Про что выставка
«Восточный джаз/ East West Jazz» в Пушкинском?
В ГМИИ им. А. С. Пушкина открылась (и продлится до 15 ноября) выставка «Восточный джаз / East West Jazz»: больше трех десятков среднеазиатских халатов и двадцать с лишним полотен послевоенной абстрактной живописи рассказывают историю взаимодействия восточной и западной культур.
Мы попросили Арину Романцевич, бренд-менеджера журнала «Диалог искусств», поговорить с куратором выставки Сурией Садековой.
Выставка «Восточный джаз / East West Jazz» в Пушкинском небольшая, но ее экспозиция очень выверенная. Сокуратором и сценографом стал Патрик Уркад, историк искусства, в 1980-х годах — арт-директор парижского Vogue. Он расположил текстиль и живопись вместе, но не стал превращать экспозицию в банальную рифмовку. Очевидные пары «картина + халат» на выставке есть, но их совсем немного.
При этом Уркад использовал довольно необычные приемы. Например, прямо среди зала выстроен большой низкий подиум, напоминающий бассейн, но без воды. Внутри него — листы с работами из графической серии Анри Матисса «Джаз» 1947 года и икаты, узорные полотна с «плывущими» контурами декора. Когда зритель идет вдоль подиума, перед его глазами текстиль и графика с похожим сочетанием цветов чередуются, и выглядит это очень эффектно.
На выставке много абстрактных картин: от работ Камиля Бриана и Лучо Фонтана из Центра Помпиду до полотен Андре Пьера Арналя с его холстом без подрамника и Виктора Вазарели с черно-белой картиной — оптической иллюзией «Вегавив ll». Не забыли ни про Джима Дайна, который дополняет холст настоящим галстуком, ни про Симона Антая, который не стесняясь мнет сам холст.
Что касается халатов (их авторы остались анонимными), они все одинаковой формы, но орнамент не повторяется, а материалы сменяют друг друга.
Мы расспросили Сурию Садекову, заведующую отделом образовательно-выставочных проектов ГМИИ им. А. С. Пушкина и одного из кураторов выставки, о том, как исламское искусство — в частности, ткацкое ремесло — повлияло на европейское; и о том, могли ли абстракционистов ХХ века сегодня обвинить в культурной апроприации.
Виктор Вазарели «Вегавив ll»
Про влияние исламского искусства на абстрактную живопись
Мир коллекционирования в середине XIX века стремительно менялся, примерно к 1869 году уже сформировались коллекции исламского искусства и в Англии, и во Франции, и в Германии. Начиная с этого же времени их стали активно экспонировать в разных городах Европы. Первые выставки были далеки от музеологического подхода и чаще по духу напоминали восточный базар, но вот в Мюнхене в 1910 году состоялась выставка Die Ausstellung von Meisterwerken Muhammedanischer Kunst («Выставка работ мастеров магометанского искусства»), в рамках которой искусство ислама наконец было представлено с научной позиции. Здесь показали около 3500 экспонатов — и это произвело настоящий фурор. Выставку посетили многие художники, в том числе Кандинский, Марке и Матисс, и на каждого из них она повлияла тем или иным образом.
Кандинский писал: «Мюнхенская выставка восточного искусства с избытком оправдала все надежды. Большое количество самых разнообразных и почти исключительно первоклассных произведений: ковров, майолики, оружия, изразцов, тканей и, наконец, — самое захватывающее и сейчас самое нам близкое — персидских миниатюр... Не верилось, что это может быть создано рукою человека! Казалось, что стоишь перед тем, что рождается само, что дается небом как откровение».
Василий Кандинский «Импровизация №20»
Все прекрасно знают о влиянии японского искусства на импрессионизм, а про влияние исламского искусства на абстрактную живопись нам рассказывали гораздо меньше. А ведь тогда западным художникам открылась совершенно новая эстетика религии и культуры, по-иному изображающая Бога и человека, иная ментальность и красота.
Нужно понять, каким потрясением это было. На нашей выставке представлены полотна второго поколения художников, которые работали в абстракции. И до того художники столетиями жили по схеме: Греция, Рим, аллегории, церковь, а тут бац — и исламское искусство. Представьте, что есть большой фильм, а мы берем, вырезаем из него серединку и составляем начало и конец — вот так сделана наша выставка. Мы сократили путь нашего зрителя, сделали его наглядным, но не очевидным.
Про главную миссию выставки
С помощью халатов и абстракций мы на уровне азбучных истин объясняем влияние искусства Востока на художников XX века. Мы предлагаем посетителям музея самим стать участниками художественного процесса и найти пересечения, которые объединяют икаты и абстрактную живопись в цвете, движении, линиях, построении композиции, тенях.
Мы специально сделали пространство довольно свободным, не загруженным, несмотря на то что был соблазн показать куда больше работ из коллекций Александра Клячина и Жана-Клода Гандюра. К тому же вместо того, чтобы уйти в декор, восточную орнаменталистику, мы в нашей сценографии выбрали белый цвет стен и минималистичный дизайн. Мы создавали пространство современного искусства. Нам важно было показать икаты под новым углом зрения — не как экзотически прекрасный текстиль, а как произведения высокого искусства, которые были созданы за много десятилетий до того, как появились абстракции европейских художников.
Даниэль Бурен, «Белая акриловая краска на белой и красной полосатой ткани»
Даниэль Бурен, «Белая акриловая краска на белой и серой полосатой ткани»
Ирма Бум и Александр Колдер, «Круги»
Про кульТурную апроприацию
Прямая культурная апроприация этой темы закончилась еще в XIX веке, она хорошо описана в книге немецкого исследователя и историка искусства Ханса Бельтинга «Флоренция и Багдад: искусство Ренессанса и наука Востока», наша же выставка про другое. Она про культурное влияние, а не заимствование, про то, что происходит на уровне подсознания и как знакомство с совершенно новым, ранее не изученным искусством меняет ментальность, помогает по-новому увидеть красоту, изменить свои эстетические мерки.