Главные выставки января
ФОТО:
АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ
Долгие январские каникулы — тот самый ожидаемый и всегда внезапный отпуск, во время которого можно, наконец, немного расслабиться. По-своему расслабляются и музеи с выставочными залами: в первый месяц года почти нет новых экспозиций. Зато есть шанс посмотреть то, что в декабрьском хаосе запланировали, но, конечно же, не успели.
«Раиса Флоренская»
Первая масштабная выставка русской художницы Раисы Флоренской (1894–1932), несколько потерявшейся в тени своего великого брата Павла. Как и Павел Флоренский, Раиса Александровна была очень верующим человеком, и это определило ее творчество: от копирования фресок и икон, иллюстраций к раннехристианской истории (они на выставке тоже есть) — к картинам светским, но в которых также явно ощущается присутствие Бога. Наибольшее впечатление производит «Автопортрет на коричневом фоне», подражание фаюмским портретам. При жизни художницу считали «блаженной»: она подбирала и выхаживала больных животных и птиц, с людьми общалась с трудом, а ушла рано, в 36 лет, от чахотки. Что ж, самое время открыть для себя еще одно имя с уже знакомой фамилией.
07.11.2024 — 15.01.2025
Художественное пространство Île Thélème, Москва
«Рождество»
Рождественская мультимедийная выставка-аттракцион, меняя экспонаты, проходит в лютеранской церкви из года в год, и Анненкирхе — это по-прежнему то самое место, которое погружает в атмосферу праздника не хуже песни Last Christmas или фильма «Реальная любовь». Пушистые ели парят под сводами кирхи, в центральном зале переливается всеми оттенками зеленого и синего северное сияние, а на интерактивный экран можно запустить своего ангела, нарисованного тут же. На втором этаже — выставка московской художницы Ксении Дроновой: Мадонна гуляет по звездному небу на полумесяце. Впрочем, над выставкой работала не одна только Ксения, но и участники проекта нового христианского искусства «После иконы»: Ника Клецки, Светлана Чепрова, Виктор Новиков. Сходить нужно еще и потому, что это последняя рождественская выставка в Анненкирхе перед длительной реставрацией.
02.12.2024 — 05.02.2025
Анненкирхе, Санкт-Петербург
«Импрессионист Константин Кузнецов. Россия-Франция. Возвращение»
Российские искусствоведы называют его «русским Клодом Моне», хотя самому Константину Кузнецову это было бы, наверное, обидно: живя и работая во Франции, он отстаивал свою «русскость», и даже французского паспорта у него не было. Что действительно правда, так это то, что Кузнецов увлекся идеями импрессионизма, увидев картины Моне на художественно-промышленной выставке в Москве. Увлекся настолько, что в 33 года бросил управление фамильным предприятием и уехал в Париж учиться живописи.
05.12.2024 — 09.03.2025
Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань
Он жил на Монмартре, писал пейзажи в Нормандии и Бретани, скалы и море в Этрета, выставлялся в парижских салонах наравне с Анри Матиссом и Пьером Боннаром. В отличие от большинства других художников денег месье Кузнецову как наследнику богатой купеческой семьи хватало и на студию, и на холсты. Он даже мог себе позволить не продавать картины — так что коллекция его полотен (больше 80) вместе с мольбертом и красками целиком перешла к наследникам, а теперь выставлена в Казани. Интересно посмотреть (по возможности не сравнивая) на единственного русского, который не просто ориентировался на французских импрессионистов, но и работал с ними одновременно и выставлялся с ними в тех же салонах.
«Маленькая японская выставка»
07.12.2024 — 21.02.2025
Галерея «Бюро красивых дел», «Севкабель Порт», Санкт-Петербург
Галерея «Бюро красивых дел» повторно запускает выставку работ известных японских художников-графиков последнего столетия: Кацуюки Нисидзимы, Асано Кэндзи, Судзуки Синтаро. Асано Кэндзи — художник-традиционалист, никогда не выезжавший за пределы Японии и с особой нежностью выписывавший «родные березки» — то есть, простите, рисовые поля и старые синтоистские храмы. Кацуюки Нисидзима работал в манере сосаку-ханга: это 300-летняя техника гравюры, чем-то напоминающая работы нашего Ивана Билибина (ну или пейзажи в мультфильмах Хаяо Миядзаки). Ну а Судзуки Синтаро — единственный «европеец» в этой тройке: он учился во Франции и там перенял европейский стиль рисунка. В Японии картины Синтаро очень ценят — их уже приобрели в свои коллекции музеи Токио, Осаки, Киото и Хиросимы.
«Отражения/Рефлексии»
11.12.2024 — 02.03.2025
Галерея pop/off/art, ЦСИ «Винзавод», Москва
Зеркала — универсальный, всем понятный символ. В отражении мы видим себя, но словно и другого человека, смотрящего на нас. В выставочном пространстве московской галереи pop/off/art нет аллюзий к «Алисе в Зазеркалье», зато есть «Балетный класс с кривыми зеркалами» Юрия Альберта, воссозданная инсталляция Павла Пепперштейна «Здесь только оборотная сторона зеркал», серия «Возвращение времени» (1998) Владимира Куприянова, чья ретроспективная выставка этой осенью прошла в ММОМА, и новые произведения Виталия Пушницкого, Ольги и Олега Татаринцевых, а еще масштабная инсталляция Василия Кононова-Гредина. Все так или иначе связаны с темой зеркала. А еще это прекрасная площадка для высокохудожественного селфи.
«Иван Горшков. Генератор счастливых случайностей»
12.12.2024 — 30.03.2025
«ГЭС-2», Москва
«Фантасмагорическая тотальная инсталляция» воронежского художника Ивана Горшкова, работающего в технике реди-мейд (его работы есть в коллекциях Третьяковки и ММОМА). Иван придумал термин «генератор счастливых случайностей», чтобы обозначить принцип рождения произведения. Анна Андреевна Ахматова сказала примерно по тому же поводу: «Когда б вы знали, из какого сора...».
Иван Горшков творит из дерева, пластика, ткани, картона — и каждый раз материал выступает своего рода соавтором, заставляя человека менять форму и идею будущей работы. Бороздки на дереве и особые свойства ткани влияют на мастера в гораздо большей степени, чем об этом принято думать. Процесс создания задокументирован и представлен на выставке эскизами, фотографиями, видеорядом. Сами экспонаты должны продемонстрировать изменения, которые происходили в процессе работы над ними.
«Зима — аллегория и реальность»
Беспроигрышная концепция выставки Музея академии художеств (в одном из его филиалов — Музее-квартире А.И. Куинджи) — «зима, которую мы потеряли». Не слякоть, реагенты и сугробы цвета мокко-мусс, выбранные Pantone символом 2025 года, а «мороз и солнце, день чудесный», как в детстве предыдущих поколений. Западноевропейская графика XVIII–XIX веков, выставленная в Музее-квартире Куинджи, воссоздает образы красивой зимы, катания на коньках и санках, пушистого снега, который радует и богатых, и бедных. Что-то напомнит вам Брейгеля, что-то — Каспара Давида Фридриха: выходить с выставки в этот наш «кофейный мусс» будет уже не так печально.
14.12.2024 — 23.03.2025
Музей-квартира А.И. Куинджи, Санкт-Петербург
«Федор Конюхов. Путешествие длиною в жизнь»
Обладатель окладистой бороды и железного характера, легендарный путешественник, о котором Федор Бондарчук снял фильм, Федор Конюхов — еще и художник. В Нижнем Новгороде представлено около 90 его работ, которые он писал в перерывах между экспедициями и даже во время оных: интереснее всего, конечно же, взглянуть на те, что были созданы во время одиночных полярных дрейфов 2021 и 2024 годов. Выставка предполагает также небольшой интерактив: кроме персональной экспедиционной палатки Конюхова, куда залезать нельзя, есть еще и отдельная фотозона «почувствуй себя художником-полярником»: можно сделать селфи в куртке участника экспедиции — и с заранее принесенной из дома кисточкой.
15.12.2024 — 17.02.2025
Нижегородский государственный художественный музей, Нижний Новгород
«Борис Кустодиев. Патриархальная Россия»
16.12.2024 — 25.02.2025
«Я есть цвет»
Владимиро-Суздальский музей-заповедник, Крестовая палата Суздальского кремля, Суздаль
16.12.2024 — 30.03.2025
Сразу две отличные экспозиции открылись в Суздальском кремле: моновыставка знаменитого русского гедониста Бориса Кустодиева и концептуальный проект, посвященный цветку как символу жизни — от расцвета до увядания. На Кустодиева прекрасно идти, нагулявшись по городу, накупив пряников на ярмарке и выпив стакана три горячего сбитня у уличного лоточника: все эти почти рубенсовские купчихи, пышущие жаром самовары и прочая эстетика а-ля рюс отлично аккомпанируют пейзажу за окном. Что касается проекта «Я есть цвет», то он не про историю цвета, как в исследовательской серии Мишеля Пастуро, а про цвет как цветок. В 30 экспонатах, собранных Аленой Долецкой, цветок — это небольшая, но всегда значимая деталь и на иконе XII века, и на современной картине.
Борис Кустодиев, «Купчиха за чаем», 1918
«Жили-были. Школа русской сказки»
Тотальная инсталляция для детей и взрослых (для первых — альтернатива бесконечным мультяшным «богатырям» и «иванцаревичам» в кино, для вторых — напоминание перечитать, наконец, Проппа). 15 тематических зон открывают зрителям «новые грани» русских сказок — Лешие и Кикиморы, как и совы в «Твин Пиксе», могут оказаться не теми, чем кажутся. Классические иллюстраторы детских сказок, живущие в нашей культурной ДНК (Иван Билибин, Георгий Нарбут, Николай Кочергин) встречают современных художников (Ульяна Подкорытова, Вадим Михайлов, Василий Кармазин). В избушку на курьих ножках от московского арт-дуэта «Крокодилья сила» (crocodilePower) мы и сами были бы не прочь залезть.
20.12.2024 — 31.03.2025
ЦСИ «Винзавод», Москва
«Вера Ширдина. Помнить свое имя»
Постоянный резидент «Терминала А» в Нижнем Новгороде, художница Вера Ширдина представит большую выставку-инсталляцию, посвященную адаптации, мимикрии и хрупкости. Словосочетание «мягкая сила» обретает в работах Веры новый смысл: символом уязвимости становится такой неочевидный материал, как металл. С помощью химических процессов художница имитирует естественное разрушение. Насколько простая, настолько и чистая аллегория: все когда-то заканчивается, даже то, что казалось вечным. Адепт ультрамаринового синего (работавшая с другими синелюбами. — Прим. The Blueprint), художница не изменяет себе и на этой выставке: прекрасные металлические бабочки разрушаются на наших глазах на ярко-синей ткани, которая несомненно — небо.
22.12.2024 — 09.02.2025
ЦСИ «Терминал А», Нижний Новгород
«Хорошо, что вы зеленый»
По восточному гороскопу наступающий год — год Зеленой Змеи, и Музей Востока решил подготовиться к его наступлению глобально. Выставка «Хорошо, что вы зеленый» (в названии — цитата из «Чебурашки и крокодила Гены», если вдруг кто-то не догадался), посвящена азиатским рептилиям всех мастей. Посуда, скульптура, оружие и ритуальная живопись — все с изображением змей, а также крокодилов, черепах, ящериц и лягушек. Must see для детей и взрослых, которые, попав в зоопарк, в первую очередь бегут в серпентарий.
25.12.2024 — 16.02.2025
Музей Востока, Москва
«Российский дизайн 1915–2025»
Лучшие образцы российского и советского дизайна за 110 лет, начиная с «Последней футуристической выставки 0,10» 1915 года. Путешествие «по волнам нашей памяти» — узнаваем и пузатый холодильник ЗИЛ, и флакон культовых духов «Красная Москва», и табуретка на трех ножках, которая, оказывается, выглядит так, а не иначе, потому что в положении лежа копирует первый советский спутник. Космический дизайн круглого пылесоса «Сатурн» явно повлиял на немцев из Wesco, а модульная корпусная мебель была создана задолго до IKEA дизайнером Юрием Случевским специально для хрущевок... Выставка позже станет постоянной экспозицией Московского музея дизайна в Новой Третьяковке.
С 27.12.2024
Московский музей дизайна, Новая Третьяковка, Москва
«Фанлу Линь. И это все о ней»
Фанлу Линь, художница и дизайнер из Китая, переосмысливает традиции китайских этнических меньшинств. Фанлу ездит по провинциям и ищет исчезающие техники изготовления и декора ткани — а потом воссоздает их в своей мастерской. В работах Линь соединяются традиции и современность. Ее арт-объекты — это квинтэссенция современного Востока. То, что нужно для празднования китайского Нового года, который в этом году наступит 29 января.
24.01.2025 — 25.05.2025
Музей современного искусства «Эрарта», Санкт-Петербург