Blueprint
T

Главные выставки сентября

ФОТО:
АРХИВ ПРЕСС-СЛУЖБЫ

Выставочный марафон официально объявляется открытым — Иван Чекалов почистил кроссовки, запасся бутилированной водой и собрал для вас дайджест сентябрьских выставок: позднесоветский андеграунд в центре «Зотов», XVI Красноярская музейная биеннале, ярмарки современного искусства blazar и Cosmoscow, а также ретроспектива Архипа Куинджи в Русском музее.

«Путь к авангарду: диалоги художников в журнале “А-Я”»

Совместный проект Центра «Зотов» и Музея AZ посвящен легендарному журналу «А-Я», где на протяжении семи лет — с 1979 по 1986 год — публиковалось неофициальное русское искусство. Двумя редакторами журнала, выходившего в Париже, были фотограф Александр Сидоров и художник Игорь Шелковский. Сидоров собирал материалы для номера в Москве и тайно переправлял их за рубеж, где журнал составлял Шелковский. Таким образом были впервые опубликованы репродукции произведений Ильи Кабакова, Эрика Булатова, Виктора Пивоварова, даже Владимира Сорокина. Благодаря «А-Я» Европа узнавала про современное советское искусство, а художники из Москвы, Ленинграда и других городов СССР получали возможность вырваться за пределы локального андеграунда. Впрочем, публиковали в «А-Я» и работы авангардистов 1910–1920-х, так что экспозиция в «Зотове» будет построена как диалог между двумя поколениями российских художников. Павел Филонов, Казимир Малевич и Эль Лисицкий встретятся с Франциско Инфанте, Олегом Целковым и тем же Эриком Булатовым. Пространство выставочного зала превратится в белый, словно бы журнальный куб — зритель буквально пройдет сквозь номера (и историю) «А-Я».

04.09. — 18.01
Центр «Зотов», Москва

Борис Орлов, «Следы первой любви», «Джаспер Джонс», «Казимир Малевич», из серии «Татуировки», 1995

Иван Симонов, «Хлеб — соль», «Деньги с неба», «Хляби небесные», 2025

«Даждь нам хлеб насущный»

Москвич Иван Симонов наиболее известен своим проектом #маленькиелюди — распечатанными на принтере бумажными человечками, которых художник приклеивал на стены, водосточные трубы, самые разнообразные общественные пространства в Москве, Сочи, Архангельске и других городах. Четвертого сентября столичная Pogodina Gallery представит новый проект Симонова «Даждь нам хлеб насущный». В центре выставки — «всему голова», то есть хлеб, символ базовых человеческих потребностей и связи с духовным миром. В скульптурах, живописных работах и ассамбляжах Симонова хлеб предстает объектом из разных вселенных: от мифологической (библейские «хляби небесные» разверзнутся, чтобы наполнить керамическую ванну) до бытовой (выражение «хлеб да соль» материализуется в виде миниатюрного батона, на который из тучки сыпется крошечная соль). Ответить на вопросы «в чем заключается подлинная сущность бытия, что необходимо человеку и как соотносятся его материальные и духовные потребности» можно до 12 октября.

04.09 — 12.10 

Pogodina Gallery, Москва


«ЭкоАрт. Искусство и (не)человеческие агенты»

Таня Торйуссен, «Между бесконечностями. Когда два Тупилака из Балтийского моря ведут змей на встречу со стрекозой», 2025

Ксения Маркелова, «Малыш-криптид», 2025

Основная выставка сезона питерского арт-центра «Пушкинская-10» пройдет в большом зале Музея нонконформистского искусства и соберет вместе 28 художников из России, Франции, Австрии, Швейцарии, Нидерландов, Норвегии и Германии. «ЭкоАрт» расскажет о взаимодействии человека с миром вокруг: животными, растениями, насекомыми. Выйти, как пишут организаторы, «за пределы привычной антропоцентричной перспективы» помогут самые разные медиумы — от живописи до интерактивных инсталляций. Большая часть работ создавались в «виртуальной резиденции», художники общались друг с другом, обменивались идеями из философии, научного знания и бытовых наблюдений, чтобы создать коллективную оду нечеловеческому. В числе прочего портрет из семечек и зацветающей фасоли, отсылающий к произведениям Джузеппе Арчимбольдо, вышивку, напоминающую колосья пшеницы, и графику с полумотыльком, полурусалкой, полузмеей, полу летучей мышью.

06.09 — 09.11
Музей нонконформистского искусства, Санкт-Петербург

«Формат был изменен»

Еще одна групповая выставка, приуроченная сразу к нескольким круглым датам. Двадцать лет исполняется галерее Anna Nova и мультимедийной компании dreamlaser, пять — детищу dreamlaser, пространству «ЦЕХ *» на месте бывшего печатного цеха в здании «Нижполиграфа». «Формат был изменен» — экспозиция, где экспонировавшиеся ранее работы будут помещены в принципиально новые контексты. Произведения Юлдус Бахтиозиной, Егора Крафта, Хаима Сокола, Марии Агуреевой, Влада Кулькова и прочих резидентов Anna Nova не только выставят в «ЦЕХе *», но и перенесут в сложную мультимедиа-среду, придуманную мастерами dreamlaser. Гигантские видеофигуры, розовые балерины-грибы, подернутые сепией, фантастические деревья из полиэкранов... По словам куратора Анны Гагариной, «задача dreamlaser — создавать условия, при которых технологии становятся средой, в которой рождаются новые формы высказывания».

06.09 — 09.11
Пространство «ЦЕХ *», Нижний Новгород

«Фрагменты эпох»

Вячеслав Михайлов, «Сусанна и старцы», 1988

Виктор Тетерин, «Обнаженная», 1966

В конце 2024 года Музей искусства Санкт-Петербурга ХХ—ХХI веков обзавелся новым зданием — трехэтажным особняком купца Ивана Алафузова в стиле позднего классицизма на той же набережной канала Грибоедова, где стоит старый корпус. Именно там экспозиция «Фрагменты эпох» представит публике более 100 произведений искусства разного времени и техник. Пейзажи Петербурга участника группы «Одиннадцать» Завена Аршакуни будут соседствовать с живописью Виктора Тетерина и Юрия Павлова — советских и российских художников второй половины XX — начала XXI века. Рядом с тихими натюрмортами Владимира Загорова — яркие полотна андеграундного Геннадия Устюгова. Живопись поддержит скульптура: классика ленинградской пластики Левона Лазарева, Яна Неймана и мастеров более поздних поколений — от Марины Спивак до Александра Позина. По словам организаторов, «экспозиция образует нескольких сюжетных линий — женский образ в искусстве, музыка и мифология в современной культуре, инсталляция как художественный проект». Замах богатырский — будем надеяться, что и удар не подведет.

10.09.2025 — 11.01.2026
Музей искусства Санкт-Петербурга XX–XXI веков, Санкт-Петербург

Ярмарка молодого современного искусства blazar

Дима Шумов, Ice Cream, 2024

Марфа Малютина, Violet lotus, 2025

Ярмарка — спутник Cosmoscow, концентрирующаяся на молодом — с авторами до 35 лет — искусстве, blazar распахнет свои двери десятого сентября. Выпуск, как его называют сами организаторы, 2025-го — шестой, и миссия организаторов (Маргариты Пушкиной, Александры Лекомцевой, Анны Наумовой) за это время не изменилась: «открытие и поддержка новых имен, помощь талантливым молодым художникам в поиске возможностей для самореализации». В секции независимых авторов появятся работы резидента нижегородского «Терминала А» Веры Ширдиной, «художника сказочного и сакрального» Вадима Тишина и сомнамбулическая, будто бы выскочившая из ранних фильмов Дэвида Линча графика Руслана Аскерова. Дебютировавшая в 2024 году секция дизайна представит студии KOVAL, Native_ceramics, UCLAD, Manera — не пропустите футуристичный стул «Балет» от последней. А вообще список участников гораздо обширнее — найдутся произведения и для любителей цифрового искусства, и для поклонников керамики или традиционной живописи.

10.09 — 14.09

Музей Москвы, Москва

«Архип Куинджи. Иллюзия света»

Масштабная ретроспектива одного из главных российских пейзажистов в важнейшем музее страны. Коллекция Куинджи в Русском музее насчитывает 202 произведения, однако специально для выставки будут привезены и работы из других институций. Хронологический характер экспозиции позволит проследить за становлением художника — от ранних работ до общепризнанных шедевров, «Ночного», «Радуги» и «Ладожского озера». Кульминация выставки — «Лунная ночь на Днепре», которую вывесят в полутемном зале: так картину впервые экспонировали в здании Общества поощрения художников в 1880-м. «Иллюзия света была его богом, и не было художника, равного ему в достижении этого чуда живописи. Куинджи — художник света» — так поразительную игру светотени на полотнах «После дождя», «Пятна лунного света в лесу. Зима», «Закат над сосновым лесом» комментировал современник Куинджи Илья Репин.

11.09. — 30.03.
Русский музей, Санкт-Петербург

Архип Куинджи, «Ладожское озеро», 1871

Международная ярмарка современного искусства Cosmoscow

Дишон Юлдаш, работа с выставки PARANORMAL PHENOMENA

Даниил Антропов, Teddy 34, 2024

Тринадцать — число несчастливое, но мы надеемся, что злоключения обойдут 13-ю ярмарку современного искусства Cosmoscow стороной. По словам участника экспертного совета, соосновательницы XL Gallery Елены Селиной, особенность экспозиции 2025-го заключается в «беспрецедентном количестве моностендов, что буквально превращает ярмарку в поле эксперимента, а также в фокусе на конкретного художника». Пять секций: база (галереи старше пяти лет), контур (галереи без постоянного пространства), сообщества (проекты, направленные на развитие инфраструктуры современного искусства), тираж и дизайн. Множество галерей: FUTURO, pop/off/art, KGallery, HSE ART GALLERY, Heritage, Jessica Gallery... Отдельно стоит отметить проекты лучших (по версии ярмарки) художника, музея и институции года соответственно — арт-группы «Провмыза», красноярского музейного центра «Площадь Мира» и московского Центра творческих индустрий «Фабрика». По доброй традиции ищите в «Тимирязев Центре» тематическую газету The Blueprint — там вы найдете и гид по мероприятиям, и рассказы о художниках и галеристах, и многое другое.

12.09 — 14.09

«Тимирязев Центр», Москва

«Яков Чернихов. Образ будущего»

Если вам показалось, что с вас достаточно русского авангарда, то вам показалось. Череду проектов, посвященных выдающимся деятелям первой половины XX столетия, этой осенью пополнит экспозиция Еврейского музея и Центра толерантности о Якове Чернихове. Архитектор, график и живописец, создатель конструктивистской водонапорной башни завода «Красный гвоздильщик» в Ленинграде прославился как автор архитектурных романтических фантазий. «Умение фантазировать есть первая основа новой архитектуры», — писал Чернихов. В генезисе фантасмагорий художника — как гравюры Джованни Баттисты Пиранези, так и постулаты Ле Корбюзье. Экспозиция представит более 500 макетов, рукописей, графических циклов, документов и фотографий Чернихова, чей визионерский взгляд, как уверяют кураторы, «предвосхитил развитие урбанистики и архитектуры на столетие вперед».

Яков Чернихов, «Архитектурная фантазия № 14», 1929-1932

19.09. — 11.01

Еврейский музей и Центр толерантности, Москва

Юрий Злотников, «Средиземноморская сюита», 1985

«Пурпурные рукава»

В рамках Биеннале частных коллекций Grabar Gallery представит в «Терминале А» собрание основательницы галереи Наталии Грабарь. Лейтмотивом выставки станет московский концептуализм — работы Игоря Макаревича и Виктора Пивоварова, — а также произведения Франциско Инфанте, Олега Целкова и Павла Пепперштейна. Экспозицию дополнят работы Оли Кройтор (недавно мы вспоминали ее перформанс «Без названия»), деревянные объекты нижегородского стрит-арт-дуэта — команды «ТОЙ» — и керамическое зеркало финалиста The Blueprint 100 Родиона Китаева. Кроме того, представят текстиль — например, тканые панно Ульяны Подкорытовой. Что же касается «пурпурных рукавов», то название выставки, по словам куратора Кристины Романовой, «отсылает к одноименной удаленной галактике. Преобладание фиолетовых, сиреневых, лиловых и синих оттенков чередуется с волшебством и вымышленными сюжетами в живописных и текстильных работах коллекции, которая регулярно пополняется и вовлекает все больше ярких звезд современного искусства».

19.09 — 16.11

ЦСИ «Терминал А», Нижний Новгород


XVI Красноярская музейная биеннале «Принцип надежды»

Эскиз к основному проекту участников XVI Красноярская музейной биеннале «Принцип надежды»

Михаил Рогинский, «Ходоки», 2001

Старейшая биеннале в России в этом году празднует 30-летие. Девиз — «Принцип надежды», отсылающий к утопическим проектам деятелей эпохи модернизма. Отвечая на «вопросы о самом главном», поставленные Львом Бакстом, Александром Бенуа, Евгением Лансере, 18 музеев со всей России привезли в Красноярск мини-экспозиции. О детстве — в проекте Национального музея Республики Карелия и художника Бориса Брагина «Путь рыбки». О политике — в инсталляции Юлии Безштанко и музея-заповедника «Шушенское», посвященной образу ссыльного революционера. Об истории — в работе Пермского краеведческого музея и художника Михаила Чувакина. Вместе с фреской Марии Треноги «Машинерия» и скульптурой «Телепорт» Алексея Шидловского «Принцип надежды» разовьет футуристические мечтания деятелей русского авангарда. Помимо этого предполагается гостевой проект «Формы будущего» из объектов и рисунков Леонида Тишкова, а также экспозиция важнейшего художника конца XX века Михаила Рогинского и фотовыставка Александра Слюсарева «В зеркале вещей».

25.09. — 15.02.

Музейный центр «Площадь Мира», Красноярск

{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"margin":0,"line":40}
false
767
1300
false
false
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 200; line-height: 21px;}"}