, который навечно поселился в сети. Из этой истории можно было бы сделать вывод, что у Бейонсе плоховато с чувством юмора. Но эти рождественские открытки, которые Би опубликовала в декабре 2017-го, убеждают нас в обратном.
Ю
Я
Me,
Myself
and I
Если в начале карьеры Бейонсе следовала заветам продюсеров и законам поп-культуры, то сейчас она сама диктует правила. Если юная Бейонсе старалась казаться модной, то теперь она и есть мода, по крайней мере, для миллионов преданных фанатов. Если раньше Бейонсе послушно следовала советам родителей, а после бойфрендов и, в конце концов, мужа, то сегодня, пройдя
через все испытания, она ставит на первое место себя и только себя. Эта позиция не кажется эгоцентричной — так велит ее сильный, смелый и всегда честный внутренний голос. Именно этому она учит своих детей, друзей и фанатов — не забывать про себя и делать то, во что веришь. «Me, myself and I That’s all I got in the end», — поет она в одноименной песне-мантре и резюмирует: I’m gon’ be my own best friend.