Blueprint
T

Реконструктор неба

ФОТО:
АРХИВ ПРЕСС-СЛУЖБЫ

В Третьяковской галерее на Крымском Валу открылась выставка Франциско Инфанте «Метафоры бесконечности» — огромная ретроспектива, охватывающая больше 60 лет работы художника. Арт-критик Ольга Кабанова рассказывает, в чем его магия.

Движение — жизнь

Хотя Франциско Инфанте и считает, что продолжает традицию русского авангарда, но визуально его работы отличаются от авангардной классики особенной, своеобразной элегантностью. За шестьдесят лет занятий искусством он не сделал, кажется, ни одной некрасивой работы. И ни одной сюжетной. «Слово «красота» — синоним слова «искусство», — уверяет Инфанте. Разными способами он создавал и создает иллюзорный мир — прекрасный и бесстрастный.


Его полная фамилия Инфанте-Арана, его отец иммигрировал из франкистской Испании, женился на русской женщине и умер, когда сыну было всего полтора года. Вполне советское, как и у многих художников, детство Франциско провел в Москве, учился в художественной школе при Суриковском институте, ходил в Третьяковскую галерею, поступил в Строгановское училище на факультет монументального искусства, проучился там до 1966 года. Но еще за три года до этого, осознав, что традиционное искусство не для него, начал делать что хотел, что было интересно. А интересуют его бесконечность и возможность ее визуализации. В ранних работах, например, в серии «‎Проекты реконструкции звездного неба», начатой в 1963 году, гуашью на картоне нарисовано ночное небо со звездами, образующими овал или закрученными в спираль.


Как и большинство художников его поколения, не вписавшихся в официальное искусство, Инфанте к тому времени ни об авангарде, схороненном в запасниках, ни о современном западном искусстве почти ничего не знал. Но познакомившись с художником Львом Нусбергом, он встретил единомышленников, с которыми вскоре вошел в группу «Движение» и начал заниматься кинетическим искусством — созданием не статичных, а «оживших», крутящихся и изменяющихся объектов. В то время кинетизм был давно признан и популярен в мире, но в Советской стране такое искусство не приветствовалось.



Франциско Инфанте

Группу «Движение» основали семеро художников, первую выставку они провели в 1963 году. К началу 1970-х в группе уже состояли человек тридцать, среди них были актеры, инженеры, музыканты и психологи. Тогда же Нусберг эмигрировал, и группа распалась. Инфанте уже начал создавать свои статичные артефакты, но к движущимся объектам не раз возвращался. Так что его кинетические работы и сейчас показывают на выставках и у нас давно признанного кинетизма.


Из цикла «Супрематические игры», 1968

До 28 января в Доме культуры «ГЭС-2» на выставке «Небесные артефакты» Франциско Инфанте и его сына Платона (открывшейся раньше ретроспективы в Новой Третьяковке) можно увидеть несколько инсталляций. Особенно восхищает центральная: многометровая спираль вращается, отражая на своей зеркальной поверхности окружающее пространство. Работа выполнена по чертежам художника и многократно увеличена. Разумеется, ранние кинетические работы Инфанте не были столь грандиозны, не хватало ни технических возможностей, ни средств. Художник проектировал их в коммуналке, но заранее подумал о возможном масштабировании.


Из цикла «Зимний квадрат», 1977

Из цикла «Альпийский снег», 2009

Артефакты 

«Цикл артефактов “Добавления” (1983), насколько я помню, был инспирирован осознанием того, что пейзаж, какой бы красивый он ни был, а тем более подборка пейзажей в красочных альбомах, быстро утомляет наше сознание: информация концептуальной красоты в таких пейзажах — одна и та же, несмотря на различия запечатленных объектов. Спасти от скуки такой красивости может собственное участие в деле структурного добавления в пейзаж некоего искусственного образования — всегда заранее неизвестного и непредрешимого, но обеспечивающего присутствие АРТЕфакта в своем символическом значении», — писал Инфанте в автобиографии.

Артефакты формально можно отнести к ленд-арту, течению в искусстве, где художник внедряет свое произведение в ландшафт. Но только формально. Инфанте вместе с женой и соавтором Нонной Горюновой создает фотографии, фиксирующие иллюзии, которые возникают в природе благодаря действиям художников. Они ставят зеркала различной формы, искажающие реальность иногда до неузнаваемости, опутывают деревья цветными сетями, окрашивают кусты светящейся краской, развешивают на фоне холмов красные квадраты. Делают визуальные фокусы, кажущиеся волшебством.


Франциско Инфанте-Арана. Спираль. Из цикла «Спирали». 1965. ГТГ

Выставочный чемпион

В Новой Третьяковке под ретроспективную выставку «Франциско Инфанте. Метафоры бесконечности» отдан главный выставочный зал. До Инфанте здесь показывали всем с детских лет знакомые картины Виктора и Аполлинария Васнецовых. Зал тогда был витиевато разделен временными стенками, чтобы можно была повесить побольше картин, предыдущие выставки были устроены подобным образом.


На этот раз все перегородки были сломаны, а стены и потолок выкрашены белой краской. И оказалось, что по размеру зал величиной с небольшую городскую площадь. В этом огромном белом кубе на прозрачных лесках висят работы Инфанте, словно паря в воздухе. Причем все они одного формата и экспонируются парами — задник к заднику, отдельно выставлены только кинетические объекты. Вся выставка стала, в сущности, единой инсталляцией. Ее автор, архитектор Евгений Асс, как и Инфанте, предпочитает чистые решения и холодную, ясную простоту. А на антресолях зала можно увидеть ранние произведения, эскизы, документальные фотографии рабочего процесса.


Франциско Инфанте и Нонна Горюнова, Из цикла «Реверсивные инсталляции», 1997

Как и положено на персональных выставках, на стене зала написана биография художника. Как обычно бывает, она состоит из перечня выставок. И не обязательно этот список длинный (кто-то не мог, а кто-то не считал нужным выставляться часто), но Инфанте — выставочный чемпион. Если в 1982 году он участвует в трех групповых выставках в СССР и за рубежом, то чем дальше, тем больше: в 1991-м — четыре персональные выставки и 11 групповых, в том числе зарубежных, в 2000-м — 18 групповых. В конце списка — итог на сегодня: «За более чем 60-летнюю карьеру Франциско Инфанте реализовал 98 персональных выставочных проектов, а также принял участие почти в 400 коллективных выставках». Что свидетельствует прежде всего о востребованности художника, об интересе к нему. Действительно, работы Инфанте на любой сборной выставке нельзя не заметить. Они, словно артефакты в лесу, преображают любое пространство.


{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"margin":0,"line":40}
false
767
1300
false
false
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}