Blueprint
T
{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1.05,"scaleY":1.05,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":0.4,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power2.easeOut","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Продают и показывают

ФОТО:
АРСЕНИЙ НЕСХОДИМОВ, ЛИЗА БОТАЛОВА

Фиксируем тренд: молодые галереи современного искусства, которые открылись за последние несколько лет, не боятся сразу заявлять о себе и буквально с первых месяцев работы уже представляют своих художников на ярмарке Cosmoscow. Новые игроки арт-рынка не избегают конкуренции с опытными коллегами и, наоборот, предлагают выгодные коллаборации и совместные проекты, а для коллекционеров и зрителей создают публичные программы. Арт-редактор и куратор Александра Генералова поговорила с основателями семи новых галерей с разным бэкграундом, концепциями и финансовыми возможностями о том, как им удается находить свой путь на российской арт-сцене.

СССХ      ⸱      Shift      ⸱      Deep List      ⸱       Elohovskiy art      ⸱      «САБСТАНЦИЯ»      ⸱      М2      ⸱      Sobo

сссх

СССХ 

Cообщество Современных Сибирских Художников

молодые галереи

СССХ, или Сообщество Современных Сибирских Художников, — это независимая галерея, основанная бывшей арт-директором галереи Anna Nova Полиной Слепенковой для продвижения сибирского независимого искусства. Основательница СССХ выросла и училась на искусствоведа в Красноярске и несмотря на долгую работу в Петербурге не потеряла связи с сибирской арт-сценой, поэтому полтора года назад решила создать проект для художников из Красноярска, Якутска, Новосибирска, Улан-Удэ и других городов. Недавно СССХ обрели постоянное пространство в Петербурге, на бывшей фабрике лимонной кислоты в глубине промзоны в центре города. Дух андеграунда сочетается в галерее с активным участием в арт-ярмарках — на Cosmoscow СССХ привезли авторов из разных уголков Сибири: Йэн Сур, Александра Мортаева и Амгалана Ринчинэ.


Как прошлый опыт работы в галереях в качестве наемного сотрудника помог в создании собственной? Может быть, наоборот, помешал?

Жизненный опыт навис надо мною буквально — это цитата песни группы «Серебряная свадьба». Если вспоминать весь мой путь в арт-сфере, то в первую очередь стоит упомянуть петербургский лофт-проект «Этажи» — место, которое было культовым в конце нулевых — начале десятых. Там я увидела, что коммерческие выставки могут работать и приносить доход. Затем была «Пушкинская 10», где работает множество небольших галерей и пространств, — там я полгода была помощником основателя Юлия Рыбакова. За это время удалось поднять посещаемость «Пушкинской 10» на 30%, при этом мы сделали платный вход. Кстати, когда я курировала выставочную деятельность в Anna Nova, тоже настаивала на этом шаге, хотя нас многие критиковали. Я же четко понимала его необходимость: посещаемость активно росла, и в определенный момент мы поняли, что мы не просто галерея формата white cube, а институция, делающая масштабные выставки. Но, наверное, одной из самых важных вех в моем становлении как будущего галериста стала небольшая галерея «Лампа», тоже на «Пушкинской». Это был краткосрочный сайд-проект одной из старейших галерей Петербурга DIDI Реваза Жвании. «Лампу» мы делали с художником Вадимом Михайловым: на нас был стратегический план, приглашение художников, монтаж, демонтаж, соцсети, общение со зрителями. Полная ответственность за результат — это мощный опыт.

Физическое пространство в заброшенном здании бывшей фабрики лимонной кислоты появилось у СССХ через полтора года после начала галерейной деятельности. Как ты пришла к решению, что уже пора?

"

Все началось в 2024 году с петербургской Port Art Fair — нам захотелось сделать стенд сибирских художников, а затем понеслось, за последний год у нас было пять ярмарок современного искусства и три масштабных выставочных проекта: в большом зале Екатерининского собрания в Петербурге, московской AACADEMY19 и последний — «Сибирская готика» уже в нашем новом пространстве. В определенный момент мы поняли, что нам необходима площадка для хранения. Потому что основной фактор для реализации проектов — это логистика и время. Мы же постоянно собираем искусство от Якутии до Сургута и перевозим в столицы. В какой-то момент стало ясно, что процесс нужно оптимизировать, потому что в этих скоростных логистических акциях мы повредили немало работ — это было болезненно. Лучше иметь место для хранения, своеобразные запасники под нашим контролем.


Пространство мы нашли случайно — муж искал производственное помещение для своего типографского бизнеса. Так мы узнали про бывшую фабрику лимонной кислоты в совершенно заброшенном состоянии, она даже не выставлялась на «Авито» — скорее всего, на этой территории будут строить железнодорожную магистраль, поэтому никто не хочет вкладываться в реконструкцию. Когда мы пришли полюбопытствовать, место вызвало у нас восторг и шок одновременно. Я сразу поняла, что пространство идеально подходит для современного искусства. Оно буквально создано для выставок и вообще для всего, что нам нужно, в том числе для хранения.


В какой-то момент стало ясно, что процесс нужно оптимизировать, потому что в этих скоростных логистических акциях мы повредили немало работ — это было болезненно.

Ваша концепция — искусство художников из Сибири. Легко ли работать с такой узкой темой, достаточно специфической для нашего арт-рынка?

В рамках развития СССХ как бренда мы работаем с художниками Сибири — в этом наша суть. Но многие художники сейчас живут в Петербурге, Москве, в Европе, — мы с ними тоже работаем, потому что изначально они сибиряки. Поэтому нельзя сказать, что галерея представляет какое-то специфичное искусство. Зато мне кажется, у нас получилось сформировать собственный бренд СССХ. Это помогает на арт-рынке, потому что мы заняли нишу и в ней работаем, и наша сибирская направленность нас отличает от других галерей и от других институций. В последние годы я вижу, что арт-сцена сибирских городов растет и развивается, появляются ярмарки и новые имена, которые хочется показать и делать видимыми в масштабе страны.

СССХ      ⸱      Shift      ⸱      Deep List      ⸱       Elohovskiy art      ⸱      «САБСТАНЦИЯ»      ⸱      М2      ⸱      Sobo

Shift

shift

Тандем Влада Духанина и Даши Кузнецовой считается одним из самых юных в среде российских галеристов — галерею, сначала в онлайн-формате, они создали в 2023 году, когда обоим не было и 25 лет. Всего за полтора года у Shift произошел мощный сдвиг: постоянное пространство на Тверской, участие в южнокорейской ярмарке Art Busan, а на Cosmoscow обещают показать работы распавшегося дуэта пионеров цифрового искусства «Электробутик» Аристарха Чернышева и Алексея Шульгина — художники воссоединятся эксклюзивно для проекта молодых галеристов.

У вас не очень много опыта в этом бизнесе, как вы конкурируете с галереями, которые вышли на сцену гораздо раньше вас? 

"

Даша: На самом деле опыт у нас есть: мы вместе с Владом работали в Школе дизайна НИУ ВШЭ и многому научились в HSE Art Gallery. До этого я работала с Пьером Броше над организацией и проведением первой биеннале в Республике Коми «Новое открытие Севера» и совсем недолго с Сергеем Гущиным в галерее Fragment. При этом у нас в голове не сложилось каких-то конструктов и понимания, как вести галерейный бизнес: как правильно или не правильно писать клиентам, в какой ярмарке участвовать, а в какой нет. Мы не знали этих неписаных правил, и ощущение свободы и независимости от норм и мнений помогло нам двигаться немного быстрее. У нас нет страха все потерять и закрыться, потому что мы всегда готовы трансформироваться. К тому же у нас нет пока семей и детей, которых надо обеспечивать. А вместо конкуренции мы выбираем объединение, как раз в этом ярмарочном сезоне мы покажем первый совместный стенд нашего галерейного содружества Commute Art Hub, куда входят помимо нас TŌMO, Deep List, «сцена/szena», Shilo и Blanar.Art.


Мы не знали этих неписаных правил, и ощущение свободы и независимости от норм и мнений помогло нам двигаться немного быстрее.

Владислав: Мораль всем известной библейской истории про Давида и Голиафа заключается в том, что важно уметь использовать преимущества, которыми ты располагаешь, и легко адаптироваться под изменяющиеся обстоятельства. Так как нам всего два года — в нашей работе мало инерционности и ограничивающих нас паттернов, а гибкость — это вообще жизненное кредо. В этой легкости и готовности быстро меняться — наше ключевое преимущество. Что касается отношений с коллегами — мы не смотрим на них как на конкурентные, наоборот — всегда стараемся сотрудничать. Например, недалеко от нас, через Тверскую, находится филиал галереи pop/off/art, и в этом мае мы делали вернисаж в один день — приглашали гостей посетить обе точки. Мы находимся в постоянном поиске подобных точек взаимодействия, главное — всегда фокусироваться на том, чтобы по итогам случился win-win.

Как вы делите между собой обязанности?

Владислав: У нас нет четкого разделения обязанностей, есть принцип партнерства, где каждый является независимой боевой единицей. Мы в силу бэкграунда — я по образованию экономист, Даша искусствовед — очень по-разному смотрим на одни и те же вещи. Но по итогу вот эта разная перспектива и позволяет, как мне кажется, более эффективно справляться с задачами.

Даша: На самом деле мы делаем все вместе, советуемся по всем вопросам, и не потому, что страшно, а потому, что нам важно слышать мнение друг друга. Честно, у меня очень непростой характер, не знаю, как Владислав Павлович это терпит, но в итоге получается конструктивная дискуссия и рождается некая истина, которая устраивает обоих. Влад — суперответственный, у него все разложено по полочкам, он умеет организовывать процессы, поэтому у нас есть 2000 таблиц на все случаи жизни, архивы всех наших действий и склад с нашими работами онлайн. Все подсчеты на Владе, потому что у меня плохо с математикой, у меня — girls math, а у него — ВШЭ math. Моя сильная сторона, наверное, коммуникации: я люблю дружить с людьми, поэтому отвечаю за тусовки.

Что вы делаете для развития художников, которых представляете?

Владислав: Недавно мы начали издавать каталоги: в этом году, например, вышел каталог фотографа Ивана Михайлова, чей персональный стенд мы показывали на ярмарке «Контур.Фото» в Нижнем Новгороде. Сейчас готовим каталог Марьи Дмитриевой и планируем зин Арины Франк.

Даша: Каждую неделю у нас проходит звонок, на котором мы составляем какой-то план по подаче наших авторов в российские и зарубежные резиденции. Недавно, например, художница Мария Катьянова прошла в полуфинал итальянского конкурса, после чего его куратор пригласил нас участвовать в ярмарке Mia Photo Fair — надеюсь, сможем поехать. Мне кажется важным, что мы делаем персональные стенды художников и выставки, чтобы показать их полноценно. Причем не только в галерее, но и в музеях. Этим летом в Музее Сидура открывали проект Анастасии Рыбаковой «Цветочек в ночной полудреме», где ее графику показывали вместе со скульптурой Вадима Сидура.


Мы также стремимся показывать молодых авторов в диалоге с признанными художниками. Так, в этом году задумали стенд о восприятии интернета и технологий разными поколениями: будут пионеры медиаарта «Электробутик», Тимофей Парщиков с премьерой проекта I‘M NOT A ROBOT и молодая, но уже известная Полина Шилкините.


Как переживаете провалы?

Даша: Слово «провал» отсутствует в нашем лексиконе.

СССХ      ⸱      Shift      ⸱      Deep List      ⸱       Elohovskiy art      ⸱      «САБСТАНЦИЯ»      ⸱      М2      ⸱      Sobo

Deep List

deep list

У галереи куратора, арт-продюсера Дарьи Ярцевой и Ирины Шульженко, куратора и PR-директора кинотеатра «Художественный», в данный момент нет своего пространства, но есть суперсила: умение делать коллаборации и находить идеальные площадки для искусства своих художников. Deep List делали проекты в «Рихтере», Soma, «МОХ», клубном доме Hutton Group, а недавно спродюсировали коллаборацию специализирующейся на хрустале художницы Александры Пацаманюк и бренда аксессуаров Recoulage — сумки-ведерки из стекла. Работы Александры, а также Алексея Панькина и Виталия Барабанова галерея покажет на своем стенде в этом году.


Как пришла идея создать свой проект после многолетней работы в качестве специалиста в других галереях?

Дарья Ярцева: Так сложились обстоятельства. Галерея «сцена/szena», в которой я работала, в 2022 году начала менять вектор в сторону работы в Европе, и мне пришлось уйти. Я понимала, что хочу оставаться в галерейной среде — как раз в этот момент моя подруга Ира предложила выйти со своим стендом на ярмарку blazar. Так мы создали проект Deep List, выиграли грант АКИ (Агентство креативных индустрий) и начали работать. Затраты на первый стенд на blazar были не очень большими: мы сделали сайт, айдентику, запустили соцсети. Нашими первыми художниками были Александра Бетеева, Дарья Емельянова, Анастасия Шенсневич.


Мы понимали свои силы, соизмеряли затраты и возможную прибыль: с Excel-таблицей мы не сидели, но в голове все сходилось. И действительно с первого проекта окупили вложения и даже немного заработали. Дальше прибыль инвестировали в новые проекты, так постепенно все развивалось. Дело в том, что у нас была экспертиза, навыки и социальный капитал, сформированный за 10 лет, — это наша подушка безопасности, в обратном случае вложения и риски были бы намного больше.


"

Ира Шульженко: В силу того, что сейчас обо мне знают скорее как о PR-директоре кинотеатра «Художественный», моя кураторская деятельность отошла на второй план, хотя раньше, еще до основания галереи, я реализовала много кураторских проектов, работала с Алиной Крюковой, подбирала художников для галереи коллекционного дизайна «Тираж 1/1», тогда у меня часто спрашивали, почему у меня нет своей галереи, и ответа на этот вопрос я не находила. И вот весьма спонтанно настал такой момент, появилась четкая внутренняя уверенность в своих силах, тогда мы и решили сделать DeepList. Первое вложение в галерею составило порядка 10 тысяч рублей, которые ушли на разработку сайта и фирменного стиля, благо ребята сделали это для нас буквально за символическую плату. Если учесть, что на первый стенд на blazar мы получили грант от АКИ, галерея наша при учете вышеуказанных вложений окупила себя примерно молниеносно.


Первое вложение в галерею составило порядка 10 тысяч рублей, которые ушли на разработку сайта и фирменного стиля.

Как устроены коллаборации вашей галереи и бизнеса?

Дарья Ярцева: К коллаборациям мы подходим избирательно. Чаще отвечаем на входящие запросы или спонтанно придумываем проекты с партнерами, но в будущем хотели бы и сами инициировать коллаборации и продюсировать их. Мы любим такие истории — они позволяют вовлечь больше людей в искусство и коллекционирование.


Наша первая коллаборация случилась с рестораном Soma — для них это был первый проект, связанный с искусством. Мы сделали шоу-кейс: интегрировали работы в интерьер. Одну картину Дарья Емельянова специально создала для этого места. Потом гости Soma говорили: «Нам казалось, что эти работы здесь были всегда». Это знак качества: мы сделали все гармонично.


С девелопером Hutton мы делали выставку и перформанс, опираясь на пространство клубного дома, в лобби которого находится диджитал-колонна с видео на 360 градусов. Мы пригласили мультимедиа-художницу Диану Капизову создать работу «Летит щука между небом и землей», вдохновленную сказочными сюжетами. Hutton оплатили ее гонорар. В итоге получился яркий сайт-специфичный проект, который разлетелся по соцсетям и медиа.


Мне кажется, это наша сила — делать специальные, точечные, вдумчивые проекты, созданные под конкретное место или идею. Я люблю таким заниматься.


Важно ли собственное пространство для молодой галереи и реализации ее проектов?

Дарья Ярцева: Мы выбрали поп-ап-формат, и, мне кажется, это было правильным решением — чтобы начать вести галерейную деятельность, пространство не обязательно. К тому же в Москве арендная ставка очень высокая. И хотя мы работаем в формате поп-апа, расходы на производство выставок большие: один проект может стоить 300–500 тысяч рублей, ярмарки еще дороже. Поэтому мы существуем без основного пространства, с небольшой командой.


Но нам уже три года, и мы ощущаем необходимость двигаться дальше. Мы над этим работаем, рассматриваем варианты, ищем, в том числе открыты к партнерским встречам, коллаборациям, резидентству. Мне кажется, что для больших бизнесов или девелоперов это может быть отличной историей: когда молодой, активный, модный проект с классной аудиторией и художниками базируется где-то, он дополнительно качает трафик, повышает индекс уникальности и увеличивает охваты.


Сейчас у нас в планах выставка Александры Бетеевой совместно с Set Project, а также проект с галереей Futuro. В этом сезоне мы делаем акцент на партнерские проекты именно с галереями. Из тех пространств, с которыми мы уже взаимодействовали, — «Рихтер», «МОХ», Hutton. Часто приходят запросы на наших конкретных художников или даже просто на нас как проект с сильным брендом — чтобы обменяться аудиторией и сделать что-то совместное.


Ира Шульженко: Лично мне — и, к счастью, мы с Дашей в этом подходе солидарны — всегда было интересно работать с новыми и порой далеко не всегда подходящими для выставок помещениями. Приходило в голову сделать экспозицию то в стоматологическом кабинете, то в охотничьем домике, сейчас вот мой друг переехал в большую квартиру, где помимо основных комнат есть 5 маленьких комнатушек невнятного назначения, куда можно зайти только на корточках, «идеально для выставки», подумала я, и Даша тут же поддержала мою идею. Один из самых красивых проектов, что мне доводилось реализовать, был в избе в Суздале, это была выставка Сергея Табунова, которую я курировала по приглашению Андрея Бартенева. А еще как-то мы делали проект на территории завода по производству дверей в Подмосковье, там был такой огромный ангар, где просто идеально смотрелись работы Егора Федоричева, Дишон Юлдаш, Миши Бурого. Хотелось бы туда еще привезти оркестр, чтобы он сыграл «Индекс металлов» Фаусто Ромителли, но на это уже не было бюджета. Кстати говоря, когда мы презентовали наш проект Soma, ансамбль Kymatic исполнял композиции Полины Оливерос, в честь идей которой и названа наша галерея.

СССХ      ⸱      Shift      ⸱      Deep List      ⸱       Elohovskiy art      ⸱      «САБСТАНЦИЯ»      ⸱      М2      ⸱      Sobo

Elohovskiy art

elohovskiy art

Галерея в Елоховском проезде недавно начала работать в новом онлайн-формате, и скоро на сайте Elohovskiy art запустятся аукционный дом и журнал об искусстве. Сооснователи проекта галерист Андрей Яковлев и куратор, студентка Школы дизайна НИУ ВШЭ Мария Дубодел, не ставят себе ограничений ни в формате, ни в выборе художников, поэтому в их арсенале поп-апы, прогулки-обсуждения и диалог между известными и начинающими авторами. На Cosmoscow галерея покажет работы трех художниц разных поколений — Кати Яновой, Кати Щегловой и Аннушки Броше, работающих с разными медиумами: фотографией, живописью и керамикой.

Как формировалась и изменялась концепция галереи за три года существования: изначально у вас было большое помещение в Елоховском проезде, а сейчас вы работаете в онлайн-формате?

Андрей: Если говорить о предыстории галереи, то тут, наверное, катализатором послужило мое знакомство с меценатом Андреем Севериловым, который в 2019 году пригласил меня возглавить открываемый им аукционный дом «Книжная полка». Андрей Северилов является одним из крупнейших собирателей антикварной книги, но также коллекционирует и современное искусство. За три года аукцион вошел в топ-5 аукционов Москвы. Именно в этот момент заканчивалась реставрация здания в Елоховском проезде, которое в дальнейшем и стало пространством галереи. Вот тогда мне и поступило предложение возглавить галерею.


Было только пространство, которому было необходимо создать свое имя и стиль. Поэтому было принято решение воспользоваться ресурсами антикварного аукционного дома «Книжная полка» и выстраивать концепцию, в которой через призму антиквариата, уников и классического искусства можно популяризировать и современное искусство. Ведь аудитория, интересующаяся классикой и антиквариатом, и публика, которая приходит за современным искусством, — это разные поколения с разными взглядами и восприятием. Наши проекты стали способом соединить эти пласты.


Переход в онлайн-формат связан с внутренними изменениями в структуре галереи: у галереи больше нет собственного физического пространства, поскольку здание, где она располагалась, решено было перестроить под бизнес-центр. Это стало поводом сосредоточиться на онлайн-платформе, которая к тому же открыла новые возможности для представления художников и расширения аудитории. Сейчас мы в процессе работы над созданием аукционного дома Elohovskiy auction на базе нашей галереи, который будет заниматься исключительно продажей современного искусства, и в ближайшее время расскажем о его запуске. У нас уже был опыт проведения аукциона современного искусства, после которого мы сделали работу над ошибками, — думаю, что некоторых удивит новый формат и подход к процессу.



Мария: Концепция галереи сформировалась не сразу. Нам понадобился примерно год после открытия, чтобы понять, куда нам всем интересно двигаться. И в итоге мы выделили три основных направления: open calls, работа с музейными и частными коллекциями в рамках выставок современного искусства и проекты mid-career-художников. Когда галерея перешла в онлайн, концепция сильно не изменилась, — мы просто перенесли на платформу все самое важное, сохранили всех художников, с кем уже сотрудничали, плюс постоянно пополняем этот список. И главная особенность онлайн-формата в том, что он снимает пространственные ограничения. В формате офлайн-выставки не всегда удается показать все, что хочется, а вот онлайн это позволяет. Сейчас мы хотим запустить журнал, в котором будем освещать деятельность художников нашей платформы, а также продолжаем очень важный проект «Прямой контакт» — независимую художественную исследовательскую лабораторию Басманного района. Мы очень хотим сотрудничать с парками, садами, государственными музеями, делать с ними выставки, а также поп-апы в неожиданных пространствах. Так, в начале сентября мы интегрируем выставку художницы Маши Каштановой в пространство новой парикмахерской Under Ark.



Как вы формируете пул художников галереи?

"

Мария: Я не ставлю себе задачу искать для Elohovskiy Gallery только звезд или только молодых художников. Художники попадают к нам через опен-коллы, через мои художественные лаборатории, через совместные проекты, а иногда просто благодаря живому общению, во время которого понимаешь, что наши вкусы и взгляды совпадают. Вообще нам важно, чтобы у художника был свой язык, своя позиция, стейтмент, чтобы его работа не выглядела случайно или вторично, не только в рамках платформы, но и в рамках его практики. Из начинающих у нас есть Даша Пасечник, Настя Аспарагус, Елена Власова. Статус художника нам не важен, мы умеем соединять разные голоса в одном проекте так, чтобы выиграли все. Например, в прошлом году мы открыли групповую выставку «На дне морском» совместно с Политехническим музеем, Морской спасательной службой и галереей «Триумф», где рядом с произведениями Владимира Дубосарского, созданными специально для проекта, мы показали работы художников нового поколения, таких как Дишон Юлдаш, Марго Трушина, Саша Крылов, Артур Самофалов. По такому же принципу диалога мы построили и наш стенд на Cosmoscow — художницы разных поколений, которые работают с разными медиумами. Кстати, я сама пришла в галерею стажером в 17 лет, сейчас мне 21, и я — куратор, отсюда такая открытая позиция у галереи не только к молодым художникам, но и к молодым арт-специалистам в целом.

Статус художника нам не важен, мы умеем соединять разные голоса в одном проекте так, чтобы выиграли все.

Как устроена исследовательская лаборатория «Прямой контакт» — достаточно необычный формат для галерей современного искусства?

Мария: Зимой мы открыли опен-колл в лабораторию для всех, кто интересуется художественным краеведением и хотел бы изучить Басманный район через совместные прогулки и ридинг-сессии. Уже прошел первый этап лаборатории, когда мы вместе с художниками слушали лекторов и гуляли по району. Потом почувствовали, что нам нужен второй этап, с прогулками для всех желающих, которые смогут посетить их по регистрации, — он начнется как раз в сентябре, параллельно с Cosmoscow. Финальная выставка по предварительной договоренности пройдет в Саду Баумана в следующем году.

СССХ      ⸱      Shift      ⸱      Deep List      ⸱       Elohovskiy art      ⸱      «САБСТАНЦИЯ»      ⸱      М2      ⸱      Sobo

«САБСТАНЦИЯ»

«САБСТАНЦИЯ»

Галерея «САБСТАНЦИЯ» на 42-м этаже «Пресни-Сити» — продолжение одноименного агентства арт-директора, куратора и евангелиста паблик-арта Сабины Чагиной, известной по биеннале «Артмоссфера». Фокус галереи — тиражные работы от звездных и молодых художников: не только принты, но и скульптуры, цифровое и даже ольфакторное искусство. На стенде «САБСТАНЦИИ» на Cosmoscow Сабина представит 70 художников и их тиражные произведения.

Зачем вы решили открыть галерею, успешно работая с паблик-артом много лет?

Сабина Чагина: На самом деле мой творческий путь начался именно с онлайн-галереи, в 2008 году, через три года после ее открытия, я стала одним из первых резидентов «Флакона». Когда меня увлекли уличные практики и паблик-арт, времени на галерею не осталось, пришлось ее закрыть. В рамках «Артмоссферы» мы делали арт-маркеты и поп-ап-галереи в разных местах. Основным фокусом все это время оставалось тиражное искусство и его популяризация, но физического пространства у меня не было. Два года назад я ушла с «Винзавода», где работала арт-директором направления Urban + Art, и решила создать новый бренд и творческую экосистему «САБСТАНЦИЯ», в которую входит агентство, занимающееся уличными проектами и организацией мероприятий, платформа для некоммерческих инициатив и поддержки художников и галерея на 42-м этаже «Пресни-Сити» в пространстве с панорамным видом.


Сначала идея заключалась в том, чтобы сделать открытое хранение: показать свою коллекцию за 20 лет и предложить работы на продажу — тиражные или оставшиеся после проектов. Но вскоре оказалось, что сама галерея востребована художниками: они стали предлагать выставки. Теперь у нас есть полноценный выставочный график — с ноября 2024 года галерея работает в режиме обычного выставочного пространства. В сентябре, например, мы открываем выставку Алексея Луки.


Мой опыт в музыке повлиял на подход: в шоу-бизнесе все устроено просто — есть музыкант и есть букинг-агентство, которое организует концерты где угодно. Для этого не нужна «живая» галерея. Выставку можно сделать хоть в подъезде. Поэтому моя галерея — это скорее экспериментальное пространство. Там художники могут высказаться, сделать персональную выставку. С другой стороны, у нас есть открытое хранение, из которого постоянно что-то продается: любой может прийти и выбрать работу. Но основное направление деятельности — именно агентство, представляющее интересы художников.



Работаете ли вы с художниками на эксклюзивных условиях и важно ли это?

"

У многих художников, с которыми мы работаем, уже есть галереи, но конфликта интересов нет: эксклюзивные контракты с галереями в России пока редкость, и авторы этим пользуются. Например, я могу за год сделать с художником пять проектов — паблик-арт, коллаборации, крупные работы. После этого зрители и коллекционеры начинают задумываться о покупке его работы. Но раньше они шли в другие галереи. Так возникла мысль о своей галерее, чтобы замкнуть круг и предложить работы тех авторов, с которыми мы ведем проекты.


Мы сотрудничаем как с уже известными, так и с новыми художниками. Среди «якорных» авторов — Дима Аске, Миша Мост, Леша Лука: с ними сделаны десятки проектов, от первой выставки на «Винзаводе» до панно на Ленинградском вокзале. Есть и новые имена — например, блогер и автор мемов Антон Гудим, которого мы постепенно переводим в поле современного искусства, или медиахудожник Аристарх Чернышев, с которым работаем над уличными проектами. Среди молодых авторов — скульптор Лада Рещенко. Если раньше мы были связаны в основном с уличным сообществом, то теперь круг шире: интересно работать с художниками из разных жанров.


На сегодняшний день у нас только один эксклюзив — с Антоном Гудимом, подписанный всего два месяца назад. Эксклюзив — это большая ответственность: художник становится почти членом семьи, и нужно заботиться о его развитии, карьере, заказах. С другими авторами проще — можно работать на разовой основе. Но в случае эксклюзива мы думаем о художнике вдолгую и стремимся достичь конкретных результатов.



Эксклюзив — это большая ответственность: художник становится почти членом семьи, и нужно заботиться о его развитии, карьере, заказах.

На Cosmoscow вы выходите с тиражным искусством от 70 художников. Выгодно ли заниматься продажей тиражных работ, ведь в основном это недорогие принты?

Важно отметить, что в галерее выставляются не только принты, но и уникальные работы: холсты, графика, видео-арт. Я сама коллекционирую видео-арт и активно его продвигаю, хотя проще всего сейчас продается диджитал- и медиаарт.


По поводу принтов — тиражное искусство давно вышло за их пределы, теперь это и ковры, и скульптуры, и керамика, и цифровые работы, и видео. На нашем стенде на Cosmoscow, например, будет коллаборация с ольфакторной художницей Лилией Нейман — коллекционная фигурка с духами.


У каждого тиража есть подпись и нумерация. Например, Миша Мост выпустил серию латунных фигур, Аристарх Чернышев — «Античную голову», напечатанную в 69 копиях. Уникальная работа этого художника стоит несколько миллионов — мало кто может себе ее позволить.


СССХ      ⸱      Shift      ⸱      Deep List      ⸱       Elohovskiy art      ⸱      «САБСТАНЦИЯ»      ⸱      М2      ⸱      Sobo

М2

m2

Основанная три года назад матерью троих детей и художницей Анастасией Локтаевой галерея М2 успела посотрудничать с крупнейшими российскими кураторами современного искусства, например, с Алексеем Масляевым, Сергеем Хачатуровым и Сергеем Поповым, и сформировать вокруг М2 комьюнити коллекционеров — благодаря встречам в галерейном пространстве в Гагаринском переулке.

Как вы пришли к идее открыть свою галерею?

У меня не было идеи построить галерейный бизнес — все случилось шаг за шагом. Сначала галерея работала в закрытом режиме: на выставки в основном приходили друзья, друзья друзей — то есть люди, которые друг друга хорошо знают. Но в какой-то момент я поняла: для художников, для их развития надо открывать двери шире, приглашать гостей, которые интересуются искусством, но мне не знакомы.


Два года назад прошла большая выставка «Плюс-минус» под кураторством Алексея Масляева и Ан Кубановой — именно ей мы открыли вход в галерею для всех желающих. О днях, когда возможно посетить М2, мы рассказываем на сайте или в ответах на запросы на почту и в соцсетях, — галерея открыта не каждый день.


Наша особенность — это регулярные бесплатные лекции и встречи с кураторами и художниками. Они проводятся для покупателей и для тех, кто хочет глубже изучать искусство. Так мы расширяем сообщество и просто круг друзей М2. Мне кажется, плюс нашей галереи в том, что мы очень много времени проводим с нашими клиентами. Одно дело, когда люди приходят к тебе только на открытие выставки, и другое дело, когда они приходят постоянно, — лекции в М2 проходят практически каждую неделю. Сначала к нам приходило 8 человек, сейчас уже 25–28, больше мы просто не можем комфортно разместить. Когда гость постоянно сталкивается с искусством, то он к нему привыкает, и появляется желание видеть его и у себя дома. Многие начинают с лекций и затем пробуют коллекционирование — осознанную покупку не просто для украшения дома. Еще мы часто коллабимся с арт-клубами: например, V-Community Ирины Вольской.


Много ли у вас сотрудников, кто помогает вам с формированием пула художников и выстраиванием стратегии?

У меня до сих пор нет практически ни одного постоянного сотрудника — кураторов мы приглашаем под конкретный проект, в остальном всеми делами занимаюсь я. Так сложилось, потому что галерея развивается естественным образом как продолжение моего интереса к искусству. М2, повторюсь, — это был больше зов души, внутренняя потребность, в том числе потребность в социализации, потому что я занимаюсь воспитанием троих детей, и это накладывает определенные ограничения. Конечно, при формировании пула художников я прислушиваюсь к кураторам, с которыми работаю, а также к коллегам, которые давно в этом бизнесе.


Например, с художницей Маду Ахмедовой меня познакомили Ан Кубанова и Алексей Масляев, которые включили ее работы в групповую выставку. Работает Амаду в технике живописного стрит-арта, но ее идеи основаны на глубокой религиозности, она часто использует символы прошлого. Маду путешествовала по Тибету, училась там живописи, — это для меня оказалось особенно близко: последние два года я сама изучаю буддизм и вообще люблю все древние религии — и древнеегипетскую, и древнегреческую, и доисторические. Маду исследует женский образ в буддизме, образы богинь — тут наши интересы сошлись, и мы открыли ее персональную выставку «Формы Практики». Работы Маду мы показывали на Cosmoscow в прошлом году и вновь покажем в этом.


Мне сильно помогает то, что я сама художник. С одной стороны, я понимаю, как весь процесс работает именно со стороны автора, с другой — понимаю, как важно найти ту галерею, которая будет правильно экспонировать, представлять и продавать. Часто бывает так, что художник сложно продается, и проблема не в нем или в профессионализме галереи, — просто клиенты этого художника туда не попадали. В этом моя задача как галериста — подбирать в пул тех авторов, которые близки по духу сообществу покупателей М2, а параллельно формировать это сообщество и просвещать.


"

моя задача как галериста — подбирать в пул тех авторов, которые близки по духу сообществу покупателей М2, а параллельно формировать это сообщество и просвещать.

Как совмещать продвижение художников галереи и собственную арт-практику?

Мне стало чуть легче, когда я начала сотрудничать с галереей «Тираж», которая представляет мою живопись, хотя часть работ все еще показываю в М2. Так я себя разгрузила и сфокусировалась на художниках своей галереи. Иногда я занимаюсь продвижением в ущерб своему творчеству, но я очень люблю узнавать новое, общаться с художниками, погружаться в мир их идей, продвигать эти идеи и искренне радуюсь за чужие успехи. Два года на Cosmoscow я не представляла свою живопись на стенде М2, хотя и могла. Работа галериста захватывает: ты постоянно решаешь задачи, ищешь идеальные решения и компромиссы между имеющимися возможностями и воплощением замысла художника. Приведу пример: в М2 много больших окон с подоконниками — на вернисажах гости часто ставят туда бокалы с игристым. Когда художник хочет задействовать подоконники, я отказываю, потому что уверена: искусству не место там, где рядом ставят блюдце с бутербродом. Иногда мне показывают визуализацию проекта — на картинке все выглядит здорово, но я знаю, что в пространстве это работать не будет. Когда ты сам художник и понимаешь, насколько важна каждая деталь замысла, то проще искать варианты, которые всех устроят.

СССХ      ⸱      Shift      ⸱      Deep List      ⸱       Elohovskiy art      ⸱      «САБСТАНЦИЯ»      ⸱      М2      ⸱      Sobo

Sobo

sobo

Название Sobo, галерии художников Елизаветы и Александра Цикаришвили, переводится с японского как «бабушка» — это художественное альтер эго Александра. Их предыдущие проекты — независимое пространство Kunsthalle nummer sieben и ярмарка YABA — запомнились на петербургской арт-сцене панковским вайбом и некоммерческим характером, Sobo, хотя и продолжает быть artist-run-галереей, нацелена в том числе на самоокупаемость и участие в крупных ярмарках. На Cosmoscow стенд Sobo займет инсталляция арт-группы «Цветы Джонджоли» и графика художницы Юлии Мортис.

"

Пригодился ли вам опыт artist-run-пространства в галерейном бизнесе? Если да, то как?

оптика здесь смещена от взгляда коммерсанта, который рассуждает в экономических терминах, к взгляду автора.

Sobo во многом продолжает определенные направления, найденные в Kunsthalle, и сохраняет очень много черт artist-run-пространства. Хотя бы потому, что оно организовано и курируется художниками. И оптика здесь смещена от взгляда коммерсанта, который рассуждает в экономических терминах, к взгляду автора. Хотя реальность, естественно, дает о себе знать. В общем, это гибридный формат. Но все интересное, что мы нашли в Kunsthalle, мы стараемся развивать в Sobo. Мы очень долго искали подходящее помещение — больше трех месяцев, с ними сейчас действительно беда, к тому же арендная ставка в Петербурге выросла до невероятных размеров. Поэтому, когда мы увидели это пространство на Моховой улице с пятиметровыми потолками, схватились за него, хотя были и нюансы, но все в итоге сложилось отлично.

Вы с Александром художники — как это влияет на галерейную работу? Чувствуете ли вы конкуренцию с более опытными галереями, в том числе теми, которые вас представляли?

Да, мы стараемся найти какой-то иной формат, отличный от классической коммерческой галереи. Например, не загонять авторов в рамки определенного узнаваемого стиля, а, наоборот, дать возможность для эксперимента. Или сделать видимыми авторов или явления, которые оказались в «серой зоне» сложившейся институциональной системы. По поводу конкуренции — нам кажется, что сама терминология такого рода неприменима в данном случае. Или, по крайней мере, мы хотим смотреть на эту сферу с других точек зрения. Мы стараемся работать со всеми сообща и взаимодействуем с нашими коллегами и друзьями. И чувствуем поддержку, да, особенно от Владимира Петровича Овчаренко, от наших друзей из галереи Myth и Marina Gisich.

Как складывается круг коллекционеров и друзей Sobo и как вы его расширяете? 

Многие из коллекционеров наши уже давние друзья, с которыми мы знакомы по предыдущим проектам. Появляются и новые, но в основном опять же благодаря нашим друзьям, которые приводят к нам новых людей. В целом это всегда прежде всего дружеские отношения, а потом уже деловые.


Когда мы открывали Sobo, то изначально хотели делать параллельную программу к выставкам. Поэтому на этапе обсуждения формата галереи позвали как соосновательницу Дашу Болдыреву, экс-главу Северо-Западного филиала ГМИИ имени Пушкина, у которой очень большой опыт работы с образовательным проектами. То есть публичная программа для нас была неотъемлемой частью всей идеи Sobo. Мы хотели вернуть какое-то смысловое наполнение, которое в последнее время будто бы вымывается из искусства, расширить круг зрителей, наладить пространство для диалога. Поэтому без Даши этот проект не получился бы.


{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"margin":0,"line":40}
false
767
1300
false
false
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 200; line-height: 21px;}"}