Blueprint

ФОТО:
АРХИВ ПРЕСС-СЛУЖБЫ

T
{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1.05,"scaleY":1.05,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":0.4,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power2.easeOut","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}
{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":4}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":7}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":2.5,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Гид по Cosmoscow

текст:
Иван Чекалов

фото:
Архивы пресс-служб

Индийские художники, Микеланджело и Ushatava, цифровые цветы во всамделишных кадках с землей, а также произведения Ольги Чернышевой, Александра Гронского и Игоря Тишина; книга Виталия Пушницкого, пластическая драматургия Анны Щедриной… Обойти все стенды, да еще и посетить все мероприятия открывающейся завтра Cosmoscow 2025 за три дня практически невозможно —
The Blueprint спешит на выручку. На ярмарке будет работать синий киоск The Blueprint, который мы сделали вместе с дизайн-брендом Eburet и где можно найти нашу газету, посвященную Cosmoscow,
а для тех, кто хочется подготовиться заранее, Иван Чекалов собрал гид по самым интересным проектам и событиям ярмарки. 

«Семена»

арт-группа «ПРОВМЫЗА»

Проект «Художников года» по версии Cosmoscow 2025 — нижегородского дуэта Сергея Проворова и Галины Мызниковой. «Семена» — это триптих из фотографических полотен. Работа, отсылающая одновременно к классической скульптуре и современным практикам медиаискусства, должна стать «исследованием малоизученной формы перформативной скульптуры». Ее центральный образ — скульптура матери с детьми, напоминающая микеланджеловскую «Пьету». Все герои работы одеты в Ushatava — по словам основательницы бренда Нино Шаматавы, «этой весной я оказалась в Питере, и вдруг узнаю, что “ПРОВМЫЗА” готовят большую фотоработу. Я поняла, что хочу поддержать ее создание». Шаматава выступила спонсором проекта, чья идея родилась еще семь лет назад, — тогда, режиссируя на «Випперовских чтениях» в ГМИИ им. Пушкина перформанс Post-Mortem Chronography, «ПРОВМЫЗА» поставила во главу угла конфликт маленькой девочки и огромного здания: «Детский плач, казалось, заставлял содрогаться от эмоций огромное, несомасштабное телу ребенка здание». Девочка плакала, но в какой-то момент замолкала — ее голос умирал. Теперь молчание фотографии стало главным героем их нового проекта.

фото станет доступно
после 11 сентября

«И алеф, и омега»

Виктор Сачивко и Игорь Тишин из коллекции Музейного центра «Площадь Мира»

«Музей года» по версии Cosmoscow — красноярская «Площадь Мира» — представляет работы Игоря Тишина и Виктора Сачивко. Ровесники, родившиеся в конце 1950-х, имеют очень разную судьбу. Сачивко, закончив Красноярскую архитектурную академию, так в Красноярске и остался, став одним из создателей «Площади Мира». А Тишин, прожив 40 лет в Белоруссии, эмигрировал в Бельгию. На Cosmoscow работы обоих художников встретятся в проекте «И алеф, и омега». Две живописные работы Сачивко — ковер «лоскутной» мозаики и календарь зачеркнутых событий — найдут переклички в персонажах из произведений Тишина: от Хаима Сутина и Хорхе Луиса Борхеса до Ивана Гончарова и, неожиданно, Красной Шапочки. По словам директора «Площади Мира» Сергея Ковалевского, на выставке «абстрактная экспрессия перемешивается с сочной фигуративностью и концептуальным нарративом».

Виктор Сачивко,
«Без названия», 2021

Игорь Тишин, «Красная шапочка», 2021

Игорь Тишин, «Борхес», 2021

«

Индия: как дух обретает материю»

Спецпроект

Впервые на Cosmoscow представлены индийские галереи — за отбор отвечали коллекционеры Екатерина и Андрей Теребенины, проведшие в Индии семь лет. Куратором экспозиции выступила основательница галереи Threshold в Дели Тунти Чаухан — по ее словам, увлечение «Андрея и Екатерины родилось из очарованности бурлящей цивилизацией, которую можно бесконечно открывать, слой за слоем». Основная тема проекта — связь художника и материала; на Cosmoscow будут представлены работы из шелка, дерева, натуральных пигментов и даже золота. Как рассказывают Теребины, «индийцам издревле были доступны самые различные материалы — от алмазов до природных красителей, от разнообразных каменных пород до уникальных сортов хлопка». Материал сакрализировался, ремесленная традиция переходила из поколения в поколение, чтобы искусство превратилось в ритуал: «У индийских мастеров мы видим особое уважение к материалу и готовность взаимодействовать с ним, а не подчинять его и доминировать, что более характерно для западной цивилизации».


Inamdar Line of Infinity

Inamdar Beyond the Fields →

un[ПАК]ing

Избранные работы из собрания Дениса и Милы Пак

Визуализация архитектурного решения. Бюро «Новое», 2025

Начиная с 2024 года, фонд «Новые коллекционера» представляет на ярмарке частные собрания совриска — в 2025-м подойдет очередь коллекции семьи Пак, иронично обыгранной в названии выставки. Произведения Ольги Чернышевой, Михаила Рогинского, а также начинающих авторов вроде Дианы Капизовой будут спрятаны за дверцами шкафчиков, открывая которые зритель, по выражению организаторов, сможет «открыть» для себя искусство. «Распаковка» коллекции будет продолжаться на протяжении всей ярмарки — работы, приобретенные коллекционерами на Cosmoscow, тоже окажутся за соответствующими дверцами.


Ольга Чернышева, «Сады», 2023

«

Система со-хранения»

Проект ЦТИ «Фабрика»

«Институция года», Центр творческих индустрий «Фабрика», выступит на ярмарке в жанре открытого хранения. Правда, с интересным твистом. «Система со-хранения» выглядит как деревянный стеллаж на 36 ячеек; в каждую встроен определенный предмет мебели из запасников ЦТИ. Все объекты были законсервированы специально приглашенными художниками — таким образом, хранение встречается с «сохранением», осознанной деятельностью по актуализации искусства. Это еще и метафора «Фабрики» как институции, выстраивающей сети связей между авторами, художественной средой и культурой прошлого.


Центр творческих индустрий «Фабрика»

14 / 09 / 25
17:30

«

Российские коллекционеры современного искусства
в международном контексте»

Дискуссия

Осенью кульминации достигнет Биеннале частных коллекций, объединяющая выставки произведений из тех самых частных собраний от Мурманска до Краснодара. Cosmoscow посвящает лекционную программу теме коллекционирования. Кульминацией обсуждений станет воскресный разговор «Российские коллекционеры современного искусства в международном контексте» под модераторством директора-основателя Cosmoscow Маргариты Пушкиной и куратора фонда ярмарки Алексея Масляева. В дискуссии примут участие создатель Музея AZ Наталия Опалева, основатель Limonov Art Foundation Сергей Лимонов, патрон МСИ «Гараж» Зоя Галеева и коллекционеры Екатерина и Андрей Теребенины. Накануне, в субботу журналистка Ксения Чилингарова будет модерировать дискуссию «На модном» — Галина Мызникова («ПРОВМЫЗА»), Нино Шаматава, художник Сергей Сапожников и велоэнтузиаст Денис Крылов обсудят, как современное искусство взаимодействует с модной индустрией. В тот же день основатель галереи pop/off/art Сергей Попов проведет разговор между коллекционерами Борисом Фридманом и Денисом Химиляйне, искусствоведами Мариной Лошак и Ксенией Пушницкой, а также Виталием Пушницким про актуальность жанра «книга художника».


«

Кажется, вы это уже видели»

Александр Гронский

Limonov Art Foundation представляет проект классика отечественной фотографии Александра Гронского, над которым тот работал с 2008-го — фотографии и видео, собранные друг с другом «на манер ребуса». Работы Гронского насыщены ссылками друг на друга, и кажется, будто, расставив их в нужном порядке, получится найти ответ на какой-то очень важный вопрос. Но на какой? Герои Гронского топчутся на месте — лыжник на маленьком снежном участке, человек, обходящий мусорную гору. Репетативность превращается в ритуал, а осознание, что «кажется, мы это уже видели» трансформируется в самоцель экспозиции.

Александр Гронский,
«Без названия», 2025

«

Цифровая теплица»

Инсталляция

Итальянские диджитал-художники Лука Бальдокки и Маттео Манделли вместе с KIT 4 KID (приложением
для помощи в развитии детей с расстройством аутистического спектра) представят на Cosmoscow «Цифровую теплицу» — причудливую смесь реального и дигитального искусства. Из всамделишных горшков с землей «вырастут» цифровые цветы. Каждый цветок будет основан на рисунке художников-студентов с РАС из благотворительного фонда «Антон тут рядом». Цветы будут выставлены на продажу — часть вырученных средств пойдет на создание первого в Санкт-Петербурге Ресурсного центра по вопросам аутизма.

Маттео Манделли и Лука Бальдокки совместно с KIT 4 KID, «Теплица 2»

Презентация книги Виталия Пушницкого

13 / 09 / 25

«

Бритва Оккама»

«Бритва Оккама», Виталий Пушницкий

Коллекционер и меценат Денис Химиляйне запустил собственную издательскую программу. Ее первый проект — произведение Виталия Пушницкого «Бритва Оккама» «на стыке автофикшна и книги художника». 200 графических открыток сопровождаются фотографиями и текстами о времени, памяти и «понятии качества в искусстве». Помимо эссе самого Пушницкого «Бритва Оккама» включает статьи искусствоведов Глеба Ершова, Сергея Попова и Ирины Терентьевой. Не множа сущности и отсекая лишнее, Пушницкий составил не столько книгу, сколько печатный дискуссионный клуб о ценности искусства.

14 / 09 / 25
19:00 и 21:00

Кинетическая драма от PERFORMA

«

Час лошади»

14 сентября новый фестиваль перформативных искусств PERFORMA (в коллаборации с фестивалем современной хореографии Context. Diana Vishneva и мультимедиа-художниками Panterrs) представит на Cosmoscow кинетическую драму Анны Щеклиной «Час лошади». Когда-то, приручив лошадь, человек открыл для себя новый мир, полный неизведанных пространств. С приходом искусственного интеллекта диспозиция изменилась — не приручили ли теперь нас самих? Взяв за основу стихотворение Ричарда Бротигана All Watched Over by Machines of Loving Grace, авторы разработали «пластическое исследование на тему взаимодействия человека с новыми формами разума» — о переходе от живого организма к механическому и ощущениях/недоверии/страхе человека, чувствующего прибытие новой — технологической — эпохи. Над саунд-дизайном трудится композитор Василий Пешков, известный среди прочего по работе с хореографом Павлом Глуховым и режиссером Михаилом Бычковым.


Ry Shorosky, кинетическая драма «Час лошади»

{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"margin":0,"line":40}
false
767
1300
false
false
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 200; line-height: 21px;}"}