современное
искусство
креатив:
ИГОРЬ АНДРЕЕВ, виктория слащук
кликайте на героя, чтобы увидеть/скрыть подробности
Настя Ливаднова
Две выставки в галерее XL (с Сергеем Сапожниковым и дебютная персональная), участие в Atonal Berlin, грант Cosmoscow, перформансы с двумя тысячами яиц и метрами летающей туалетной бумаги, острый стиль речи и смелость быть собой в любом моменте — часть бэкграунда и карьеры 23-летней Насти Ливадновой. Художница из Ростова-на-Дону училась в Школе дизайна НИУ ВШЭ и главным достижением считает «продолжение работы на своей территории». Насте нравится вокруг почти все, а вдохновляют ее те, кто умеет работать с обстоятельствами как с возможностями. «Мне нравятся собаки, писающие против ветра на глазах у прохожих, — говорит Ливаднова. — Я мечтаю обрести их смелость. И чувствую, что мой язык любви — способность сделать все особенным. В течение года я дарила товарищу пакеты с изображениями букетов цветов. Такие эсэмэс с очевидным почерком. Пронумерованные — потому что считала, на какой пакет он меня поцелует. Его коллекция значительно пополнилась за это время и они скоро взлетят по его квартире и я вместе с ними. Все хочется спросить, чего мы ждем? Косточку в зубы — и погнали». На вопрос, к чему стремится, Настя дает понять, что в будущем выйдет в масштаб.
Мика Плутицкая
Московская художница с мифическими картинами, обращенными к коллективной и личной памяти и к советскому прошлому, Мика Плутицкая на слуху уже несколько лет. Дебютировав на выставке «Феминизм от авангарда до наших дней» (выставочный зал «Рабочий и Колхозница», 2013), позже Мика появилась в пуле художников галереи Artwin, на 2-й Триеннале «Гаража» (2021), среди резиденток его же мастерских и не только. Сольный проект «Как в детстве карусель» (Artwin в Cube. Moscow, 2020), Триеннале, прошлогодние «Чародеи» в «ГЭС-2» с «темным фольклором», стенд на Сosmoscow и другие крупные проекты для Плутицкой — скорее маркеры достижений: «Настоящие достижения — процесс качественного роста, что созревает внутри тебя и внутри мастерской». Мика изучала психологию в МГУ и мультипликацию в театрально-художественном колледже, закончила бакалавриат fine art в филиале Хартфордширского университета в БВШД, а сейчас учится в Лейпцигской арт-академии. Как художница Плутицкая стремится «обезвредить хотя бы часть художественного наследия, доставшегося от СССР, — и пересобрать его во что-то человеческое». И в ближайшем времени планирует осуществить фотопроект «Матери» для «Винзавода», развить эксперименты с шелкографией и серию «Портреты старейших советских художников», выпустить книгу. Плюс готовится к выставкам в галереях a&o Kunsthalle и Bsmt в Лейпциге.
Родион Китаев
Превращать набор случайных элементов в хаотичный космос — то, что Родиону Китаеву особенно нравится делать в искусстве. Это происходит и в живописи, и в графике, и в объектах, а с недавних пор и в текстах: Китаев пробует себя как писатель. За последние пять лет, прошедшие от первого персонального проекта в пространстве «делай культуру», Родион успел поучаствовать во многих выставках московской галереи Iragui и благодаря ее основательнице Екатерине Ираги также в ярмарках Paris Internationale и NADA в Нью-Йорке и Майами. Китаев (р. 1984, Москва) учился в Полиграфическом институте и посещал ИПСИ, со времен учебы работал иллюстратором и в этой роли появился на Венецианской архитектурной биеннале — в команде бюро KOSMOS Architects. Что касается своей художественной практики, Родион не любит делиться всеми трактовками, но сравнивает ее с коллажом, где смешиваются личное и политическое, интерес к психоанализу, биологии и экологии, элементы кино и литературы, случайные впечатления. Понаблюдать за этим в 2024-м можно будет на выставках в Испании и США. Живет и работает Родион в Париже.
Александр Лемиш
Выпускник «Базы» и резидент галереи fabula в искусстве работает прежде всего с интернет-культурой, соцсетями и всем, на что они влияют. В его инсталляциях, диджитал-живописи или видео смешиваются сетевые миры, повседневность и хоррор-эстетика. В целом же, по мнению Лемиша, искусством может быть все, что угодно. На своей персональной выставке 4Real (Музей Вадима Сидура, 2023) Александр размышлял, с одной стороны, о связи современных медиа с ментальным здоровьем, с другой — об искусстве и жизни скульптора-нонконформиста Вадима Сидура. Видя реальность как множество разобщенных образов, Лемиш передал это состояние через объекты, связанные с Сидуром, и предметы одежды, отсылающие к Рафу Симонсу и Канье Уэсту. В самом Сидуре, его языке, работах и воспоминаниях художник увидел предвестника нашего времени. В ближайших планах Лемиша — сделать еще несколько персональных шоу в России и Европе.
Лена Марру
Выпускница МАХУ, Суриковского и мастерских Российской академии художеств Лена Марру известна «изнаночным», как говорят в галерее Sample, взглядом: и в работах акрилом на ткани, которые выставляются с внутренней стороны, и в керамических объектах. В 2024-м художница развивает проект «С той стороны зеркального стекла»: стремится собрать осколки керамики и живописи воедино, зафиксировать зыбкость и неустойчивость всего вокруг. Биография Лены полна выставок РАХ, РСХ и не только, но своим полноценным дебютом она считает ярмарку blazar 2022. Затем последовала Cosmoscow сразу с парой проектов в галереях Sample и MaxArt и персональные выставки: «Невесомость» в галерее «Соль», «Зеркало», организованная галереей Soulmate совместно с Milliart, «Спрятанное время» в Postrigay Gallery. Все на разные темы и из разных материалов. Ранее Лена также основала свой бренд одежды LENAMARRU с акцентом на роспись по ткани.
Миша Гудвин
2024 год для 28-летнего Миши Гудвина начался с персонального проекта в миланской галерее Edicola: вдохновляясь интернет-фольклором, художник представил в уличной «витрине» вымышленную музыкальную группу из пары аниматроников. Также Гудвина интересуют вичхаус, фонк, электроклэш, цифровой и аналоговый хоррор, массовая культура и субкультуры, аутсайдерские и ремесленные практики, странные объекты и паранормальные явления. Пять лет назад в родном Воронеже Миша вместе с Яном Посадским основал кураторскую группу и независимую галерею «Дай Пять». Оба и сегодня организуют выставки и курируют поп-ап-проекты — пока в Воронеже, Дубае и Москве, но вскоре обещают анонсировать их и в Европе. Параллельно Гудвин учился в «Базе», дебютировал с персональной выставкой в Фонде Владимира Смирнова и Константина Сорокина (2020), участвовал в российских и европейских выставках. Сотрудничает с галереями fãbula в Москве и Voskhod в Базеле. В планах —
еще больше проектов и независимых инициатив.
Артур Кривошеин
До «Свободных мастерских» ММОМА и дебюта с солд-аутом на blazar уфимский художник Артур Кривошеин (резидент галереи a—s—t—r—a) изучал криогенику в Бауманке. Теперь он создает цветные многослойные абстракции, стремясь запечатлеть процесс мышления и реакцию на происходящее. В прошлом году у Кривошеина были выставки в Париже и Москве, новые знакомства и приобретения его работ в российские и зарубежные коллекции. В новом, 2024-м художник намерен перенести работу с холста в другие медиа: видео, музыку, фотографию, гравюру. И осуществить много проектов: на горизонте — персональная выставка, участие в документальном кино, новое видео и путешествие по южным городам, с которого начнется следующая серия.
Василий Кононов-Гредин
Художник, родившийся на севере Кировской области, работает с большими формами и собирает инсталляции из разнообразных предметов: кладбищенских венков, «гелендвагена», выгоревших рам и артефактов из экспедиций по заброшенным деревням. В проекте «Русская смерть» («Музей АРТ4», Василий, 2021), например, путем таких экспедиций Василий исследовал значение смерти в русской культуре. А в «Антиформах», одной из лучших прошлогодних выставок в галерее pop/off/art, Кононов-Гредин изучал возможности и логику повседневных вещей, пересобирая, например, фитнес-тренажеры и бензопилу. Василий стремится к всестороннему воздействию на зрителя — и работает со скульптурой, видео, объектами, живописью, запахами и звуком. Кононов-Гредин дебютировал с проектом «Эдем» (2018): следуя концептуально-минималистской традиции, создал «почти стерильную среду чистой идеи» — «идеальную ситуацию, попытки достигнуть которой обращаются трагедией». Главным достижением художник считает умение слушать других, сильнее всего вдохновляется лесом и в 2024-м планирует написать несколько картин.
Художественное объединение «ГУЙ»
(Егор Ефремов +
Мария Плаксина)
2023 год в московской галерее «Триумф» начался с выставки «ГУЙ» — «Несётся». Егор Ефремов и Мария Плаксина, работающие вдвоем и иногда расширяющие состав объединения, в этом проекте обращались к сказке «Курочка Ряба». Золотое яйцо стало примером «необъяснимого» и попыткой осмыслить ускоряющееся время и события. «ГУЙ» существуют шесть лет, работают между Нижним Тагилом и Екатеринбургом и исследуют традиции в поле современного искусства, в тотальных инсталляциях или скульптурах. Егор и Мария пользуются китайским, японским и английским сегментом интернета, университетскими оцифрованными библиотеками и музеями, осваивают материалы и добывают знания в экспедициях. «Егор десять лет вел детский кружок востоковедения, изучал поэзию Хафиза в Ширазе и работал на угольной шахте», — поясняет Мария. На нее же повлияла дружба с фондом «Культурный транзит» (там состоялась первая выставка «ГУЙ» — «Энума Элиш», 2018) и условия работы на заводах: Мария начала изготавливать гипсовые модели дома. Мечта художников — пожать руку мастеру-самоучке Михаилу Боппосову из якутского села Уолба, который создает для односельчан скульптуры из навоза, разрушающиеся к весне. «Это удививший нас „хотонный“ скульптор. Мы не используем навоз, но наш скульптурный метод в чем-то схож. Если ему нужна поддержка или подмастерья, мы бы нашли способ добраться,
хоть на оленях!»