Blueprint
T

История одной фотографии — «Корсет от Мейнбокера» Хорста П. Хорста


ФОТО:
THE HORST ESTATE/LUMIERE GALLERY,
GETTY IMAGES, АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ

Сегодня одному из самых известных модных фотографов XX века Хорсту П. Хорсту исполняется 119 лет. Его имя было легко перепутать с фамилией — зато работы спутать с чужими практически невозможно. Лишь он так успешно совмещал отсылки к полотнам старых мастеров с дыханием сюрреализма и глянцевой эстетикой модных журналов, которую Хорст во многом и определял. Среди наиболее знаменитых работ фотографа — портретов Лизы Фонсагривс-Пенн и Марлен Дитрих, показов Коко Шанель, серии «Циферблат» — особенно выделяется «Корсет от Мейнбокера» 1939 года. Созданный за несколько недель до войны, приобретший массовую популярность после клипа Мадонны Vogue, «Корсет...» заслуживает отдельного рассказа. На 13-й Международной ярмарке современного искусства Cosmoscow, на стенде Галереи Люмьер будет представлен прижизненный платиновый отпечаток с подписью фотографа — но до открытия еще месяц, и, по мнению Ивана Чекалова, времени вполне хватит, чтобы познакомиться с историей этой удивительной фотографии.

Strike a pose

Руководство Warner Bros. рукоплещет только что презентованной композиции Мадонны Vogue. Песня, изначально планировавшаяся к релизу на обратной стороне сингла Keep It Together с альбома Like a Prayer, выходит отдельным изданием. Трек оказывается грандиозным хитом: сначала он занимает первое место в американском Billboard (сместив с пьедестала Nothing Compares 2 U Шинейд О’Коннор), а затем становится синглом номер один в Канаде, Австралии, Великобритании — в общей сложности более чем в 30 странах мира. Несомненному успеху способствовал и стильный черно-белый клип Дэвида Финчера, в котором Мадонна танцует вог — танец, основанный на изломанных, несколько вычурных позах моделей. В конце клипа артистка сидит, обернувшись к зрителю спиной, в тугом белоснежном корсете — этот образ Мадонна позаимствовала из знаменитой фотографии Хорста П. Хорста «Корсет от Мейнбокера». Навестив спустя некоторое время Staley-Wise Gallery в Нью-Йорке, она пристально взглянула на произведение Хорста и сказала: «Посмотрите, что я сделала для этой фотографии». В 2005-м авторский отпечаток «Корсета...» был продан на аукционе Christie’s за 216 000 долларов.

<iframe src="https://player.vimeo.com/video/1109720433?autoplay=1&muted=1&autopause=0&background=1&badge=0&autopause=0&player_id=0&app_id=58479" frameborder="0" allow="autoplay; fullscreen; picture-in-picture; clipboard-write; encrypted-media" style="position:absolute;top:0;left:0;width:100%;height:100%;" > </iframe>

Мадона «Vogue», 1990

14 августа 1939 года модный фотограф Хорст Борман отмечает 33-й день рождения. 15-го он уже весь в работе — на съемке для американского модельера Мейн Руссо Бокера. Тот заказал корсет от французской компании Detolle — по задумке, его следовало носить под одеждой Бокера; Хорст должен был запечатлеть девушку как раз в таком корсете. Фотограф потратил на эту работу весь день. «Я покинул студию в 4 часа утра, — расскажет он в биографии «Хорст. Его работа и его мир». — Вернулся домой, собрал чемоданы и сел на поезд, который отправлялся в 7:00 до Гавра». Там фотограф купил билеты на трансатлантический лайнер «Нормандия» — спустя несколько дней он оказался в Нью-Йорке. А 1 сентября началась война. Хорст Пауль Альберт Борман, из-за созвучия с фамилией начальника канцелярии НСДАП рейхсляйтера Мартина Бормана, изменил свое имя на Хорст П. Хорст и получил американское гражданство. Октябрьский номер французского Vogue, для которого предназначалась фотография, так и не вышел в печать, зато в сентябре «Корсет от Мейнбокера» был опубликован американской и британской версиями издания.

Хорст П. Хорст

Хорст П. Хорст

Столик, перевернутый на арт-директора Vogue

Хорст родился в семье предпринимателя Макса Бормана в городе Вайсенфельс — одном из центров обувной промышленности Германской империи. Некоторое время он провел в Гамбурге, где изучал сценографию и плотницкое дело, и подружился с танцовщицей Евой Вайдеман (познакомился с ней он еще раньше, в доме своей тети). Будучи старше Хорста на 13 лет, Ева уже успела поработать с немецким драматургом Лотаром Шрейером в веймарском Баухаусе. Вдохновившись авангардным искусством, Хорст тем не менее решил отправиться не в Баухаус, а во Францию — чтобы учиться архитектуре у Ле Корбюзье.

В Париже Хорста захватила модная жизнь. Встретившись в 1930-м с фотографом Vogue (и российским эмигрантом) бароном Георгием Гойнингеном-Гюне, он уже спустя год начал делать фотографии для издания, а в 1932-м провел свою первую персональную выставку в галерее La Plume d’or. Как рассказывают в самом Vogue, «протеже занял место наставника, когда Гюне, известный своей вспыльчивостью, опрокинул ресторанный столик на арт-директора Vogue». Восемь лет Хорст фотографировал знаменитостей — от актрисы Бетт Дейвис до режиссера Лукино Висконти и манекенщицы Людмилы Федосеевой. Съемка с последней не понравилась издателю Vogue Конде Насту — тот забраковал весь материал, но настойчивость Хорста заставила Наста изменить свое мнение и даже попытаться посвататься к Федосеевой.

Хорст П. Хорст

Хорст П. Хорст

Заказ на «Корсет от Мейнбокера» Хорст принимает в статусе абсолютной звезды. К тому моменту он уже стал постоянным фотографом показов Коко Шанель, запечатлел Эльзу Скиапарелли и Коула Портера, завел дружбу с Сальвадором Дали. Но «Корсет...» вознес его еще выше. Фотография выглядит так, будто сошла с классического полотна — «Венеры с зеркалом» Диего Веласкеса или «Купальщицы Вальпинсона» Жан-Огюста Доминика Энгра. Античная пластика модели подчеркивается холодом мрамора. По вертикали снимок уравновешивают свисающие с балюстрады ленты корсета, словно взятые напрокат у купидона Веласкеса. Согнутому локтю Венеры с той же картины вторит изгиб руки модели Хорста. Тем временем изящная светотень отсылает к увлечению Хорста сюрреализмом, его упомянутой выше дружбе с Сальвадором Дали и произведению Ман Рэя «Скрипка Энгра», где модель — легендарная Кики с Монпарнаса — сидит спиной к зрителю в позе купальщицы Энгра. Про модель Хорста не известно ничего, кроме имени — ее звали мадам Бернон (фамилия была отмечена на обратной стороне отпечатка). Историк моды и куратор Сюзанна Браун отмечает, что, помимо этой фотографии, мадам Бернон в архивах Vogue больше не встречается, а сам Хорст никогда не комментировал ее личность. Лебединый артистизм, с которым изогнулась мадам Бернон, можно объяснить тем, что Хорст требовал от всех своих моделей посещать Лувр, чтобы знакомиться с классическим искусством.

Диего Веласкес, «Венера с зеркалом», 1647-1651
Огюст Доминик Энгр, «Купальщица Вальпинсона», 1808

Диего Веласкес, «Венера с зеркалом», 1647-1651

Хорст П. Хорст, фото с эскизами костюмов Сальвадора Дали для его балета «Вакханалия», Париж, 1939
Сальвадор Дали. Эскиз сценографии и костюмов к балету «Вакханалия», 1939

Огюст Доминик Энгр,
«Купальщица Вальпинсона», 1808

Сальвадор Дали, эскиз сценографии и костюмов к балету «Вакханалия», 1939

Хорст П. Хорст, фото с эскизами костюмов Сальвадора Дали для его балета «Вакханалия», Париж, 1939
Сальвадор Дали, «Вакханалия», 1939

Ман Рэй, «Скрипка Энгра», 1924

Хорст П. Хорст, фото с эскизами костюмов Сальвадора Дали для его балета «Вакханалия», Париж, 1939

Сальвадор Дали, «Вакханалия», 1939

Кажущуюся легкость «Корсета...» нарушает мысль о войне: «Мы все чувствовали, что война приближается, — рассказывал Хорст. — Слишком много вооружений, слишком много разговоров. И было ясно, что, что бы ни случилось, жизнь уже никогда не будет прежней... Когда я делал эту фотографию, я думал обо всем, что оставляю позади». Согласно легенде, в день съемок жениха мадам Бернон призвали в армию.

Лебединая песнь

Натурализовавшись в США, Хорст вступил в армию — во время Второй мировой войны он работает армейским фотографом и публикуется в основном в Belvoir Castle — журнале для американских военных, расквартированных в Британии. Затем последуют приятельские отношения с президентом Гарри Трумэном, путешествия по Америке и Европе, заказы от House & Garden, Vanity Fair, того же Vogue. Мировая популярность — и связанные с ней постоянные экспозиции, крупные чеки, жажда знаменитостей вроде Жаклин Кеннеди попасть в его объектив — будут сопровождать Хорста до самой его смерти в 1999-м. Хорсту будет 93 года.

Корсеты вновь войдут в моду. По словам Хорста, в 1939 году они «делили заголовки со вторжением в Польшу». Что же до самой фотографии, то «Корсет от Мейнбокера» все-таки появится на обложке французского Vogue — причем весьма скоро, в декабре 1939-го. Как рассказывает директор Галереи Люмьер Наталья Григорьева-Литвинская, «...французский Vogue опубликовал анонимную редакционную статью, в которой высказывалось сожаление об ушедших мимолетных модах и утверждалось, что модная индустрия слишком важна для экономики Франции, чтобы закрывать ее из-за войны». В американском Vogue из соображений нравственности снимок «подправили» — промежуток между левой грудью мадам Бернон и корсетом был отретуширован. Американцы вообще далеко не сразу поняли масштаб этого произведения; так, бессменный главный редактор американского Vogue Эдна Вулман упрекнула Хорста за «недостаток света»: «Я устала от того, что женщины спрашивают меня: “Как сшито это платье? Какое оно на ощупь?”».

Жанлу Сьефф, «Корсет»

Жанлу Сьефф, «Корсет», 1962

Но фотография все равно стала культовой — вопреки утверждению Мадонны, задолго до 1990-х. Например, в 1962 году французский фотограф Жанлу Сьефф представил свой «Корсет», отсылающий к произведению Хорста. В 1984-м вышла биография «Хорст. Его работа и его мир» за авторством Валентина Лоуфорда — на обложку была помещена именно эта работа. «Корсет...» превратился в символ модной фотографии середины XX века и талисман Vogue. Не зря Мадонна завершит клип на одноименную песню очевидным оммажем к «Корсету Мейнбокера». В отличие от Мадам Бернон, она все же развернется в профиль, произнеся при этом только одно слово: Vogue.

Валентин Лоуфорд, «Хорст. Его работа
и его мир», 1984

{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"margin":0,"line":40}
false
767
1300
false
false
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 200; line-height: 21px;}"}